АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
28 января 2016 года
Дело №А57-20285/2015
Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2016года
Полный текст решения изготовлен 28 января 2016года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ломакиной К.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», г.Новоузенск Саратовской области
Заинтересованное лицо:
Министерство образования Саратовской области, г.Саратов
о признании незаконным приказа Министерства образования Саратовской области №1993 от 29.06.2015г. «О приостановлении действия лицензии Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола»;
о признании незаконным приказа Министерства образования Саратовской области №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола»;
о признании недействительным акт проверки Министерством образования Саратовской области Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» №643 от 07.08.2015г.
при участии в судебном заседании представителей: заявителя – Николаевой Светланы Александровны по доверенности б/н от 25.08.2015г., на обозрение суда представлен паспорт; заинтересованного лица – Федорова Алексея Федоровича по доверенности б/н от 25.08.2015г., на обозрение представлено служебное удостоверение.
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось частное образовательное учреждение профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» с заявлением о признании незаконным приказа Министерства образования Саратовской области №1993 от 29.06.2015г. «О приостановлении действия лицензии Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», о признании незаконным приказа Министерства образования Саратовской области №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», о признании недействительным акта проверки Министерством образования Саратовской области Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» №643 от 07.08.2015г.
В судебное заседание, назначенное на 18.01.2016г. на 15час.30мин., явились представители сторон.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв на 25.01.2016г. на 15час.30мин.
После перерыва 25.01.2016г. в 15час.30мин. судебное заседание продолжено.
Основанием для обращения в суд послужило проведение проверки Министерством образования Саратовской области в отношении Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», по результатам которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. Оспариваемые приказы Министерства образования Саратовской области являются незаконными, а акт проверки недействительными в связи с тем, что приказ №1993 от 29.06.2015г. вынесен с нарушением установленного законом срока, в отсутствие оснований для приостановления действия лицензии заявителя по мотивам назначения ему административного наказания в виде административного приостановления деятельности, а приказ №2045 от 01.07.2015г. вынесен в отсутствие оснований, предусмотренных частью 10 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ. Также недействительным является акт проверки, который составлен по результатам проверки, проведенной в отсутствие оснований для ее проведения.
Министерство образования Саратовской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление данного вида деятельности.
Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок приостановления действия лицензии на образовательную деятельность установлен статьей 93 Закона об образовании.
Как следует из материалов дела, с 16.02.2015г. по 10.04.2015г. Министерством образования Саратовской области в отношении Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, выразившееся в несоблюдении п.п.«в,и,е» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 966 от 28.10.2013г., а именно:
1.Не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (нарушение подпункта «в» пункта 6 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»).
2.Не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно: отсутствует согласованная с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения._ Министерства внутренних дел Российской Федерации адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не созданы специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (нарушение подпункта «и» пункта 6 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»).
3.Отсутствуют согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий («А», «А1», «В»), а также отсутствует заключение ГИБДД МВД РФ о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного • движения» (нарушение подпункта «е» пункта 7 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»).
Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», вышеуказанные нарушения лицензионных требований и условий являются грубыми.
По итогам плановой выездной проверки составлен акт от 10 апреля 2015 года № 292, выдано предписание от 10 апреля 2015 года № 292/15-л.
По факту нарушений 10.04.2015г. лицензирующий орган возбудил в отношении ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении №00821 от 10.04.2015 г. направил для рассмотрения в Новоузенский районный суд Саратовской области.
Одновременно с возбуждением производства по делу об административном правонарушении, лицензирующий орган вручил заявителю предписание №292/15-л от 10.04.2015г., в котором обязал ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» принять меры к устранению выявленных нарушений лицензионных требований, причин, способствующих их совершению; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих обязанностей; представить в министерство образования отчет об исполнении предписания с приложением документов, в срок до 10.10.2015г.
29.04.2015г. постановлением Новоузенского районного суда Саратовской области ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 2 суток.
08.05.2015г. судебный пристав-исполнитель Новоузенского РОСП Саратовской области, на основании исполнительного листа серии ФС №002142277, выданного Новоузенским районным судом при обращении постановления по делу об административном правонарушении к исполнению, возбудил исполнительное производство в пользу взыскателя Министерства образования Саратовской области по предмету исполнения об административном приостановлении деятельности заявителя.
08.05.2015г. требования исполнительного документа в отношении ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» судебный пристав-исполнитель фактически исполнил, деятельность образовательного учреждения приостановил, что подтверждается соответствующим актом.
29.06.2015г. Министерством образования Саратовской области был принят приказ №1993 «О приостановлении действия лицензии ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола», которым действие лицензии заявителя на осуществление образовательной деятельности от 11.04.2011г., регистрационный номер 253, серия А №280682, лицензирующий орган приостановил на 2 суток, с 30.06.2015г. по 01.07.2015г.; сведения о приостановлении действия лицензии внес в реестр лицензий.
01.07.2015г. Министерство образования Саратовской области приняло приказ №2045 «О проведении внеплановой документарной проверки ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» на предмет устранения нарушений лицензионных требований, выявленных при проведении плановой проверки с 16.02.2015г. по 10.04.2015 г.
07.08.2015г. Министерство образования Саратовской области в отношении заявителя составило акт проверки №643, которым установило, что ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» ранее выявленные нарушения лицензионных требований п.п. «в,и» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ №966 от 28.10.2013г., не устранило.
Не согласившись с принятыми лицензирующим органом приказами №1993 от 29.06.2015г. «О приостановлении действия лицензии ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола», №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола», актом внеплановой проверки №643 от 07.08.2015г., заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, выслушав мнения сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту х Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В соответствии с частями 1,3 статьи 2 названного Федерального закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Под лицензией на основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим
лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности,
которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на
бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного
электронной подписью; под лицензируемым видом деятельности -
вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; под лицензирующими органами -уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, осуществляющие лицензирование.
Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии урегулирован в статье 20 Федерального закона от 04.05.2011№99-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом в двух случаях:
1) привлечение Лицензиата к административной ответственности за
неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого
нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде
административного приостановления деятельности за грубое нарушение
лицензионных требований в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Во исполнение положений частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии в течение суток со дня вступления в законную силу решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти:
- в первом случае, о привлечении лицензиата к административной
ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об
устранении грубого нарушения лицензионных требований на срок исполнения
вновь выданного предписания;
- во втором случае, о назначении лицензиату административного наказания в
виде административного приостановления деятельности на срок
административного приостановления его деятельности.
В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно части 2 статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
На основании части 1 статьи 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Как указано выше, заявителю административное наказание в виде административного приостановления деятельности было назначено Новоузенским районным судом 29.04.2015 г.
Постановление суда по делу об административном правонарушении, учитывая ст.ст. 31.1-31.3 КоАП РФ, вступило в законную силу, и было обращено к исполнению 08.05.2015 г.
10.05.2015г., исходя из размера назначенного наказания, срок административного приостановления деятельности у заявителя истек.
После 10.05.2015г. заявитель к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности не привлекался.
Учитывая, что постановление Новоузенского районного суда по делу об административном правонарушении от 29 апреля 2015года, вынесенного в отношении Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», вступило в законную силу 12 мая 2015года, что следует из материалов дела Новоузенского районного суда №5-8(2) 2015г., которое обозревалось в судебном заседании, лицензирующий орган должен был в течение суток со дня вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями частей 1,2,3 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, правовых оснований для приостановления в период с 29.06.2015г. по 01.07.2015г. действия лицензии заявителя у Министерства образования Саратовской области не имелось.
Вопреки приведенным правовым нормам, приказ №1993 от 29.06.2015г. «О приостановлении действия лицензии ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» с 29.06.2015г. по 01.07.2015г. Министерство образования приняло в отсутствие подлежащего исполнению с 29.06.2015г. по 01.07.2015г. административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Поскольку Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ императивно устанавливает случаи и порядок приостановления действия лицензии, при этом, не предусматривает права лицензирующего органа осуществить эту процедуру после отбытия лицензиатом административного наказания, то приказ №1993 от 29.06.2015г. является незаконным.
В судебном заседании представитель Министерства образования Саратовской области пояснил, что вынесение приказа №1993 от 29.06.2015г. было связано с моментом получения заверенной копии решения Новоузенского районного суда, которая поступила в адрес Министерства почтовой корреспонденцией 29.06.2015г.
Относительно оспаривания заявителем приказа Министерства образования Саратовской области №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Министерством образования Саратовской области издан приказ №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», согласно которому приказано провести проверку в отношении Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола».
Установить, что настоящая проверка проводится с целью проверки фактов устранения грубых нарушений лицензионных требований Частным образовательным учреждением профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола».
Задачей настоящей проверки является проведение контрольно-надзорных мероприятий по вопросам устранения грубых нарушений лицензионных требований.
Предметом настоящей проверки является деятельность Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» по устранению грубых нарушений лицензионных требований.
В соответствии с пунктами 9,10 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» по истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
По истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата или в случае поступления в суд либо должностному лицу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, которые назначили административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, ходатайства лицензиата о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления его деятельности лицензирующий орган проводит проверку информации, содержащейся в уведомлении лицензиата об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой административное наказание в виде административного приостановления деятельности лицензиата, или в указанном ходатайстве.
В соответствии с пунктами 11, 12 данной статьи в случае, если в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Как следует из материалов дела, 30.06.2015г. в адрес Министерства образования Саратовской области поступило уведомление от ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» «Об устранении грубых нарушений лицензионных требований», в котором указано, что ЧОУ ПП «Новоузенская автошкола» сообщает об устранении выявленных нарушений лицензионных требований согласно предписанию от 10.04.2015г. №292/15-л, а именно:
1. По пункту 1: на данный момент учреждением приобретается оборудование, необходимое для медицинского кабинета, решается вопрос об аренде дополнительного помещения по адресу: г. Новоузенск, ул. Московская, д.ЗО .
2. По пункту 2: 28.04.2015г. УГИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области согласована образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», которая может быть использована для профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья (пояснительная записка, раздел 7 Программы). Подготовлен проект договора о сетевой форме реализации образовательных программ с ГАОУ СО «ЦОРИ».
3. По пункту 3: 28.04.201 §г. УГИБДД ГУ МВД РФ по Саратовской области
согласованы образовательные программы профессиональной подготовки
водителей транспортных средств категории «В», «А», подкатегории «А1».
В соответствии с поступившим уведомлением, с целью проверки фактов устранения
Учреждением грубых нарушений лицензионных требований, был издан приказ Министерства
образования Саратовской области от 01 июля 2015года №2045.
Следовательно, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя в части оспаривания приказа №2045 от 01 июля 2015года, который вынесен Министерством образования Саратовской области в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В части оспаривания заявителем акта проверки Министерства образования Саратовской
области №643 от 07.08.2015г., суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в
связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Министерство образования Саратовской области
составило акт проверки №643 от 07 августа 2015года, в котором зафиксированы выявленные
нарушения обязательных требований, а именно:
В ходе проверки информации, содержащейся в уведомлении лицензиата установлено, что в установленный судом срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии Образовательная организация не устранила грубые нарушения лицензионных требований, а именно:
1. Не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания., первичной медико-санитарной помощи обучающимся. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (нарушение подпункта «в» пункта 6 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).
2. Не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона. «Об образовании в Российской Федерации», а именно:
в рамках сетевой формы реализации образовательной программы адаптированная образовательная программа Образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не утверждена организацией осуществляющей области «Центр по обучению и реабилитации инвалидов», в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы;
в соглашении о взаимодействии и сотрудничестве между Образовательной организацией и Государственным автономным образовательным учреждением Саратовской области «Центр по обучению и реабилитации инвалидов» от 30 июня 2015 года не указана информация, предусмотренная частью 3 статьи 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно:
не указаны вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
не указаны правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;
не указаны условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
не указаны выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы (нарушение подпункта «и» пункта 6, подпункта «г» пункта 7 постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями отнесения данной категории дел к подведомственности арбитражных судов являются одновременно три условия: ненормативный характер акта, несоответствие его закону и иным нормативным правовым актам и нарушение актом прав и законных интересов организаций, граждан и иных лиц.
Под ненормативным актом понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
По смыслу ст. 29 и ст. 198 АПК РФ акт проверки, составленный уполномоченным государственным органом, по своей правовой природе имеет констатирующий, а не властный, обязывающий характер.
Акт проверки N643 от 07.08.2015г. является носителем информации в отношении результатов проверки и не содержит указаний для осуществления каких-либо действий. Поскольку акт проверки сам по себе не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, то есть не является ненормативным правовым актом, следовательно, такой акт не может нарушать права и интересы Учреждения.
На основании вышеуказанного, суд приходит к выводу, что в рамках настоящего дела заявителем оспаривается внутренний документ Министерства, составленный в результате внутренней деятельности. Оспариваемый акт проверки не влечет обязательных правовых последствий для Учреждения. Правовые последствия могут возникнуть для организации в результате принятия Министерством предписания либо постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, которые заявитель вправе оспаривать, и в рамках оспаривания итогового правового акта заявлять доводы относительно промежуточных и иных документов проверки, в том числе акта проверки.
Суд приходит к выводу о неподведомственности дела в данной части арбитражному суду, а потому производство по делу в части признания недействительным акта проверки Министерства образования Саратовской области N643 от 07.08.2015г. подлежит прекращению.
В силу ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу прекращается, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку заявителем при обращении в арбитражный суд была оплачена государственная пошлина в размере 3000руб., которая подлежит взысканию с Министерства образования Саратовской области как с проигравшей стороны.
В связи с прекращением производства по делу в части оспаривания акта проверки, государственная пошлина в сумме 3000руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110,167,170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», г.Новоузенск Саратовской области удовлетворить в части.
Признать недействительным приказ Министерства образования Саратовской области №1993 от 29.06.2015г. «О приостановлении действия лицензии Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола».
В удовлетворении требования о признании недействительным приказа Министерства образования Саратовской области №2045 от 01.07.2015г. «О проведении внеплановой документарной проверки Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» - отказать.
В части признания недействительным акта проверки Министерством образования Саратовской области Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола» №643 от 07.08.2015г. – производство по делу прекратить.
Взыскать с Министерства образования Саратовской области, г.Саратов в пользу Частного образовательного учреждения профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», г.Новоузенск Саратовской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000рублей.
Выдать исполнительный лист.
Возвратить Частному образовательному учреждению профессиональной подготовки «Новоузенская автошкола», г.Новоузенск Саратовской области из Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 3000рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления решения суда в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В.Бобунова