ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-20270/17 от 17.10.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

24 октября 2017 года

Дело №А57-20270/2017

резолютивная часть решения оглашена 17.10.2017г.

решение изготовлено в полном объеме 24.10.2017г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Игнатьева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сморчковой Д.Г., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Саратовской области: <...> дело по иску

Министерства экономического развития Саратовской области, г. Саратов (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "АгроПром-Патент", г. Саратов (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о взыскании субсидий в размере 1 125 000руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 832руб. 19коп. за период с 26.08.2017г. по 28.08.2017г. с последующим начислением по день фактического исполнения денежного обязательства

при участии в судебном заседании:

от истца –представитель ФИО1, доверенность № 16-6-483/17 от 20.09.2017г., представитель ФИО2, доверенность № 16-10-721/16 от 11.11.2016г.;

от ответчика- представитель ФИО3, доверенность б/н от 20.09.2017г.

У С Т А  Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось  муниципальное унитарное предприятие Мокроусского муниципального образования заявление министерства экономического развития Саратовской области, г. Саратов (ОГРН <***>; ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "АгроПром-Патент", г. Саратов (ОГРН <***>; ИНН <***>) о взыскании субсидий в размере 1125000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 832.19 рублей за период с 26.08.2017. по 28.08.2017г. с последующим начислением по день фактического исполнения денежного обязательства

Заявлений по статьям 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддерживает исковые требования.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Изучив материалы дела,  проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве ответчика, заслушав представителей сторон, суд находит исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, в 2016 году в рамках реализации мероприятий подпрограммы 3 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 11 октября 2013 № 546-П, министерством экономического развития области (далее - министерство) оказывалась государственная финансовая поддержка в виде предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества (далее - субсидия).

Указанная государственная финансовая поддержка оказывалась в соответствии с Положением о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 184-П «О реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» (в редакции от 17 ноября  2016  года,  №  621-П приложение №  5)  (далее - Положение  о предоставлении субсидии).

09 сентября 2016 года Общество с ограниченной ответственностью «АгроПром - Патент» обратилось в установленном порядке в министерство с заявлением на предоставление из областного бюджета субсидии в целях обеспечения деятельности (развития) центров молодежного инновационного творчества и представило документы по перечню, установленному разделом II приложения № 1 к Положению о предоставлении субсидии.

12 октября 2016 года рабочей группой по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства области министерству было рекомендовано предоставить ООО «АгроПром - Патент» субсидию в сумме 1 125 000 рублей (протокол заседания рабочей группы от 12.10.2016 года).

В соответствии с указанным выше протоколом заседания рабочей группы от 12.10.2016 г. был принят приказ министерства экономического развития Саратовской области от 14 октября 2016 года № 2409 «Об утверждении перечня субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества в целях создания и обеспечения деятельности центров молодежного инновационного творчества; перечня получателей субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества в целях обеспечения деятельности (развития) центров молодежного инновационного творчества; перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, которым отказано в предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества в целях обеспечения деятельности (развития) центров молодежного инновационного творчества; перечня субъектов малого и среднего предпринимательства включенных в резервный список претендентов на получение субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества в целях обеспечения деятельности (развития) центров молодежного инновационного творчества, в 2016 году».

На основании вышеуказанных документов министерством подписано с ООО «АгроПром - Патент» Соглашение № 4 от 11 ноября 2016 года о предоставлении в 2016 году субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества (далее - Соглашение № 4 от 11 ноября 2016 года),   по   форме   утвержденной   приказом   министерства  экономического развития Саратовской области от 21 сентября 2016 года № 2167 «Об утверждении форм соглашений о предоставлении в 2016 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» государственной программы Саратовской области «Развитие экономического потенциала и повышение инвестиционной привлекательности региона до 2020 года».

09 декабря 2016 года платежным поручением № 765443 на расчетный счет ООО «АгроПром - Патент» № 40702810111010112449, открытый в филиале «Бизнес» ПАО «Совкомбанк» г. Москва, за счет средств федерального бюджета (оборотная сальдовая ведомость по счету 302.42 за 2016 год) была перечислена субсидия в размере 1 125 000 рублей.

В период с 20 марта по 12 мая 2017 года Управлением Федерального казначейства по Саратовской области в министерстве проведена выездная проверка на предмет соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2016 году за период с 1 января по 31 декабря 2016 года. По результатам проведенной проверки 12 июля 2017 года в адрес министерства поступило предписание УФК по Саратовской области от 7 июля 2017 года № 60-10-26/18-2938.

В пункте 2 предписания УФК по Саратовской области указывается, что при предоставлении ООО «АгроПром - Патент» графика работы центра молодежного инновационного творчества, содержащего сведения о времени работы центра молодежного инновационного творчества, не соответствующие времени, на которое помещения сдаются ООО «АгроПром -Патент» в аренду, министерством экономического развития Саратовской области неправомерно принято решение и предоставлена субсидия на создание и (или) обеспечения деятельности центра молодежного инновационного творчества ООО «АгроПром - Патент» за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.».

Из предписания УФК по Саратовской области следует, что министерству необходимо в срок не позднее 20 декабря 2017 года возместить причиненный ущерб Российской Федерации путем перечисления средств субсидии в размере 1 125 000 рублей в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту «в» пункта 5.2 Положения о предоставлении субсидии одним из условий предоставления субсидии в целях обеспечения деятельности (развития) центров молодежного инновационного творчества является   представление   на   дату   подачи   заявления   на   предоставление субсидии всех необходимых документов по перечню документов и в соответствии с требованиями к их оформлению и представлению, установленными в приложении № 1 к настоящему Положению.

Из подпункта 10 пункта 1 раздела II приложения № 1 к Положению о предоставлении субсидии следует, что для участия в отборе заявок на предоставление субсидии в целях создания и обеспечения деятельности центров молодежного инновационного творчества необходимы, в том числе:

заверенная заявителем копия договора аренды недвижимого имущества (помещения, в котором располагается центр молодежного инновационного творчества) с приложением копии документа(ов), подтверждающего(их) право собственности арендодателя (документа(ов), подтверждающего(их) право оперативного управления) на объект недвижимого имущества в случае, если заявитель является арендатором указанного помещения;

проект по развитию центра молодежного инновационного творчества по форме, установленной в приложении № 5 к Положению, на бумажном носителе в 1 экземпляре и в электронном виде (на СЭ-КОМ или флэш-карте). Согласно приложению № 5 к Положению о предоставлении субсидии проект по развитию центра молодежного инновационного творчества должен содержать в разделе III «Общие сведения о центре молодежного инновационного творчества» график работы центра молодежного инновационного творчества.

09 сентября 2016 года ООО «АгроПром - Патент» для получения субсидии в составе заявки представлены в министерство, в том числе следующие документы:

договор аренды федерального недвижимого имущества от 11 июля 2016 года № 144;

проект по развитию центра молодежного инновационного творчества «Инноватор».

В соответствии с договором аренды федерального недвижимого имущества от 11 июля 2016 г. №144 ФГБО ВО «Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова» передает ООО «АгроПром - Патент» нежилые помещения по адресу:               <...> на 22 рабочих дня в месяц с использованием с 9.00 до 10.00 часов.

Вместе с тем в проекте по развитию центра молодежного инновационного творчества, представленном ООО «АгроПром - Патент», график работы центра молодежного инновационного творчества, не соответствует времени, на которое помещения сдаются по договору аренды. Согласно разделу III проекта по развитию центра молодежного инновационного творчества «Инноватор» график его работы следующий:

Понедельник с 11.00 до 15.00;

Вторник с  11.00 до 14.00 и с 14.00 до 15.00;

Среда с 14.00 до 16.00 и с 16.00 до 18.00;

Пятница с 15.00 до 18.00 и с 18.00 до 18.30;

Суббота с 10.00 до 12.00 и с 12.00 до 17.30.

Таким образом, согласно данному графику работы центра молодежного инновационного творчества «Инноватор» работает 23 часа в неделю, тогда как договором аренды право на пользование помещением предоставляется на 22 часа в месяц.

Из положений пунктов 3, 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 32 Положения о порядке возврата в областной бюджет субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 184-П «О реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области» (в редакции от 30 мая 2017 года № 284-П, приложение № 5) (далее - Положение о порядке возврата субсидии) субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случае нарушения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидии.

Согласно пункту 33 Положения о порядке возврата субсидии не позднее 30 календарных дней со дня выявления оснований, предусмотренных пунктом 32 Положения о возврате субсидии, рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированная министерством экономического развития области из представителей законодательного (по согласованию), исполнительных органов государственной власти области и представителей общественных организаций предпринимателей области (по согласованию), вносит рекомендации о возврате предоставленной субсидии, оформляемые протоколом, который подписывается руководителем и секретарем рабочей группы не позднее 7 календарных дней со дня проведения соответствующего заседания рабочей группы.

Министерство      экономического      развития      области      (далее уполномоченный орган) не позднее 7 календарных дней со дня подписания протокола   принимает  решение  о   возврате  предоставленной  субсидии  с указанием  суммы  субсидии,  подлежащей  возврату  в  областной бюджет, которое оформляется приказом.

Уполномоченный орган в течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного частью второй настоящего пункта, направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии с приложением копии указанного приказа и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии.

Получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного частью третьей настоящего пункта, возвратить средства субсидии в областной бюджет.

В случае, если в течение срока, установленного в части четвертой настоящего пункта, получатель субсидии не возвратил средства субсидии в областной бюджет, уполномоченный орган не позднее 50 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет материалы в суд для взыскания средств субсидии в судебном порядке.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 5.2 и 5.3 Соглашения № 4 от 11 ноября 2016 года.

Предписание УФК по Саратовской области, в котором указано на неправомерное решение о предоставлении ООО «АгроПром - Патент» субсидии, поступило в министерство 12 июля 2017 года.

02 августа 2017 года по результатам заседания рабочей группы по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства области министерству экономического развития области рекомендовано принять решение о возврате в областной бюджет субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества ООО «АгроПром - Патент» в размере 1 125 000 (один миллион сто двадцать пять тысяч) рублей (протокол заседания рабочей группы от 2 августа 2017 года).

На основании протокола заседания рабочей группы от 02 августа 2017 года принят приказ министерства экономического развития Саратовской области от 4 августа 2017 года № 1660 «О возврате в областной бюджет субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, представленной ООО «АгроПром - Патент» в 2016 году».

Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пунктами 5.2 ,   5.3. Соглашения № 4 от 11 ноября 2016 г., а также протоколом заседания рабочей группы по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства области от 2 августа 2017 года, истец письмом от 10 августа 2017 года обратился в
ООО «АгроПром - Патент» с требованием р врвзрате субсидии  в областной бюджет в размере 1125000 руб. в течение 15 календарных дней со дня получения требования.

Данное требование было получено  ответчиком, однако в установленный срок денежные средства  от ООО «АгроПром - Патент» в областной бюджет по
платежным реквизитам министерства не поступили.

В результате чего истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Тем не менее указанная норма (ст. 78 БК РФ) предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылается на то, что  ООО «АгроПром-Патент» на дату подачи заявления на предоставление субсидии представило все необходимые документы по перечню документов в соответствии с требованиями к их оформлению и предоставлению, установленными в приложении 1 к Приложению № 5 к Постановлению Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 г № 184-П, а именно:

1)реестр документов, представленных к заявке;

2)заявление на предоставление субсидии;

3)заверенная копия устава (в действующей редакции);

4)заверенные копии документов, подтверждающих назначение директора, выполняющего также функции бухгалтера;

5)заверенная копия формы по КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности
работников за предшествующий год» с отметкой налогового органа;

6)заверенная налоговая декларация за предшествующий год с отметкой налогового органа;

7)отчет по форме РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС;

8)справка о соответствии условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

9) справка об отсутствии ограничений на предоставление средств финансовой поддержки;

       10) проект по созданию центра молодежного инновационного творчества по установленной в приложении № 5 к Положению форме на бумажном носителе в двух экземплярах и в электронном виде;

11) заверенная копия договора № 144 аренды федерального недвижимого имущества от 11.07.2016|г.сФГБОУ ВО Саратовский ГАУ;

12) письменное обязательство об обеспечении взаимодействия с другими центрами молодежного инновационного творчества;

13) копия утвержденного  штатного  расписания,  а также  копии дипломов  об  образовании, трудовых книжек и трудовых договоров работников, свидетельств о повышении квалификации, а также о присвоении ученых степеней работникам;

14)   заверенные копии договоров о сотрудничестве с учебными заведениями                           г. Саратова и Саратовской области;

15) заверенная копия договора об оказании интернет-услуг;

16) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

17) справка налогового органа об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В Положении о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества нет указаний на форму графика работы центра молодежного инновационного творчества, включаемого в проект, и количество часов его работы.

В проекте, представленном в составе заявки на получение субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, поданной в Министерство экономического развития Саратовской области в 2016 году, указан предварительный график работы            ЦМИТ «Инноватор», при планировании которого имелось ввиду использование школьниками, студентами, молодыми учеными и представителями малого бизнеса в дополнительное от указанного в договоре № 144 аренды федерального недвижимого имущества от 11 июля 2016 года время ресурсов ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова». Это связано с тем, что ЦМИТ «Инноватор» является одним из объектов научно-технической инфраструктуры Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова. Объединяющую роль играет Инжиниринговый центр «Агротехника» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова», который помимо центра молодежного инновационного творчества координирует деятельность иных производственных и научно-исследовательских объектов ФГБОУ ВО СГАУ.

ЦМИТ «Инноватор» расположен территориально на площадке Инжинирингового центра «Агротехника» ФГБОУ ВО СГАУ.

На основании действующего Договора о сотрудничестве с ФГБОУ СГАУ № 1 от 01.12.2015 года ЦМИТ «Инноватор» осуществляет организацию совместных с Инжиниринговым центром мероприятий как одноразовых, так и проводимых на постоянной основе, в том числе с использованием оборудования Инжинирингового центра. Данный формат взаимодействия позволяет пользователям ЦМИТ использовать университетское оборудование и расширяет спектр предоставляемых школьникам, студентам, молодым ученым и представителям малого бизнеса услуг.

Работа ЦМИТ «Инноватор» в соответствии с действующим договором № 144 аренды федерального недвижимого имущества от 11.07.2016 г. с ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ подтверждается графиком проведения еженедельных занятий детского кружка «Робототехника и 3-Д моделирование» на безвозмездной основе, а также мастер-классов, экскурсий и других разовых мероприятий.

Однако за данный период работы ЦМИТ «Инноватор» планируемый ранее график еженедельных занятий претерпел изменения, связанные с расписанием воспитанников ЦМИТ по основному месту учебы и их индивидуальными возможностями. Опыт организации и проведения разовых мероприятий показал невозможность их привязки к заранее определенному  времени, что подтверждается журналом учета мероприятий за 2016 год и докладными записками волонтеров и специалистов ООО «АгроПром- Патент», ведущих занятий детского кружка «Робототехника и 3-Д моделирование».

ООО "АгроПром-Патент" производило расходование предоставленных субсидий в полном соответствии с целями, указанными в Соглашении № 4 от 11.11.2016 г., нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также действующего законодательства со стороны ООО "АгроПром-Патент" допущено не было.

В обоснование своих возражений ответчиком представлены следующие доказательства: календарный план осуществления затрат подлежащих субсидированию, направления расходования субсидии, отчеты о целевом использовании субсидии №1 от 13.01.2017г.,  №2 от 06.03.2017г., №3 от 31.03.2017г., №4 от 03.04.2017г., №5 от 23.06.2017г., изменения в календарный план от 20.12.2016г., результаты деятельности центра молодежного инновационного творчества «Инноватор» за полугодие 2017г., отчет №1 от 01.02.2017г., табель посещения занятий детского научного кружка «Ротототехника и 3-Д моделирование» ЦМИТ «Инноватор» в 2016-2017 учебном году, докладные записки о перенесении занятий детского кружка «Ротототехника и 3-Д моделирование», договора, счета, платежные поручения, счета-фактуры, акты, гарантийный талон, паспорт на изделие. 

Суд, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.        

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, законодатель указал, что основанием для возврата субсидий является нарушение условий, установленных при их предоставлении.

В силу подпункта 3 части 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса РФ в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Данное положение не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.

По смыслу статьи 78 Бюджетного Кодекса  РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).

Согласно пункту 32 Приложения № 5 к Постановлению Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 г № 184-П «О порядке возврата в областной бюджет субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат  на создание и (или) обеспечение деятельности центров моложенного  инновационного творчества» субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случае нарушения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидии.

Условиями предоставления субсидий является целевое расходование субсидий, а также предоставление пакета документов, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий.

Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья    306.4 Бюджетного Кодекса РФ).

Таким образом, законодатель определяет два возможных случая возврата средств субсидий: нецелевое использование данных средств или нарушение условий предоставления субсидий.

При подаче заявки на предоставление субсидии ответчиком ООО "АгроПром-Патент" был предоставлен соответствующий пакет документов.

Истцом произведена проверка данных документов, по результатам чего было принято решение о представлении субсидий.

В дальнейшем субсидия расходовалась в соответствии с целями, на которые она представлялась.

Какие-либо дополнительные требования к документам, представляемым для принятия решения о предоставлении субсидий, министерством  не предъявлялись.

Указаний на то, что график мероприятий, установленный в представленном проекте не может быть изменен не было.

Таким образом, ООО "АгроПром-Патент" не допустило нарушений условий, установленных при представлении субсидий.

Суд считает, что в рассматриваемом деле истцом и ответчиком условия предоставления субсидии  выполнены в полном объёме, цель предоставления субсидии – создание и обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества  не нарушено,  денежные средства, предоставленные ответчику реализованы в соответствии с целевым назначением.

С учетом изложенного, суд находит доводы истца  о неосновательном получении ответчиком субсидии не состоятельными, не нашедшими своего подтверждения материалами дела, поскольку судом установлено соблюдение условий предоставления средств субсидии, исполнения ответчиком  взятых на себя в ходе получения субсидий обязательств,  соблюдение целевого использования средств субсидий.

На основании вышеизложенного, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано  в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181,257-271,273-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                                  Д.Ю. Игнатьев