ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-19210/19 от 21.11.2019 АС Саратовской области

602/2019-223206(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-19210/2019  28 ноября 2019 года 

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2019 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении  протокола секретарем судебного заседания Бородавкиной М.О., 

рассмотрев заявление ООО «Прикаспийская газовая компания», ИНН <***> 

о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушения законодательства в  области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № 368132/2019 от 06.05.2019 года Управления Росприроднадзора по Саратовской области 

Заинтересованные лица:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской  области 

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности 13.06.2019, ФИО2 по доверенности  01.01.2019 г., 

иные лица не явились, извещены,
  У С Т А Н О В И Л :

ООО «Прикаспийская газовая компания» (далее – заявитель, Общество, ООО «ПГК»)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания  об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и  нарушений природоохранных требований № 3681-32/2019 от 06.05.2019 года Управления  Росприроднадзора по Саратовской области. 

Отзыв на заявление в материалы дела не представлен.

Дело рассмотрено судом по существу заявленных требований на основании  представленных доказательств, по правилам гл.24 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, ООО «Прикаспийская газовая компания» является  собственником земельного участка с кадастровым номером № КН 64:22:100101:20, занятого  Узеньским нефтесборным пунктом. Указанный земельный участок относится к  землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,  безопасности и земли иного специального назначения, для размещения промышленных  объектов». 


В соответствии с распоряжением № 48р от 25.03.2019, Управлением  Росприроднадзора по Саратовской области проведено выездное обследование и осмотр  вышеназванного земельного участка, отобраны пробы почвы (почвогрунта). 

По результатам испытаний проб установлено, что в районе емкости (бочки) с  дизельным топливом объемом 25 куб.м.: сера - 536,6 мг/кг, что превышает ПДК (160 мг/кг) в  3,35 раза. Превышение допустимых концентраций содержания нефтепродуктов в почве не  обнаружено; в районе резервуарного парка «Верхний»: сера - 843,2 мг/кг, что превышает  ПДК (160 мг/кг) в 5,27 раза: нефтепродукты - 1490 мг/кг, что превышает ПДК (1000 мг/кг)  в 1,49 раза; в районе резервуарного парка «Нижний»: сера - 638,8 мг/кг, что превышает ПДК  (160 мг/кг) в 3,99 раза. 

Нефтепродукты - 1720 мг/кг, что превышает ПДК (1000 мг/кг) в 1,72 раза, что  подтверждается также протоколом испытаний почвы (грунта) № 11 от 29 апреля 2019 года. 

В ходе проверки также установлено, что технологический процесс подготовки  нефти направлен на получение товарной нефти из нефтяной эмульсии (пластового флюида, 

газожидкостной смеси, выводимой из скважин в виде углеводородного газа 

мелкодисперсной смеси, двух сильногазированных несмешивающихся жидкостей -  нефти и пластовой воды). 

Откачка пластовой воды осуществляется в поглощающую скважину. Пластовая вода  выводится в подземную емкость, откуда насосами закачивается в пласт. 

На основании акта проверки Обществу выдано предписание, которым предписано  ликвидировать недопустимый уровень содержания нефтепродуктов и серы в границах  земельного участка с кадастровым номером 64:22:100101:20 на территории НСП «Узенький»  в границах обваловки бочки с дизельным топливом, а так же в границах резервуарных парков  «Верхний» и «Нижний» в Радищевском МО ФИО3 Саратовской области,  принадлежащего ООО «ПГК» на праве аренды и рекультивировать нарушенные земли. 

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконным и отмене данного предписания. 

 В порядке ч.4 ст.137 АПК РФ суд завершил предварительное заседание и открыл  судебное разбирательство по существу спора. 

Исследовав материалы дела, оценив обоснованность доводов сторон, суд приходит к  следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений  и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных  органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет 6 проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый  акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,  нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 


По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится  только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей  проверки нарушений законодательства в целях их устранения. 

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на  юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых  основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.  Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного  акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от  государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный  характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого  наступает административная ответственность. 

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и  назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления,  заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного  предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок  и сообщения об этом контролирующему органу. 

В своем заявлении Общество указывает, что при проведении осмотра и выдаче  обжалуемого предписания, Роприроднадзором не принято во внимание региональная  специфика почв Новоузенского района Саратовской области, отбор проб почв проведен с  нарушением гигиенического норматива ГН 2.1.7.2041-06, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. 

Кроме того заявитель указывает, что ГН 2.1.7.2041-06, устанавливающий ПДК на серу  (валовое содержание) не может быть применим по отношению к настоящему земельному  участку. Сера не является загрязняющим веществом. Между тем в преамбуле Гигиенических  нормативов (ГН) 2.1.7.2041-06 указано, что настоящие нормативы действуют на всей  территории Российской Федерации и устанавливают предельные допустимые концентрации  химических веществ в почве разного характера землепользования. Ссылка в пункте 1.3 ГН  2.1.7.2041-06 о том, что нормативы распространяют свое действие на почвы населенных  пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения,  территории курортных зон и отдельных учреждений не свидетельствуют о том, что речь идет  о категориях земель, так как таких, например, категорий земель, как «территории курортных  зон» или «отдельных учреждений» не существует. При этом, указанные положения ГН  2.1.7.2041-06 не разделяет почвы исходя из характера землепользования (почвы  промышленности, почвы зон санитарной охраны источников водоснабжения и т.д.). 

Характер землепользования в современной трактовке земельного законодательства  РФ - это виды разрешенного пользования и целевого назначения: промышленное,  транспортное, строительное, рекреационное, сельскохозяйственное, жилая застройка,  коммунальное обслуживание и т.д. (Классификатор разрешенных видов использования  земельных участков) утв. Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540). При этом  один и тот же вид землепользования может быть разрешен в отношении земельных участков  разных категорий. Например, вид разрешенного землепользования «для  сельскохозяйственного производства может быть разрешен как на землях категории «земли  сельскохозяйственного производства», так и на землях населенного пункта, а разрешенный  вид землепользования «для производственных целей» земель населенных пунктов, является  аналогом разрешенного вида пользования земель промышленности. Земельный участок, с  которого были отобраны пробы, относится к категории «земель промышленности,  энергетики...» с разрешенным видом пользования - для добычи и разработки полезных  ископаемых. 

Таким образом, с учетом того, что ПДК исходит из понятия всех видов  землепользования, его применение к данному земельному участку является законным. 


Вопрос о возможности применения ПДК на земельных участках с категорией «земель  промышленности, энергетики...» неоднократно ставился на обозрение судов. Выводы об этом  содержатся в судебной практике, в том числе, по Саратовской области. 

Таким образом суд делает вывод, что сера является загрязняющим веществом при  наличии определенных условий. 

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы предельно  допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ  и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) -  нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого  содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и  микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к  загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.  Предельно-допустимая концентрация - максимальная концентрация загрязняющего почву  вещества, не вызывающая негативного прямого или косвенного влияния на природную среду  и здоровье человека (см. пункт 102 ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения). 

Исходя из понятия ПДК и почвы, как единой среды обитания человека, ПДК  устанавливает ту безопасную максимальную концентрацию загрязняющего вещества в почве,  которая будет являться безопасной для почв любых категорий земель. Гигиенические  нормативы 2.1.7.2041-06 устанавливают ПДК по показателю сера (валовое содержание). 

В связи с чем, количество, превышающее данное значение является - недопустимым, а  почва с таким показателем, является загрязненной. 

В постановлении Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, сера поименована в  качестве компонента сернистых соединении (серная кислота по S; сероводород по S).  Заявитель утверждает, что отсутствует причинно-следственная связь между деятельностью  Общества и наличием серы в почве. 

Согласно протоколу испытаний почв № 11, исследование проб почв земельного  участка с кадастровым номером 64:22:100101:20 проводилось на предмет нахождения в  почве, в том числе, нефтепродуктов и серы (валового содержания). Превышения по  нефтепродуктам не обнаружено. Обнаружено значительное превышение по сере (валовое  содержание). 

Содержания серы (валовое содержание) в почве заключается не в определении  элементарной серы в чистом виде, которая в чистом виде даже в природе встречается  крайне редко, а в окислении всех серосодержащих веществ до сульфидной формы и  осаждение серы с помощью специальных растворов. 

В соответствие с выпиской ЕГРЮЛ, производственная деятельность Общества  связана с добычей сырой нефти, предоставлением услуг в области добычи нефти и  природного газа, производством нефтепродуктов и т.д. 

Конституцией Российской Федерации установлено, что владение, пользование и  распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками  свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных  интересов иных лиц. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие  при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на  природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе  и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются, в том числе  Федеральным законом № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». 

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана  земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного  самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как  важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. 


Пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в  целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы  и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от  загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и  микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого  негативного воздействия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2018), нормативы предельно допустимых  концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и  микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - это  нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого  содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и  микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к  загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. 

Предельно-допустимая концентрация - это максимальная концентрация  загрязняющего почву вещества, не вызывающая негативного прямого или косвенного  влияния на природную среду и здоровье человека (пункт 102 ГОСТ 27593-88 Почвы.  Термины и определения). 

Статьей 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об  охране окружающей среды» установлено, что загрязняющие вещества, в отношении которых  применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды,  определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств  химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей  среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения,  обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического  мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов)  измерения загрязняющих веществ. Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых  применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды,  устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры  государственного регулирования в области охраны окружающей среды", утвержденному  распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года N 1216-р, сера  валовая не включена в перечень загрязняющих веществ почв. 

Согласно разделу III "Для почв" вышеназванного Перечня нефтепродукты являются  загрязняющими веществами, в отношении которых применяются меры государственного  регулирования в области охраны окружающей среды Согласно "ГОСТ 27593-88 (СТ СЭВ  5298-85). Государственный стандарт Союза ССР. Почвы. Термины и определения" (утв. и  введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 23.02.1988 N 326) (действующий  до настоящего времени) почва - это самостоятельное естественно-историческое  органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате  длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее  из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические  генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений  соответствующие условия. 

Почвенный горизонт это специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в  результате воздействия почвообразовательных процессов. Органическое вещество почвы -  это совокупность всех органических веществ, находящихся в форме гумуса и остатков  животных и растений. 

Гумус - это часть органического вещества почвы, представленная совокупностью  специфических и неспецифических органических веществ почвы, за исключением  соединений, входящих в состав живых организмов и их остатков. Настоящий стандарт  устанавливает термины и определения понятий в области почвоведения. 


Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во  всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или  использующих результаты этой деятельности. 

П. 3.14 "ГОСТа Р 54003-2010. Национальный стандарт Российской Федерации.  Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации  организаций экологического ущерба. Общие положения" (утв. и введен в действие Приказом  Ростехрегулирования от 30.11.2010 N 594-ст) определено, что почвогрунт это обладающая  плодородием почвенная масса, созданная искусственно, или плодородный слой, снятый с  поверхности земельного участка или привнесенный на него. 

В соответствии с ГОСТом 25100-2011. Межгосударственный стандарт. Грунты.  Классификация" (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 190-ст) к  осадочным грунтам относятся сульфатные которые включают в себя гипсы, ангидриты и др. 

Как следует из проекта рекультивации земель пункта сбора нефти «Узеньский»  почвенный покров до начала работ по строительству нефтесборного пункта снят на глубину  0,2 м., при этом содержание гумуса на глубине 20 см. снизилось до 1-2%, а содержание  легкорастворимых солей возросло до значения, токсичных для сельскохозяйственных  растений. В почвенном покрове преобладают темно-каштановые и каштановые типичные  почвы, для указанной территории характерна большая степень засоленности грунтов, в связи  с чем, возможны интенсивные миграции солей и концентрация их при определенных  условиях. В солевом горизонте из водорастворимых солей преобладают сульфаты и хлориды.  

Согласно технологическому регламенту Узеньского нефтяного месторождения  утвержденному заместителем генерального директора- главного инженера ООО «ПГК» 

технологический процесс подготовки нефти направлен на получение товарной нефти из  нефтяной эмульсии (пластового флюида, газожидкостной смеси, выводимой из скважин в  виде углеводородного газа мелкодисперсной смеси, двух сильногазированных  несмешивающихся жидкостей - нефти и пластовой воды). 

Подготовка направлена на удаление из нефти газа, воды и солей и не связана с  химическими реакциями и превращениями, не изменяет природную структуру  углеводородов нефти. 

То есть, природные углеводороды находятся в технологической системе  (аппаратах и трубопроводах), но не используются в технологическом процессе. 

Нефть месторождения содержит только следовые количества токсичных и 

высокотоксичных веществ (карбонилсульфида, метилмеркаптана, этилмеркаптана), что  обеспечивает качество подготовленной нефти без применения специальных технологических  процессов очистки. 

То есть основные ограничения процесса подготовки заключаются в обезвоживании и  обессоливании нефти. 

Для удаления попутных вод из добываемой нефти Общество использует 

Деэмульгатор водонефтяных эмульсий DECLEAVE, ТУ 2458-052- 94296805-2009.  Согласно паспорта безопасности химической продукции № 94296805- 24-39179 на указанный  деэмульгатор в его составе отсутствует вещество сера. 

Судом установлено, что постановлением государственного инспектора Российской  Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по  Саратовской области ФИО4 № 4-11/2019 от 06.06.2019 года, Общество признано  виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренном частью 2  статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которое  выразилось в загрязнении почвы серой на территории земельного участка КН  64:22:100101:20, общей площадью 1850,8 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская  область, Новоузенский район, Радищевское муниципальное образование и назначено  наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. 


Не согласившись с указанным постановлением ООО «ПГК» обратилось в  Новоузенский районый суд Саратовской области с заявлением об его отмене. 

Вступившим в законную силу решением Новоузенского районного суда Саратовской  области от 13.08.2019 по делу № 12-14(1)/2019 постановление государственного инспектора  Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора  по Саратовской области ФИО4 № 4-11/2019 от 06.06.2019 года отменено,  производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия  состава административного правонарушения. 

В рамках рассмотрения дела Новоузенским районным судом Саратовской области в  качестве специалистов допрошены ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые показали, что для Новоузенского района основным типом почвы являются  каштановые почвы, характерная черта таких почв - это большое количество сульфатов, в том  числе, и не растворимых сульфатов, например гипс. Накопление гипса это один из процессов  формирования каштановых почв, для этого региона это характерно. Сера это абсолютно 

природный, естественный компонент, который достался от Хвалынского моря, климат  достаточно засушливый, преобладает выпотной водный режим, когда атмосферными  осадками почва не промывается, постоянно идет подтягивание из грунтовых вод 

на поверхность. Рекультивации территории промплощадки сборного пункта с целью  снижения содержания серы, невозможна, так как сера является естественным природным  компонентом почв района работ, удалить ее из грунта на локальной территории не  представляется возможным. Попытки каким-либо образом промыть грунт большим  количеством воды или закрыть поверхность территории промплощадки привозным грунтом  ни к чему не приведут. 

Новоузенский районный суд Саратовской области пришел к выводу об отсутствии в  действиях ООО «Прикаспийская газовая компания» состава административного  правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса об административных  правонарушениях Российской Федерации, поскольку на территории Новоузенского района  исторически сложился специфический региональный фон по содержанию серы. Данные фон  характеризуется повышенным содержанием серы, спецификой её природного отложения в  форме гипса - сульфата кальция. Доказательств наличия причинно-следственной связи  между деятельностью ООО «Прикаспийская газовая компания» и наличием серы в почве в  судебном заседании не установлено. 

В отмененном постановлении административный орган отражает обстоятельства,  установленные в ходе проведения обследования и осмотра земельного участка с кадастровым  номером № КН 64:22:100101:20, занятого Узеньским нефтесборным пунктом. 

Вступившим в законную силу решением Новоузенского районного суда Саратовской  области от 13.08.2019 г. по делу № 12-14(1)/2019 предельно допустимая концентрация серы в  почве признана природным явлением и естественным для Новоузенского района  Саратовской области. 

При данных обстоятельствах оспариваемое предписание № 3681-32/2019 от  06.05.2019 года Управления Росприроднадзора по Саратовской области признается судом  недействительным. 

В соответствии с ходатайством ООО «Прикаспийская газовая компания», расходы по  государственной пошлине в сумме 3000 руб. отнести на заявителя, уплаченные последним  платежным поручением № 1236 от 01.08.2019 г. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

 Р Е Ш И Л:


Заявленные ООО «Прикаспийская газовая компания» требования – удовлетворить.

Признать недействительным предписание Управления Росприроднадзора по  Саратовской области № 3681-32/2019 от 06.05.2019. 

В соответствии с ходатайством ООО «Прикаспийская газовая компания», расходы по  государственной пошлине в сумме 3000 руб. отнести на заявителя, уплаченные последним  платежным поручением № 1236 от 01.08.2019 г. 

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи  через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый  арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке  ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области  кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с  момента вступления решения в законную силу. 

Судья Арбитражного
суда Саратовской области Т.И. Викленко