ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-20837/18 от 23.09.2019 АС Саратовской области

2/2019-179777(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://www.saratov.arbitr.ru;

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 город Саратов Дело № А57-20837/2018
27 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2019 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Сидоровой Ю.И.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Булановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении  арбитражного суда по адресу: <...>, материалы  дела по исковому заявлению открытого акционерного общества «Энгельсские  городские тепловые сети» (ОГРН <***> ИНН <***>), город  Энгельс Саратовской области 

 к товариществу собственников недвижимости «Полиграфист» (ОГРН  <***> ИНН <***>), город Энгельс 

о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые  нужды жилого многоквартирного дома 186 в <...> за период с февраля по март 2018 г. в размере 119493 руб.  23 коп., пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за период с 15.04.2018 г. по  19.09.2018 г. в размере 30506 руб. 94 коп., пени в размере 1/130 ставки  рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы  задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического  исполнения обязательства, 

при участии: от истца – ФИО1 по доверенности № 01 от  09.01.2018г.; от ответчика – ФИО2 по доверенности от 02.09.2018г.; 

У С Т А Н О В И Л:


Открытое акционерное общество «Энгельсские городские тепловые сети»  (далее ОАО «ЭГТС», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской  области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости  «Полиграфист» (далее ТСН «Полиграфист», ответчик) о взыскании  задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жилого  многоквартирного дома 186 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за  период с февраля по июнь 2018 г. в сумме 295 497 руб. 12 коп., пени в размере  1/300 ставки ЦБ РФ за период с 16.03.2018 г. по 19.09.2018 г. в размере 8 505  руб. 51 коп., пени в размере 1/130 ставки рефинансирования, установленной на  дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день  просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства. 

Определением суда от 28.05.2019 выделены в отдельное производство  исковые требования открытого акционерного общества «Энгельсские городские  тепловые сети» к товариществу собственников недвижимости «Полиграфист» о  взыскании задолженности за период апрель 2018 года на сумму 58 913 руб. 41  коп., май 2018 года на сумму 57 112 руб. 79 коп., июнь 2018 г. на сумму 48 289  руб. 03 коп. 

С учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации истец просит взыскать с ответчика  задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые нужды жилого  многоквартирного дома 186 в <...> за  период с февраля по март 2018 г. в размере 119493 руб. 23 коп., пени в  размере 1/300 ставки ЦБ РФ за период с 15.04.2018 г. по 19.09.2018 г. в размере  30506 руб. 94 коп., пени в размере 1/130 ставки рефинансирования,  установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за  каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения  обязательства. 

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по  делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания,  об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном  сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru. 

В судебное заседание явились представители истца и ответчика.

 Исковые требования ОАО «ЭГТС» основаны на ненадлежащем  исполнении ТСН «Полиграфист» обязательств по оплате оказанных ему в  период февраль – март 2018 года услуг горячего водоснабжения на  общедомовые нужды в отношении многоквартирного жилого дома,  расположенного по адресу: <...>. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те  обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований  и возражений. 

 ТСН «Полиграфист» возражал против удовлетворения исковых 


требований, указав, что истец не начисляет жителям МКД повышающий  коэффициент при отсутствии индивидуальных приборов учета, и  соответственно не вычитает размер стоимости повышающего коэффициента из  стоимости услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, в связи с  чем, по мнению истца, размер задолженности указан неверно. 

Также ответчик указал, что при расчетах истцом не применен норматив  расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления  горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Комитета  государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 мая 2017  г. N 25/1. 

Также ответчик указал, что истец неверно определил объем  потребленной горячей воды в целях содержания общего имущества в гкал,  считает, что объем необходимо исчислять в кубических метрах, как разницу  между показаниями ОДПУ в кубических метрах и суммой показаний объемов  потребления жилыми и нежилыми помещениями также в кубических метрах,  затем полученный результат необходимо умножить на норматив на подогрев  горячей воды. что истец неверно определил объем потребленной горячей воды  в целях содержания общего имущества в гкал, считает, что объем необходимо  исчислять в кубических метрах, как разницу между показаниями ОДПУ в  кубических метрах и суммой показаний объемов потребления жилыми и  нежилыми помещениями также в кубических метрах, затем полученный  результат необходимо умножить на норматив на подогрев горячей воды. 

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования  подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. 

Из материалов дела следует, что между ОАО «ЭГТС» и ТСН  «Полиграфист» сложились фактические отношения по теплоснабжению. 

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской  Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований,  предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий  граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или  такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского  законодательства порождают гражданские права и обязанности. 

Согласно положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской  Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. 

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора  устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев,  когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот  для отдельных категорий потребителей. 

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что договор  теплоснабжения между истцом и ответчиком в письменной форме не  заключался. 

В пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 05.05.1997г. № 14 «Обзор практики разрешения 


споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»  разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной  стороны следует считать в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского  кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной  стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие  отношения следует рассматривать как договорные. 

Потребление услуг по отпуску тепловой энергии в отсутствие  подписанного сторонами договора не освобождает фактического потребителя  от обязанности оплатить пользование данными услугами. 

Судом установлено, что в спорный период истец предоставил ответчику  услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, что  подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в  частности ведомостями учета параметров теплопотребления 

Таким образом, между сторонами сложились отношения, регулируемые  параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской  Федерации по договору энергоснабжении энергоснабжаюшая организация  обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть  энергию, а абонент обязуется оплачивать, принятую энергию, а также  соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать  безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и  исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с  потреблением энергии. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской  Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту  энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором  энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного стропами. 

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется  в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В силу статьи  544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится  за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с  данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными  правовыми актами или соглашением сторон. 

 Истец самостоятельно производит начисления жителям и собственникам  нежилых помещений, находящихся в вышеуказанном МКД. 

Объем потребленной горячей воды в целях содержания общего  имущества определен истцом как разница между показаниями общедомового  прибора учета (далее ОДПУ) в гкал. и суммой объемов потребления жилыми и  нежилыми помещениями также в гкал. 

Истец, полагая, что ответчик не оплатил стоимость потребленного ресурса  в целях содержания общего имущества, обратился в суд с настоящим иском. 

 В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой  энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих 


коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения  подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 части 1  статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)). 

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального  закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса  Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты  применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного  кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена  обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по  предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных  услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от  жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения. 

В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской  Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.12.2016 года № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления  коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном  доме», расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при  содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными  в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные  услуги, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирном домом  управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг  исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей  организации. 

Исходя из изложенного, с 01.01.2017 года при управлении  многоквартирным домом управляющей компанией затраты  ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные  на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией,  которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за  содержание жилого помещения. 

Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в  многоквартирный дом в целях содержания общего имущества  многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный  коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1)  Правил № 124, пунктами 40, 44, 45 Правил № 354. 

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме  вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги  по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении  в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая  непосредственного управления многоквартирным домом собственниками  помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в  многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не  реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы 


за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению)  отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю  в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги,  потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме  (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). 

Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил № 354, размер платы за  коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов  потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и  (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных  услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего  (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его  показания и передавать полученные показания исполнителю. 

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 размер платы за  коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях,  установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме,  оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за  исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии  с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. 

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения  N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги,  предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может  превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов  потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания  общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если  общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме,  проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении  объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной  услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из  показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом,  рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми  жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади  каждого жилого и нежилого помещения. 

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги  в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН,  определенного исходя из показаний коллективного ОДПУ над объемом,  рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги,  предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных  средств. 

Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил № 124 порядок определения  объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору  ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего  имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии,  устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, 


подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении  многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым)  прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора  учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр,  где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям  коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный  месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате  потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период  (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных  услуг. 

В силу пункта 21 (1) Правил № 124 основанием возмещения стоимости  сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на ОДН,  является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона  от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс  Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» решения о сохранении порядка предоставления коммунальных  услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения,  предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Закона, а также в случае  реализации права, предусмотренного пунктом 30 Правил № 124. 

 Кроме того, согласно пункту 4 Правил № 124 управляющая организация,  товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором  управления МКД, в том числе заключенным товариществом или кооперативом  с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива  возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и (или) по  предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в РСО для  заключения договора ресурсоснабжения. 

 Таким образом, в отношении домов, в которых потребителем оказывается  коммунальная услуга горячего водоснабжения, истец правомерно производит  начисление платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение,  потребляемую в целях содержания общедомового имущества в МКД. 

Суд считает, что довод ответчика о неправомерном начислении истом  задолженности, исходя из показаний ОДПУ в Гкал, является правомерном на  основании следующего. 

В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о  приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов  для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом  названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской  Федерации. Приведенные законоположения в их системном истолковании в  судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на  управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с  ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных  ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы  подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями 


коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих  организаций, минуя посредничество управляющей организации. 

В силу части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ  (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на горячую воду в открытых  системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде  двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и  компонента на тепловую энергию. 

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), органы регулирования  устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе  теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих  организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы  теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный  тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего  водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на  тепловую энергию. 

 В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N  416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также установлено, что тарифы в  сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде  двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и  компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами  ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными  Правительством Российской Федерации. Органы регулирования тарифов  устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе  горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и  компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования). 

В рамках настоящего дела судом установлено, что в спорных  правоотношениях в целях расчетов между ресурсоснабжающей организацией и  исполнителем коммунальных услуг подлежит применению двухкомпонентный  тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом. 

Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета  размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению,  предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении  (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в  случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. 

В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за  коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом  помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q п i -  объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях  предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за  расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина  рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в  i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по 


показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м  жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой  энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления  коммунальной услуги по горячему водоснабжению. 

Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии,  используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги  по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды,  приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q одн i) в формуле 24  того же приложения. 

Соответственно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии,  использованной на подогрев воды, определяется по установленным в  предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой  энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от  наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется  объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения  МКД. 

Указанный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1  статьи 157 ЖК РФ, предусматривающих определение объема потребляемых  коммунальных услуг по показаниям приборов учета, только при их отсутствии  допускающих применение нормативов потребления коммунальных услуг,  поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных  услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой  энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между  всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. 

Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017  N 305-ЭС17-8232. 

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания при  определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев  воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему  водоснабжению в целях содержания общедомового имущества,  руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего  количество тепловой энергии в гкал. В связи с чем, расчет исковых требований  представленный истцом является неверным. 

 Довод ответчика о необходимости применения при расчете  коммунального ресурса, в целях содержания общего имущества  многоквартирного дома, в период после 01 июня 2017 года норматива,  установленного Постановлением Комитета государственного регулирования  тарифов Саратовской области от 19.05.2017 N 25/1, суд считает подлежащим  удовлетворению по следующим основаниям. 

В части 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от  23.05.2006 года "Об утверждении Правил установления и определения  нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления  коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в 


многоквартирном доме" указано, что настоящие Правила определяют порядок  установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и  горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение,  отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их  формированию. 

Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 года N 306 "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в  соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема  потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы  за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества  в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления  коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы  за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды,  отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении  минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего  содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при  использовании входящего в состав общего имущества оборудования,  предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий  проживания граждан (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017  года Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016  года N 1498). 

Согласно части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 года N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и  нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке,  предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации (далее - уполномоченные органы). Контроль за соблюдением  уполномоченными органами требований к составу нормативов потребления  коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, условиям и  методам установления нормативов потребления коммунальных услуг и  нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме, а также обоснованности размера  установленного норматива потребления коммунальных услуг и норматива  потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме осуществляется органами государственного жилищного  надзора субъектов Российской Федерации. 

В вводной части Постановления Правительства Российской Федерации от  26 декабря 2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг  и содержания общего имущества в многоквартирном доме" указано, что  органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 


01 июня 2017 года необходимо утвердить нормативы потребления холодной  воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений  настоящего постановления. 

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды,  отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 года, при  расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на  общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные  субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года  нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. 

Следовательно, на основании изложенных выше норм, при определении  объемов тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды для  предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме необходимо руководствоваться с  01.06.2017 года постановлением Комитета государственного регулирования  тарифов Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, которым утвержден  норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для  предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме для МКД с централизованным холодным и  горячим водоснабжением, водоотведением, с неизолированными стояками, с  полотенцесушителями, с наружной сетью горячего водоснабжения, в 10-ти  этажном МКД, в размере - 0,00075 Гкал на 1 м3 воды. 

Возражения истца, связанные с оспариванием довода ответчика о  применении при определении объема тепловой энергии за спорный период 

норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды при  содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного  Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов  Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, являются несостоятельными в  силу следующего. 

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -  Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2  статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в  редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого  помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической  энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в  многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего  имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года. 

Как следует из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых  домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.05.2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу, 


предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом  40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным  (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по  отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к  названным Правилам. 

Согласно указанной формуле размер платы за коммунальную услугу,  предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го  жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как  произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный  период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е  жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на  соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в  целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за  расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или  нежилое помещение, определено истцом как произведение объема горячей  воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды и  утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев  воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему  водоснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном  доме. 

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов  Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, утвержден норматив расхода  тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего  водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном  доме для МКД с централизованным холодным и горячим водоснабжением,  водоотведением, с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, с  наружной сетью горячего водоснабжения, в 10-ти этажном МКД, в размере0,00075 Гкал на 1мЗ воды. 

Правила N 306 регулируют порядок определения норматива потребления  соответствующей коммунальной услуги, который включает в себя, в частности,  предварительный сбор от ресурсоснабжающих организаций и управляющих  компаний сведений, зафиксированных в порядке пункта 38 данных правил (в  частности, показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг  или по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе  коммунальной услуги, адреса многоквартирных домов или жилых домов, число  проживающих жителей, количество квартир, дата и время снятия показаний  приборов учета и т.д.), использование органами государственной власти  субъектов Российской Федерации полученных сведений при установлении  нормативов потребления, применение предусмотренных действующих  законодательством методов (аналога либо расчетного) при установлении  нормативов. 


Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно  установленным объемом потребления, максимально приближенным к  фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью  исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета  потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления  потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306). 

При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных  ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме  используются следующие показатели: в отношении холодной воды - куб. метр  на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества  в многоквартирном доме; в отношении горячей воды - куб. метр холодной воды  и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади  помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,  или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих  в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункты "а", "б" пункта  7.1 Правил N 306). 

Учитывая, что данный норматив установлен в соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N  306 (ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения  нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления  коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме" арбитражный суд не находит правовых оснований для  неприменения данного норматива при определении стоимости тепловой  энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества  в многоквартирном доме. 

Данный вывод суда сделан с учетом имеющейся судебной практики по  аналогичной категории дел (Решение Верховного Суда Российской Федерации  от 20.06.2018 N АКПИ18-386, Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2019  N 309-ЭС18-22785 по делу N А71-14317/2017, Постановление Арбитражного  суда Поволжского округа от 31.01.2019 N Ф06-42268/2018 по делу N А57- 6169/2018). 

На основании изложенного, применив норматив расхода тепловой энергии  на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в  целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установленный  Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов  Саратовской области от 19.05.2017 года N 25/1, арбитражный суд приходит к  выводу о том, что стоимость тепловой энергии на нужды горячего  водоснабжения при содержании общего имущества в многоквартирном доме за  спорный период составляет 8024 руб. 42 коп. 

Надлежащих доказательств, опровергающих установленные материалами  настоящего дела обстоятельства, истцом не представлено (статьи 8, 9, 65, 66  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

На основании вышеизложенного, в отсутствие полной оплаты со стороны  ответчика поставленного коммунального ресурса за заявленный период, суд 


приходит к выводу о правомерности заявленных требований в размере 8024  руб. 42 коп., которые подлежат удовлетворению. Применение норматива  полученного истцом расчетным методом создало бы основания для  неосновательного обогащения истца, так как указанный норматив не заложен в  тариф управляющей компании. 

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной  практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую  организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с  ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных  ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы  подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями  коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих  организаций, минуя посредничество управляющей организации. 

Из статей 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу  кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от  должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться  надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и  требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от  исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не  допускаются. 

Факт оказания истцом ответчику в спорный период услуг на указанную  сумму и их объем подтвержден материалами дела. 

В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской  Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой,  залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской  гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или  договором. 

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации  неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором  денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае  неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в  случае просрочки исполнения. 

В силу пункта 25 Правил, обязательных при заключении управляющей  организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным  кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом  договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 при  определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального  ресурса предусматривается в случае отсутствия решения общего собрания  собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания  членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные  услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем  перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим 


расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения  не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за  коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми  способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. 

Согласно части 9.2. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции, действующей с 01.01.2016г.)  Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и  иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях  удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую  энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления  коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты  тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой  теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в  размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не  выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать  первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по  день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных  дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения  девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока  оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с  девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока  оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной  стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской  Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в  срок суммы за каждый день просрочки. 

Руководствуясь указанными положениями действующего  законодательства, истец начислил на образовавшуюся сумму задолженности  пени за период с 16.03.2018г. по 10.09.2018г. в размере 10 537 руб. 87 коп. 

Расчет суммы пени, представленный истцом, проверен судом и признан  неверным, поскольку произведен исходя из необоснованно выставленной к  оплате ответчику стоимости услуг горячего водоснабжения. 

Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании пени в размере  1/300 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности,  начисленных по день фактического исполнения обязательства. 

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года № 22 «О  некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за  неисполнение судебного акта» По смыслу статей 330, 395, 809 Гражданского  кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки  или иных процентов по день фактического исполнения обязательства (пункт 1  данного постановления). 

Поскольку денежное обязательство по оплате потребленной тепловой  энергии до принятия решения по делу ответчиком не было исполнено, 


требование о взыскании неустойки по день фактического исполнения  ответчиком денежного обязательства правомерно. 

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного  Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений  Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение  обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать  присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в  частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара,  завершения работ). 

Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части  решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения  и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до  момента фактического исполнения обязательства. 

Произведя расчет неустойки, суд установил, что ее размер за период с  15.03.2018г. по 19.09.2018г. составляет 2040 руб. 45 коп. 

Также подлежит отклонению довод ответчика о неправомерности  применения истцом в расчетах повышающего коэффициента, поскольку в  спорном периоде коэффициент применяется не к объему потребления  коммунального ресурса (нормативу), а к плате за него. 

Как отмечено в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13, абзац  17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации  как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а  также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу  коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности  этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность  ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по  своему содержанию. Различие в деятельности ресурсоснабжающих  организаций и управляющих организаций, определяет невозможность  ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на  общедомовые нужды.  

Ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому  имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению  им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим  имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной  услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по  недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги,  предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления  коммунальной услуги. 

Норматив потребления коммунальной услуг определяется Правилами N  354, а также Правилами установления и определения нормативов потребления  коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее по тексту - Правила N 306),  как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, 


применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при  отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил N 354, пункт 2 Правил N 306). 

Также, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об  энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее  по тексту - Закон об энергосбережении), установлено, что производимые,  передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному  учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

Данным законом обязанность по оснащению приборами учета  используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных  приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод  установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников  помещений в многоквартирных домах и жилых домов. 

В связи с этим, в целях стимулирования потребителей к установке  индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых)  приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно,  определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных  услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов,  определенных по показаниям данных приборов учета, постановлением  Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и постановлением  Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 в Правила N 306  введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении  нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и  предоставленных на ОДН (за исключением коммунальной услуги по  газоснабжению) при наличии технической возможности установки  коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных)  приборов учета. 

Названная норма предусматривает, что при расчете платы за коммунальные  услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, имеющие  установленную законодательством Российской Федерации обязанность  оснащения принадлежащих им помещений приборами учета используемых  воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими  приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу  потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в  порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. 

Вместе с тем в отсутствие обращения потребителя ресурсоснабжающая  организация не имеет обязанности и объективной возможности произвести  обследование и установить наличие (отсутствие) технической возможности  установки индивидуального прибора учета горячей воды. 


При этом объем коммунальной услуги, потребленной при содержании  общего имущества в МКД, от применения (неприменения) коэффициента к  плате за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не  изменяется (Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2018 года N 310- ЭС18-12316). 

Разъяснения по вопросу применения повышающих коэффициентов также  представлены в письмах Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ (от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, от 02.06.2017 N  19506-00/04), с учетом которых, повышающий коэффициент не увеличивает  объем реализованных коммунальных услуг, поскольку, его применение при  расчете оплаты коммунальных услуг представляет собой меры, направленные  на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку,  своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за  коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении). 

Размер платы за водоснабжение, определяемый с учетом повышающего  коэффициента, разделяется на две составляющие, первая - оплата ресурса без  повышающего коэффициента (оплата за ресурс) и вторая - оплата, рассчитанная  с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего  коэффициента. 

Таким образом, с учетом предусмотренных Законом об энергосбережении  целей, применение повышающего коэффициента направлено на  стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку приборов  учета и для расчета расхода объемов потребляемого ресурса управляющей  компании для целей содержания общедомового имущества применение  коэффициента не влияет, поскольку повышающий коэффициент участвует  только в расчете размера платы потребителям и увеличение размера платы  потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не  свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны  ресурсоснабжающей организации. 

Поскольку применение повышающего коэффициента не влияет на объем  поставленной тепловой энергии, соответственно, и на объем поставленного  ресурса, определяемого по нормативам потребления, без учета повышающего  коэффициента не может нарушать прав и законных интересов ответчика. 

На основании вышеизложенного арбитражный суд считает, что исковые  требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению  в части взыскания задолженности за горячее водоснабжение на общедомовые  нужды многоквартирного жилого дома 186 в <...> за период с февраля по март 2018 года в размере 8024,42  руб., с 15.03.2018г. по 19.09.2019г. составляет 2040 руб. 45 коп., а также пени в  размере 1/130 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты  задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по 


день фактического исполнения обязательства. В остальной части исковые  требования удовлетворению не подлежат. 

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о  распределении судебных расходов. 

Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что Судебные расходы состоят из государственной  пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным  судом. 

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле,  производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими  в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным  судом со стороны. 

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

 Исковые требования открытого акционерного общества «Энгельсские  городские тепловые сети» (ОГРН <***> ИНН <***>), город  Энгельс, удовлетворить частично. 

Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Полиграфист»  (ОГРН <***> ИНН <***>), город Энгельс, в пользу открытого  акционерного общества «Энгельсские городские тепловые сети» (ОГРН  <***> ИНН <***>), город Энгельс, задолженность за услугу по  горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за  период с февраля 2018 по март 2018 в размере 8024 руб. 42 коп., неустойку за  период с 15.03.2018 по 19.09.2019 в размере 2040 руб. 45 коп., а также  неустойку в размере 1/130 ключевой ставки, установленной Банком России, на  дату уплату задолженности от суммы задолженности в размере 8024 руб. 42  коп. за каждый день просрочки платежа с 20.09.2019 по день фактического  исполнения обязательства. 

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Полиграфист»  (ОГРН <***> ИНН <***>), город Энгельс, в пользу открытого  акционерного общества «Энгельсские городские тепловые сети» (ОГРН  <***> ИНН <***>), город Энгельс, судебные расходы по уплате  государственной пошлины в размере 369 руб. 

 Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную  инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 


Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции  арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом  решения. 

Судья Ю.И. Сидорова 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 13.06.2019 14:11:30

 Кому выдана Сидорова Юлия Игоревна