ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-20610/16 от 05.12.2016 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

12 декабря 2016 года

Дело №А57-26010/2016

Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2016г.

Полный текст решения изготовлен 12.12.2016г.

Арбитражный суд  Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ломакиной К.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонного Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу, г.Нижний Новгород

Заинтересованное лицо:

Общество с ограниченной ответственностью «АлкоМаркет», г. Саратов,

ФИО1, г. Нижний Новгород

с использованием системы видеоконференц-связи при помощи Арбитражного суда Нижегородской области  

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ

при участии в судебном заседании  представителе: заявителя – ФИО2 по доверенности №48 от 10.10.2016г., на обозрение суда представлено служебное удостоверение; заинтересованного лица – ФИО3 – по дов. б/н от 29.06.2016г., на обозрение суда представлен паспорт

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Межрайонное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «АлкоМаркет» по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Нижегородской области.

Определением арбитражного суда от 13.10.2016г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инициатор по жалобе в отношении ООО «АлкоМаркет» ФИО1

В судебное заседание, назначенное на 05.12.2016г. на 11 часов 00 минут, явился представитель заявителя, представитель заинтересованного лица, представитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседание извещена надлежащим образом.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, при неявке в судебное заседание арбитражного суда иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствии заинтересованного лица, надлежащим образом изведенного о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал ранее заявленные требования в полном объеме, просил суд привлечь к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью «АлкоМаркет» по части 2 статьи 14.16 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.

В материалах дела находится отзыв ООО «АлкоМаркет», уточнения к отзыву, согласно которым, Общество считает, что производство по делу велось с грубым нарушением норм КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Общества, копия протокола вручена не была, экспертиза проведена с нарушением порядка назначения экспертизы.

Также, по мнению Общества, в действиях ООО «АлкоМаркет» отсутствует состав административного правонарушения, так как считает, что у Общества имеются в наличии документы, подтверждающие легальность продукции, на момент проверки они в магазине отсутствовали, просит суд отказать в заявленных требованиях в полном объеме, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон по делу, изучив действующее законодательство, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулирования алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу поступило обращения гражданки ФИО1, из которого следует, что в магазине, принадлежащем ООО «АлкоМаркет», расположенном по адресу: <...>, осуществляется продажа алкогольной продукции, а именно: винный напиток «Портовин 777» с поддельными федеральными специальными марками.

На основании обращения должностным лицом Управления в отношении ООО«АлкоМаркет» вынесено определение от 16.03.2016г. №06-12/90 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования по части 4статьи 15.12 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ должностным лицом Управления вынесено определение об истребовании документов, сведений от 16.03.2016 № 06-12/90-4, а именно: копии паспорта (серия, номер, кем и когда выдан, дата рождения, место рождения, место регистрации) генерального директора ООО «АлкоМаркет»; копии устава ООО «АлкоМаркет»; копии приказа о назначении на должность генерального директора ООО «АлкоМаркет»; копия лицензии ООО «АлкоМаркет» на розничную продажу алкогольной продукции; товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота (товарно-транспортная накладная (форма 1-Т), справки к ТТН разделы А, Б, удостоверения качества, сертификаты соответствия, декларации о соответствии) алкогольной продукции обнаруженной в результате осмотра магазина в котором осуществляет свою деятельность по розничной продаже алкогольной продукции ООО «АлкоМаркет» (ИНН <***>) по адресу: <...> угол 3 -го Товарного проезда, б/н, магазин (протокол осмотра № 06-12/90-1 от 16.03.2016), а именно: винный напиток «Портовин 777», емкостью 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 10.10.2012, производства ООО «Рада» (Россия, КБР, г.п Чегем, ул. им. Героя России ФИО4 34, винный напиток «Портвейн 777», емкостью 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 31.07.2013, производства ООО «Атланис» (Россия, КБР, <...>, водка «Белая Береза», емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.11.2013, производства ООО «Курант» (Россия, 141300, <...>, водка «Пшеничная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 16.12.2013, производства согласно ФСМ ООО «ОПВВЗ» контрэтикетка отсутствует, водка «Марочная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 30.11.2013, производства ООО «Эверест» (Россия, 361510, КБР, <...> водка «Зеленая Марка» традиционная, емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 12.11.2013, производства ЗАО ЛВЗ «Топаз» (Россия, 141200, <...> с поддельными федеральными специальными марками.

Однако в указанный в ходатайстве срок истребуемые сведения (заверенные в установленном законом порядке) ООО «АлкоМаркет» не представлены в трехдневных срок со дня получения настоящего определения должностному лицу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Письменные объяснения с указанием причин не предоставления истребуемых сведений также не поступали.

В ходе проведения административного расследования 17.03.2016г. должностными   лицами   Управления   проведен   осмотр   территорий,   помещений, документов, предметов помещения магазина, расположенного по адресу: <...> угол 3-го Товарного проезда, б/н, магазин, в котором осуществляет свою деятельность ООО «АлкоМаркет», в отсутствие понятых, на основании статьи 27.8 КоАП РФ, с применением видеозаписи на видеокамеру Panasonic марка SDR Н80ЕЕ-К № SDR-H80EE-K, в присутствии продавца, ООО «АлкоМаркет» ФИО5

По результатам проведенной проверки составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов №06-12/90-1 от 17.03.2016г., согласно которому установлено, что на витрине магазина хранилась следующая алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с визуально определяемыми признаками подделки, для последующей розничной продажи в ассортименте, произведенная на территории Российской Федерации:

1.         Винный напиток «Портовин 777», емкостью 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 10.10.2012, производства ООО «Рада» (Россия, КБР, г.п Чегем, ул. им. Героя России ФИО4 34, в количестве 31 бут. (ФСМ Ms 009 147225103, 009 147224931)

2.        Винный напиток «Портвейн 777», емкостью 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 31.07.2013, производства ООО «Атланис» (Россия, КБР, <...> а, в количестве 71 бут. (ФСМ №№ 101 053245038, 101 053705713)

3.        Водка «Белая Береза», емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.11.2013, производства ООО «Курант» (Россия, 141300, <...>, в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 215684911, 100 215684913)

4.        Водка «Пшеничная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 16.12.2013, производства согласно ФСМ ООО «ОПВВЗ» контрэтикетка отсутствует, в количестве 36 бут. (ФСМ №№ 103 426565037, 103426565023)

5.        Водка «Марочная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 30.11.2013, производства ООО «Эверест» (Россия, 361510, КБР, <...> в количестве 16 бут.; (ФСМ №№ 103 277273914, 103 277273920)

6.        Водка «Зеленая Марка» традиционная, емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 12.11.2013, производства ЗАО ЛВЗ «Топаз» (Россия, 141200, <...> в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 659633135, 100 659633142).

Общее количество алкогольной продукции с визуально определяемыми признаками фальсификации ФСМ 186 бутылок.

Также установлено, что на витрине была выставлена алкогольная продукция, в том числе указанная, с надлежаще оформленными ценниками ООО «АлкоМаркет» для последующей розничной продажи в ассортименте, произведенная как на территории Российской Федерации так и импортного производства.

ООО «АлкоМаркет» добровольно предоставило, ценники на вышеуказанную алкогольную продукцию в количестве 4 штук.

На момент осмотра, на вышеуказанную алкогольную продукцию ООО «АлкоМаркет» не предоставило товарно-сопроводительные документы.

17.03.2016г. ведущим специалистом – экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу ФИО6, в присутствии продавца Общества, составлен протокол изъятия проб и образцов №06-12/90-2 от 17.03.2016г.

17.03.2016г. ведущим специалистом – экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу ФИО6 в присутствии продавца ФИО5, составлен протокол ареста товаров и иных вещей №06-12/90-3 от 17.03.2016г., согласно которому изъята алкогольная продукция:

1.         Винный напиток «Портовин 777», емкостью 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 10.10.2012, производства ООО «Рада» (Россия, КБР, г.п Чегем, ул. им. Героя России ФИО4 34, в количестве 31 бут. (ФСМ Ms 009 147225103, 009 147224931)

2.        Винный напиток «Портвейн 777», емкостью 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 31.07.2013, производства ООО «Атланис» (Россия, КБР, <...> а, в количестве 71 бут. (ФСМ №№ 101 053245038, 101 053705713)

3.        Водка «Белая Береза», емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.11.2013, производства ООО «Курант» (Россия, 141300, <...>, в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 215684911, 100 215684913)

4.        Водка «Пшеничная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 16.12.2013, производства согласно ФСМ ООО «ОПВВЗ» контрэтикетка отсутствует, в количестве 36 бут. (ФСМ №№ 103 426565037, 103426565023)

5.        Водка «Марочная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 30.11.2013, производства ООО «Эверест» (Россия, 361510, КБР, <...> в количестве 16 бут.; (ФСМ №№ 103 277273914, 103 277273920)

6.        Водка «Зеленая Марка» традиционная, емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 12.11.2013, производства ЗАО ЛВЗ «Топаз» (Россия, 141200, <...> в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 659633135, 100 659633142).

Также отобраны объяснения продавца ООО «Алко-Маркет» ФИО5, согласно которым, подтверждает, что на реализуемую алкогольную продукцию сопроводительных документов в магазине не имеется, при проведении проверки однократно созвонилась с представителем Николаем и ФИО7, однако, при проведении проверки они не присутствовали.

Определением о назначении экспертизы №06-12/90-4 от 17.03.2016г. по делу об административном правонарушении назначена экспертиза.

Определением о продлении срока проведения административного расследования №06-12/90 от 14.04.2016г. продлен срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АлкоМаркет» до 16.05.2016г., копия определения получена Обществом 21.04.2016г., согласно уведомлению о почтовом отправлении (том 1 л.д.49).

Решением о передаче дела для проведения административного расследования от 29.04.2016г. дело об административном правонарушении передано для производства консультанту отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу ФИО8

Решением о передаче дела для проведения административного расследования от 07.06.2016г. дело об административном правонарушении передано для производства ведущему – специалисту эксперту отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу ФИО6

06.07.2016г. административным органом получено заключение эксперта №124 от 21.06.2016г.

Согласно экспертному заключению №124 от 21.06.2016г. представленные на экспертизу ФСМ №№ 009 147225103, 009 147224931, 101 053245038,   101 053705713,   100   215684911, 100 215684913,  103 426565037, 103 426565023, 103 277273914, 103 277273920, 100 659633135, 100 659633142 изготовлены не производством предприятия ФГУП «ГОЗНАК», в представленных на экспертизу ФСМ №№ 009 147225103, 009 147224931, 101 053245038, 101 053705713, 100 215684911, 100 215684913, 103 426565037, 103 426565023, 103 277273914, 103 277273920, 100 659633135, 100 659633142 признаков изменения первоначального содержания не выявлено.

Сопроводительным письмом №у4-9087/06/12 от 12.07.2016г. административным органом направлено:

1. извещение от 11.07.2016 г. о необходимости явки 08.08.2016 г. для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от 16.03.2016 г. № 06-12/90 по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «АЛКОМАРКЕТ» (ИНН <***>) на 1 л. в 1 экз.;

2. извещение от 11.07.2016 г. о необходимости явки 08.08.2016 г. для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от 16.03.2016 г. № 06-12/90 по части 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «АЛКОМАРКЕТ» (ИНН <***>) ФИО9 на 1 л. в 1 экз.;

3.  извещение от 11.07.2016 г. о необходимости явки 08.08.2016 г. для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от 16.03.2016 г. № 06-12/90 по части 4 статьи 15.12   Кодекса   РФ   об   административных   правонарушениях,   в   отношении генерального директора ООО «АЛКОМАРКЕТ» (ИНН <***>) ФИО9 на 1 л. в 1 экз.;

4. извещение от 11.07.2016 г. о необходимости явки 08.08.2016 г. для составления протокола об административном правонарушении по делу об административном правонарушении от 16.03.2016 г. № 06-12/90 по части 4 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «АЛКОМАРКЕТ» (ИНН <***>) на 1 л. в 1 экз.

Извещения получены Обществом 21.07.2016г., согласно уведомлению о вручении заказной корреспонденции адресату (том 1 л.д. 69).

08.08.2016г. ведущим специалистом – экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому Федеральному округу ФИО6 в присутствии продавца ФИО5, составлен протокол об административном правонарушении №06-12/256 от 08.08.2016г., в отношении общества с ограниченной ответственности «АлкоМаркет» по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Сопроводительным письмом о направлении процессуальных документов №у4-10263/06-12 от 08.08.2016г. административным органом в адрес ООО «АлкоМаркет» направлены, согласно квитанции серия  063104-79 №000056, списка внутренних почтовых отправлений от 09.08.2016г., (том 1 л.д. 79-85):

1. Протокол    об    административном    правонарушении    №06-12/90    от 08.08.2016 года, на 7 листах, в 1 экземпляре;

2. Протокол   об   административном   правонарушении   №   06-12/255   от 08.08.2016 года, на 7 листах, в 1 экземпляре;

3. Протокол   об   административном   правонарушении   №   06-12/257   от 08.08.2016 года, на 8 листах, в 1 экземпляре;

4. Протокол   об   административном   правонарушении   №   06-12/256   от 08.08.2016 года, на 7 листах, в 1 экземпляре.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «АлкоМаркет» к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Субъектами данного административного правонарушения, могут являться лица, на которых возложена обязанность обеспечить соблюдение правил оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона данного административного правонарушения, выражается в действиях (бездействии), предусмотренных диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется виной правонарушителя.

Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон № 171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

- товарно-транспортной накладной;

- справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

- уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

- заверенной подписью руководителя организации и ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

При этом в силу положений подпункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 данного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Федерального закона.

Кроме того, пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «АлкоМаркет» осуществляло оборот (закупку, хранение и поставку) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Факт совершения правонарушения удостоверяется протоколом об административном правонарушении от 08.08.2016г. № 06-12/256, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования №06-12/90 от 16.03.2016г., протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов №06-12/90-1 от 13.03.2016г., протоколом изъятия проб и образцов №06-12/90-2 от 17.03.2016г., протоколом ареста товаров и иных вещей №06-12/90-3 от 17.03.2016г., заключения эксперта №124 от 21.06.2016г., иными материалами дела.

Обсудив доводы Общества о фактическом наличии у Общества всех необходимых документов и, соответственно, отсутствии события правонарушения, суд читает необходимым отметить следующее:

Физическое отсутствие документов действительно образует состав вменяемого обществу правонарушения, однако, это не является единственным основанием, образующим состав данного правонарушения.

Как указано в фабуле части 2 статьи 14.16 КоАП РФ - оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, при этом ключевым значением для документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции, является удостоверение легальности производства и оборота алкогольной продукции, а не их фактическое наличие.

Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 522 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, действовавшие на момент совершения правонарушения (далее по тексту - Правила).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Правил единая информационная система содержит информацию в том числе, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 3 Правил в ЕГАИС производители алкогольной продукции предоставляют сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, организации оптовой торговли используют ЕГАИС как информационно-справочную систему, в которой они проверяют алкогольную продукцию на предмет ее легального оборота на территории РФ. В связи с этим на законодательном уровне установлен перечень документов, сопровождающих оборот алкогольной продукции.

При этом, факт оборота обществом алкогольной продукции, не зафиксированной в ЕГАИС подтверждается следующим:

Как установлено в ходе проведения административного расследования, ООО «АлкоМаркет» не представило сопроводительных документов на продукцию: 1.         Винный напиток «Портовин 777», емкостью 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 10.10.2012, производства ООО «Рада» (Россия, КБР, г.п Чегем, ул. им. Героя России ФИО4 34, в количестве 31 бут. (ФСМ Ms 009 147225103, 009 147224931)

2.        Винный напиток «Портвейн 777», емкостью 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 31.07.2013, производства ООО «Атланис» (Россия, КБР, <...> а, в количестве 71 бут. (ФСМ №№ 101 053245038, 101 053705713)

3.        Водка «Белая Береза», емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.11.2013, производства ООО «Курант» (Россия, 141300, <...>, в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 215684911, 100 215684913)

4.        Водка «Пшеничная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 16.12.2013, производства согласно ФСМ ООО «ОПВВЗ» контрэтикетка отсутствует, в количестве 36 бут. (ФСМ №№ 103 426565037, 103426565023)

5.        Водка «Марочная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 30.11.2013, производства ООО «Эверест» (Россия, 361510, КБР, <...> в количестве 16 бут.; (ФСМ №№ 103 277273914, 103 277273920)

6.        Водка «Зеленая Марка» традиционная, емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 12.11.2013, производства ЗАО ЛВЗ «Топаз» (Россия, 141200, <...> в количестве 18 бут.; (ФСМ №№ 100 659633135, 100 659633142).

На основании изложенного Управлением и был сделан вывод о том, что Общество, документов, удостоверяющих легальность оборота этой алкогольной продукции, не представило.

Довод Общество о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя, о не направлении копии протокола об административном правонарушении, также судом отклоняется.

В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Материалами дела подтвержден факт извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, после составления протокола об административном правонарушении копия протокола направлена в адрес ООО «АлкоМаркет» (том 1 л.д. 69, 79-85).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обществом требований законодательства, связанных с реализацией алкогольной продукции, не установлено. Доказательства того, что правонарушение совершено вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно материалам дела, Винный напиток «Портовин 777», емкостью 1,5 л., крепость 18%, дата розлива 10.10.2012, производства ООО «Рада» (Россия, КБР, г.п Чегем, ул. им. Героя России ФИО4 34, поставлялся по адресу иной розничной точки, а именно: <...>, лит, А4, пом. 1.2, Винный напиток «Портвейн 777» емкостью 0,7 л., крепость 18%, дата розлива 31.07.2013, производства ООО «Атланис» (Россия, КБР, <...>, поставлялся по адресу иной розничной точки, а именно: <...>, лит, А4, пом. 1,2. Поставлено 60 бутылок, обнаружено должностными лицами Управления 71 бутылка, Водка «Белая Береза», емкостью 0,5 л., крепость 40%, дата розлива 21.11.2013, производства ООО «Курант» (Россия, 141300, <...> поставлялась по адресу иной розничной точки, а именно: <...>. лит. А4, пом. 1,2, Водка «Пшеничная», емкостью 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 16.12.2013, производства согласно ФСМ ООО «ОПВВЗ» контрэтикетка отсутствует, в количестве 2 бут. (ФСМ №№ 103 426565037, 103426565023) -документы не представлены.

Таким образом, Общество представило сопроводительные документы о поставке алкогольной продукции по адресу: <...>, лит. А4.

Однако, судом установлено, что проверкой выявлено алкогольной продукции с визуально определяемыми признаками фальсификации ФСМ 186 бутылок по адресу: <...> угол 3-го Товарного проезда, б/н, магазин.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее по тексту - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) подчеркивается, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц формы вины, предусмотренные статьей 2.2 КоАП РФ, законодательство не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда КоАП РФ ставит возможность привлечения к административной ответственности в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установить, что у соответствующей организации имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрено административное наказание, но она не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Как установлено в ходе проведения административного расследования, Общество имело реальную возможность оформить товарно-сопроводительные документы на приобретаемую алкогольную продукцию. Общество могло обратиться в лицензирующий орган для проверки алкогольной продукции, связаться с иными организациями, указанными в документах на оборот алкогольной продукции, получив у них информацию о легальности документов подтверждающих оборот алкогольной продукции. Всего этого обществом сделано не было и тем самым оно не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства.

При этом, Общество как субъект права обязано соблюдать законодательство РФ, тем более в такой специфической области как производство и оборот алкогольной продукции.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11- П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Вместе с тем, общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Таким образом, действия Общества образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В связи с этим, суд пришел к выводу, что имеются все основания для привлечения ООО «АлкоМаркет» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Процедура возбуждения бела об административном правонарушении и проведении административного расследования административным органом не нарушена.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Как уже отмечалось ранее, Общество ошибочно полагает, что сам факт наличия товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию автоматически освобождает участника алкогольного рынка от ответственности предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В фабуле части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной продукции в нарушение действующего законодательства. При этом понятие оборота является сложным и предусматривает различные по своей сути действия виновного лица. Так под оборотом понимается закупка, хранение, поставка алкогольной продукции, и перечисленные действия являются разными по своей сути и происходят в разные временные периоды. В связи с этим закупки алкогольной продукции произошли в соответствии с датами, указанными в товарно-транспортных накладных, хранение происходило в периоды поступления товара на склад общества до его перемещения покупателям или возврат, поставки - в соответствии с журналами продаж.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (один год со дня совершения правонарушения), не истек.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, учитывая, что оно посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере алкогольного регулирования, суд пришел к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности судом не усматривает.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, гарантирующий охрану жизни и здоровья потребителей, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а именно: жизни и здоровью населения РФ.

На основании изложенного суд пришел к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 203-206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Общество с ограниченной ответственности «Алко-Маркет», г.Саратов, к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                               Е.В. Бобунова