ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-21577/12 от 05.09.2014 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 23-93-12;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

12 сентября 2014 года

Дело №А57-21577/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2014 года 

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2014 года

 Арбитражный суд  Саратовской области  в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Толкуновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

заинтересованные лица:

Администрация муниципального образования «Город Саратов»,

Комитет по управлению имуществом г. Саратова,

Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов»

о признании постановления от 10.05.2012 г. № 905 недействительным,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя  ФИО2  (доверенность от 20.01.2014 г.),

представителей Администрации муниципального образования «Город Саратов»   ФИО3  (доверенность № 01-03/19 от 22.01.2014 г.), ФИО4 (доверенность №01-03/89 от 31.07.2014 года),

представителей КУИ г. Саратова   ФИО5 (доверенность №15-14/26986 от 15.10.2013 года), ФИО6 (доверенность № 15.14/26999 от 16.10.2013 г.),

представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО7 (доверенность №06-09-26/1665 от 16.06.2014 года),

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту ИП ФИО1 или Предприниматель) обратился с заявлением   о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 10 мая 2014 года № 905  «Об отказе ФИО1  в предоставлении в аренду сроком на сорок девять лет  земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого нежилым зданием».

В качестве восстановления нарушенных прав ИП ФИО1 заявитель просит арбитражный суд  обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов»  принять в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда  постановление о предоставлении ИП ФИО1 в аренду сроком на 49 лет  земельного участка с кадастровым номером 64:48:05 03 94:152, площадью 213 кв.м., расположенного по адресу: <...>, занимаемого нежилым зданием.

Определением арбитражного суда от 11.12.2012 года к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г.Саратова.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования. 

Представители Администрации муниципального образования «Город Саратов» высказали возражения против заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. 

Представители Комитета по управлению имущества города Саратова высказали возражения против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. 

Представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» высказал возражения против удовлетворения заявленных требований.

Материалами дела установлено, что за индивидуальным предпринимателем ФИО1 зарегистрировано на праве собственности нежилое здание (кадастровый или условный номер 64:48:020308:514) площадью 136,7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 01.11.2011 года (серия 64-АГ №377131), выпиской из ЕГРП №01/005/2014-59615 от 25.08.2014 года (серия 64 АА №834725).

30.12.2011 года индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населённых пунктов для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 213 кв.м., с кадастровым номером 64:48:050394:152, расположенного по адресу: <...>, на котором расположено нежилое здание, принадлежащее ИП ФИО1 на праве собственности. К заявлению были приложены документ, удостоверяющий личность заявителя, выписка из ЕГРП на земельный участок, выписка из ЕГРП на объект недвижимости, кадастровый паспорт земельного участка, сообщение заявителя.

10.05.2012 года Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было вынесено постановление №905 «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого нежилым зданием»

  Отказ в предоставлении индивидуальному предпринимателю ФИО1 в аренду земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 64:48:050394:152, расположенного по адресу: <...>, занимаемого нежилым зданием, мотивирован тем, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для этих целей; созданный объект недвижимости расположен на земельном участке, не отведённом для этих целей, размещён и существует без получения необходимых разрешений, то есть является самовольной постройкой.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, не согласившись с вынесенным Администрацией муниципального образования «Город Саратов» постановлением №905 от 10.05.2012 года, обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. При этом, заявитель указывает на то, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в  действующем законодательстве отсутствуют нормы, содержащие запрет или ограничение на предоставление земельного участка в аренду собственнику расположенного на нём здания; кроме того, нежилое здание (кадастровый или условный номер 64:48:020308:514) площадью 136,7 кв.м., расположенное по адресу: <...>, принадлежит заявителю на праве собственности, которое зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено в суде.

Исследовав материалы дела, изучив действующее законодательство, выслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

  В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При оценке вопроса о законности оспариваемого постановления подлежат выяснению полномочия вынесшего это постановление органа и наличие оснований для вынесения такого постановления.

При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 года №576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Положения статей 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

Законом Саратовской области от 07.10.09 г. № 144-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» признана утратившей силу статья 4 Закона «О земле» в соответствии с которой орган исполнительной власти области, специально уполномоченный на то Правительством области - Комитет по управлению имуществом Саратовской области, осуществляет распоряжение земельными участками, расположенными на территории административного центра Саратовской области - города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, а также предварительное согласование мест размещения на них объектов.

С момента вступления в силу указанных изменений правом распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделен орган местного самоуправления - Администрация муниципального образования «Город Саратов». Согласно ст. 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 г. Администрация муниципального образования «Город Саратов» является исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления, является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.

В соответствии  с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

В соответствии с положениями  статьи 36 Земельного кодекса   граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 №1489/11, №3771/11 и № 4275/11, от 03.04.2012 №12955/11.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в   статье 36    обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.02.2012 №241 утверждён «Административный регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения"».

Пункт  2.8.  Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно в  предоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, отказывается в случаях:

- изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка;

- установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;

- резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц;

- если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком;

- непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента);

- снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета;

- если здание, строение, сооружение создано на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных и иных норм и правил;

- поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно.

  Арбитражным судом  в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что согласно данным кадастрового паспорта №64/201/11-36641 от 23.12.2011 года земельный участок с кадастровым номером 64:48:050394:152 площадью 213 кв.м., расположенный по адресу: ул. им. Чернышевского Н.Г., 64 «Б», сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт 26.08.2011 года, указанный земельный участок относится к землям населённых пунктов, видом разрешённого использования является размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Индивидуальный предприниматель ФИО1, как собственник  нежилого здания (кадастровый или условный номер 64:48:020308:514) площадью 136,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>,   обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением   о предоставлении на основании ст.36 Земельного кодекса РФ в аренду сроком на 49 лет  земельного участка   из земель населённых пунктов для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 213 кв.м., с кадастровым номером 64:48:050394:152, расположенного по адресу: <...>, занимаемого вышеуказанным объектом недвижимости. 

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» №905 от 10.05.2012 года   индивидуальному предпринимателю ФИО1 было отказано     в предоставлении  в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:050394:152, расположенного по адресу: <...>, занимаемого нежилым зданием, в связи с тем, что строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для этих целей; созданный объект недвижимости расположен на земельном участке, не отведённом для этих целей, размещён и существует без получения необходимых разрешений, то есть является самовольной постройкой.

В ходе судебного заседания по настоящему делу арбитражным судом установлено, что в рамках дела №А57-3378/2013 Арбитражным судом Саратовской области рассматривались исковые требования Администрации муниципального образования «Город Саратов»   к индивидуальному  предпринимателю ФИО1  о признании самовольной постройкой нежилое  одноэтажное здание, расположенное по адресу: г.Саратов, ул.им.Чернышевского , 64Б (пересечение с 3-м Дегтярным проездом) и возложении на ответчика за свой счёт снести   в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда самовольную постройку  нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу : <...> (пересечение с 3-м Дегтярным проездом).

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.07.2013 года по делу №А57-3378/2013  исковые требования Администрации муниципального образования «Город Саратов» были удовлетворены в части: признано самовольной постройкой нежилое одноэтажное здание, расположенное по адресу: <...> (пересечение с 3м Дегтярным проездом); в остальной части исковых требований Администрации муниципального образования «Город Саратов»   было отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 года по делу №А57-3378/2013 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 июля 2013 года по делу № А57-3378/2013 было отменено в части удовлетворения исковых требований о признании самовольной постройкой нежилого одноэтажного задания, расположенного по адресу: <...> (пересечение с 3-м Дегтярным проездом), в отменной части в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2014 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 года по делу № А57-3378/2013 оставлено без изменения.

Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 21.11.2013 года по делу №А57-3378/2013 сделан вывод о том, что нежилое одноэтажное здание площадью 136,7 кв.м. литер "А", расположенное по адресу: <...>, является самовольной постройкой. С этим выводом согласился суд кассационной инстанции в постановлении от 18.03.2014 года по делу №А57-3378/2013.

Таким образом, вступившими в законную силу вышеуказанными судебными актами по делу №А57-3378/2013 установлено, что нежилое одноэтажное здание площадью 136,7 кв.м. литер "А", расположенное по адресу: <...>, является самовольной постройкой.  

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Арбитражный суд пришёл  к выводу о том, что постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 года по делу № А57-3378/2013, оставленное без изменения постановлением  Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.03.2014 года, имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что нежилое одноэтажное здание площадью 136,7 кв.м. литер «А», расположенное по адресу: <...>, находящееся в собственности индивидуального предпринимателя ФИО1, является самовольной постройкой.

В соответствии с п.2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" одним из оснований для отказа  в  предоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, является:

- если здание, строение, сооружение создано на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо создано без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных и иных норм и правил.

Испрашивая в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ  заявлением от 30.12.2011 года право аренды сроком на 49 лет земельного участка из земель населённых пунктов для размещения объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания, площадью 213 кв.м., с кадастровым номером 64:48:050394:152, расположенного по адресу: <...>, индивидуальный предприниматель ФИО1 указывает на то, что на данном земельном участке расположен объект недвижимости (нежилое одноэтажное здание площадью 136,7 кв.м. литер «А», расположенное по адресу: <...>), принадлежащее ему на праве собственности.

Однако, вышеуказанный объект недвижимости вступившим в законную силу судебным актом по делу №А57-3378/2013 (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 года по делу № А57-3378/2013) признан самовольной постройкой, то есть является недвижимым имуществом, созданным на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданным без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства по настоящему делу арбитражным судом было установлено, что Администрацией муниципального образования «Город Саратов» в рамках дела №А57-454/2014 были заявлены требования о  признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок  с ним в части адреса объекта недвижимости – нежилого здания, адрес: <...> б/н, условный номер 64-64-11/576-2008-032; о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на объект недвижимости – нежилого здания, адрес: <...>.

Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу №А57-454/2014 от 30.04.2014 года в удовлетворении вышеизложенных требований Администрации муниципального образования «Город Саратов» было отказано.

Постановлением Двенадцатого  арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 года решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2014 года по делу № А57-454/2014 было отменено в части;   действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по  внесению изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части адреса объекта недвижимости – нежилого здания, адрес: <...> б/н, условный номер 64-64-11/576-2008-032 были признаны незаконными; в остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 апреля 2014 года по делу №А57-454/2014 оставлено без изменения. 

При рассмотрении апелляционной жалобы по делу №А57-454/2014 судом апелляционной инстанции было установлено, что «В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АГ 377131, выданным Управлением Росреестра по Саратовской области 01.11.2011, ФИО1 является собственником объекта недвижимости - нежилого одноэтажного здания общей площадью 136,7 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

Право собственности ФИО1 на объект зарегистрировано на основании договора дарения нежилого здания от 18.01.2011.

Изначально раздел Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) был открыт при проведении государственной регистрации права собственности ФИО8 на вновь созданный объект недвижимого имущества - здание, площадью 136,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, пересечение ул. им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз.

Государственная регистрации права собственности произведена на основании: распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.07.2007 № Т-2456-р; договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 28.09.2007 № 657, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым номером 64.48.010325:0012, площадью 70 кв.м, предоставленный для целей, не связанных со строительством - размещение торгового павильона с благоустройством прилегающей территории; договора замены стороны в обязательстве от 19.08.2008; кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, выданного ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости».

Объект недвижимости был создан на предоставленном в аренду земельном участке площадью 70 кв.м с кадастровым номером 64:48:010325:0012, расположенном по адресу: г. Саратов, пересечение улицы им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз, б/н.

В отношении объекта недвижимости - здания общей площадью 136,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, пересечение улицы им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз, б/н, в последующем была произведена государственная регистрация перехода права собственности: 19.11.2009 - по договору купли-продажи недвижимости от 13.11.2009 к ФИО9; 10.05.2011 - по договору купли-продажи недвижимости от 29.04.2011 к ФИО10

Далее, согласно правоустанавливающих документов, 28.07.2011 ФИО10 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части адреса, принадлежащего ему объекта недвижимости.

В качестве документов-оснований для внесения указанных изменений ФИО10 в регистрирующий орган был представлен кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, изготовленный ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости» от 22.12.2008, в котором было указано, что адресом объекта недвижимости является - <...>.

В последующем уже в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им, Чернышевского Н.Г., 64Б, была произведена государственная регистрация перехода права: 29.08.2001 - по договору купли-продажи недвижимости от 28.07.2011 к ФИО11; 31.10.2011 - по договору купли-продажи недвижимости от 16.09.2011 к ФИО12; 31.10.2011 - по договору дарения нежилого здания от 18.10.2011 к ФИО1».

Далее в постановлении от 28.07.2014 года по делу №А57-454/2014 указывает на то, что «актом органа местного самоуправления о присвоении (изменении) почтового адреса объекту недвижимости, на момент подачи ФИО10 заявления о внесении изменений в ЕГРП Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области не располагало. Кроме того, адреса не присваиваются объектам временного назначения, хозяйственным постройкам, гаражам, объектам инженерной инфраструктуры города, садовым и огородным участкам. Объекты временного назначения не имеют собственного адреса, но справкой уточняется их местоположение относительно рядом расположенного объекта с постоянным почтовым адресом.»

На основании установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции в рамках дела №А57-454/2014 приходит к выводу о том, что «изначально регистрирующим органом произведена государственная регистрация прав на вновь созданный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Саратов, пересечение ул. им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз., б/н.

Исходя из правоустанавливающих документов, объект недвижимости создан на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010325:0012, площадью 70 кв.м, предоставленном в аренду на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.07.2007 № Т-2456-р.

В соответствии с договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 637 от 28.08.2007 земельный участок с кадастровым номером 64:48:010325:0012, площадью 70 кв.м, предоставлен для целей, не связанных со строительством – размещение торгового павильона.

Согласно письму комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова от 10.06.2008 № 2910/08, для строительства нежилого одноэтажного здания с мансардой - торгового павильона (литер «А»), расположенного на земельном участке, площадью 70 кв.м с кадастровым номером 64:48:010325:0012 по адресу: г. Саратов, пересечение улицы им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз, б/н., согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось получения разрешения на строительство.

Поскольку адреса не присваиваются временным объектам, а лишь уточняется справкой их местоположение относительно рядом расположенного объекта с постоянным почтовым адресом, то оснований для присвоения спорному торговому павильону самостоятельного почтового адреса у Управления не имелось.

При внесении изменений в ЕГРП в части адреса недвижимого имущества, спорному объекту присвоен адрес: <...>. Фактически указанный почтовый адрес территориально соответствует пересечению ул. им. Чернышевского Н.Г. и 3-й Дегтярный проезд.

ФИО1 обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <...>, занятого вышеуказанным зданием, указав, что данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050394:152, площадью 152 кв.м.

Вместе с тем, кадастровый номер земельного участка, на котором располагается объект недвижимости по адресу : г. Саратов, пересечение улицы им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз, б/н., на который изначально зарегистрировано право ФИО8 - 64:48:010325:0012.

Таким образом земельные участки не находятся в пределах одного кадастрового квартала, не являются идентичными».

Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Арбитражный суд пришёл  к выводу о том, что постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 года по делу № А57-454/2014   имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Таким образом, арбитражным судом установлено, что   объект недвижимости (нежилое одноэтажное здание площадью 136,7 кв.м.) создан на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010325:0012, площадью 70 кв.м, предоставленном в аренду на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Саратовской области от 10.07.2007 № Т-2456-р. При внесении изменений в ЕГРП в части адреса недвижимого имущества, спорному объекту присвоен адрес: <...>. Фактически указанный почтовый адрес территориально соответствует пересечению ул. им. Чернышевского Н.Г. и 3-й Дегтярный проезд.

ФИО1 обращаясь в администрацию с заявлением от 30.12.2011 года о предоставлении земельного участка по адресу: <...>, занятого вышеуказанным зданием, указал, что данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050394:152, площадью 152 кв.м.

Вместе с тем, кадастровый номер земельного участка, на котором располагается объект недвижимости по адресу: г. Саратов, пересечение улицы им. Чернышевского Н.Г. и Князевский взвоз, б/н., на который изначально зарегистрировано право ФИО8 - 64:48:010325:0012.

Земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:050394:152 и 64:48:010325:0012 не находятся в пределах одного кадастрового квартала, не являются идентичными.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года №475 утверждён Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Согласно указанному перечню для приобретения прав на земельный участок предоставляются: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и  копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 указанного Перечня; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Пункт 2.6.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" дублирует положения приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года №475 и дополняет их необходимостью представления  схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, документа, содержащего сведения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне и к территориям общего пользования, документа, подтверждающего согласие заявителя на обработку персональных данных, предусмотренное частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Арбитражным судом по настоящему делу установлено, что к заявлению от 30.12.2011 года индивидуальный предприниматель ФИО1 приложил в том числе сообщение о том, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 64:48:050394:152 расположено нежилое здание общей площадью 136,7 кв.м. Сообщение не содержит сведений о том, что на указанном земельном участке расположены какие-либо иные объекты недвижимости (объекты незавершённого строительства).

Однако, на стадии рассмотрения заявления ФИО1 от 30.12.2011 года ведущим специалистом отдела муниципального земельного контроля и инвентаризации земель был осуществлён осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в результате которого было установлено, что на указанном земельном участке расположен объект незавершённого строительства, что подтверждается актом  осмотра от 15.12.2012 года и фототаблицей №1, которая приложена к акту осмотра.

Заявителем в ходе судебного разбирательства по настоящему делу доказательств обратного арбитражному суду не представлено.

В соответствии с п.2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения" одним из оснований для отказа  в  предоставлении муниципальной услуги о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, является:

- непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента).

С учётом вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем при обращении с заявлением от 30.12.2011 года не было представлено сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, что в соответствии с с п.2.8. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения"  является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.

 На основании вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 905 от 10 мая 2012 года «Об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого нежилым зданием» является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные   индивидуальным предпринимателем ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статями 27, 110, 169, 170,  201  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 905 от 10 мая 2012 года об отказе ФИО1 в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в Октябрьском районе, занимаемого нежилым зданием,  отказать.

Решение  может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                              Т.А. Лескина