АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 24 ноября 2020 года | Дело № А57-19678/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В.Сальникова, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России»
Заинтересованное лицо:
УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенских районах г.Саратова
о признании недействительным решения от 03.08.2020 года № 073S19200006288 в части начисления штрафа в размере, превышающем 1000 руб.,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 05.10.2020г., диплом о ВЮО обозревался,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 10.01.2020г., диплом о ВЮО обозревался,
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя просил снизить размер финансовых санкций.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал.
Как следует из материалов настоящего дела, ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» зарегистрировано в качестве страхователя в УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенских районах г.Саратова.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Органом пенсионного фонда было установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за апрель 2020 г. представлена в нарушение установленного законом срока 18.05.2020г., что подтверждается извещением о доставке. Данный факт не оспаривается заявителем.
Управлением по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт от 15.06.2020г. №073S18200005119.
03.08.2020 г. вынесено Решение №073S19200006288, которым ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
На основании ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №83п от 01.02.2016г. «Сведения о застрахованных лицах».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 выше указанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Порядок привлечения к ответственности за не предоставление страхователем в установленный срок сведений предусмотрен ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Заявитель в обоснование своей позиции указывает следующее.
- за апрель 2020 года Заявителем указанные сведения были представлены 18.05.2020. Учитывая то обстоятельство, что 16 и 17 мая являлись выходными днями, то просрочка в предоставлении сведений составила 1 рабочий день.
- правонарушение совершено Заявителем впервые. Ранее Заявитель к ответственности за совершение правонарушения в виде непредставления в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не привлекался.
- в результате совершенного правонарушения отсутствуют негативные последствия для бюджета.
- ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» является организацией социальной направленности, действующей в сфере образования. Деятельность Заявителя направлена на достижение таких государственных целей и задач, как патриотическая (военно-патриотическая) работа по воспитанию у молодёжи любви к Отечеству, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, профессиональная подготовка граждан по военно-учётным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации. ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» вошло в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с пунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента РФ по итогам встречи участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 года (№ реестровой записи 665200442).
- доходы автошколы за II квартал 2020 года составили 1 572 т.р. В сравнении со II кварталом 2019 года, когда доходы составили 2 446 т.р., прослеживается снижение доходной части на 36%. Основной причиной снижения доходов являются ограничения в работе организаций, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) и снижением количества обучающихся.
Вместе с тем, расходная часть бюджета снизилась незначительно. Если во II квартале 2019 года расходы составляли 2 246 т.р., то во II квартале 2020 года расходы составили 2 058 т.р. (снижение на 9%).
- неблагоприятное финансовое положение автошколы.
- признание вины.
Оценивая доводы заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заинтересованное лицо в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за спорный период подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее установленного срока.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что заявитель представил в УПФ исходную форму СЗВ-М позже срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, а именно 18.05.2020 года.
Пенсионный фонд данное обстоятельство признал нарушением правил представления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах и пришел к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Суд полагает, что в данном случае во внимание должны быть приняты
смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе, незначительность просрочки предоставления документов, устранение допущенных нарушений.
Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая то, что заявитель не имел умысла на совершение правонарушения и все смягчающие обстоятельства, приходит к выводу о возможности снижения размера штрафных санкций.
По решению 03.08.2020 года № 073S19200006288 суд снижает штрафные санкции в 5 раза с 19 500 руб. до 3 900 руб. (19500 / 5).
Решение подлежит признанию недействительным в части штрафа в размере 15600 руб. (19 500 руб. – 3 900 руб.).
В рассматриваемом случае суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе правовые позиции, изложенные Конституционным Судом РФ в Постановлении №11-П от 15.07.1999 г., №14-П от 12.05.1998 г.) о требованиях справедливости и соразмерности при определении размера штрафных санкций, с учетом характера совершенного правонарушения, а также степени вины правонарушителя, суд признает возможным снижение назначенных штрафов до 3 900 рублей.
Размер штрафной санкции с учетом произведенного судом смягчения, по мнению суда, соответствует требованиям справедливости и соразмерности за допущенное правонарушение.
Исходя из указанных нормативных положений и учитывая незначительное нарушение срока, отсутствие умысла, тяжелое финансовое положение, судом уменьшен размер санкций за допущенные правонарушения в 5 раз, в остальной части отказывает.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований в части.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова № 073S19200006288 от 03.08.2020г. в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 15600 руб., снизив размер штрафа до 3900 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в пользу ПОУ «Саратовская ОТШ ДОСААФ России» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева