ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-21562/13 от 19.02.2014 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов            

21 февраля 2014 года                                                                                Дело №  А57-21562/2013

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2014  года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания  секретарём судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в судебном разбирательстве материалы дела по заявлению

Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере «Красный Текстильщик (п. Красный Текстильщик Саратовской области),

заинтересованные лица:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (г.Саратов),

Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура (г.Саратов)

о признании недействительным постановления №7133-196 от 26.11.2013 года

при участии в судебном заседании

представителя заявителя ФИО2 (доверенность от 25.10.2013 года),

представителя   Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области ФИО3  (доверенность   №3771/ДМ от 06.12.2013 года),

представителя Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО4 (служебное удостоверение)

УСТАНОВИЛ:

Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере «Красный Текстильщик (далее по тексту АНО УЖКС «Красный Текстильщик», заявитель или Организация) обратилась с заявлением о признании  незаконным и подлежащим отмене постановления №7133-196 от 26.11.2013 года о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее по тексту Управление Росприроднадзора по Саратовской области), о прекращении производства по административному делу.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объёме.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее по тексту  Управление Росприроднадзора по Саратовской области) высказал возражения против заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в отзыве.

Представитель Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры высказал возражения против заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.

Материалами дела установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой 08.11.2013 года была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства.

В ходе проведения проверки было установлено, что АНО УЖКС «Красный Текстильщик» в процессе своей производственной деятельности осуществляет сброс прошедших очистку сточных вод по адресу: Волгоградское водохранилище на 944 км от устья р. Волга. На осуществление указанного вида деятельности предприятие имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование №564 от 01.10.2011 года и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №Срт-3 от 09.09.2011 года.

АНО УЖКС «Красный Текстильщик» разработан график производственного контроля сточных вод, в соответствии с которым отбор проб качества сточной воды по химическим показателям должен осуществляться 1 раз в квартал, отбор проб качества сточной воды по микробиологическим и паразитологическим показателям должен осуществляться 1 раз в месяц.

В ходе проведения проверки Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что АНО УЖКС «Красный Текстильщик» осуществляет сброс сточных вод с превышением нормативов, установленных для сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; Организацией не проводился учёт качества сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям за текущий период 2013 год, контроль качества  сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям не проведён за 3 квартал 2013 года.

08.11.2013 года Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в присутствии представителя АНО УЖКС «Красный Текстильщик»  ФИО2, действовавшей на  основании специальной доверенности от 18.11.2013 года, было вынесено постановление о возбуждении производства  об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14. КоАП РФ, в отношении АНО УЖКС «Красный Текстильщик». Указанное постановление было вручено представителю АНО УЖКС «Красный Текстильщик»  ФИО2, действовавшей на  основании специальной доверенности от 18.11.2013 года, что подтверждается наличием подписи в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении.

14.11.2013 года государственным инспектором РФ по охране природы в Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области было вынесено определение №7133-184 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АНО УЖКС «Красный Текстильщик».  

26.11.2013 года государственным инспектором  РФ по охране природы в Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области в присутствии представителя АНО УЖКС «Красный Текстильщик»  ФИО2, действовавшей на  основании специальной доверенности от 18.11.2013 года, были рассмотрены постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы административного дела и вынесено постановление №7133-196, в соответствии с которым АНО УЖКС «Красный Текстильщик» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14. КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80000 рублей.

Заявитель, не согласившись с постановлением №7133-196 от 26.11.2013 года, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.  При этом заявитель  указывает на то, что в действиях Организации отсутствует состав вменённого административного правонарушения, поскольку АНО УЖКС «Красный Текстильщик» неоднократно обращалась в Администрацию муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области, как балансодержателю и собственнику очистных сооружений, расположенных в п. Красный Текстильщик,  с обращениями о необходимости строительства новых очистных сооружений в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду.

            Исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к  следующим выводам.

      В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

    Согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 8.14. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Согласно статье 1 Водного кодекса РФ водный объект- природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Согласно п.8 статьи 1 Водного кодекса РФ водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом

Право собственности на водные объекты и право водопользования регулируются водным законодательством РФ.

Право собственности на водные ресурсы установлено Конституцией РФ (ст. ст. 9 и 36), а также в главе 2 ВК РФ и других актах.

Согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Право водопользования (долгосрочное, краткосрочное и ограниченное) детально регламентируется ВК РФ и подзаконными нормативными правовыми актами. Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, т.е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, т.е. граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Осуществление права водопользования урегулировано в гл. 3 ВК РФ.

Виды водопользования можно разделять по целям: 1) на приоритетное - для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и 2) для других целей, т.е. удовлетворения потребностей промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и т.п.

Согласно ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Одной из сторон договора является исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается: Правительством РФ - для обеспечения обороны страны и безопасности государства, в иных целях - исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 21 ВК РФ).

Нарушение условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, по объективной стороне состоит в деянии (действии или бездействии), которое может выражаться в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и т.п..

Статьями 34, 39 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, обязанность соблюдения юридическими лицами требований и утвержденных технологий в области охраны окружающей среды, а также нормативов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов.

В силу п. 3 ст. 35 Водного кодекса РФ утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" определено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны  вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

 Приказом Минприроды России от 08.07.2009 года №205 утверждён Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

АНО УЖКС «Красный Текстильщик» разработан график производственного контроля сточных вод, в соответствии с которым отбор проб качества сточной воды по химическим показателям должен осуществляться 1 раз в квартал, отбор проб качества сточной воды по микробиологическим и паразитологическим показателям должен осуществляться 1 раз в месяц.

В соответствии с требованиями Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 01.12.2011 г. при использовании водного объекта АНО УЖКС «Красный Текстильщик» обязана вести регулярные наблюдения за водным объектом и водоохраной зоной по программе, согласованной с Нижнее-Волжским БВУ, вести учёт объёма сброса сточных вод, ежеквартально предоставлять сведения в НВБВУ о выполнении условий использования водного объекта, в том числе качества сбрасываемых сточных вод.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражным судом по настоящему делу установлено, что  АНО УЖКС «Красный Текстильщик» в нарушение вышеприведённых положений законодательства  осуществляет сброс сточных вод с превышением нормативов, установленных для сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; Организацией не проводился учёт качества сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям за текущий период 2013 год, контроль качества  сбрасываемых сточных вод по микробиологическим и паразитологическим показателям не проведён за 3 квартал 2013 года, что подтверждается материалами административного дела. 

Довод заявителя о том, что АНО УЖКС «Красный текстильщик» не является субъектом административной ответственности по ч.1 ст.8.14. КоАП РФ, поскольку на основании договора №2 о передаче в аренду недвижимого муниципального имущества от 31.12.2009 г. является лишь арендатором очистных сооружений, мощность которых не позволяет выполнить необходимые мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, строительство новых очистных сооружений согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» относится к вопросам местного значения, не может быть принят во внимание арбитражным судом на основании нижеследующего.

Статья 39 Водного Кодекса РФ устанавливает, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки предоставлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязательства по ведению учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, по ведению регулярных наблюдений за водными объектами и водоохранными зонами, а также по предоставлению результатов таких учета и регулярных наблюдений в уполномоченный   орган исполнительной власти в том числе и   на водопользователя   вне зависимости от наличия договорных отношений.

Наличие указанного события административного правонарушения материалами дела полностью подтверждается. Установленный факт свидетельствует о наличии в действиях АНО УЖКС «Красный Текстильщик»  состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АНО УЖКС «Красный Текстильщик» привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что факт совершения АНО УЖКС «Красный Текстильщик» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14. КоАП РФ, доказан материалами административного дела.

Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, арбитражный суд установил, что АНО УЖКС «Красный Текстильщик» о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства по об административном правонарушении и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении было надлежащим образом извещено, то есть не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.

Таким образом, процедура и срок привлечения АНО УЖКС «Красный Текстильщик» к административной ответственности административным органом соблюдены.

 Частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 2.10. КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

  При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении материалов дела не установлены обстоятельства, отягчающие  либо смягчающие ответственность. 

Таким образом,  наложенный на заявителя административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14. КоАП РФ, в размере 80000 рублей применён с учётом фактических обстоятельств дела в пределах санкции статьи, является низшим пределом санкции указанной статьи.

 На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя о признании  незаконным и отмене постановления № 7133-196 о назначении административного наказания, вынесенного 26.11.2013 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в отношении Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере «Красный Текстильщик не подлежат удовлетворению. 

Руководствуясь статями 27,  110,  169, 170, 211  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

                                                                  Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования о признании  незаконным и отмене постановления № 7133-196 о назначении административного наказания, вынесенного 26.11.2013 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в отношении Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг по управлению в жилищно-коммунальной сфере «Красный Текстильщик,  - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

   Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                          Т.А. Лескина