ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-21464/09 от 05.11.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз,1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-21464/2009

05.11.09г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Пузиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа г.Екатеринбург в интересах Министерства обороны РФ,

к Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области, г.Пугачев, Саратовская область,

Министерство обороны РФ, г.Москва,

Войсковая часть 93836, г.Пугачев, Саратовская область,

о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области и обязании Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, дов. от 28.11.08г.

от Межрайонной ИФНС России № 6 – ФИО2, дов. от 01.07.09г.,

от Министерства обороны – не явился, извещен,

от Войсковой части 93836 – ФИО3, дов. от 13.10.09г.,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского округа обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании действий Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области по регистрации войсковой части 93836, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи № <***> от 23 декабря 2002г. незаконными и обязании Межрайонную ИФНС России № 6 по Саратовской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице путем аннулирования записи от 23.12.02г. № <***>.

В судебное заседание явились представители заявителя, войсковой части 93836, Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением № 95605.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа возражает против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд в удовлетворении заявленных заместителем военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа требований отказать.

Представитель Войсковой части 93836 поддержал требования заявителя.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 05.11.09г. до 12 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа проведена проверка Войсковой части 93836, расположенной в г.Пугачеве Саратовской области, в ходе которой выявлены нарушения закона со стороны Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области при внесении записи о войсковой части 93836 в Единый государственный реестр юридических лиц.

В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области были осуществлены действия по регистрации войсковой части 93836, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о войсковой части № <***> от 23.12.2002г. как о юридическом лице.

В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается на то, что у Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области отсутствовали правовые основания для осуществления действий по внесению записи о войсковой части 93836 как о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, как зарегистрированным до принятия Федерального закона от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку войсковая часть 93836 не обладала статусом юридического лица и не обязана была представлять документы в налоговый орган на регистрацию, нарушены права Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений.

Налоговый орган в обоснование своих возражений указывает на то, что не имел оснований для отказа в государственной регистрации войсковой части 93836 в качестве юридического лица, поскольку войсковая часть 93836 представила 17.12.2002г. в налоговый орган Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по форме № Р17001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.02г. № 439. На основании данного сообщения налоговый орган принял решение от 11.12.2003г. и внес в ЕГРЮЛ сведения о войсковой части 93836 как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. По мнению налогового органа, в качестве юридического лица войсковая часть 93836, состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области с 27.11.1999г. В связи с этим, налоговый орган считает, что не регистрировал создание войсковой части как юридического лица, а лишь внес запись в Единый государственный реестр юридических лиц относительно уже ранее созданного юридического лица.

Представитель войсковой части 93836 поддержал позицию заявителя и пояснил, что войсковая часть 93836 была внесена в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица без указания на его организационно-правовую форму и без участия ее учредителей – РФ. Министерство обороны РФ имеет статус юридического лица, является единой государственной военной организацией, в которую входят все структурные подразделения согласно подчиненности. Войсковая часть 93836 входит в структуру Министерства обороны РФ и входит в род войск радиохимической безопасности. Никогда ранее Войсковая часть 93836 не приобретала статуса самостоятельного юридического лица. Представитель заинтересованного лица считает, что факт существования юридического лица – Войсковая часть 93836 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Министерства обороны РФ и влечет недействительность самой записи в ЕГРЮЛ о данном юридическом лице.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Заявление заместителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа подано в порядке ст. 52 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По делам, указанным в части 1 названной статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса (часть 5 статьи 52 АПК РФ).

В силу части 3 статьи 52 АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Из содержания заявления следует, что решение налогового органа оспаривается заместителем прокурора не в собственных интересах, а в интересах Министерства обороны РФ, как органа, чьи интересы нарушены. Самостоятельного материально-правового интереса заместитель прокурора в данном споре не имеет.

Право прокурора на предъявление иска в арбитражный суд регламентировано законом, основания для обращения прокурора в суд перечислены в части 1 статьи 52 АПК РФ. Согласно указанной правовой норме право прокурора на предъявление иска не зависит от того, имеется ли в этом случае волеизъявление лица, в защиту прав и охраняемых законом интересов которого прокурор обратился в арбитражный суд. Более того, по смыслу части 4 статьи 52 АПК РФ позиции прокурора и лица, в защиту интересов которого предъявлен иск, могут не совпадать, в связи с чем, истец и прокурор в ходе судебного разбирательства самостоятельно распоряжаются своими процессуальными правами.

Пунктом 2 ст. 198 АПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 2 ст. 52 АПК РФ обращения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации имеют право направлять прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Прокуроры военных округов являются приравненными к прокурорам субъектов РФ (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Федеральным законом от 08.08.01г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены переходные положения в отношении юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу Федерального Закона. В частности, согласно п.3 ст. 26 Закона юридическое лицо, зарегистрированное до вступления в силу указанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «д», «л» пункта 1 ст. 5 Закона, а именно: о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке, организационно-правовой форме, адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способе образования юридического лица (создание или реорганизация); об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Из смысла указанных положений следует, что представляемые в регистрирующий орган сведения должны подтверждать наличие статуса юридического лица у организации, вносимой в таком качестве в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующим органом Межрайонной ИФНС № 6 по Саратовской области принято решение от 11.12.2002г. о регистрации, на основании которого налоговым органом осуществлены действия по внесению в государственный реестр сведений о юридическом лице - войсковая часть 93836, зарегистрированном до 01 июля 2002г., и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № <***>.

Основанием принятия оспариваемого решения и последующей регистрации является Сообщение о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в законную силу Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представленное по форме № Р17001.

Из указанного сообщения следует, что войсковая часть 93836, являющаяся государственным учреждением, зарегистрирована 27.11.1999г., регистрационный номер 314/2/0878, наименование регистрирующего органа – генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно раздела 6 сообщения по форме № Р 17001 «количество учредителей (участников)» и листом А «Сведения об учредителях (участниках) – юридических лицах» сведения об учредителях войсковой части 93836 отсутствуют.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998г. № 1357, действовавшим на момент регистрации войсковой части 93836, и ныне действующей редакцией Положения, утвержденной Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны России относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации, который подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, определяет порядок утверждения уставов этих учреждений.

Указанными нормативными правовыми актами признание войсковых частей юридическими лицами не предусмотрено.

Согласно п.12 ст. 1 Закона РФ № 61-ФЗ от 31.05.96г. «Об обороне» имущество находится у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.

Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

Согласно пп.9 ст. 11 Положения о Министерстве обороны РФ Министр обороны РФ создает, реорганизует и ликвидирует федеральные государственные учреждения Министерства обороны в пределах выделенных из федерального бюджета средств и установленной штатной численности Вооруженных сил.

Прокурорской проверкой установлено, что решение о создании юридического лица – войсковой части 93836 – уполномоченным на то органом, то есть Министром обороны Российской Федерации, не принималось, учредительные документы не утверждались и в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не направлялись, что свидетельствует о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для государственной регистрации указанной войсковой части в качестве юридического лица и для перерегистрации, поскольку в сообщении о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» отсутствуют сведения об учредителях юридического лица, т.е. о Министерстве обороны РФ – единственном уполномоченном органе по вопросам создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ.

Сведения о войсковой части 93836 внесены Инспекцией в ЕГРЮЛ как о государственном учреждении. При этом налоговым органом действия по регистрации войсковой части 93836 как юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, мотивированы тем, что из представленного войсковой частью 93836 Сообщения от 17.12.2002г. по форме № Р17001 следует, что войсковая часть 93836, являющаяся государственным учреждением, зарегистрирована 27.11.99г., регистрационный номер 314/2/0878, регистрирующий орган – Генеральный штаб ВС РФ. Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен ограниченный перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица регистрирующим органом при постановке на налоговый учет, в связи с этим, согласно п.4 ст. 9 настоящего закона регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, предусмотренных законом, в связи с чем, по мнению налогового органа, регистрирующий орган не имел оснований для отказа в приеме документов для государственной регистрации войсковой части 93836.

Суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 120 ГК РФ установлено, что учреждение создается собственником имущества.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об обороне» Главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ и начальник войск Министерства обороны Российской Федерации не обладают полномочиями по созданию государственных учреждений и утверждению их учредительных документов.

Прокурорской проверкой установлено, что Правительство РФ и Министр обороны РФ учредительных документов учреждения войсковая часть 93836 не учреждали.

Из материалов дела следует, что войсковая часть 93836 входит в состав Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

Войсковая часть 93836 не может быть признана юридическим лицом, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к юридическому лицу. Имущество (здания, сооружения, в которых располагается войсковая часть), находится в федеральной собственности. В связи с этим, данная войсковая часть не имеет каких-либо прав на занимаемое ею имущество, а также не может отвечать по своим обязательствам указанным имуществом. Не может приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права. Указанная войсковая часть входит в состав войск Министерства обороны РФ, финансируется из федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ, не имеет иных источников получения денежных средств, а также права на распоряжение каким-либо имуществом (ввиду его отсутствия).

Таким образом, войсковая часть 93836 не может являться юридическим лицом ввиду отсутствия обязательных признаков, подтверждающих статус юридического лица.

Таким образом, войсковая часть 93836 до регистрации ее Инспекцией, статусом юридического лица не обладала, в связи с чем, регистрирующий орган не имел законных оснований осуществлять регистрацию войсковой части 93836 в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <***> от 23.12.2002г. в соответствии с положениями ст. 26 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «  О государственной регистрации юридических лиц» непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации.

Оспариваемыми действиями регистрирующего органа нарушены права Министерства обороны Российской Федерации по определению правового статуса его структурных подразделений, что в силу норм пункта 1 статьи 1, статьи 12 пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи ведет к ограничению государственного контроля за соблюдением установленного законодательством порядка образования юридических лиц, к нарушению стабильности гражданского оборота, прав и охраняемых законом интересов его участников.

Таким образом, в нарушение п.3 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о войсковой части 93836 произведено в отсутствии документов, подтверждающих ее регистрацию до 01.07.02г. в качестве юридического лица и предусмотренных подпунктами «а»-«д», «л» п.1 ст. 5 Закона, в связи с чем, доводы налогового органа о том, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в проведении регистрации, являются необоснованными.

Довод Инспекции о том, что представление Войсковой частью 93836 сообщения со сведениями о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", носящего заявительный, добровольный характер, являлось для налогового органа основанием для ее регистрации и внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, не может быть принят во внимание.

Судом установлено, что Войсковая часть 93836 никогда не являлась юридическим лицом, лишь была поставлена на налоговый учет 27.11.1999г. в качестве налогоплательщика, и налоговым органом доказательств обратного суду не представлено.

Отсутствие у регистрирующего органа обязанности проведения правовой экспертизы подаваемых для регистрации документов не влияет на обязательное соответствие указанных документов требованиям законности.

Материалы дела не содержат доказательств наличия у войсковой части обособленного имущества на праве оперативного управления, сметы, наличия возможности войсковой части самостоятельно распоряжаться денежными средствами и отвечать ими по своим обязательствам.

Таким образом, оценив изложенные факты, арбитражный суд считает, что Войсковая часть 93836 не отвечает требованиям ст. 48, ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими признаки юридического лица, следовательно, не является юридическим лицом.

В соответствии со статьями 65 и 66 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение.

В рассматриваемом случае Межрайонная ИФНС России № 6 по Саратовской области не представила доказательств соответствия действий по регистрации и внесению в государственный реестр сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002г., учреждения - войсковой части 93836, Федеральному закону от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суду не представлено соответствующих доказательств наличия решения уполномоченного органа о наделении Войсковой части 93836 статусом юридического лица.

При таких обстоятельствах, у Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, действия Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области по регистрации войсковой части 93836, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи № <***> от 23.12.2002г. подлежат признанию незаконными, поскольку они не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ.

Указанные действия подлежат устранению путем обязания Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г., путем аннулирования записи от 23.12.2002г.

В соответствии с п.4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Как следует из материалов дела, военному прокурору Приволжско-Уральского военного округа стало известно о нарушении закона 24.08.09г.

Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.

Поскольку прокурор обратился в суд 16.09.09г., соответственно срок для обращения в суд с заявление не пропущен.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать действия Межрайонной ИФНС России № 6 по Саратовской области по регистрации войсковой части 93836, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи № <***> от 23 декабря 2002г. незаконными.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 6 по Саратовской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице путем аннулирования записи от 23.12.02г. № <***>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке и в срок, установленный Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В. Пузина