ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-21279/12 от 24.12.2012 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

Дело № А57-21279/2012

Резолютивная часть решения оглашена – 24.12.2012 года

Полный текст решения изготовлен – 28.12.2012 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хамитовой Г.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Энгельс – Водоканал», г. Энгельс

Заинтересованные лица:

Инспекция Государственного технического надзора Энгельсского района Саратовской области, г. Энгельс

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области, г. Саратов

о признании незаконным решения Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. об отказе в постановке на учет погрузчика универсальный «Бобкет – 763», принадлежащего МУП «Энгельс – Водоканал» на праве хозяйственного ведения и обязании устранить допущенные нарушения прав

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 22.05.2012 г. №18

от ИГТН Энгельсского района Саратовской области – не явились

от Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области – не явились

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Энгельс – Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. об отказе в постановке на учет погрузчика универсальный «Бобкет – 763», принадлежащего МУП «Энгельс – Водоканал» на праве хозяйственного ведения. Кроме того, заявитель просит суд обязать Государственную инспекцию Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области поставить на учет с выдачей государственного регистрационного знака погрузчик универсальный «Бобкет – 763».

В судебное заседание, назначенное на 17.12.2012 г. на 09 час. 30 мин., явился представитель заявителя, который поддержал заявленные требования в полном объеме.

Инспекция Государственного технического надзора Энгельсского района Саратовской области в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом (уведомление № 69667).

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом (уведомление № 69668).

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 24.12.2012 года на 09 час. 00 мин.

Как установлено судом и данное обстоятельство подтверждается договором о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 29.01.2008 года, за МУП «Энгельс – Водоканал» закреплено муниципальное имущество, в том числе погрузчик универсальный «Бобкет – 763», инв. № 00000699.

06.09.2012 года МУП «Энгельс – Водоканал» обратилось с заявлением на имя начальника территориального отдела по Энгельсскому району Государственной инспекции Гостехнадзора Саратовской области ФИО2 о регистрации на основании справки МУП «Энгельс – Водоканал» № 1673 от 31.08.2012 года погрузчика универсальный «Бобкет – 763», принадлежащего МУП «Энгельс – Водоканал» на праве хозяйственного ведения.

Однако МУП «Энгельс – Водоканал» было отказано в постановке на учет данного транспортного средства ввиду отсутствия документов, предусмотренных п. 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (зарегистрированных в Минюсте России 27.01.1995 года за № 785).

Считая решение Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. об отказе в постановке на учет погрузчика универсальный «Бобкет – 763», принадлежащего МУП «Энгельс – Водоканал» на праве хозяйственного ведения, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого решения Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. закону или иному нормативному правовому акту, судом установлено, что Инспекция отказала в постановке на учет вышеуказанного транспортного средства, ссылаясь на отсутствие документов, предусмотренных пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995.

Как установлено судом, органы Гостехнадзора осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1291 от 13.12.1993, и производят регистрацию поднадзорной техники с выдачей регистрационных документов и номерных знаков.

Постановлением Правительства Саратовской области от 12.05.2005 № 153-П утверждено Положение о государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Саратовской области

В соответствии с п. 6 раздела 3 указанного Положения, Инспекция осуществляет регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).

Из пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Таким образом, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 года № 1912-О, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения   (определения от 16 января 2007 года N 127-О-О, от 16 октября 2007 года N 825-О-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О, от 17 января 2012 года N 9-О-О и др.). Иными словами, данная регистрация осуществляется не для подтверждения уполномоченным государственным органом перехода прав на движимое имущество, а с целью допуска транспортных средств к участию в дорожном движении под контролем государства.

Исходя из содержания указанных норм материального права, регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации  .

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление № 460) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 01.09.1995 вводятся паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 установлено, что паспорта выдаются  : предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995  , ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации.

Условия выдачи паспорта на самоходные машины определены Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.1995 № 898).

В соответствии с Положением о паспорте самоходной машины, наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1.5); паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов: организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 01.09.1995; таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001; государственными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001 или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.

Порядок заполнения паспортов установлен разделом 3 Положения о паспорте самоходной машины.

Согласно пункту 2.5 Положения о паспорте самоходной машины, государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.

Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.1995 №785).

На основании пункта 1.4 указанных Правил, регистрации подлежат в органах Гостехнадзора тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Согласно пункту 2.1 указанных Правил, машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники <*>, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

В соответствии с пунктом 2.8 Правил, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Регистрационные действия осуществляются при наличии определенных условий (пункты 1.4, 1.9, 1.13, 2.8 Правил), по результатам регистрации на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак (пункт 2.12).

Таким образом, регистрация машин за юридическим лицом производится на основании документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации; паспорта самоходной машины, который содержит заводской номер машины (рамы).

Однако, как установлено судом и данное обстоятельство подтверждается заявлением МУП «Энгельс – Водоканал» от 06.09.2012 года, при обращении в уполномоченный орган о регистрации погрузчика универсальный «Бобкет – 763», принадлежащего МУП «Энгельс – Водоканал» на праве хозяйственного ведения, заявителем была представлена только справка МУП «Энгельс – Водоканал» № 1673 от 31.08.2012 года, свидетельствующая о закреплении данного имущества на балансе Предприятия.

Доказательств представления вместе с заявлением 06.09.2012 года Муниципальным унитарным предприятием «Энгельс – Водоканал» в орган Гостехнадзора документа, удостоверяющего соответствие погрузчика универсального «Бобкет – 763» установленным требованиям безопасности дорожного движения, суду не представлено.

Также, заявителем не представлено доказательств обращения МУП «Энгельс – Водоканал» в установленном законом порядке за выдачей паспорта на погрузчик универсальный «Бобкет – 763».

При этом, заявление от 06.09.2012 года МУП «Энгельс – Водоканал» не содержит просьбы о выдаче данного паспорта.

Поскольку документов, подтверждающих возможность допуска погрузчика универсальный «Бобкет – 763» к эксплуатации на территории Российской Федерации, в том числе паспорта данного транспортного средства, при обращении в Государственную инспекцию Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области с заявлением от 06.09.2012 года о регистрации не представлено, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г., соответственно, заявленные требования МУП «Энгельс – Водоканал» удовлетворению не подлежат.

При этом, представление акта государственного технического осмотра машины от 20.12.2012 года, не свидетельствует о незаконности решения Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. об отказе в постановке на учет погрузчика универсальный «Бобкет – 763».

Требования заявителя об обязании Государственную инспекцию Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области поставить на учет с выдачей государственного регистрационного знака погрузчик универсальный «Бобкет – 763», т.е. совершить определенные действия, не являются самостоятельными требованиями, поскольку в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку арбитражный суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Государственной инспекции Гостехнадзора Энгельсского района Саратовской области от 06.09.2012 г. соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то не подлежат удовлетворению требования заявителя в части обязания устранить допущенные нарушения его прав.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области В.В. Землянникова