Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А-57-2063/08-41
Резолютивная часть решения объявлена 29 февраля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 4 марта 2008 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - С.М. Степура,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Автаевой, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению закрытого акционерного общества «ЮНСИ», г. Саратов
к Комитету по охране окружающей среды и природопользования Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2007 №36 по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1, директора, паспорт 63 03 №440926; от заинтересованного лица – ФИО2, предст., дов. от 19.07.2007 !1-01/01-24-14 (пост.);
установил: ЗАО «ЮНСИ» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене принятого Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области постановления от 28.01.2007 №36 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Заявитель явился в судебное заседание, просит удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо явилось в судебное заседание, представил отзыв на заявление, возражает против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 21.02.2008 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 29.02.2008 года. После перерыва продолжено судебное заседание.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной 11.12.2007 Прокуратурой Ленинского района г. Саратова проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ЗАО «ЮНСИ», расположенного по адресу: <...>, установлено отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о чем в тот же день заместителем прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указано, что Обществом нарушены ст.ст.24, 39 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11,18 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По рассмотрению указанного постановления Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области 28.01.2008 принято оспариваемое постановление №36 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ЗАО «ЮНСИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, что соответствует установленной статьей санкции.
Не согласившись с принятым Комитетом охраны окружающей среды и природопользования постановлением ЗАО «ЮНСИ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене, со ссылкой на отсутствие в его деянии состава административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.7 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено применение административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Таким образом, данная норма права имеет многофункциональное значение и направлена на предотвращение нарушения экологических требований комплексного характера.
Объект данного правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Российское экологическое законодательство использует разную терминологию и различает отходы производства и потребления, опасные отходы, запрещенные виды опасных отходов, токсичные отходы, потенциально опасные и особо токсичные отходы, радиоактивные отходы (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
По Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Госкомэкологии РФ от 27 ноября 1997 г. № 527 (БНА РФ. 1998. N 5. С. 3-11), отходы по признаку их происхождения разделяются на: органического природного происхождения; минерального происхождения; химического происхождения; коммунальные (включая бытовые).
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц-природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со ст.24 данного Закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статье 11 и пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Статьей 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, основанием для принятия оспариваемого постановления и назначения обществу административного наказания явилось нарушение обществом Закона № 89-ФЗ и Закона № 7-ФЗ, которое выражается в отсутствии у общества проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов на 2007 год на момент проверки подтверждается материалами дела и заявителем не опровергается.
Заявитель не отрицает осуществление обществом деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления в виде коммунальных (бытовых) отходов.
Таким образом, с учетом действующего законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, независимо от основания возникновения у юридического лица права пользования помещением, в котором осуществляется коммерческая деятельность предприятия, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обязано вести в установленном законом порядке юридическое лицо (или предприниматель), в результате производственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации общество обязано было разработать и представить на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, вести учет в области обращения с отходами.
Отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации со стороны ЗАО «ЮНСИ» имели место нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, суд считает установленным факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования ЗАО «ЮНСИ» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ЗАО «ЮНСИ» о признании постановления Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области о привлечении к административной ответственности от 28.01.2008 года №36 незаконным и его отмене – отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, в соответствии с пунктом 6 статьи «11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура