АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 10 ноября 2016 года | Дело № А57-19887/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 02.11.2016г.
Полный текст решения изготовлен 10.11.2016г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ломакиной К.С. рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов», г. Саратов;
Заинтересованное лицо:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Саратовской области, г. Саратов,
о признать недействительным и отмене постановления №26 о назначении административного наказания от 10.08.2016, вынесенного в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов», г. Саратов
при участии в судебном заседании представителей: заявителя - ФИО1 по доверенности №28-10/119 от 12.08.2016г., на обозрение суда представлен паспорт, заявителя - ФИО2 по доверенности №28-10/78 от 03.06.2016г., на обозрение суда представлен паспорт, заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности №1812/ДМ от 30.03.2016г., на обозрение суда представлено служебное удостоверение, заинтересованного лица – ФИО4 по доверенности №5389/ДМ от 25.10.2016г., на обозрение суда представлено служебное удостоверение, заинтересованного лица – ФИО5 по доверенности №2254/ДМ от 10.05.2016г., на обозрение суда представлено служенное удоствоерение,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным и отмене постановления №26 о назначении административного наказания от 10.08.2016, вынесенного в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов».
В судебное заседание, назначенное на 26.10.2016г. на 10 часов 00 минут, явились представители сторон.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв на 28.10.2016г. на 15 часов 15 минут.
28.10.2016г. в 15 часов 15 минут судебное заседание объявлено продолженным, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебном заседании объявлен перерыв на 02.11.2016г. на 15 часов 30 минут.
02.11.2016г. в 15 часов 30 минут судебное заседание объявлено продолженным, после перерыва состав лиц, участвующих в деле, не изменен.
В судебном заседании, представители заявителя поддержали заявленные требования, с учетом утонений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считают, что Общество осуществляет выполнение работ по первому этапу, а именно проводит работы по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком под водозаборным сооружением Кологривовском промплощадки Сторожевского ЛПУМГ на право аренды, как указано в акте проверки и возражает против выводов в протоколе и постановлении, согласно которым, по мнению административного органа Общество выполнило работы первого этапа и в настоящее время проводит работы по добыче подземных вод на неутвержденных запасах, что соответствует условиям второго этапа проведения работ, также Общество считает, что срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушении истек, так как административному органу уже в 2012г. было известно, что Общество эксплуатирует недра, кроме того, Общество считает, что в данном случае необходимо применить статью 2.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как действия Общества не представляют больной общественной опасности для охраняемых законом интересов, какие – либо тяжкие последствия отсутствуют.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве на заявление Общества, согласно которому разведка подземных вод на месторождении, эксплуатируемом на неутверждённых запасах, заключается в проведении наблюдений за расходом водозаборов, уровнем подземных вод, их качеством и температурой. В зависимости от имеющихся материалов в состав работ могут входить и другие работы. Оценка количества и качества запасов подземных вод проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Запасы полезных ископаемых, разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Изложенное свидетельствует о не выполнении п. 7.1 ст. 7 условий соглашения на пользование недрами к лицензии СРТ 01220 ВЭ (в соответствии с которым, владелец лицензии обязан вести работы по пользованию недрами с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр). Таким образом, по мнению заинтересованного лица, действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив действующее законодательство, исследовав представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения на проведение проверки №295р от 21.06.2016 в период с 27.06.2016г. по 22.07.2016г. была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнения соглашения об условиях пользования недрами к лицензии на право пользования недрами СРТ 01220 ВЭ при пользовании недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых, производственных нужд и полива Кологривовской промплощадки Сторожовского ЛПУ и передачи сторонним потребителям в п. Садовый Татищевского района Саратовской области.
В ходе проверки установлено, что ООО «Газпром трансгаз Саратов» предоставлено право пользования недрами в соответствии с лицензией СРТ 01220 ВЭ, с целью добычи подземных вод при неутверждённых запасах подземных вод. В соответствии с «Временным положением о порядке проведения геологоразведочных, работ по этапам и стадиям (подземные воды)» (разработчик Гидрогеологическая научно-производственная и проектная фирма ГИДЭК, 1998г. по заданию Министерства природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О недрах»), процесс геологического изучения недр, предоставленных в соответствии с лицензией СРТ 01220ВЭ, по целевому назначению и содержанию проводимых исследований (установленных в статье 3 условий пользования недрами) соответствует III этапу геологического изучения недр - разведка и освоение месторождения.
Разведка подземных вод на месторождении, эксплуатируемом на неутверждённых запасах, заключается в проведении наблюдений за расходом водозаборов, уровнем подземных вод, их качеством и температурой. В зависимости от имеющихся материалов в состав работ могут входить и другие работы.
В соответствии с условиями пользования недрами, установленными в статье 3 соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 01220ВЭ ООО «Газпром трансгаз Саратов» обязан осуществлять выполнение работ в два этапа.
Управлением Росприроднадзора по Саратовской области при проведении проверки установлено, что 000 «Газпром трансгаз Саратов» выполнил работы 1 этапа, а именно:
- работы по переоформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок проведены;
- проводится водоподготовка (очистку, обезжелезивание) подземных вод;
- оборудованы скважины водоизмерительной аппаратурой.
- зоны санитарной охраны первого пояса оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хоз-питьевого назначения»
- мониторинг подземных вод (замер уровня, качества и дебита подземных вод) проводится в полном объёме, с предоставлением данных по установленной форме в Территориальный центр Государственного мониторинга геологической среды.
В настоящее время владелец лицензии СРТ 01220 ВЭ ООО «Газпром трансгаз Саратов» проводит работы по добыче подземных вод на неутверждtнных запасах, что соответствует условиям второго этапа проведения работ статьи 3 условий пользования недрами к лицензии СРТ 01220 ВЭ.
Действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
По результату проведения проверки зафиксировано нарушение требований законодательства Российской Федерации о недрах в части пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СРТ 01220 ВЭ, при пользовании недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых, производственных нужди полива Кологривовской промплощадки Сторожевского ЛПУМГ и передачи сторонним потребителям в п. Садовый Татищевского района Саратовской области, а именно: ООО «Газпром трансгаз Саратов» производит освоение, разработку (добычу полезного ископаемого) участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии СРТ 01220 ВЭ, без утвержденного технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, без оценки и утверждения эксплуатационных запасов подземных вод, что является нарушением требований п. 1, 7, 10 ч,2 ст.22, п. 2, 4 ст. 23, ст. 23.2, ст. 29 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г., «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2010г. №118), тем самым не выполняется п. 7.1 ст. 7 условий соглашения на пользование недрами к лицензии СРТ 01220 ВЭ (в соответствии с которым, владелец лицензии обязан вести работы по пользованию недрами с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр).
Установленный факт, по мнению административного органа, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - «Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта».
По результатам плановой выездной проверки 22.07.2016г. составлен акт проверки ООО «Газпром трансгаз Саратов» №САР-5 от 22.07.2016г.
Уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении №3683-124 от 22.07.2016г., административный орган известил Общество о времени и месту составления протокола, назначенного на 26.07.2016г. в 15 часов 30 минут.
Копия акта, предписание и уведомление вручено Обществу 22.07.2016г., о чем имеется отметка на сопроводительном письме (том 2 л.д. 87).
26.07.2016г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Саратовской области ФИО6 составлен протокола об административном правонарушении №3683-126 от 26.07.2016г. в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов».
Протокол составлен в присутствии представителя Общества ФИО7, главного инженера – первого заместителя генерального директора ООО «Газпром трансгаз Саратов», действующего на основании доверенности №28-10/102 от 11.07.2016г., доверенности №28-10/370 от 31.12.2015г., копия протокола получена ФИО7, согласно отметке на последней странице протокола (том 2 л.д. 95).
Определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №3671-22 от 26.07.2016г., Общество извещено о времени и месту рассмотрения дела, назначенного на 04.08.2016г. на 10 часов 30 минут, копия определения получена ФИО7 26.07.2016г., согласно отметке на определении (том 2 л.д. 97).
Определением об отложении рассмотрения дела об административной ответственности от 04.08.2016г. административный орган отложил рассмотрение дела на 10.08.2016г. на 10 часов 30 минут, с определением ознакомлен ФИО7 04.08.2016г., согласно отметке на определении (том 2 л.д. 99).
10.08.2016г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО8, в присутствии генерального директора ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО9, действующего на основании Устава, вынесено постановление о назначении административного наказания №26 от 10.08.2016г. о привлечении ООО «Газпром трансгаз Саратов» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000рублей.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В свою очередь, в преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
На основании статьи 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность), условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Частью 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 1); соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок предоставления лицензии на право пользования недрами урегулирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее - Положение о лицензировании пользования недрами), а особенности лицензирования при добыче подземных вод - Инструкцией Роскомнедра от 14.04.1994 "По применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 1.2.1.1 Инструкция применяется при предоставлении лицензий на право пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ.
Из пункта 3.4.1 Инструкции следует, что на первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр.
Согласно пункту 8.4.1 Инструкции на первом этапе пользования недрами, осуществляемом после получения лицензии, недропользователь проводит необходимые дополнительные гидрогеологические исследования и составляет проект бурения скважины, неотъемлемым разделом которого является оценка воздействия на окружающую среду. Этот проект проходит необходимую экспертизу запасов, экологическую экспертизу и другие согласования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
В соответствии с Положением N 118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом (пункт 5).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации, в частности, в отношении добычи полезных ископаемых (пункт 8).
Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении подземных вод: при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод - проект водозабора; при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, - проект опытно-промышленной разработки месторождения, технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (пункт 9).
Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов согласовывается в составе проектной документации на разработку соответствующего вида полезного ископаемого или в виде самостоятельного проекта (пункт 10).
Основные требования к проектной документации, порядок и сроки ее согласования установлены в разделах III и IV Положения N 118.
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод утверждены приказом Минприроды России от 22.10.2010 N463.
Этим нормативным правовым актом предусмотрено, что проект водозабора при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод должен предусматривать, в частности, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации водозабора и мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами (мероприятия по охране атмосферного воздуха, мероприятия по охране водных объектов, мероприятия по охране недр, обоснование нормативов потерь, мероприятия по охране земельных ресурсов, растительного и животного мира и т.д.).
Таким образом, действующим законодательством о недропользовании установлена обязанность недропользователей по осуществлению добычи подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными техническими проектами, разработанными и согласованными в установленном порядке, а также получившими положительное заключение государственной экспертизы.
Как отмечалось выше, по условиям пункта 4.2 лицензионных соглашений недропользователь обязался обеспечить соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), государственных экспертиз, регламентирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
В связи с отсутствием утвержденных технических проектов административным органом был сделан вывод о том, что названное условие Обществом не соблюдалось.
Исходя из взаимосвязанных положений статьи 23.2 Закона о недрах, Положения N 118, Инструкции и приказа Минприроды России от 22.10.2010 N 463, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (в частности, при добыче подземных вод необходимо предварительно разработать проект бурения и проект водозабора).
Следовательно, фактическое пользование недрами (добыча подземных вод из скважин в целях централизованного водоснабжения) без утвержденных технических проектов (проектов водозабора), то есть в нарушение требований упомянутых нормативных правовых актов, свидетельствует о несоблюдении Обществом условий пользования недрами.
Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий:
- непосредственно пользование Обществом недрами в виде геологического изучения;
- совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных предоставленной Обществу лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Поскольку по результатам проведения проверки зафиксировано нарушение требований законодательства Российской Федерации о недрах в части пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СРТ 01220 ВЭ, при пользовании недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых, производственных нужди полива Кологривовской промплощадки Сторожевского ЛПУМГ и передачи сторонним потребителям в п. Садовый Татищевского района Саратовской области данное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд проверил соблюдение административным органом процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества допущено не было, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены.
Административное наказание в виде штрафа в сумме 300000рублей назначено ООО «Газпром трансгаз Саратов», исходя из размера минимальной санкции.
Довод заявителя о том, что Общество осуществляет выполнение работ по первому этапу, а именно проводит работы по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком под водозаборным сооружением Кологривовском промплощадки Сторожевского ЛПУМГ на право аренды, а не проводит работы по добыче подземных вод на неутвержденных запасах, что соответствует условиям второго этапа проведения работ, суд считает несостоятельным.
Разведка подземных вод на месторождении, эксплуатируемом на неутверждённых запасах, заключается в проведении наблюдений за расходом водозаборов, уровнем подземных вод, их качеством и температурой. В зависимости от имеющихся материалов в состав работ могут входить и другие работы.
В соответствии с п.п. 1, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недрами обязан соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в ycfaнoвлeннoм порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.
В соответствии с условиями пользования недрами, установленными в статье 3 соглашения об условиях пользования недрами к лицензии СРТ 01220ВЭ ООО «Газпром трансгаз Саратов» обязан осуществлять выполнение работ в два этапа.
Управлением Росприроднадзора по Саратовской области при проведении проверки установлено, что ООО «Газпром трансгаз Саратов» выполнил работы 1 этапа, а именно:
работы по переоформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок проведены;
проводится водоподготовка (очистку, обезжелезивание) подземных вод;
оборудованы скважины водоизмерительной "аппаратурой.зоны санитарной охраны первого пояса оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хоз-питьевого назначения»
мониторинг подземных вод (замер уровня, качества и дебита подземных вод) проводится в полном объёме» с предоставлением данных по установленной форме в Территориальный центр Государственного мониторинга геологической среды.
В настоящее время владелец лицензии СРТ 01220 ВЭ ООО «Газпром трансгаз Саратов» проводит работы по добыче подземных вод на неутверждённых запасах, что соответствует условиям второго этапа проведения работ статьи 3 условий пользования недрами к лицензии СРТ 01220 ВЭ.
Оценка количества и качества запасов подземных вод проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, гидрогеологических, экологических и других условий их„ добычи. Запасы полезных ископаемых, разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992г., Государственная экспертиза проводится на любой стадии геологического изучения месторождения.
Вышеуказанное свидетельствует о не выполнении п. 7.1 ст. 7 условий соглашения на пользование недрами к лицензии СРТ 01220 ВЭ (в соответствии с которым, владелец лицензии обязан вести работы по пользованию недрами с учетом установленных стандартов (норм, правил) по охране недр).
Указанный факт подтверждается актом проверки №САР-5 от 22.07.2016г., протоколом об административном правонарушении №3683-126 от 26.07.2016г.
Довод заявителя, что срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушении истек, так как административному органу уже в 2012г. было известно, что Общество эксплуатирует недра, суд также считает несостоятельным, на основании следующего.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
По сути, аналогичное понятие длящегося административного правонарушения приведено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 1373/07 и от 26 февраля 2008 года N 9199/07.
Суд приходит к ввыоду, что лицо, осуществляющее пользование недрами с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока такая деятельность не прекращена.
Аналогичная позиция по поводу характера административного правонарушения, связанного с осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований, выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 1097/08.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении лицензионных требований.
Административным органом факт совершения правонарушения установлен по результатам проведения плановой выездной проверки - 22.07.2016г., таким образом, срок привлечения к административной ответственности не истек.
В части доводов заявителя о применении статьи 2.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как действия Общества не представляют большой общественной опасности для охраняемых законом интересов, какие – либо тяжкие последствия отсутствуют, ООО «Газпром трансгаз Саратов» использует для собственных нужд лишь небольшой объем добываемых вод, остальной же объем подается МУП «Садовское ЖКХ» и используется для хозяйственно-бытовых нужд и полива жителями поселков Садовый и Коминтерн Татищевского района Саратовской области. При этом Общество не только не извлекает прибыль из добычи подземных вод, но и производит ее себе в убыток, поскольку МУП «Садовское ЖКХ» длительное время не производит оплату за воду; в настоящее время задолженность МУП «Садовское ЖКХ» перед ООО «Газпром трансгаз Саратов» составляет более 3 млн. 200 тыс. руб.
Суд также, отклоняет данный довод в силу следующего.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции от 10.11.2011) о малозначительности отсутствуют, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, носит формальный характер, угроза общественным отношениям в данном случае заключается в неиспользовании обществом всех имеющихся у него возможностей для исполнения своих обязанностей в области недропользования в соответствии с условиями лицензионного соглашения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к своим публично-правовым обязанностям в указанной сфере деятельности. Обществом не приведено подтвержденных надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших совершенное им правонарушение.
Таким образом, в данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера правоотношений в сфере недропользования, на которые посягает совершенное заявителем правонарушение, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
По мнению суда, назначенное в данном случае административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
В данном конкретном случае, штраф назначенный оспариваемым постановлением, наиболее эффективно способствует предупреждению совершения в будущем новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершенное правонарушение на предприятие наложен штраф в минимальном размере, установленном санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отказе в заявленных требованиях Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170,207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявителю, ООО «Газпром трансгаз Саратов», г.Саратов в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления №26 от 10.08.2016г. о назначении административного наказания по ч.2 ст.7.3КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Саратовской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в полном объёме.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Бобунова