ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-20139/16 от 24.01.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

30 января 2017 года

Дело № А57-20139/2016

Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2017г.

Полный текст решения изготовлен 30.01.2017г.

Арбитражный суд  Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ломакиной К.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автотрасса», г.Вольск Саратовской области,

Заинтересованное лицо:

Территориальное управление Ростехнадзор по Саратовской области, г.Саратов,

Нижне-Волжское Управление ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Волгоград

о признании незаконным и отмене постановления Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №150/15-2016 от 03.08.2016года о привлечении ООО «Автотрасса» к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 20000рублей

при участии в судебном заседании представителей: заявителя - ФИО1 по доверенности №б/н от 22.08.2016г., на обозрение суда представлен паспорт

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Автотрасса» с заявлением, с учетом уточнений на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №150/15-2016 от 03.08.2016года о привлечении ООО «Автотрасса» к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000рублей.

В судебное заседание, назначенное на 24.01.2017г. на 12.00час. явился представитель заявителя, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть настоящий спор по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, считает постановление начальника Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 №150/15-2016 от 03.08.2016года о привлечении ООО «Автотрасса» к административной ответственности по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000рублей незаконным, просит суд его отменить.

В материалах дела находится отзыв Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому Ростехнадзор считает, что постановление вынесено законно и обосновано, просят суд отказать в заявленных требованиях  в полном объеме.

Из материалов дела следует, что в период с 27.06.2016г. по 01.07.2016г. старшим государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 на основании распоряжения 2719-РП/СО от 15.06.2016 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Автотрасса», расположенного по юридическому и фактическому адресу: 412900, <...>, с целью контроля выполнения и соблюдения организацией обязательных требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов. По итогам проверки "20" июля 2016 г. по адресу: <...> составлен протокол об административном правонарушении №150/15-2016 в отношении ООО «Автотрасса», к протоколу приложен акт проверки №А-2719/28 от "01" июля 2016г. В соответствии с указанными документами установлено, что эксплуатация электроустановок ООО «Автотрасса», осуществлялась с нарушениями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 22 января 2003 г.. регистрационный № 4145) (далее но тексту ПТЭЭП), а именно:

1.Не представлена однолинейная схема, утвержденная ответственным за электрохозяйство 11отребителя (1 раз в 2 года). Нарушен п. 1.5.18. ПТЭЭ11;

2.Не представлен журнал учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям для работы в электроустановках. Нарушен п. 4 приложения № 8. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок Утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н (зарегистрированы в Минюсте РФ 12.12.2013 № 30593);

3.ЩРС (освещение моста) от ТП 5а-2 отсутствует диспетчерское наименование и знаки установленного образца. Нарушен п. 2.2.20. ПТЭЭП;

4.ЩРС (освещение моста) от К'ГП-8 отсутствует диспетчерское наименование и знаки установленного образца. Нарушен п. 2.2.20. ПТЭЭП;

5.На опорах отсутствуют плакаты и знаки безопасности, а так же постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов. Нарушен п. 2.3.11.. 2.3..22. ПТЭЭП;

6.Не представлен перечень должностей и профессий электротехнического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопаспости. Нарушен п. 1.4.3. ПТЭЭП:

7.Не представлен календарный график проверки знаний норм и правил работы в электроустановках. Нарушен п. 1.4.27. ПТЭЭП;

8.Не представлены журналы: оперативный, учета работ по нарядам и распоряжениям. Нарушен п. 1.8.9. ПТЭЭП:

9.Не проводятся осмотры заземляющих устройств согласно графику осмотра. Нарушен п. 2.7.8. ПТЭЭП;

10.Не представлены инструкции: по охране труда, по пожарной безопасности, по предотвращению и ликвидации аварий. Нарушен п. 1.8.1. ПТЭЭП;

11.Не представлены результаты проверки соединений заземлителей с заземляемыми элементами. Нарушен п. 26.1. ПЭТЭЭП:

12.Не представлены результаты испытания и измерения сопротивления заземляющих устройств. Нарушен п. 26.4. ПТЭЭП:

13.Не представлены результаты проверки срабатывания защиты. Нарушен п. 2.7.16. ПТЭЭП;

14.Не представлены результаты испытания и измерения сопротивления изоляции проводов. Нарушение приложения № 3 ПТЭЭП;

15.Не представлены паспорта заземляющих устройств. Нарушенп. 2.7.15. ПТЭЭП.

По результатам проверки, проведенной на основании распоряжения  заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО4 № 2719-РП/СО от 15.06.2016г., составлен акт Нижне-Волжского управления Ростехнадзора №А2719/28 от 01.07.2016г. по делу 64-58(100).

С актом ознакомлен, копию акта получил 01.07.2016г. начальник управления развития автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ФИО5 по доверенности от 01.07.2016г.

01.07.2016г. Управлением Ростехнадзора выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства № П-2719/28 от 01.07.2016г. по делу №64-58(100).

Копия предписания получена 01.07.2016г. начальником управления развития автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ФИО5, главным инженером ПАО «Волгомост» ФИО6

Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 20.07.2016г. на 15 часов 30 минут, административный орган известил ООО «Автотрасса», копия уведомления вручена Обществу и директору ООО «Автотрасса» 08.07.2016г., согласно уведомлению о вручении заказной корреспонденции.

20.07.2016г. старшим государственным инспектором Балаковского территориального отдела Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении №150/15-2016 от 20.07.2016г. в отношении ООО «Автотрасса» по статье 9.11 КоАП РФ.

Копия протокола направлена в адрес Общества 21.07.2016г., согласно квитанции №00702 от 21.07.2016г., заказным письмом с уведомлением.

 Определением о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.07.2016г., административный орган известил Общество о времени и месте рассмотрения дела, назначенном на 03.08.2016г. на 15 часов 30 минут.

Начальником Балаковского территориального отдела Нижнее-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 вынесено постановление о назначении административного наказания №150/15-2016 от 03.08.2016г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Автотрасса» о привлечении к административной ответственности на статье 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000рублей.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Объективная сторона характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Субъектами административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно части 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплопотребляющих энергоустановок и содержания их в исправном состоянии Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок".

Данные Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (пункт 1.1.2 Правил технической эксплуатации).

В силу условий ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

Указанная норма является отсылочной (отсылает к правилам пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки), административный орган обязан указать, какие конкретные требования (выраженные в конкретных нормативных правовых актах) нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.

П. 1.8.1 ПТЭЭП предусматривает перечень технической документации, необходимой для каждого потребителя.

Согласно пункту 1.2.2 Правил потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, в том числе, укомплектование электроустановок защитными средствами, средствами пожаротушения и инструментом; в силу пункта 1.8.1 Правил, у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах, инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя.

Согласно п. 1.8.9 ПТЭЭП на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация: оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов; оперативный журнал; журнал учета работ по нарядам и распоряжениям; журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики; журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании; ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков; журнал учета электрооборудования; кабельный журнал.

На рабочих местах должна также иметься следующая документация: списки работников, имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования; имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды; которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего; допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность; подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках; списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры; перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке; производственная инструкция по переключениям в электроустановках; бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

В зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в его оперативном управлении) в состав оперативной документации может быть включена следующая документация: журнал регистрации инструктажа на рабочем месте; однолинейная схема электрических соединений электроустановки при нормальном режиме работы оборудования; список работников, имеющих право отдавать оперативные распоряжения; журнал по учету противоаварийных и противопожарных тренировок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики и карты уставок релейной защиты и автоматики; местная инструкция по предотвращению и ликвидации аварий; перечень сложных оперативных переключений; бланки переключений.

Объем оперативной документации может быть дополнен по решению руководителя потребителя или ответственного за электрохозяйство.

Правилами дано понятие электроустановки - это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.

Действующей электроустановкой является электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.

Факт нарушения п.п. 1.5.18., 2.2.20., 1.8.1., 2.7.15., 26.1, 26.4, 1.8.9, 1.4.27 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6, установленный Ростехнадзором, подтвержден материалами административного дела.

ООО «Автотрасса» не обеспечило надлежащее выполнение работ по организации правильной эксплуатации электроустановок, что привело к нарушению Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако материалы административного дела не содержат надлежащего уведомления ООО «Автотрасса» о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 03.08.2016г. на 15 часов 30 минут.

При вынесении постановления о назначении административного наказания №150/15-2016 от 03.80.2016г. представитель Общества отсутствовал.

На момент рассмотрения настоящего спора по существу, административным органом не представлено доказательство направления, тем более вручения Обществу определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенном на 03.08.2016г. на 15 часов 30 минут, в материалах административного дела такие доказательства отсутствуют.

Указанное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является существенным, поскольку привело к нарушению его прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ, не позволили представить законному представителю Общества свои возражения и дать объяснения по существу правонарушения, а также воспользоваться помощью защитника.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, суд приходит  к выводу об удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Автотрасса».

 Руководствуясь статьями  169,170,207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03 августа 2016года №150/15-2016 о назначении административного наказания о признании ООО «Автотрасса», г.Вольск Саратовской области о привлечении к администартвиной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в порядке, предусмотренном частью 51 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                              Е.В. Бобунова