АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
22 января 2020 года
Дело №А57-20354/2019
Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2020
Полный текст решения изготовлен 22.01.2020
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Елистратова К.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фугаровой Е.В,., Строгановой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Флорес», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Саратов
к Администрации муниципального образования «Город Саратов», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Саратов
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ОГРН <***>, ИНН <***>
Третьи лица:
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Филиал ФГУП "НПЦАП им. академика Н.Ю. Пилюгина" производственное объединение "Корпус"
о признании прекращенным права на объект недвижимости
при участии:
от истца- ФИО1, представитель по доверенности от 31.05.2019г.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Флорес» с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании объекта недвижимости - нежилое помещение площадью 522,3 кв.м., с кадастровым номером 64:48:030213:80, расположенное по адресу: <...> - прекратившим свое существование; о прекращении права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Флорес» на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 522,3 кв.м., с кадастровым номером 64:48:030213:80, расположенное по адресу: <...>.; о снятии с кадастрового учета объект недвижимости - нежилое помещение площадью 522,3 кв.м., с кадастровым номером 64:48:030213:80, расположенное по адресу: <...>.
Ответчик возражает на заявленные исковые требования по основаниям указанным в отзыве на иск.
Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке ст.153-166 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей присутствующих сторон, Арбитражный суд при вынесении решения исходит из следующих обстоятельств и норм материального и процессуального права.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает.
ООО "Флоренс" на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 64:48:030213:80, площадью 522,3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030213:14, по адресу: <...>.
Земельный участок с кадастровым номером 64:48:030213:14, принадлежит истцу на праве аренды, на основании договора аренды № 877 с множественностью лиц на стороне арендатора, находящегося в федеральной собственности земельного участка от 17.07.2008 года сроком на 49 лет.
В связи с тем, что объект капитального строительства стал ветхим, ООО «Флорес» приняло решение о его сносе.
Для этого ООО «Флорес» обратилось в Администрацию МО «Город Саратов» за разрешением на проведение работ по демонтажу вышеуказанного помещения.
Администрация МО «Город Саратов» письмом от 14.01.2019 года № 02-02-20/1570 сообщила ООО «Флорес», что разрешение на проведение работ по демонтажу помещения не требуется, необходимо только представить уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства, сославшись на ст. 55.31 ГрК РФ.
18 января 2019 года истец уведомил Администрацию МО «Город Саратов» о начале работ по сносу нежилого помещения с кадастровым номером 64:48:030213:80, площадью 522,3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030213:14, по адресу: <...>.
Администрация МО «Город Саратов» письмом от 28.01.2019 года № 02-02-20/67 сообщила ООО «Флорес" что уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства размещено в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Собственником был разработан проект по сносу нежилого помещения.
Собственником был заключен договор на подрядные работы по сносу нежилого помещения.
13.02.2019 года истец уведомил Администрацию МО «Город Саратов» о том, что в период времени с 30.01.2019 года по 07.02.2019 был произведен снос данного помещения.
Согласно акта обследования от 08.02.2019 года составленного кадастровым инженером ФИО2, было подтвержден демонтаж объекта капитального строительства с кадастровым номером 64:48:030213:80, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 64:48:030213:14, по адресу: <...>.
Указанный акт обследования был предоставлен в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, для снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права в отношении помещения с кадастровым номером 64:48:030213:80, расположенного по адресу: <...>, однако указанные юридические действия были приостановлены по причине отсутствия разрешения на реконструкцию здания путем демонтажа помещения 64:48:030213:80 .
В настоящее время получить данный документ не предоставляется возможным, по причине отсутствия объекта капитального строительства - помещения 64:48:030213:80. Таким образом у истца отсутствуют иные законные способы защиты своих прав.
Возражая на заявленные исковые Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области указывает что согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости объект учета с кадастровым номером 64:48:030213:80 - нежилое помещение, однако сведения о прекращении существования в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой было расположено отсутствуют.
Как следует из технического заключения, подготовленного 20.12.2015 ООО "Эпюра-М" проведен демонтаж части здания. Разрешительная документация на реконструкцию здания не представлена.
Суд исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "от 21.07.1997 N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшем в месте издания таких актов на момент их издания.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представленные на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ, определяющей порядок проведения государственной регистрации, предусмотрена правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Однако документы, подтверждающие реконструкцию здания путем демонтажа помещения 64:48:030213:80 в соответствии с требованиями ГрК РФ в составе приложения акта обследования отсутствуют.
Пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, в том числе изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
С учетом требований частей 5, 7 статьи 45 указанного Закона сведения о ранее учтенных объектах недвижимости подлежат включению в соответствующие разделы государственного кадастрового учета на основании документов технического учета.
Анализ представленного заключения, составленного по результатам обследования спорного объекта, а также фотоматериалов, свидетельствует, что в результате проведенных строительных работ осуществлен демонтаж части объекта недвижимости. Такие изменения затрагивают основные конструктивные элементы здания (наружные стены), что, как следствие, влияют на надежность и безопасность объекта капитального строения. Данные обстоятельства исключают применение пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, предусматривающего основание, когда не требуется выдача разрешения.
Во исполнение пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148 ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Указанный перечень не включает в себя виды работ, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Таким образом, в случае осуществления работ при реконструкции или строительстве объекта, перечисленных в разделе III названного Перечня, требуется получение соответствующего разрешения, поскольку они влияют на безопасность объектов капитального строительства. В частности, в пункте 10.1 указанного раздела установлено, что монтаж (демонтаж) усиление конструктивных элементов здания отнесены к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Разрешая спор, суд исходит из того, что применительно к спорному случаю именно общество, осуществляющее производство строительных работ, которые могут оказывать влияние на безопасность здания, обязано доказать наличие безопасной эксплуатации и несущую способность объекта в целом после его реконструкции без разрешения на строительство.
Вместе с тем , такие доказательства в отношении реконструированного здания в материалы дела не представлены, в следствии чего в удовлетворении заявленных исковых требований следует оказать.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Исполнительные листы выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области К.А. Елистратов