ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-21728/09 от 19.02.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов                                                                                       Дело № А57-21728/2009

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Землянниковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Зенит», г. Энгельс

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, г. Самара

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от  заявителя  - не явились

от заинтересованного лица - ФИО1, доверенность от 28.12.2009 года

                                                                    У С Т А Н О В И Л:

            ЗАО «Зенит» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 03.08.2009 года №42-09-158/ап. Производство по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения просит прекратить.

            В судебное заседание, назначенное на 17.02.2010 года на 09 часов 30 минут, явился представитель заинтересованного лица, который оспорил заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.  

            ЗАО «Зенит» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (уведомление № 68523).

   В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 19.02.2010 года на 09 час. 15 мин.

            Как установлено материалами дела, начальником отдела регистрации выпусков ценных бумаг Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе ФИО2 была проведена проверка в отношении ЗАО «Зенит» по вопросу соблюдения требований действующего законодательства РФ о ценных бумагах.

            Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, ЗАО «Зенит» зарегистрировано как юридическое лицо 04.04.1995 года и обязано было представить в регистрирующий орган документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

            В связи с тем, что документы ЗАО "Зенит", представленные на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, указанному эмитенту было отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, о чем свидетельствует уведомление Саратовского Регионального отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20.09.2001 года.

            Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе в адрес ЗАО "Зенит" было направлено предписание о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, заключающегося в несоблюдении процедуры эмиссии, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ в срок не позднее 90 дней с момента получения настоящего предписания (исх. № 42-09-АС-04/1239 от 03.03.2009) путем представления в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе необходимых документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В соответствии с уведомлением о вручении предписания, предписание о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах ЗАО "Зенит" (исх. № 42-09-АС-04/1239 от 03.03.2009 года) доставлено по адресу ЗАО "Зенит" 16.03.2009 года.

            Однако, в установленный законом срок – до 16.06.2009 года документы, указанные в предписании, Обществом не представлены.

            С учетом изложенного, административный орган пришел к выводу о нарушении ЗАО "Зенит" требований пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

           18.06.2009 года в отношении ЗАО "Зенит" составлен протокол об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

            По результатам рассмотрения данного протокола и материалов дела об административном правонарушении, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе вынесено постановление о назначении административного наказания  № 42-09-158/ап от 03.08.2009 г., в соответствии с которым, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

            Считая постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

            Исследовав материалы дела, суд основывается на следующем.

   В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является Федеральная служба по финансовым рынкам.

   Согласно п. 5.3.7 данного Положения, Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

  В соответствии с п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

  Частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

   В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

            Как установлено материалами дела, основанием для привлечения ЗАО «Зенит» к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, послужило неисполнение Обществом в установленный срок предписания о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах от 03.03.2009 года №42-09-АС-04/1239, заключающегося в несоблюдении процедуры эмиссии, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ.

   Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

   В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39 "О рынке ценных бумаг" акция является одним из видов эмиссионных ценных бумаг.

   Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

   закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

   размещается выпусками;

   имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

  Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

            Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.

   В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы:

   принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

  утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

  государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

  размещение эмиссионных ценных бумаг;

  государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

  Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 20 названного Федерального закона, государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (п. 1).

   Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с данным Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 2).

   В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг» основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг является, в том числе, несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

   Согласно уведомлению Саратовского Регионального отделения ФКЦБ России от 20.09.2001 года № 05-24/3083, ЗАО «Зенит» было отказано в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, поскольку в результате проведенной экспертизы выявлено несоответствие документов, представленных ЗАО «Зенит» на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, требованиям законодательства РФ и нормативным документам, регулирующим эмиссию ценных бумаг.

   Учитывая, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг», государственная регистрация выпуска ценных бумаг является одним из этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, отсутствие таковой является нарушением процедуры эмиссии ценных бумаг.

            На основании изложенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе было предписано ЗАО «Зенит» устранить нарушение законодательства РФ о ценных бумагах путем представления в РО ФСФР России в ЮВР документов для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в соответствии с требованиями «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных Приказом ФСФР от 25.01.2007 года № 07-4/пз-н, с сопроводительным письмом и описью представляемых документов в срок не позднее 90 дней с момента получения настоящего предписания. А также представить в РО ФСФР России в ЮВР не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения предписания, отчет об исполнении предписания с приложением оформленных надлежащим образом копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

            Однако, предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе исполнено не было, что и послужило основанием для привлечения к административной ответственности.

            Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о нарушении ЗАО «Зенит» требований действующего законодательства в области рынка ценных бумаг. Обязанность по своевременному представлению в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО «Зенит» в соответствии с требованиями «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных Приказом ФСФР от 25.01.2007 года № 07-4/пз-н, не исполнена. Доказательств обратного, суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 11 "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (п. 1).

Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг изменяются либо отменяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в связи с вступившим в законную силу решением суда либо по инициативе указанного федерального органа исполнительной власти (п.3).

            Доказательств отмены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг оспариваемого предписания в связи с вступившим в законную силу решением суда суду не представлено.

Оспаривая постановление административного органа, ЗАО «Зенит» ссылается на положения Федерального закона от 10.12.2003 года № 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации", а именно, пункт 1 статьи 2 Закона, в соответствии с которым отсутствие государственной регистрации выпуска акций не является препятствием для ликвидации или преобразования акционерного общества в случае, если решение о его ликвидации или преобразовании было принято до окончания срока, указанного в абзаце втором части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. 

На основании ст. 62 Гражданского кодекса РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"  учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

  Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о ликвидации является основанием для направления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме № Р15001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2001 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

  В соответствии с письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области от 08.02.2010 года № 05-18/00244дсп установлено, что Инспекция не уведомлялась о принятом ЗАО «Зенит» решении о ликвидации.

  ЗАО «Зенит» является действующим юридическим лицом, доказательств обратного суду не представлено.

  С учетом изложенного, суд признает несостоятельными доводы заявителя об отсутствии обязанности соблюдения процедуры эмиссии ценных бумаг в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица - ЗАО «Зенит».

   Ссылка заявителя на п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 года № 174-ФЗ, в соответствии с которым акционерные общества, не представившие в указанный срок документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, не может быть признана обоснованной.

  Как следует из анализа названной правовой нормы, предъявление таких исков является правом, а не обязанностью уполномоченного органа.

  Поскольку из данного Закона не следует, что истечение срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации выпуска акций, суд приходит к выводу о том, что срок, установленный частью первой статьи 1 Закона № 174-ФЗ, не носит пресекательного характера и, следовательно, в настоящее время возможность государственной регистрации выпуска акций не утрачена.

  Поскольку событие административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждены материалами дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя, не выполнившего в установленный срок требования законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

            В соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

            Обстоятельства совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя исследованы арбитражным судом в полном объеме.

Суд, проверяя законность принятого административным органом постановления, пришел к выводу, что наказание назначено Обществу с учетом характера совершенного правонарушения, его имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

   Согласно материалов дела, процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

            При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования ЗАО «Зенит» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 03.08.2009 года № 42-09-158/ап, удовлетворению не подлежат.     

Руководствуясь статьями  27, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявленных требований Закрытого акционерного общества «Зенит» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе от 03.08.2009 года № 42-09-158/ап; прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события административного правонарушения – отказать.

            Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                  В.В. Землянникова