ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-20357/14 от 02.12.2014 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

07 декабря 2014 года

Дело № А57-20357/2014

Резолютивная часть решения оглашена - 02 декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен - 07 декабря 2014 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карцевым А.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, г. ФИО1 Саратовская область

Заинтересованное лицо:

Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, г. ФИО1 Саратовская область

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Елочка» г. Балашова Саратовской области, г. ФИО1 Саратовская область

о признании незаконным бездействия  Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финан­совом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением вышеуказанным должником требований следующих исполнительных листов: серия АС № 004042027, выданного 17.02.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 30.08.2013 г. по делу № А57-12654/2013, серия АС № 004036476, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 18.11.2013 г. по делу № А57-18016/2013, серия АС № 900049880, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 29.11.2013 г. по делу № А57-18015/2013, серия АС № 004046463, выданного 07.05.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 25.03.2014 г. но делу № А57-2249/2014;

об обязании Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех ли­цевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбини­рованного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской области, включая лицевые счета струк­турных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением опера­ций но исполнению исполнительных документов), до момента исполнения таким должником требований следующих исполнительных листов: серия АС № 004042027, выданного 17.02.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 30.08.2013 г. по делу № А57-12654/2013, серия АС № 004036476, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 18.11.2013 г. по делу № А57-18016/2013, серия АС № 900049880, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 29.11.2013 г. по делу № А57-18015/2013, серия АС № 004046463, выданного 07.05.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 25.03.2014 г. по делу № А57-2249/2014.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились;

от Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области – не явились;

от Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Елочка» г. Балашова Саратовской области – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Государственного учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия  Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финан­совом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением вышеуказанным должником требований следующих исполнительных листов: серия АС № 004042027, выданного 17.02.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 30.08.2013 г. по делу № А57-12654/2013, серия АС № 004036476, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 18.11.2013 г. по делу № А57-18016/2013, серия АС № 900049880, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 29.11.2013 г. по делу № А57-18015/2013, серия АС № 004046463, выданного 07.05.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 25.03.2014 г. но делу № А57-2249/2014; об обязании Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех ли­цевых счетах Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбини­рованного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской области, включая лицевые счета струк­турных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением опера­ций но исполнению исполнительных документов), до момента исполнения таким должником требований следующих исполнительных листов: серия АС № 004042027, выданного 17.02.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 30.08.2013 г. по делу № А57-12654/2013, серия АС № 004036476, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 18.11.2013 г. по делу № А57-18016/2013, серия АС № 900049880, выданного 10.01.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 29.11.2013 г. по делу № А57-18015/2013, серия АС № 004046463, выданного 07.05.2014 г. арбитражным судом Саратовской об­ласти на основании решения от 25.03.2014 г. по делу № А57-2249/2014.

В судебное заседание, назначенное на 25.11.2014 г. на 14 час. 30 мин., представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени слушания дела извещёны надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями № 75824, 75825, 75826.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 02.12.2014 года до 14 час. 00 мин.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.08.2013 года по делу № А57-12654/2013 с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти в пользу УПФР в Балашовском районе была взыскана задолженность в сумме 360 526 руб. 36 коп. за 1 кв. 2013 г.

На основании вступившего в законную силу судебного акта по делу № А57-12654/2013 Арбитражным судом Саратовской области 17.02.2014 года был выдан исполнительный лист серия АС № 004042027 на взыскание с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти задолженности в общей сумме 360 526 руб. 36 коп.

24.03.2014 года в Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области поступило заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти недоимки по страховым взносам и пени в сумме 360 526 руб. 36 коп.

К заявлению были приложены: исполнительный лист (оригинал) серии АС № 004042027, выданный Арбитражным судом Саратовской области 17.02.2014 года по делу № А57-12654/2013; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 30.08.2013 года по делу № А57-12654/2013.

Таким образом, задолженность Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти по исполнительному листу АС № 004042027 составляет 360 526 руб. 36 коп.

Уведомлением от 25.03.2014 года Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области уведомил Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти о поступлении исполнительного документа: исполнительного листа серии АС № 004042027, выданного Арбитражным судом Саратовской области 17.02.2014 года делу № А57-12654/2013 на взыскание 360 526 руб. 36 коп.

Уведомление Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района от 25.03.2014 года получено должником – Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти 26.03.2014 года, что подтверждается распиской должника.

Также, судом установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2013 г. по делу № А57-18016/2013 с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, г. ФИО1 взыскана задолженность в размере 337 671 руб. 91 коп., за 2 кв. 2013 г.

На основании вступившего в законную силу судебного акта 10.01.2014 года Арбитражным судом Саратовской области по делу № А57-18016/2013 был выдан исполнительный лист серия АС № 004036476 на взыскание с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти задолженности в размере 337 671 руб. 91 коп.

20.01.2014 года в Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области поступило заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти недоимки по страховым взносам и пени в сумме 337 671 руб. 91 коп.

К заявлению были приложены: исполнительный лист (оригинал) серии АС № 004036476, выданный Арбитражным судом Саратовской области 10.01.2014 года по делу № А57-18016/2013; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 18.11.2013 года по делу № А57-18016/2013.

Таким образом, задолженность счета Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти составляет 337 671 руб. 91 коп.

Уведомлением от 23.01.2014 года Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области уведомил Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти о поступлении исполнительного документа: исполнительного листа серии АС № 004036476, выданного Арбитражным судом Саратовской области 10.01.2014 года делу № А57-18016/2013 на взыскание 337 671 руб. 91 коп.

Уведомление Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района от 23.01.2014 года получено должником – Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти 24.01.2014 года, что подтверждается распиской должника.

Также, судом установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2013 г. по делу № А57-18015/2013 с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, г. ФИО1 взыскана задолженность по пени в размере 21 440 руб. 96 коп., начисленной на недоимку за 2 кв. 2013 г.

На основании вступившего в законную силу судебного акта 10.01.2014 года Арбитражным судом Саратовской области по делу № А57-18015/2013 был выдан исполнительный лист серия АС № 900049880 на взыскание с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти задолженности в размере 21 440 руб. 96 коп.

24.03.2014 года в Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области поступило заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти недоимки пени в сумме 21 440 руб. 96 коп.

К заявлению были приложены: исполнительный лист (оригинал) серии АС № 900049880, выданный Арбитражным судом Саратовской области 10.01.2014 года по делу № А57-18015/2013; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 29.11.2013 года по делу № А57-18015/2013.

Таким образом, задолженность счета Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти составляет 21 440 руб. 96 коп.

Уведомлением от 25.03.2014 года Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области уведомил Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти о поступлении исполнительного документа: исполнительного листа серии АС № 900049880, выданного Арбитражным судом Саратовской области 10.01.2014 года делу № А57-18015/2013 на взыскание 21 440 руб. 96 коп.

Уведомление Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района от 25.03.2014 года получено должником – Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти 26.03.2014 года, что подтверждается распиской должника.

Также, судом установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2014 г. по делу № А57-2249/2014 с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области, г. ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам и пени в размере 340 109 руб. 89 коп., за 3 кв. 2013 г.

На основании вступившего в законную силу судебного акта 07.05.2014 года Арбитражным судом Саратовской области по делу № А57-2249/2014 был выдан исполнительный лист серия АС № 004046463 на взыскание с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти задолженности в размере 340 109 руб. 89 коп.

10.06.2014 года в Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области поступило заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти задолженностипо страховым взносам и пени в сумме 340 109 руб. 89 коп.

К заявлению были приложены: исполнительный лист (оригинал) серии АС № 004046463, выданный Арбитражным судом Саратовской области 07.05.2014 года по делу № А57-2249/2014; заверенная арбитражным судом Саратовской области копия решения от 25.03.2014 года по делу № А57-2249/2014.

Таким образом, задолженность счета Муниципального дошкольного образовательно­го учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти составляет 340 109 руб. 89 коп.

Уведомлением от 17.06.2014 года Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области уведомил Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти о поступлении исполнительного документа: исполнительного листа серии АС № 004046463, выданного Арбитражным судом Саратовской области 07.05.2014 года делу № А57-2249/2014 на взыскание 340 109 руб. 89 коп.

Уведомление Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района от 17.06.2014 года получено должником – Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти 19.06.2014 года, что подтверждается распиской должника.

Поскольку решения Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-12654/2013 от 30.08.2013 года, по делу № А57-18016/2013 от 18.11.2013 года, по делу № А57-18015/2013 от 29.11.2013 года, по делу № А57-2249/2014 от 25.03.2014 года, в установленный законом срок исполнены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При этом в силу ч. 2 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Вышеуказанные положения означают, что указанные лица обязаны совершать все необходимые действия по оформлению (исполнению, восстановлению) прав, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (ч. 3 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, судебная защита не завершается принятием судебного акта, она включает в себя реальное его исполнение.

В силу ст. 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч.1). Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 2).

Вместе с тем суд полагает, что законодатель исходил из добросовестности участников гражданских правоотношений и добровольности исполнения судебных актов судов, в связи с чем, и было установлено требование выдачи исполнительных листов именно на принудительное исполнение судебных актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Законом № 83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, согласно которому:

- бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац 1 пункта 7 части 20 статьи 30);

- бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац 2 пункта 7 части 20 статьи 30);

- при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет (абзац 3 пункта 7 части 20 статьи 30);

- при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем 1 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30);

- в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац 1 пункта 11 части 20 статьи 30);

- в случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (абзац 2 пункта 11 части 20 статьи 30).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.07.2005 № 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Требование своевременного и эффективного исполнения судебных решений, вытекающее из взаимосвязанных положений ст. 1 (ч. 1), 15 (ч. 2), 17 (ч. 3), 18, 45 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2), 52, 53, 71 (п. "в"), 72 (п. "б" ч. 1) и 118 Конституции Российской Федерации, предопределяет обязанность государства обеспечить реализацию этого требования посредством установления в федеральном законе надлежащего организационно-правового механизма исполнения судебных решений. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Таким образом, государство, руководствуясь указанными конституционными положениями, может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Действуя в рамках конституционной дискреции и избирая тот или иной механизм исполнительного производства, законодатель во всяком случае должен исходить из необходимости обеспечения непротиворечивого регулирования отношений в этой сфере, создания для них стабильной правовой основы и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения.

Учитывая изложенное, при неисполнении судебного решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года случаях, обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта.

При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законодатель возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Такой же вывод по аналогичному делу был изложен в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009 по делу № А57-3416/09-16, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 № ВАС-13746/09 отказано.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Как следует из материалов дела, Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, в связи с чем, несет обязанность по совершению предусмотренных Законом № 83-ФЗ от 08.05.2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» действий по исполнению требований исполнительного документа.

Фактическое получение Комитетом по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области предъявленных Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области к исполнению исполнительных листов и приложенных к ним документов подтверждено материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, установив неисполнение должником в течении 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа требований исполнительных листов, должен был в соответствии с абз. 4 п. 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, с уведомлением должника.

Однако доказательств осуществления Комитетом по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области предусмотренных абз. 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, материалы дела не содержат.

Довод Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о том, что учреждениями произведена частичная оплата задолженности по указанным исполнительным листам не имеет правового значения, поскольку действия направленные на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника должны быть совершены в срок, установленный законом и продолжать действовать до полного исполнения требований исполнительного документа должником.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

На основании части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Суд, руководствуется положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах.

Также следует отметить, что Арбитражным процессуальным кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного ст. 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации срока, в связи с чем, исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.1950 г.), любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.

Как следует из материалов дела, оспариваемые бездействия Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области совершены – 11.03.2014 года, 12.05.2014 года, 12.05.2014 года, 30.07.2014 года (по истечении 30 рабочих дней с момента получения должником уведомления финансового органа о поступлении исполнительного документа).

Срок подачи заявления в суд соответственно истекает: 16.06.2014 года, 13.08.2014 года, 13.08.2014 года, 31.10.2014 года.

С заявлением в арбитражный суд Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе Саратовской области обратилось 12.09.2014 года, т.е. с частичным нарушением установленного законодательством срока.

Учитывая то, что нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а также то, что право установления этих причин и их оценка принадлежат суду, суд считает, что незначительный период пропуска срока не может являться препятствием для восстановления нарушенного права, в связи с чем, считает возможным восстановить заявителю срок для подачи заявления в суд.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившегося в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, открытых в Комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти требований исполнительных листов: серия АС № 004042027 от 17.02.2014 г., серия АС № 004036476 от 10.01.2014 г., серия АС № 900049880 от 10.01.2014 г., серия АС № 004046463 от 07.05.2014 г., выданных Арбитражным судом Саратовской области на основании решений по делу № А57-12654/2013 от 30.08.2013 года, № А57-18016/2013 от 18.11.2013 года, № А57-18015/2013 от 29.11.2013 года, № А57-2249/2014 от 25.03.2014 года, в течении 30 рабочих дней с момента получения должником уведомлений финансового органа о поступлении исполнительных документов.

В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться в числе прочего указание на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным способом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

По смыслу этой нормы, указание на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, предпринять действия или принять решение, направленные на восстановление нарушенного права заявителя, является необходимым атрибутом судебного акта по рассматриваемой категории споров, и осуществляется судом независимо от наличия или отсутствия соответствующего требования заявителя. При выборе способа восстановления нарушенного права заявителя суд не связан позицией заявителя по этому вопросу и исходит из конкретных обстоятельств дела.

Поскольку определение способа восстановления права является прерогативой суда, суд полагает, с учетом положений абз. 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 года, надлежащим способом восстановления нарушенных прав будет являться возложение обязанности на Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с целью устранения нарушения прав взыскателя приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, открытых в Комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти требований исполнительных листов: серия АС № 004042027 от 17.02.2014 г., серия АС № 004036476 от 10.01.2014 г., серия АС № 900049880 от 10.01.2014 г., серия АС № 004046463 от 07.05.2014 г., выданных Арбитражным судом Саратовской области на основании решений по делу № А57-12654/2013 от 30.08.2013 года, № А57-18016/2013 от 18.11.2013 года, № А57-18015/2013 от 29.11.2013 года, № А57-2249/2014 от 25.03.2014 года.

Руководствуясь статьями 27, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, открытых в Комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти требований исполнительных листов: серия АС № 004042027 от 17.02.2014 г., серия АС № 004036476 от 10.01.2014 г., серия АС № 900049880 от 10.01.2014 г., серия АС № 004046463 от 07.05.2014 г., выданных Арбитражным судом Саратовской области на основании решений по делу № А57-12654/2013 от 30.08.2013 года, № А57-18016/2013 от 18.11.2013 года, № А57-18015/2013 от 29.11.2013 года, № А57-2249/2014 от 25.03.2014 года.

Обязать Комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти, открытых в Комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Балашова Саратовской обла­сти требований исполнительных листов: серия АС № 004042027 от 17.02.2014 г., серия АС № 004036476 от 10.01.2014 г., серия АС № 900049880 от 10.01.2014 г., серия АС № 004046463 от 07.05.2014 г., выданных Арбитражным судом Саратовской области на основании решений по делу № А57-12654/2013 от 30.08.2013 года, № А57-18016/2013 от 18.11.2013 года, № А57-18015/2013 от 29.11.2013 года, № А57-2249/2014 от 25.03.2014 года.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовкой области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

В.В. Землянникова