АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 29 июля 2016 года | Дело № А57-2209/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 29 июля 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи С.М.Степура,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «Инзернефть»
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области
заинтересованное лицо с правами и обязанностями третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжснедра) в лице Отдела геологии и лицензирования по Саратовской области (Саратовнедра)
о признании незаконным и подлежащим отмене предписания,
при участии: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 27/25 от 08.06.2015 г., сроком до 08.06.2016 г.; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области – ФИО2 представитель по доверенности от 19.06.2014г. 1889/ДМ сроком на три года; ФИО3 представитель по доверенности от 10.05.2016 № 2254/ДМ сроком на один год;
установил: в Арбитражный судСаратовской области обратилось акционерное общество «Инзернефть» с заявлением о признании недействительным предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 19.11.2015 года № 3676-51 (с учетом заявления в порядке ст. 49 АПК РФ)
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, в качестве заинтересованного лица с правами и обязанностями третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжснедра) в лице Отдела геологии и лицензирования по Саратовской области (Саратовнедра).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что работы по строительству поисково-оценочных скважин на лицензионном участке недр осуществляются Обществом на основании утвержденных технических проектов, прошедших экспертизу и предусматривающих (кроме собственно бурения) весь комплекс работ по геологическому, геохимическому и геофизическому исследованию вскрытых скважиной пластов, на основании результатов которых (при открытии залежей нефти и газа) производится подсчет запасов открытых месторождений, и не требуют дополнительного учета и включения в государственный реестр.
Управление Росприроднадзора возражает против удовлетворения заявленных требований, считает вынесенное в отношении общества предписание законным и обоснованным. Все работы, проведенные АО «Инзернефть», относятся к работам по геологическому изучению, которые подлежат обязательному внесению в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 11 час. 45 мин. 22.07.2016г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам по правилам главы 24 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в период с 22.10.2015г. по 09.11.2015г. на основании распоряжения № 225р от 16.10.2015г. Управлением Росприроднадзора по Саратовской области была проведена внеплановая выездная проверка АО «Инзернефть» с целью проверки выполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 29.08.2014г. №№ 8040-199, 8040-200 при пользовании недрами в пределах Кожевского и Черемушкинского участков недр лицензия на недропользование (СРТ 11599 НЭ, СРТ 11600ЕЭ), срок исполнения которых истек 05.10.2015г.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Выпиской из Государственного реестра работ по геологическому изучению недр (исх. Саратовнедра от 03.11.2015 № СБ-ПФО-14-00-08/694, АО «Инзернефть» установлен срок окончания работ по строительству поисковой скв.№ 15 Юловской площади - IIIквартал 2015 год (гос. per. № 63-14-475). На момент проверки строительство скважины № 15 Юловской площади не завершено. АО «Инзернефть» в установленный срок (в течение 14 дней с даты произошедших изменений) после изменение сроков работ не предприняло действия по внесению соответствующих сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр. АО «Инзернефть» не исполнило порядок, установленный п.68 «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами» (далее Административный регламент), нарушены требования, установленные статьёй 28 Закона РФ «О недрах»
Проведены и проводятся работы по испытанию объектов в эксплуатационной колонне, геофизические исследования в скважине № 15 Юловской:
- Полевые геофизические исследования по методике ВСП по стволу скважин с целью получения сейсмических данных, интерпретация результатов обработки сейсмических данных в комплексе с данными ГИС и сейсморазведки 2Д. Работы ведутся в соответствии с договором от 01.12.2014 года № ВСП-15/12-14, исполнитель ОАО «Самаранефтегеофизика» (ОАО СНГЕО). Согласно календарному плану - приложения .V» 2.1. к договору № ВСП-15/12-14. сроки выполнения работ март-июнь 2015 года. Выполнение работ подтверждено актами сдачи-приёмки выполненных работ Ml» 1, 2 от 14.10.2015 года;
- Работы по испытанию поисковой скважины № 15 Юловской площади проводятся в рамках договора от 11.06.2015 года № 17, исполнитель работ ООО «Фрак-Джет-Волга», сроки проведения работ с 18.06.2015 по настоящее время. На момент проверки испытано пять объектов. Выполнение работ подтверждено актами о результатах испытания 1 -го, 2-го, 3-го, 4-го объектов, актами сдачи приёмки выполненных работ № 1 от 01.08.2015, № 2 от 01.08.2015, № 3 от 09.09.2015 № 4 от 01.10.2015, №5 от 01.10.2015;
- Геолого-геохимические и геолого-технологические исследования (ГГИ и ГТИ), а также обработка, интерпретация, анализ и обобщение данных ГТИ проводятся по договору от 15.07.2014 года № ГТИ-15-08-14, исполнитель работ ОАО СНГЕО, выполнение работ представлено за период сентябрь-декабрь 2014г. Выполнение работ подтверждено актами сдачи-приемки выполненных работ № 771 от 30.09.2014г., №871 от 31.10.2014г., №1076 от 30.11.2014г., №1281 от 31.12.2014г.
АО «Инзернефть» не представило данные о вышеперечисленных работах, а также о работах, проводимых при строительстве скважины № 14 Семыкинской площади в рамках договора АД-170/1/2014 ОТ 12.12.2014, исполнитель ОАО «Подзембургаз», для включения (изменения сведений) в государственный реестр для государственного учёта, тем самым не исполнило порядок, установленный Административным регламентом, нарушены требования, установленные статьёй 28 Закона РФ «О недрах».
Работы по бурению скважины № 14 Семыкинской площади зарегистрированы в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, объекту работ присвоен государственный регистрационный номер 63-15-548. Период бурения скважины № 14 Семыкинской пяощади определён действующим проектным документом «Дополнение к зональному проекту поисков месторождений нефти и газа на Черёмушкинском, Кожевском и Северо-Пригорском лицензионных участках» в главе 9 и составляет 617,6 суток, в среднем 20 месяцев. При предоставлении заявления о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр, указаны недостоверные сроки проведения работ, а именно начало - IV квартал 2013 года, окончание - IV квартал 2016 года, что составляет 36-40 месяцев. Фактически скважина № 14 Семыкинской площади завершена бурением 26 сентября 2015 года.
В заявлении о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр предоставлены искажённые сведения; по факту изменения сроков работ не представлены соответствующие сведения на внесение изменений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр. Не исполнен порядок, установленный пунктами 25, 68 Административного регламента, нарушены требования, установленные статьёй 28 Закона РФ «О недрах».
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 19.11.2014г. № 3676-49.
По результатам проверки Обществу выдано предписание №3676-51 от 19.11.2015г. об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных правил, которым обществу предписано в срок до 03.10.2015г. устранить нарушения статьи 28 Закона РФ «О недрах», требований «Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензией на пользование недрами».
Полагая, что указанное предписание является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок государственного учета работ по геологическому изучению недр установлен Приказом Минприроды России от 03 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами» (далее по тексту – Административный регламент).
Согласно п. 26 Административного регламента заявление о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр должно содержать:
1) данные о заявителе (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, индивидуальный номер налогоплательщика, почтовый адрес, телефон; для физического лица - фамилия, имя, отчество; почтовый адрес, телефон, индивидуальный номер налогоплательщика);
2) номер и дату выдачи лицензии на пользование недрами и (или) номер и дату заключения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному);
3) точное местонахождение объекта или района работ:
а) если работы проводятся на всей территории Российской Федерации, в качестве местонахождения указывается «территория Российской Федерации в целом»;
б) если работы проводятся на территории одного субъекта Российской Федерации, указывается федеральный округ, субъект Российской Федерации и административный (административные) район (районы);
в) если работы проводятся на территории нескольких субъектов Российской Федерации, указывается федеральный округ или федеральные округа и субъекты Российской Федерации, на территории которых намечается проведение работ по геологическому изучению недр, административные районы;
г) если работы по геологическому изучению недр проводятся в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, указывается наименование акватории (море, залив, пролив и т.п.);
д) если работы по геологическому изучению недр проводятся в Арктике и Антарктике, указывается географическое наименование района работ;
(для всех случаев, обозначенных в подпунктах «б», «в», «г» и «д» настоящего подпункта, указываются географические координаты угловых точек объекта работ (градусы, минуты, секунды), кроме случаев, когда границы объекта работ совпадают с границами объектов административно-территориального деления Российской Федерации или с границами географических объектов, при этом в случае если границы объекта работ описываются более чем 25 точками, составляется перечень угловых точек объекта работ);
4) стоимость работ по объекту и источник его финансирования;
5) вид пользования недрами (в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах») и основные виды работ по геологическому изучению, подлежащие регистрации.
Основные виды работ обозначаются в виде буквенных аббревиатур:
Геолого-съемочные работы – ГСР
Геолого-поисковые, разведочные работы – ГРР
Гидрогеологические исследования – ГГИ
Геофизические исследования – ГФИ
Геохимические исследования – ГХИ
Инженерно-геологические изыскания – ИГИ
Эколого-геологические исследования – ЭГИ
Мониторинг геологической среды – МОН
Тематические, опытно-методические, научно-исследовательские работы – ТЕМ
Картосоставительские и картоиздательские работы – ККР
Геолого-экономические, технологические работы – ГЭР;
6) данные об исполнителе работ по геологическому изучению недр (для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, индивидуальный номер налогоплательщика, почтовый адрес, телефон; для физического лица - фамилия, имя, отчество; почтовый адрес, телефон, индивидуальный номер налогоплательщика), если работы выполняются несколькими организациями или с участием соисполнителей, информация дается по каждому из них;
7) сроки проведения работ (квартал, год) - начала (числитель) и окончания (знаменатель);
8) срок сдачи отчетных документов в фонды геологической информации (квартал, год);
9) наименование проекта геологического изучения недр, номер и дату заключения экспертизы данного проекта геологического изучения недр, проводимой в соответствии со статьей 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах».
Пунктом 68 указанного Административного регламента предусмотрено, что в случае если после государственной регистрации работ по геологическому изучению недр произошло изменение наименования, видов, сроков работ, площади или района работ, приостановка либо прекращение работ, изменение условий пользования недрами или государственного контракта, а также переоформление лицензии на пользование недрами, заявитель в течение 14 дней с даты произошедших изменений представляет соответствующие сведения на внесение изменений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
Как усматривается из материалов дела, в период с 22.10.2015 года по 19 ноября 2015 года при проведении внеплановой документарной проверки на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 225-р от 16.10.2015 года с учетом распоряжения № 241-р от 09.11.2015г. АО «Инзернефть» не соблюдаются требования проведения работ по геологическому изучению недр.
В ходе проверки установлено, что АО «Инзернефть» проводит работы в пределах Черемушкинского участка на основании лицензии на право пользования недрами СРТ 11599 НЭ.
Фактически АО «Инзернефть»приступило к строительству двух поисковых скважин № 15 на Юловской структуре и № 14 на Семыкинской структуре в соответствии с проектными документами:
- Дополнение к зональному проекту поисков месторождений нефти и газа на Черемушкинском, Кожевском и Северо-Пригорском лицензионных участках». Проект утвержден в соответствии с экспертным заключением территориального подразделения Волго-Уральского филиала ФБУ «ГКЗ» от 25.09.2012г. № 102.12-ВУФ-С.
- Строительство поисково-оценочной скважины № 15 Юловской площади Черемушкинского лицензионного участка», при наличии положительного заключения государственной экспертизы Саратовского филиала ФАУ «Главгосэкспертизы России» № 0050-14/СГЭ-3331/02.
- обоснование строительства по привязке проекту «Строительство поисково-оценочной скважины № 15 Юловской площади Черемушкинского лицензионного участка».
Скважина № 15 на Юловской структуре начата бурением 30.08.2014г. и закончена бурением в январе 2015 года. Ведутся работы по испытанию.
Скважина № 14 Семыкинской структуры начата бурением 16.05.2015г., бурение завершено 26.09.2015 года. Скважина готовится к испытанию в колонне.
В соответствии с Выпиской из Государственного реестра работ по геологическому изучению недр (исх. Саратовнедра от 03.11.2015 № СБ-ПФО-14-00-08/694), АО «Инзернефть» установлен срок окончания работ по строительству поисковой скважины №15 Юловской площади – III квартал 2015 года (гос. рег. №63-14-475). На момент проверки строительство скважины №15 Юловской площади не завершено. АО «Инзернефть» в установленный срок (в течение 14 дней с даты произошедших изменений) после изменение сроков работ не предприняло действия по внесению соответствующих сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
При строительстве скважин проводится комплекс работ по геологическому изучению подготовленных к поисковому бурению структур, который установлен вышеуказанными проектными документами и включает: бурение, опробование и испытание перспективных объектов (включая в открытом стволе); отбор образцов керна из всех перспективных в нефтегазоносном отношении пластов, их лабораторные исследования; промыслово-геофизические исследования в скважинах; геохимические, гидрогеологические, гидродинамические и другие виды исследований скважин. В случае выявления в разрезе скважин нефтегазоносных комплексов должны быть определены геолого-геофизические и фильтрационно-емкостные параметры коллекторов. После завершения бурения скважин проводятся испытания в эксплуатационной колонне, опробование пластов. Строительство считается завершенным при условии: получения в процессе испытания скважин промышленного притока нефти и газа; либо установления бесперспективности площади (отсутствие ловушек, обводненность или отсутствие коллекторов и т.д.).
АО «Инзернефть» в рамках строительства скважины № 15 Юловской площади Черемушкинского участка недр проведены и проводятся работы испытанию объектов в эксплуатационной колонне и геофизические исследования:
- Полевые геофизические исследования по методике ВСП по стволу скважин с целью получения сейсмических данных, интерпретация результатов обработки сейсмических данных в комплексе с данными ГИС и сейсморазведки 2Д. Работы ведутся в соответствии с договором от 01.12.2014 года № ВСП-15/12-14, исполнитель ОАО «Самаранефтегеофизика» (ОАО СНГЕО). Согласно календарному плану - приложения .V» 2.1. к договору № ВСП-15/12-14. сроки выполнения работ март-июнь 2015 года. Выполнение работ подтверждено актами сдачи-приёмки выполненных работ MI» 1, 2 от 14.10.2015 года;
- Работы по испытанию поисковой скважины № 15 Юловской площади проводятся в рамках договора от 11.06.2015 года № 17, исполнитель работ ООО «Фрак-Джет-Волга», сроки проведения работ с 18.06.2015 по настоящее время. На момент проверки испытано пять объектов. Выполнение работ подтверждено актами о результатах испытания 1 -го, 2-го, 3-го, 4-го объектов, актами сдачи приёмки выполненных работ № 1 от 01.08.2015, № 2 от 01.08.2015, № 3 от 09.09.2015 № 4 от 01.10.2015, №5 от 01.10.2015;
- Геолого-геохимические и геолого-технологические исследования (ГГИ и ГТИ), а также обработка, интерпретация, анализ и обобщение данных ГТИ проводятся по договору от 15.07.2014 года № ГТИ-15-08-14, исполнитель работ ОАО СНГЕО, выполнение работ представлено за период сентябрь-декабрь 2014г. Выполнение работ подтверждено актами сдачи-приемки выполненных работ № 771 от 30.09.2014г., №871 от 31.10.2014г., №1076 от 30.11.2014г., №1281 от 31.12.2014г.
АО «Инзернефть» не представило данные о вышеперечисленных работах, а также о работах, проводимых при строительстве скважины № 14 Семыкинской площади в рамках договора АД-170/1/2014 ОТ 12.12.2014, исполнитель ОАО «Подзембургаз», для включения (изменения сведений) в государственный реестр для государственного учёта, тем самым не исполнило порядок, установленный Административным регламентом, нарушены требования, установленные статьёй 28 Закона РФ «О недрах».
Работы по бурению скважины №14 Семыкинской площади зарегистрированы в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, объекту работ присвоен государственный регистрационный номер 63-15-548. Период бурения скважины №14 Семыкинской площади определен действующим проектным документом «Дополнение к зональному проекту поисков месторождений нефти и газа на Черемушкинском, Кожевском и Северо-Пригорском лицензионных участках» в главе 9 и составляет 617,6 суток, в среднем 20 месяцев. При предоставлении заявления о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр, указаны недостоверные сроки проведения работ, а именно начало – IV квартал 2013 года, окончание - IV квартал 2016 года, что составляет 36-40 месяцев. Фактически скважина №№14 Семыкинской площади завершена бурением 26.09.2015г.
В результате выявленных нарушений обществу выдано оспариваемое предписание.
Довод Заявителя о нарушении Управлением положений п.4 ч.2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При этом из положений вышеуказанного закона не следует вывод о том, что если целью внеплановой проверки является контроль за исполнением ранее вынесенного предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства то выявление иных нарушений, свидетельствует о проведении новой проверки, которая должна иметь самостоятельные основания.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1, частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Таким образом, независимо от оснований проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде установлено, что в связи с выявленными в ходе проверки, проведенной в период с 22.10.2015 по 09.11.2015г., нарушениями постановлением Управления Росприроднадзора по Саратовской области общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.11 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности АО «Инзернефть» обратилось в Кировский районный суд г.Саратова с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении дела суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что АО «Инзернефть» в заявлении о внесении сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр предоставлены искаженные сведения; по факту изменения сроков работ не представлены соответствующие сведения на внесение изменений в государственный реестр работ по геологическому изучению недр, то есть не исполнен порядок, установленный п.п.25, 68 Административного регламента, нарушены требования, установленные статьей 28 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
Решением Кировского районного суда г.Саратова от 11.03.2016г. по делу 12-309/2016 постановление от 04.12.2015 № 58 о признании АО «Инзернефть» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.11 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Указанная выше правовая норма не предусматривает необходимость совпадения предмета заявленных требований для определения преюдициального характера судебного акта. Свойством преюдиции обладают установленные судом конкретные обстоятельства, содержащиеся в мотивировочной части судебного акта, вынесенного по другому делу и имеющие юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Судебный акт по вышеуказанному делу, вступил в законную силу и имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 2013/12, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь, до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
По результатам проведенной в период с 22.10.2015 по 09.11.2015г. в отношении АО «Инзернефть» проверки обществу выдано оспариваемое в рамках настоящего дела предписание, а также общество привлечено к административной ответственности по ст.8.11 КоАП РФ.
Установленные в ходе проверки обстоятельства и факты были предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции в рамках дела № 12-309/2016. Привлечение к административной ответственности признано судом правомерным.
Таким образом, учитывая, что обстоятельства и факты, выявленные в ходе проверки были предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции и им дана надлежащая оценка, арбитражный суд приходит к выводу, что установленные в решении от 11.03.2016 по делу № 12-309/2016 обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении дела в арбитражном суде в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований АО «Инзернефть» ссылается на то, что обществом в адрес Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу 25.12.2015г. направлен запрос о необходимости регистрации перечня отдельных видов работ, определяемых ГОСТом РФ 53709-2009 в поисковых скважинах, при условии регистрации работ по строительству скважин в Государственном реестре по геологическому изучению недр. Письмом от 28.12.2015 г. обществу дан ответ, что комплекс исследований, входящий в состав единого проекта на строительство скважины глубокого бурения, прошедшего в установленном порядке государственную экспертизу, не регистрируется как отдельные виды работ.
Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу во исполнение определения арбитражного суда от 12.05.2016г. представлены письменные пояснения, относительно сведений, содержащихся в письме от 28.12.2015 № СБ-ПФО-14-00-08/870.
Согласно представленным письменным пояснениям в соответствии с пунктом 68 Административного регламента в случае, если после государственной регистрации работ по геологическому изучению недр произошло изменение наименования, видов, сроков работ, площади или района работ, приостановка, либо прекращение работ, а также переоформление лицензии на пользование недрами, необходимо в течение 14 дней, с даты произошедших изменений, представить сведения на внесение изменений в Государственный реестр работ.
Арбитражным судом дана оценка оспариваемому предписанию на предмет его исполнимости.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для предотвращения возникновения неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Оспариваемое предписание содержит ссылку на норму законодательства, нарушенную Обществом, срок исполнения предписания.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание контролирующего органа соответствует требованиям законодательства.
В силу статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований акционерного общества «Инзернефть» (г. Саратов)– отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура