АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-2175/2010 Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2010 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Лузиной О.И.,
при ведении протокола судебного заседания Воробьевой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит», г. Саратов
к федеральному государственному унитарному предприятию «Сельинвест» ФСИН России», г. Саратов,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Южный ветер», г. Саратов
о признании недействительным решений конкурсной комиссии,
при участии в судебном заседании представителей сторон :
от истца – Малюкова В.В., по дов. от 25.02.2010г.
- Матушина Е.А., по дов. от 25.02.2010г.,
от ответчика - Егоренкова И.В., по дов. от 31.03.2010г.
от третьего лица- Сайдуллин М.С., по дов. от № 25/03 от 25.03.2010г.
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит», г. Саратов, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию «Сельинвест» ФСИН России» о признании недействительными решений конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 г.г. ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 г.; об отказе ООО «АФ «Алгес-Аудит» в допуске к участию в конкурсе по лотам 1,2,3 по основаниям, указанным в протоколе и решение о признании открытого конкурса несостоявшимся по лотам 1,2,3 недействительными.
Определением суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в рассмотрении дела привлечено общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Южный ветер», г. Саратов
Заявлением от 01.04.2010г. ( т.1.л.д.63) истец уточнил исковые требования , которыми просит признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы Федерального государственного унитарного предприятия « Сельинвест» Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.01.2010 года об отказе ООО АФ «Алгес- Аудит» в допуске к участию в конкурсе по лотам 1.2.3. недействительным ; признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой)отчетности за 2009-2011 годы Федерального государственного унитарного предприятия «Сельинвест» Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.01.2010 года о допуске к участию в конкурсе ООО аудиторская фирма "Южный ветер" по лотам 1,2,3 недействительным ;признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы Федерального государственного унитарного предприятия «Сельинвест» Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.01.2010 года о признании открытого конкурса несостоявшимся по лотам 1.2.3. недействительным, признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы Федерального государственного унитарного предприятия «Сельинвест» Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.01.2010 года об обязании заказчика передать участнику конкурса ООО «Южный ветер» проекта государственного контракта недействительным.
Заявлением от 23.04.2010г. истец уточнил исковые требования и просит признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право
заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту
бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП
«Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 об отказе ООО АФ «АПГЕС-
АУДИТ» в допуске к участию в конкурсе по лотам 1,2,3 недействительным; признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право
заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту
бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП
«Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 о допуске к участию в конкурсе ООО АФ «Южный ветер» по лотам 1,2,3 недействительным; признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 о признании открытого конкурса несостоявшимся по лотам 1, 2, 3 недействительным; признать решение комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 об обязании заказчика передать участнику конкурса ООО «Южный ветер» проекта государственного контракта
недействительным., признать договора № 250110/а/1, № 250110/а/2,№ 250110 /а/3 от 25.01.2010, заключенные ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» и ООО АФ «Южный ветер» недействительными.
Уточнения исковых требований приобщены к материалам дела.
В судебном заседании истец заявил ходатайство о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управление антимонопольной службы по Саратовской области. В заявленном ходатайстве истцу отказано, поскольку заявитель не обосновал заявленное ходатайство.
Отводов суду не заявлено.
Других заявлений и ходатайств от сторон не поступило.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены требования ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, в 08 декабря 2009 года было опубликовано извещение № 091208/914845/1 о проведении открытого конкурса по определению исполнителя в целях заключения с ним договора об оказании услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "Сельинвест" ФСИН России за 2009 г., 2010 г., 2011 г. Заказчиком выступал ФГУП "Сельинвест" ФСИН России.
В соответствии с протоколом № 091208/914845/1/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 12.01.2010 г. на участие в конкурсе подано по две заявки по каждому лоту.
Согласно протоколу № 091208/914845/1/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.01.2010 г. в результате рассмотрения заявок к конкурсу был допущен по лоту №1 один участник: ООО "Аудиторская фирма"Южный ветер", по лоту №2 один участник: ООО "Аудиторская фирма"Южный ветер", по лоту №3 один участник: ООО "Аудиторская фирма"Южный ветер".
Обществу с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма" Алгес-Аудит" было отказано в допуске к участию в конкурсе по всем трем лотам.
В связи с тем, что к участию в конкурсе был допущен только один участник, руководствуясь ст. 25, ч.4 ст. 27 Федерального закона РФ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", конкурсная комиссия признала открытый конкурс несостоявшимся по всем трем лотам.
В соответствии с п.5 ст. 27 Федерального закона РФ от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола № 091208/914845/1/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.01.2010 г. обязан передать участнику конкурса проект договора.
Проекты договоров по каждому лоту были направлены ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер" в сроки, установленные законом, последнее полученные проекты подписаны в установленные сроки и направлены Заказчику.
Заявитель обосновал обращение в Арбитражный суд Саратовской области тем, что в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заявка ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер" на участие в конкурсе по определению исполнителя в целях заключения с ним договора об оказании услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП "Сельинвест" ФСИН России за 2009 г., 2010 г., 2011 г. содержала предложение направить для участия в проверке Заказчика аудиторов, не являющиеся на момент рассмотрения документов конкурсной комиссией членами саморегулируемой организации, а также тем, что в заявке ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер" отсутствовало техническое задание, в связи с чем, конкурсная комиссия приняла незаконное решение о допуске к участию в конкурсе ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер" по всем трем лотам, необоснованно приняла решение признать конкурс несостоявшимся по всем трем лотам, а также приняла решение направить Заказчику проекты договора на оказание услуг по проведению обязательного аудита за 2009,2010,2011 г.г. в адрес ООО "Аудиторская фирма "Южный ветер".
Ответчик иск признает по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо просит в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в отзыве, считает действия конкурсной комиссии законными и обоснованными.
Суд выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства, не находит основания для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Как следует из п.п. 3 п.1 и п.4 ст.5 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 000 000 рублей.
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Ответчик является организацией, подлежащей обязательному аудиту и отбор аудитора должен быть осуществлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В свою очередь п.10 ч.4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 вышеупомянутого федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
В свою очередь ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Пунктом 4.1.1 Конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности Федерального государственного унитарного предприятия «Сельинвест» Федеральной службы исполнения наказаний» за 2009-2011 годы, утвержденной приказом директора ФГУП «Сельинвест» ФСИН России, установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом открытого конкурса.
Статья 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ устанавливает, что участником размещения заказов являются лица, претендующие на заключение договора в ходе торгов.
Как следует из протокола № 091208/914845/1/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 12.01.2010 г. участниками размещения заказа, то есть лицами, подавшими заявки, являлись общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма "Алгес-Аудит" и общество с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма "Южный ветер".
Таким образом, соответствовать требованиям, устанавливаемым действующим законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по проведению аудита должны именно те лица, которые подали заявки на участие в конкурсе - ООО «Аудиторская фирма "Алгес-Аудит" и ООО «Аудиторская фирма "Южный ветер",- а не их работники.
Требования к аудиторской организации при проведении аудита установлены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Как следует из содержания статьи 1 ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Статья 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ устанавливает, что аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.
Из вышеизложенного следует, что действующим законодательством при осуществления аудита для коммерческих организаций установлено требование о членстве в саморегулируемой организации.
Статья 50 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Оба участника размещения заказа созданы в форме общества с ограниченной ответственностью, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации и уставами Обществ, таким образом, в силу действующего законодательства с 01 января 2010 г., оказывать услуги по проведению аудита, в том числе обязательного, они вправе при условии членства в саморегулируемой организации аудиторов.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что ООО «АФ «Южный ветер» с 14.09.2009 г. является членом Некоммерческого партнерства «Аудиторская ассоциация Содружество», что подтверждается свидетельством о членстве; ООО «АФ «Алгес-Аудит» является членом Некоммерческого партнерства «Аудиторская палата России» с 18.11.2002 г.
Согласно сведениям Государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов Некоммерческое партнерство «Аудиторская ассоциация Содружество» включено в реестр сведений о саморегулируемой организации аудиторов 30.12.2009 г., Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России» - 01.10.2009 г.
Следовательно, в момент рассмотрения заявок оба участника размещения заказа были вправе осуществлять аудиторскую деятельность, то есть соответствовали требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом открытого конкурса.
Статья 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ устанавливает, что аудит не может осуществляться:
1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
Истец не представил суду доказательства, подтверждающие невозможность проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФГУП «Сельинвест» ФСИН России обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Южный ветер» в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ.
В связи с изложенным суд считает установленным тот факт, что ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» выполнило требование конкурсной документации Ответчика соответствовать требованиям, устанавливаемым действующим законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по проведению аудита.
Довод ООО АФ «Алгес-Аудит» о том, что аудиторы ООО «АФ «Южный ветер» в момент рассмотрения заявки не являлись членами саморегулируемой организации аудиторов опровергается представленными в дело доказательствами.
Как следует из пункта 2.2. предложения о качестве услуг и квалификации участника, являющегося приложением 2 к письму об участии в конкурсе от 11.01.2010 г. № 166 ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» в проверке Заказчика за 2009 г. примут участие Крутикова Ольга Владимировна, Сергеева Елена Анатольевна.
Как следует из пункта 2.2. предложения о качестве услуг и квалификации участника, являющегося приложением 2 к письму об участии в конкурсе от 11.01.2010 г. № 167 ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» в проверке Заказчика за 2010 г. примут участие Крутикова Ольга Владимировна, Сергеева Елена Анатольевна.
Как следует из пункта 2.2. предложения о качестве услуг и квалификации участника, являющегося приложением 2 к письму об участии в конкурсе от 11.01.2010 г. № 168 ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» в проверке Заказчика за 2011 г. примут участие Крутикова Ольга Владимировна, Сергеева Елена Анатольевна.
Крутикова Ольга Владимировна является членом Некоммерческого партнерства «Аудиторская ассоциация Содружество» с 30.12.2009 г., что подтверждается свидетельством о членстве (копия приобщена к материалам дела).
Сергеева Елена Анатольевна является членом Некоммерческого партнерства «Аудиторская ассоциация Содружество» с 30.12.2009 г., что подтверждается свидетельством о членстве (копия приобщена к материалам дела).
Довод истца о том, что заявка ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» по каждому из трех лотов не содержит технического задания, в связи с чем, подлежала отклонению, судом отклонен как несоответствующий требованию действующего законодательства и опровергающийся имеющимся в деле доказательствам. Требования к составу заявки установлены частью 3 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ. Техническое задание не было утверждено в качестве обязательного приложения в составе документов, определяющих конкурсную документацию. "Извещение о проведении конкурса" и "Конкурсная документация" (пункты 4.2.1, 5.3.1) не называют данный документ в качестве обязательного в составе заявки.
Как усматривается из п. 3.3.3. Конкурсной документации, Аудитор по каждому лоту должен оказать услуги в объеме, указанном в следующем техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Договора .
Таким образом, заказчик – ФГУП «Сельинвест» ФСИН РФ установил объем оказываемых услуг, изложил их в п.3.3.3 Конкурсной документации и указал, что данное техническое задание не подлежит изменению, обязательно для всех лиц, участвующих в размещении заказа, является неотъемлемой частью договора.
В свою очередь, как следует из текста поданных ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» заявок исх.№ 166 от 11.01.2010 г., № 167 от 11.01.2010 г., №168 от 11.01.2010 г., участник, изучив извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию и принимая установленные в них требования и условия в соответствии с приложенным к конкурсной документацией договором, ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» заявляет о своем намерении участвовать в конкурсе по соответствующему лоту.
Из содержания конкурсной документации и в соответствии с требованиями вышеназванного федерального закона следует, что участник размещения заказа обязан был принять предложение Заказчика в отношении объема оказываемых услуг, определенного техническим заданием, указанным в Конкурсной документации, что и было сделано ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер». Само техническое задание не являлось необходимым документом для допуска к участию в конкурсе.
В статье 12 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ определен исчерпывающий перечень случаев, по которым участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе. В соответствии с частью 3 статьи 12 вышеназванного Закона отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям не допускается.
Таким образом, основания для отказа в допуске ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» по всем трем лотам у конкурсной комиссии отсутствовали.
Как следует из представленного протокола рассмотрения заявок от 13.01.2010 г. ООО «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит» было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием поданной по каждому из трех лотов заявки требованиям конкурсной документации п.4 ч.1 ст.12 ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ (пп. 5.3.4.1. конкурсной документации).
Как указано в пункте 5.3.4.1 конкурсной документации, утвержденной заказчиком, заявка на участие в конкурсе должна быть действительна в течение срока проведения конкурса до момента подписания сторонами соответствующего договора.
Кроме того, в тексте письма об участии в конкурсе, форма которого входила в состав конкурсной документации, была предусмотрена необходимость заполнения следующей строки: «Настоящая заявка на участие в конкурсе имеет правовой статус оферты со сроком действия до «__»____года ( указать срок действия заявки).Таким образом, конкурсная документация предполагала необходимость указать срок действия заявки.
Как следует из содержания пункта 1 части 4 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
Как следует из текста письма об участии в конкурсе ООО «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит» по каждому из трех лотов (исх.№37 от 29.12.2009 г., исх.№38 от 29.12.2009 г., исх.№39 от 29.12.2009 г.) заявка на участие в конкурсе по каждому лоту имела правовой статус оферты со сроком действия до 14 января 2010 г.
Согласно извещению о проведении конкурса оценка заявок должна была быть осуществлена 13 января 2010 г.
Часть 10 ст.28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ устанавливает, что конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в течение дня, следующего после дня окончания проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.
Часть 11 названной статьи определяет, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.
Согласно ч. 1.1. статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, заявка поданная истцом по каждому лоту не соответствует установленному пунктом 5.3.4.1 конкурсной документации требованию о том, что заявка должна быть действительна в течение срока проведения конкурса до момента подписания сторонами соответствующего договора, и подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям, установленным к заявкам конкурсной документацией Заказчика.
Поскольку, имелись основания для отклонения заявки истца, сама заявка была конкурсной комиссией отклонена в соответствии с требованием ст. 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, у истца отсутствует заинтересованность по настоящему делу в отношении заявленных им требований о признании недействительным решения конкурсной комиссии о признании конкурса по трем лотам несостоявшимся, направлении проекта договора третьему лицу, принятии решения о допуске ООО «Аудиторская фирма «Южный ветер» к участию в конкурсе по трем лотам, поскольку, принятыми решениями не нарушены права и законные интересы истца, решение суда по заявленным требованиям не ведет к восстановлению прав ООО «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит» .
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Кроме того, согласно пунктам 2, 3 статьи 57 Федерального закона N 94-ФЗ по иску заинтересованного лица допускается обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, а также признание судом недействительным размещения заказа.
Пунктами 1 и 2 статьи 57 названного закона установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Обжалование действий (бездействия) заказчика,.. в порядке, предусмотренном настоящей главой допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся.
Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе опубликован на официальном сайте в день подписания – 13 января 2010 г.
Таким образом, срок для обжалования действий (бездействия) заказчика истек 23 января 2010 г.
Пунктом 4 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в конкурсе участвовал один участник или заявка только одного участника допущена к участию в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
Настоящий Федеральный закон не допускает возможности признания действий заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии незаконными в случае, если заказ уже размещен или размещение заказа признано несостоявшимся.
Исходя из положений части 6 статьи 12, части 3 статьи 57 того же Федерального закона размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.
Таким образом, заявителем также был неверно выбран способ защиты нарушенного права.
В силу пункта 5 статьи 27 названного закона, если в конкурсе участвовал один участник, заявка только одного участника допущена к участию в конкурсе, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола обязан передать единственному участнику конкурса прилагаемый к конкурсной документации проект контракта для заключения.
Согласно протоколу № 091208/914845/1/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 13.01.2010 г. конкурс признан несостоявшимся и заказчику предписано заключить договор с единственным участником конкурса.
Федеральный закон N 94-ФЗ предусматривает особые последствия признания торгов по размещению государственного или муниципального заказа несостоявшимися - обязанность заказчика в соответствии с пунктом 5 статьи 27 данного закона направления единственному участнику конкурса оферты на заключение контракта, при этом условия контракта определяются на основании условий, предусмотренных конкурсной документацией.
В данном случае контракт заключается не по результатам торгов, определившим победителя, а в общем порядке, установленном статьями 435, 438 Гражданского кодекса РФ, при этом в силу закона, предусматривающего последствия признания торгов на размещение заказа не состоявшимися, заключение такого договора является обязательным для сторон.
Действия ответчика по направлению в адрес единственного участника размещения заказа, допущенного к участию в конкурсе соответствует требования п.5 ст.27 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, а также ст.ст. 435 и 438 Гражданского кодекса РФ .
На основании изложенного заявленные требования признаются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110,167-170Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л :
В иске обществу с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Алгес-Аудит», г. Саратов к федеральному государственному унитарному предприятию «Сельинвест» ФСИН России, г. Саратов о : * признании решения комиссии по проведению открытого
конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 об отказе ООО АФ «АЛГЕС- АУДИТ» в допуске к участию в конкурсе по лотам 1,2,3 недействительным; *признании решения комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП
«Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 о допуске к участию в конкурсе
ООО АФ «Южный ветер» по лотам 1,2,3 недействительным; *признании решения комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 о признании открытого конкурса несостоявшимся по лотам 1, 2, 3 недействительным; *признании решения комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2009-2011 годы ФГУП «Сельинвест» ФСИН России» от 13.01.2010 об обязании заказчика передать участнику конкурса ООО «Южный ветер» проект государственного контракта
недействительным; *признании договоров № 250110/а/1, № 250110/а/2,№ 250110
/а/3 от 25.01.2010, заключенных между федеральным государственным унитарным предприятием «Сельинвест» Федеральная служба исполнения наказаний России», г. Саратов и обществом с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «Южный ветер» недействительными - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 180-181 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Лузина О.И.