ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-22244/07 от 21.02.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

26 февраля 2008 г.

г. Саратов                                                                                         Дело № А57-22244/07-33

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2008 г.

            Решение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2008 г.

Арбитражный суд Саратовской области, в составе судьи Викленко Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании  материалы дела

по заявлению Муниципального унитарного специализированного похоронного предприятия «Ритуал» (далее - МУСПП «Ритуал»), г. Саратов,

     Администрации г.Саратова

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г.Саратов,

о признании недействительными решения № 8 от 22.08.2007 г. и предписания № 8 от 22.08.2007 г.,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – не явился, извещен,

 УФАС по Саратовской области – Покидиной С.Г., доверенность № 02-277 от 04.02.2008г.,

Администрация г. Саратова - не явился, извещены,

установил:  в Арбитражный суд Саратовской области обратилось МУСПП «Ритуал» с заявлением о признании недействительными решения № 8 от 22.08.2007 г. и предписания № 8 от 22.08.2007 г., вынесенных  комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по делу № 8 о нарушении Администрацией г. Саратова части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Аналогичные требования в Арбитражный суд Саратовской области были заявлены Администрацией г. Саратова в рамках дела № А57-22329/2007-9.

Определением суда от 28.11.2007 г. настоящее дело и дело № А57-22329/2007-9 были объединены в одно производство для совместного их рассмотрения с присвоением делу № А57-22244/07-33.

От Администрации г. Саратова в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания на другой день в связи с командировкой представителя и невозможностью обеспечить явку других представителей в судебное заседание в связи с их занятостью в других ранее назначенных процессах.

Судом отказано в удовлетворении данного ходатайства, так как явка представителя администрации в судебное заседание не была признана судом обязательной, из ходатайства не усматривается, что со стороны данного участника процесса возможно представление каких-либо иных доказательств и документов для рассмотрения спора по существу, по делу собраны достаточные доказательства, позволяющие рассмотреть спор по существу.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с          14.02.2008 г. до 10 час. 00 мин. 21.02.2008 г., вынесено протокольное определение. После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Как следует из материалов дела, при рассмотрении Саратовским УФАС России заявления гр. Полбицина Б.., поступившего из прокуратуры г. Сваратова, на действия МУСППП «Ритуал», выразившиеся в отказе выдать разрешение на установку памятника, Комиссия УФАС по Саратовской области пришла к выводу о том, что пункт 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове», пункты 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», утвержденных постановлением Администрации города Саратова №457А от 18.12.2006 года,  необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, работающими на рынке оказания ритуальных услуг населению, на рынке изготовления и установки надмогильных сооружений (памятников) и нарушают ч. 1                  ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающую органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия комиссией УФАС по Саратовской области решения № 8 от 22.08.2007 г. по делу № 8 о признании Администрации г. Саратова нарушившей часть 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Оспаривая вышеназванное решение комиссии УФАС по Саратовской области, заявители ссылаются на то, что изложенные во «Временном положении о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове» п. 12 и «Временном положении о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове» пункты 14, 17 не противоречат действующему законодательству и признаков нарушения антимонопольного законодательства не имеют.

УФАС по Саратовской области, не соглашаясь с заявленными требованиями, в обоснование своих возражений ссылается на то, что пункт 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове», пункты 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове» необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, работающими на рынке оказания ритуальных услуг населению, на рынке изготовления и установки надмогильных сооружений (памятников) и правомерность позиции УФАС подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 декабря 2007 г. по делу № А57-20281/07-22 о признании недействующими пункта 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове», пунктов 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», как не соответствующих статье 1 Гражданского Кодекса РФ, статье 7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьям 5, 10 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Саратовское УФАС России в ходе рассмотрения заявления гр-на Полбицина Б.Т. на действия МУСПП «Ритуал», проанализировав утвержденные постановлением Администрации  г. Саратова № 457А от 18.12.2006 г. «О порядке деятельности специализированной службы МУ СПП «Ритуал» и порядке работы муниципальных кладбищ» «Временное положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове», «Временное положение о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», утвержденные постановлением Администрации г. Саратова № 457А от 18.12.2006 г., установило, что отдельные положения указанных Временных положений содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: пункт 12 Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове; пункты 14, 17 Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове содержат ограничения, согласно которым только специализированная служба имеет право заключать прижизненные договоры на оказание ритуальных услуг; надмогильные сооружения и ограды на городских кладбищах устанавливаются или заменяются на другие только с разрешения специализированной службы, в чьем ведении находятся кладбища, по письменному обращению ответственного за могилу (захоронения) лица при предъявлении удостоверения на захоронение и документов на изготовление (приобретение) надгробных сооружений; все работы на кладбище, связанные с установкой (демонтажем) надмогильных сооружений, должны производиться силами работников кладбища, при этом, допускается привлечение иных лиц (организаций) при условии заключения договора со специализированной службой, в чьем ведении находятся кладбища, и на основании выданного письменного разрешения, что, по мнению антимонопольного органа, необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, работающими на рынке оказания ритуальных услуг населению.

Решением УФАС по Саратовской области № 8 от 22.08.2007 г. Администрация              г. Саратова признана нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что послужило основанием для вынесения антимонопольным органом в адрес Администрации оспариваемого предписания с целью устранения допущенных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Антимонопольный орган, принимая оспариваемое решение, исходил из того, что Администрация г. Саратова допустила нарушение требований, предъявляемых частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части, касающейся введения Администрацией города Саратова в пункте 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове», в пунктах 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове» условий, согласно которым только специализированная служба вправе заключать прижизненные договоры на оказание ритуальных услуг, и осуществление работ по установке и демонтажу надмогильных сооружений, оград допускается только с разрешения специализированной службы, что входит в противоречие с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О погребении и похоронном деле», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ «О защите конкуренции»  и необоснованно препятствует осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, работающими на рынке оказания ритуальных услуг населению, на рынке изготовления и установки надмогильных сооружений (памятников).

Правомерность соответствия пункта 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове» и пунктов14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», утвержденных постановлением администрации города Саратова от 18.12.2006 года №457А «О порядке деятельности специализированной службы МУ СПП «Ритуал» и порядке работы муниципальных кладбищ»,  требованиям статей 5, 10, 18 Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», части 1 статьи 15 Федерального Закона «О защите конкуренции», пункта 2 статьи 1 Гражданского Кодекса РФ, статьи 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» явилась предметом судебного разбирательства в рамках дела № А57-20281/07-22, рассмотренного Арбитражным судом Саратовской области, решением которого от 10 декабря 2007 г. пункт 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове» и пункты 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», утвержденных постановлением администрации города Саратова №457А от 18.12.2006 года «О порядке деятельности специализированной службы МУ СПП «Ритуал» и порядке работы муниципальных кладбищ», признаны недействующими, как не соответствующие статье 1 Гражданского Кодекса РФ, статье 7 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьям 5, 10 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Данное решение вступило в законную силу.

Таким образом, правовая позиция антимонопольного органа, выраженная в оспариваемом решении, подтверждена вышеназванным решением суда и, следовательно, является соответствующей закону.

При таких обстоятельствах, выявленные  Саратовским УФАС России в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ограничения, установленные п. 12 «Временного положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в городе Саратове» и п.п. 14, 17 «Временного положения о порядке работы муниципальных кладбищ в городе Саратове», утвержденных постановлением администрации города Саратова от 18.12.2006 года № 457А «О порядке деятельности специализированной службы МУ СПП «Ритуал» и порядке работы муниципальных кладбищ», нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку препятствуют осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, работающими на рынке оказания ритуальных услуг населению, по сравнению с МУСПП «Ритуал», получившему преимущественное право  на заключение прижизненных договоров на оказание ритуальных услуг, на осуществление деятельности по оказанию услуг по установке и демонтажу надмогильных сооружений, оград, устраняя тем самым конкуренцию на данном рынке услуг, что свидетельствует о нарушении Администрацией г. Саратова п. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

  Согласно части 1 статьи 50 Закона о конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

            С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

            Согласно ч. 5 ст. 96 АПК РФ принятые определением суда от 05.10.2007 г.  обеспечительные меры подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 96 ч. 5, 167-170, 201 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных МУСПП «Ритуал», Администрацией г. Саратова  требований о признании недействительными решения № 8 от 22.08.2007 г. и предписания № 8 от 22.08.2007 г., вынесенных  комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по делу № 8 о нарушении администрацией г. Саратова части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  – отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 05.10.2007 г.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области -                                                                 Т.И. Викленко