410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Саратов Резолютивная часть оглашена 17 марта 2014 года Полный текст изготовлен 24 марта 2014 года | Дело № А57-19300/2013 |
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи М.А. Волковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балахниной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Центрального банка Российской Федерации, город Москва (ОГРН 1037700013020) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, город Саратов;
к Казне Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, город Москва (ОГРН 1087746829994); Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, город Саратов (ОГРН 1106454003028);
о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет средств казны Российской Федерации в пользу Центрального банка Российской Федерации убытков, причиненных незаконным бездействием Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в сумме 20 095,88 рублей;
третьи лица:
Министерство экономического развития Российской Федерации, город Москва;
Министерство финансов Российской Федерации, город Москва;
Управление Федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов;
при участии в судебном заседании:
от истца по доверенности от 02.09.2013 года - Рослова А.В.; Берг Ю.Б.;
от ответчиков и третьих лиц полномочные представители не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Центральный банк Российской Федерации, город Москва в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, город Саратов с иском к Казне Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, город Москва; Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, город Москва; Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, город Саратов о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет средств казны Российской Федерации в пользу Центрального банка Российской Федерации убытков, причиненных незаконным бездействием Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в сумме 20 095,88 рублей.
В своем иске Центральный банк Российской Федерации указал в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство экономического развития Российской Федерации, город Москва; Министерство финансов Российской Федерации, город Москва; Управление Федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов.
02.12.2013 года, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец уточнил исковые требования и просил суд считать ранее указанного во вводной части искового заявления ответчика - Казна Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в уточненной формулировке с учетом просительной части искового заявления как ответчика - Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Суд принял заявленные уточнения.
Представители истца поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в возражениях на отзыв ответчика.
Ответчик- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо - Управление Федерального казначейства по Саратовской области возражало против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Другие ответчики и третьи лица отзывы на исковые требования не представили, своих возражений не заявили.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.
Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, суд находит все основания для удовлетворения иска в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, за Центральным банком Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 2340,6 кв.м. (кадастровый номер 64:41:410350:0015), расположенный по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59 (Свидетельство о государственной регистрации права серии 64 АА № 505721). На указанном земельном участке расположено два строения:
-одноэтажный гараж литер «Б», находящийся в собственности Российской Федерации в лице Центрального банка Российской Федерации, числящийся на балансе ГУ Банка России по Саратовской области (Свидетельство о государственной регистрации права серии 64 АА № 428148);
-многоэтажное административное здание литер «А», в котором часть помещений принадлежит на праве собственности ОАО «Сбербанк России», а другая часть помещений находится в собственности Российской Федерации в лице Центрального банка Российской Федерации и числится на балансе ГУ Банка России по Саратовской области (Свидетельство о государственной регистрации права серии 64 АА № 203709).
10 февраля 2010 года за исходящим № 29-11/1908 руководителю Территориального управления Росимущества по Саратовской области Харитонову А.П. было направлено письмо о получении согласия для раздела земельного участка, расположенного в г. Балашове, с целью предоставления данного согласия в Банк России в качестве обоснования выделения средств на оплату работ по межеванию и последующему переоформлению вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 18 марта 2010 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области сообщило истцу о необходимости произвести землеустроительные работы, приведен перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением о разделе земельного участка.
26 июля 2010 года между Центральным банком Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Саратовской области и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Саратовский филиал) был заключен договор № Д-29/211 на выполнение кадастровых работ. Платежными поручениями № 42206368 от 02.08.2010 и 42207326 от 31.08.2010 ГУ Банка России по Саратовской области оплатило за выполненные работы 23945 руб.
В ноябре 2010 года ГУ Банка России по Саратовской области были получены кадастровые паспорта на образованные земельные участки с номерами 64:41:410350:49 и 64:41:410350:50. В государственный кадастр недвижимости сведения были внесены 11 ноября 2010 года.
В соответствии с положениями части 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
03 декабря 2010 года за исходящим номером 29-11/18893 Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области направило Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее по тексту – ТУ Росимущества) пакет документов для раздела и переоформления земельного участка в г. Балашове, в котором просила закрепить за Банком России на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 64:41:410350:49 по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59, площадью 1197 кв.м., а на земельный участок по тому же адресу с кадастровым номером 64:741:410350:50 оформить Банку России право ограниченного пользования (сервитут).
20 декабря 2010 года в дополнение к письму ГУ Банка России по Саратовской области от 03.12.2010 (исх. № 29-11/18993) были направлены подлинники кадастровых паспортов, Схема раздела земельного участка и Ситуационный план земельного участка.
28 декабря 2010 года за исх. № 02-6701 ТУ Росимущества сообщило истцу о том, что в соответствии с п. 4.8 Положения о ТУ Росимущества, принятие Управлением решения об образовании (разделе) земельных участков и предоставлении прав на них осуществляется только по поручению Росимущества, в связи с чем заявления истца по настоящему делу с пакетом документов и сопроводительным письмом за исходящим номером 02-6697 27 декабря 2010 года были направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для проведения экспертизы и принятия решения по данному вопросу.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями указанной статьи образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таковым является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое в соответствии с пунктом 5.35 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. На территории Саратовской области действует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.
В соответствии с частью 1 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного выше заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Однако указанные выше требования законодательства ответчиками выполнены не были, решение о разделе земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59 в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок принято не было, что в дальнейшем привело к возникновению у истца убытков в сумме 20095 руб. 88 коп.
Истец полагает, что бездействием ответчика, выразившемся в длительном нерассмотрении документов, представленных истцом, и непринятии в установленный законодательством срок решения о разделе земельного участка, Банку России были причинены убытки в сумме 20095 руб. 88 коп. Указанные денежные средства истец вынужден был оплатить за повторное проведение работ по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59.
14 июня 2011 года за исх № 02-4214, 01 февраля 2012 года за исх № 02-518 ТУ Росимущества в ответ на запросы ГУ Банка России по Саратовской области сообщал о непоступлении ответа из Росимущества.
22 февраля 2012 года ТУ Росимущества по просьбе ГУ Банка России по Саратовской области направило письмо на имя заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом П.А. Потапова, которым просило ускорить процедуру рассмотрения обращения ГУ Банка России по Саратовской области от 27.12.2010 № 02-6697 о разделе в том числе земельного участка с кадастровым номером 64:41:410350:15 по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59. В указанном письме руководитель ТУ Росимущества ссылается на истечение установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячного срока для принятия решения, что также подтверждает вывод истца о нарушении ответчиком требований законодательства о сроках рассмотрения заявления о разделе земельного участка.
15 марта 2012 года за исх. № 02-1552 ТУ Росимущества в ответ на обращение истца от 11 марта 2012 года о судьбе представленного заявления на раздел земельного участка и пакета документов сообщило о направлении запроса в Росимущество и о неполучении на момент подписания настоящего письма ответа из указанной организации.
Поскольку ГУ Банка России по Саратовской области исчерпало возможности выяснения вопроса о судьбе направленных в Росимущество документов, истом по настоящему делу был подготовлен запрос начальнику Главного управления недвижимости Центрального банка Российской Федерации с просьбой обратиться в Росимущество с целью выяснить причину отсутствия до настоящего времени решения по разделу земельного участка (исх. № 29-16/9924 от 21.06.2012).
В ответ на указанное выше обращение Главное управление недвижимости Банка России рекомендовало незамедлительно подготовить и направить в ТУ Росимущества необходимый пакет документов, после чего копию обращения выслать в адрес Главного управления недвижимости. К своему письму Главное управление недвижимости Банка России приложило копию ответа Директора департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.09.2012 № Д23-и-2629, в котором сообщалось о том, что Росимуществу дано поручение рассмотреть представленный Банком России пакет документов и проинформировать о результатах рассмотрения.
Во исполнение письма Главного управления недвижимости Центрального банка Российской Федерации от 11.09.2012 ГУ Банка России по Саратовской области повторно направило пакет документов, необходимый для принятия решения о разделе земельного участка (сопроводительное письмо № 29-18/15029 от 20.09.2012, получено ТУ Росимущества 20.09.2012).
21 ноября 2012 года в ТУ Росимущества поступило поручение Росимущества от 16 ноября 2012 года принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 64:41:410350:15 площадью 2340,6 кв.м. по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59 на два земельных участка: с кадастровым номером 64:41:410350:50 площадью 1144 кв.м. и с кадастровым номером 64:41:413050:49 площадью 1197 кв.м.
Как следует из поручения Росимущества, им рассмотрено обращение ТУ Росимущества от 01 октября 2012 года № 02-6071, в представленном пакете документов отсутствовал кадастровый паспорт на вновь образуемый участок с кадастровым номером 64:41:41030:49 площадью 1197 кв.м. Однако подлинники данного кадастрового паспорта дважды направлялись в ТУ Росимущества (20 декабря 2010 года и 20 сентября 2012 года), что подтверждается исходящими письмами истца, на которых стоит отметка о принятии ТУ Росимущества пакета документов. Каких-либо сообщений о недостаточности представленных документов истцу от ответчика не поступало.
Распоряжением № 660-р от 10 декабря 2012 года земельный участок разделен, ГУ Банка России по Саратовской области поручено осуществить действия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, а также обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества.
В качестве доказательств нарушения ответчиком установленных законодательством сроков рассмотрения заявления о разделе земельного участка истцом одновременно с исковым заявлением была представлена переписка с ответчиком, из которой усматривается, что представленные в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области документы истцу не возвращались, дополнительные документы у истца не запрашивались, в связи с чем Банк России считает, что представленный пакет документов являлся достаточным для принятия решения о разделе земельного участка. Кроме того, истцом представлено письмо руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 22.02.2012 года исх. № 02-2095, из которого усматривается, что установленный законодательством срок рассмотрения заявления истца истек.
Факт выполнения работ по межеванию земельного участка подтверждается заключенными договорами от 26.07.2010 года и от 11.04.2013 года, платежными поручениями и актами сдачи-приемки работ (приложение 2), подтверждающими факт оплаты работ по договорам. В соответствии с договором от 26.07.2010 года Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» предоставило истцу межевые планы вновь образованных земельных участков из земельного участка по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59. В связи с тем, что за время нахождения документов на рассмотрении у ответчика были аннулированы внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения в связи с неосуществлением в установленный законом срок государственной регистрации права на вновь образованные земельные участки, истец не смог осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок и вынужден был в апреле 2013 года заключить договор и повторно провести межевание земельного участка и оплатить данные работы, без чего невозможно было осуществить повторный кадастровый учет вновь образованных земельных участков, в результате чего истец полагает, что понес убытки в сумме оплаченной цены работ по повторному межеванию.
Таким образом, в нарушение установленного законодательством срока принятия решения о предоставлении земельного участка, ТУ Росимущества и Росимущество длительное время бездействовали, не принимая решения по заявлению истца о разделе земельного участка. Свой вывод о бездействии ответчика истец основывает на том, что на протяжении всего времени нахождения документов на рассмотрении у ответчиков дополнительные документы у ГУ Банка России по Саратовской области не запрашивались, о невозможности по каким-либо причинам принять решение о разделе земельного участка истцу не сообщалось. Как следует из поручения Росимущества, им было рассмотрено обращение от 01 октября 2012 года, обращение от 03 декабря 2010 года (с дополнениями от 20 декабря 2010 года) Росимуществом не рассматривалось. При этом ТУ Росимущества в своем распоряжении ссылается на все обращения истца (как от 2010 года, так и от 2012 года).
Бездействие истца, выразившееся в длительном нерассмотрении обращения истца и непринятии решения о разделе земельного участка, привело к аннулированию внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о вновь образованных земельных участках, поскольку в течение двух лет с момента внесения данных сведений не была осуществлена государственная регистрация права на земельные участки, в связи с чем истец не смог зарегистрировать права на вновь образованные земельные участки.
19 декабря 2012 года документы на земельный участок с кадастровым номером 64:41:410350:0015 были представлены для государственной регистрации права при ликвидации объекта в Балашовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. Кроме того, были представлены для государственной регистрации права документы на вновь образуемые земельные участки по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, д. 59. Указанные выше документы были направлены представителем Банка России Загуменным С.Г., в связи с чем вся переписка Балашовским отделом Росреестра направлялась в его адрес и на его имя.
27 декабря 2012 года регистрация прав на вновь образованные земельные участки была приостановлена на срок до 28 января 2013 года в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации сообщалось об аннулировании 27 ноября 2012 года сведений о земельных участках. Государственная регистрация права при ликвидации объекта была также приостановлена. 28 января 2013 года в государственной регистрации права собственности на земельные участки и прекращении права при ликвидации объекта было отказано.
Как следует из уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 64:41:410350:50 и 64:41:410350:49 аннулированы 27.11.2012 на основании положений части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Поскольку действующее законодательство не предусматривает механизм восстановления аннулированных сведений о земельных участках в государственном кадастре недвижимости, а регистрация прав на земельные участки возможна только при наличии таких сведений, учитывая тот факт, что необходимость в проведении раздела земельного участка, расположенного в г. Балашове, у ГУ Банка России по Саратовской области не отпала, истец вынужден был снова обратиться в филиал ФГУП «Ростехинвентаризация» по Саратовской области для получения материалов, относящихся к разделу земельного участка с кадастровым номером 64:41:410350:15 с целью повторной постановки на кадастровый учет.
Платежным поручением № 5402 от 13.05.2013 ГУ Банка России по Саратовской области оплатило Саратовскому филиалу ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» за выполненные кадастровые работы по договору № ДТ-29/77 от 11.04.2013 20095 руб. 88 коп.
Вновь образованные земельные участки снова поставлены на кадастровый учет, однако им присвоены иные, нежели указанные в распоряжении №660-р от 10.12.2012, кадастровые номера, в связи с чем истец вынужден был заново собрать пакет документов и обратиться к ответчику с просьбой актуализировать распоряжение о разделе земельного участка.
Таким образом, бездействием Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившимся в длительном (около двух лет) непринятии решения о разделе земельного участка, ГУ Банка России по Саратовской области причинены убытки в сумме 20095 руб. 88 коп., поскольку истец для реализации своего права на раздел земельного участка и выделение земельного участка вынужден был дважды оплатить кадастровые работы и повторно получать кадастровые паспорта на вновь образованные земельные участки.
Документы находились на рассмотрении у ответчика с 20.12.2010 года по 10.12.2012 года (когда Распоряжением № 660-р был осуществлен раздел земельного участка и ГУ Банка России по Саратовской области поручено осуществить действия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные земельные участки, а также обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества.
При этом суд обращает внимание на то, что в соответствии с положениями части 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер и аннулируются по истечении двух лет с момента их внесения в случае, если до истечения данного срока не была произведена государственная регистрация права на данный объект имущества. За представленные законом два года истец должен был направить документы на рассмотрение ответчику и после получения решения о разделе земельного участка обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области для государственной регистрации права на земельный участок.
Из установленного указанной выше нормой закона двухлетнего срока на рассмотрении у ответчика документы находились 1 год 11 месяцев и 20 дней. Истец полагает, что за оставшиеся 10 дней осуществить иные действия, необходимые для регистрации права на вновь образованные земельные участки, невозможно. При этом Банк России обращает внимание, что между внесением сведений в государственный кадастр недвижимости и получением Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области полного пакета документов прошло около месяца. С момента принятия ответчиком решения о разделе земельного участка до обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области для государственной регистрации права на земельный участок прошло 8 дней. Таким образом оснований полагать, что документы длительное время находились у истца и именно по его вине истек установленный частью 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок не имеется.
Истец предпринял все возможные и необходимые меры, чтобы в установленные законом сроки представленный им пакет документов был рассмотрен. Так к исковому заявлению приложена переписка ГУ Банка России по Саратовской области с ТУ Росимущества в Саратовской области о судьбе представленного в декабре 2010 года пакета документов, подтверждающая, что дополнительные документы ответчиками у истца не запрашивались, документы истцу по причине их несоответствия требованиям законодательства не возвращались.
Исчерпав возможности выяснения вопроса о судьбе направленных в Росимущество документов, ГУ Банка России по Саратовской области был направлен запрос начальнику Главного управления недвижимости Центрального банка Российской Федерации с просьбой обратиться в Росимущество с целью выяснить причину отсутствия решения по разделу земельного участка.
Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую входит Министерство экономического развития и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно разделу первому Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляет свою деятельность по управлению государственным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из смысла положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названного органа, наличие причинно – следственной связи между действиями (бездействием) данных органов и возникшими убытками, а также размер последних.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает возможность возмещения гражданину или юридическому лицу вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Указанный вред подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Способы возмещения вреда указаны в статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как указал в своем информационном письме Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 № 145, тот факт, что действия (бездействие) государственного органа не было признано в судебном порядке незаконным, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного такими действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность действий (бездействия) государственного органа при рассмотрении иска о возмещении вреда.
Ответчиками были нарушены установленные законом сроки рассмотрения заявления о разделе земельного участка. В декабре 2010 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области был представлен полный пакет документов, необходимый для принятия решения о разделе земельного участка, в соответствии с перечнем, утвержденным действовавшим на момент направления документов Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.
Представленная суду переписка между Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области подтверждает тот факт, что пакет документов был предоставлен в полном объеме, поскольку дополнительные документы не запрашивались, а представленные документы на доработку не возвращались, а также что истцом предприняты все возможные и необходимые меры, чтобы в установленные законом сроки представленный им пакет документов был рассмотрен. Кроме того, доказательством нарушения установленного законодательством срока рассмотрения заявления истца является письмо руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 22.02.2012 года исх. № 02-2095, также представленное суду.
Судебная практика исходит из того, что именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, являясь территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, уполномочено принимать решения о разделе и предоставлении земельных участков, в рассматриваемом случае – на территории Саратовской области, а внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных законом сроков рассмотрения заявлений (Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу № А55-29299/2012, от 24.10.2012 по делу № А55-17601/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2013 по делу №А55-17601/12, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.01.2014 №А40-41002/2013).
Учитывая изложенное, суд полагает, что истцомпредставлены достаточные доказательства незаконности бездействия ответчиков, выразившегося в длительном (свыше 1 года и 11 месяцев) нерассмотрении документов, представленных истцом, и непринятии в установленный законодательством срок решения о разделе земельного участка.
В своем отзыве на исковое заявление Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области выводов истца не оспаривает, доказательств законности своих действий ответчиками не представлено.
В соответствии с положениями Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в частности кадастровый паспорт земельного участка. Данный документ выдается при осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов, необходимых для кадастрового учета, входит межевой план.
На основании договора от 26.07.2010 года были проведены работы по межеванию земельного участка, истцу – заказчику по договору, были переданы межевые планы земельных участков. Работы по указанному договору были оплачены, что подтверждается представленными суду платежными поручениями.
Полученный истцом межевой план соответствовал требованиям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» в редакции, действовавшей с 01.01.2009 по 21.04.2012. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.01.2012 № 32 в указанный выше приказ были внесены многочисленные изменения, касающиеся формы и содержания межевого плана. Пунктом 2 Приказа от 25.01.2012 № 32 установлено, что межевой план, оформленный в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления настоящего приказа в силу, может быть представлен для осуществления государственного кадастрового учета до 01.07.2012.
За время нахождения документов на рассмотрении у ответчиков истек установленный частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» срок, в течение которого внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, и данные сведения были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В то же время, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». На основании указанной выше нормы права в государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок истцу было отказано, что подтверждается сообщением об отказе в государственной регистрации от 29.01.2013.
Таким образом, по причине длительного, с нарушением установленного законом срока, нахождения документов на рассмотрении у ответчиков, были аннулированы сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованных земельных участков, следствием чего стал отказ в государственной регистрации прав на них.
При этом, как уже указывалось выше, осуществление регистрации прав на земельный участок при отсутствии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости является невозможным, следовательно, истец должен был для реализации своего права осуществить кадастровый учет данных объектов, для чего необходимо предоставление межевого плана. Поскольку регистрация прав и постановка на кадастровый учет осуществлялась истцом после 01.07.2012, для государственного кадастрового учета необходимо было представить межевой план, соответствующий требованиям, установленным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» с учетом изменений, внесенных в него Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.01.2012 № 32.
В случае же, если бы ответчиками представленные документы были рассмотрены в установленном законом порядке и сроки, у истца отсутствовала бы необходимость повторно осуществлять кадастровый учет вновь образованных земельных участков, для чего повторно проводить межевание.
Учитывая вышеизложенное, суд считает доказанным наличие причинно – следственной связи между незаконным бездействием ответчиков, выразившимся в длительном нерассмотрении представленных истцом документов и непринятии в установленный законом срок решения о разделе земельного участка, и необходимостью повторно проводить межевые работы по разделу земельного участка, поскольку использование полученного ранее межевого плана для постановки земельного участка на кадастровый учет, как о том указывает ответчик в своем отзыве, являлось невозможным в силу несоответствия данного плана требованиям действовавшего на момент обращения законодательства.
Стоимость повторно проведенных межевых работ, оплаченная истцом, следовательно, является понесенными убытками, факт уплаты и размер которых подтвержден представленными в материалы дела договором, актом сдачи-приемки работ и платежным поручением.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.
Таким образом суд полагает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие противоправность бездействия ответчиков, наличие причинно – следственной связи между бездействием данных органов и возникшими убытками, а также размер понесенных убытков, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В своем постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации» указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, определение которого дано в пункте 1 указанной выше статьи.
В соответствии с приложением № 7 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности является, в том числе, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Таким образом, убытки, причиненные незаконным бездействием Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет средств казны Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180, 181, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, город Москва (ОГРН 1087746829994) за счет средств казны Российской Федерации в пользу Центрального банка Российской Федерации, город Москва (ОГРН 1037700013020) убытки в размере 20 095 рублей 88 копеек.
Исполнительный лист выдать после вступления судебного акта в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 267, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.
Сторонам разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области М.А. Волкова