АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 13 марта 2020 года | Дело № А57-22466/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2020 г.
Полный текст решения изготовлен 13.03.2020 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Шаховой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО «НЭСК»
Заинтересованные лица:
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области
ООО «ФораМонолит»
ООО «Управляющая компания «ФРИ ДОМ-КОМФОРТ»
о признании незаконным Решения от 27.06.2019 г. № 64-0-1-239/3002/2019-682 64/239/002/2019-767 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...>,
об обязании управления осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...> на основании заявления от 21 марта 2019 года и представленных документов,
при участии:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 12.08.2019 г., диплом о ВЮО обозревался,
от Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020г., диплом о ВЮО обозревался,
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось АО «НЭСК» с вышеуказанным заявлением.
В ходе судебного заседания от заявителя поступил отказ от заявленных требований в части признания незаконным Решения от 27.06.2019 г. №64-0-1-239/3002/2019-682 64/239/002/2019-767 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...>.
Отказ от части требований принят судом, т.к. он не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.
Заявитель поддержал требования в части обязания Управления Росреестра по Саратовской области осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...> на основании заявления от 21 марта 2019 года и представленных документов.
Представитель управления возражал в отношении удовлетворения требования по основаниям, изложенным в отзыве.
К участию в деле привлечены ООО «ФораМонолит» (застройщик), ООО «Управляющая компания «ФРИ ДОМ-КОМФОРТ» (управляющая компания).
Из материалов дела следует, что в Управление Росреестра по Саратовской области поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении нежилого здания (Трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: <...>.
Управлением Росреестра по Саратовской области было рассмотрено обращение заявителя. Отказывая в постановке на кадастровый учет и в регистрации права, управление руководствовалось следующим.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона основанием для государственного кадастрового учета является технический план. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 (далее - Требования) утверждены форма и требования к подготовке технического плана.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Обществом представлен технический план, подготовленный 15.03.2019 и заверенный усиленной квалифицированна электронной подписью кадастрового инженера ФИО3 (далее - Технический план).
В соответствии с представленным Техническим планом здание, располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:050372:45.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «Многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями» и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирном доме.
Как следует из пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно разделу технического плана «Заключение кадастрового инженера» является вспомогательным объектом для электроснабжения многоквартирного жилого дома (№ 2 по генплану), расположенного адресу: <...>.
Таким образом, Росреестр указал, что здание (Трансформаторная подстанция) принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Однако в орган регистрации прав представлены заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении здания (Трансформаторная подстанция) ЗАО «Независимая электросетевая компания».
Согласно части 4 статьи 36 Жилищного кодекса по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 41 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Однако согласие всех собственников общего имущества в многоквартирном доме на образование здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45 в орган регистрации прав не представлено.
В соответствии с требованиями статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 размещение здания (Трансформаторной подстанции) не предусмотрено на земельных участках с разрешенным использованием «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
По вышеуказанным основаниям осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено Управлением Росреестра по Саратовской области до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
В связи не устранением причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, 27.06.2019 года Управлением Росреестра по Саратовской области вынесен отказ в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении нежилого здания (Трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: <...>.
АО «НЭСК» указывает, что им (Инвестор) и ООО «ФораМонолит» был заключен договор об инвестировании строительства от 12.01.2016г., предметом которого является инвестиционная деятельность Инвестора в строительство трансформаторной подстанции. 20.11.2018г. был подписан акт приема-передачи нежилого здания, в соответствии с которым АО «НЭСК» приняло в собственность здание трансформаторной подстанции.
По указанным основаниям заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области и просил обязать Управление Росреестра по Саратовской области осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...> на основании заявления от 21 марта 2019 года и представленных документов.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В данном конкретном случае нарушения прав заявителя не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах ответственность несут заявители и органы и организации, выдавшие эти документы.
В соответствии со статьями 1, 14 Закона о регистрации недвижимости регистрирующий орган осуществляет юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество (государственную регистрацию) на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании частью 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Таким образом, все документы, представленные на государственную регистрацию, должны быть составлены в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент их изготовления, а государственная регистрация должна быть произведена только на основании документов, соответствующих закону. А так же документы должны отражать всю информацию необходимую для государственной регистрации прав.
Решение о возможности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на конкретный объект недвижимого имущества принимается по результатам правовой экспертизы представленных в Управление документов, с учетом всех юридически значимых обстоятельств, при отсутствии предусмотренных Законом о недвижимости оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отказа в их осуществлении.
21.03.2019 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление) обратилось АО «НЭСК» (далее - Общество) в лице представителя по доверенности с заявлением об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении нежилого здания (Трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: <...>.
27.03.2019 осуществление учетно-регистрационных действий по вышеуказанным заявлениям приостановлено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решением государственного регистратора прав от 27.06.2019 в осуществлении учетно-регистрационных действий было отказано в связи с не устранением причин приостановления.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления указанных учетно-регистрационных действий, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости основанием для государственного кадастрового учета является технический план. Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953 (далее - Требования) утверждены форма и требования к подготовке технического плана.
Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права представлен технический план, подготовленный 15.03.2019 и заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера ФИО3 (далее - Технический план).
В соответствии с представленным Техническим планом здание, располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:050372:45.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «Многоквартирные дома (от 6 этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями» и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Аналогичные положения содержатся в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64), при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются - помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно подпункту "ж" пункта 2 Правил трансформаторные подстанции отнесены к общему имуществу многоквартирного жилого дома.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Поволжского округа от 31.12.2013 по делу N А57-18804/2012.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64).
Из приведенных правовых норм следует, что критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Согласно раздела технического плана «Заключение кадастрового инженера» трансформаторная подстанция является вспомогательным объектом для электроснабжения многоквартирного жилого дома (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: <...>.
Спорная трансформаторная подстанция является частью системы инфраструктуры многоквартирного жилого дома, необходима для обеспечения собственников помещений в таком доме электроэнергией и в силу статьи 209 ГК РФ и статьи 36 ЖК РФ является общей долевой собственностью указанных лиц.
Таким образом, здание (Трансформаторная подстанция) принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Однако в орган регистрации прав представлены заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении здания (Трансформаторная подстанция) ЗАО «Независимая электросетевая компания».
Указанные выводы о принадлежности подстанции к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме подтверждаются позицией Президиума Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 12.01.2013 по делу № 10545/12.
В данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (МКД) получено – 13.12.2018г.
В данном случае суд учитывает следующее:
- права собственности на квартиры регистрировались согласно Выписке из ЕГРН с января 2019г. (том 3, том 4).
- согласно техническому плану трансформаторной подстанции от 15.03.2019г. (Заключению кадастрового инженера) – данная трансформаторная подстанция является вспомогательным объектом для электроснабжения многоквартирного жилого дома (№ 2 по генплану), расположенного по адресу: <...> (том 1 л.д. 84).
- согласно проектной документации трансформаторной подстанции (Архитектурно-строительные чертежи) – данные чертежи разработаны на основании задания электротехнической группы для электроснабжения объекта: «Многоквартирный многоэтажный жилой дом (от 6 этажей и выше) в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. ФИО4 2 в Октябрьском районе г. Саратова (том 1 л.д. 89, 91).
- согласно проектной декларации, представленной Росреестром в ходе судебного заседания 05.03.2020г., застройщик: ООО Фора Монолит» (п. 1); земельный участок принадлежит застройщику на праве аренды (п. 3); данные о составе общего имущества в МКД (п. 10) – в состав общего имущества дома войдут: в т.ч. электрическое и иное оборудование.
- отдельный земельный участок под трансформаторную подстанцию не выделялся и не образовывался. И МКД и трансформаторная подстанция расположены на одном земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45.
Как следует из пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 41 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Росреестр указал, что согласие всех собственников общего имущества в многоквартирном доме на образование здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45 в орган регистрации прав не представлено; таким образом, трансформаторная подстанция, расположенная на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, является общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с требованиями статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 размещение здания (Трансформаторной подстанции) не предусмотрено на земельных участках с разрешенным использованием «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае: - строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3).
Из положений статьи 51 ГрК РФ следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм и строительных правил. При этом согласно пункту 3 части 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Таким образом, по смыслу указанной нормы права под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Из материалов дела следует, что трансформаторная подстанция предназначена для обслуживания многоквартирного жилого дома, который не является собственностью Общества.
Таким образом, АО «НЭСК» не имеет в собственности основного объекта, который является главным по отношению к вспомогательному.
Кадастровый инженер в разделе Технического плана «Заключение кадастрового инженера» указывает, что поскольку трансформаторная подстанция является вспомогательным объектом недвижимого имущества, получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости иправоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Требования к техническому плану установлены статьей 24 Закона о регистрации недвижимости и Требованиями.
В силу пункта 11 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 настоящей статьи разрешений и проектной документации,соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. В соответствии с пунктом 11 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Росреестра от 23.11.2016 № П/0569 «Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора (контроля)» утверждено, что форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953.
В рассматриваемом случае, декларация об объекте недвижимости к техническому плану Обществом не приложена и в регистрирующий орган не представлена.
Заявителем не приведены ссылки на правовые нормы, указывающие на правомерность избранного способа защиты.
Кроме того, частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Таким образом, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов и должно избрать только тот способ защиты, который приведет к восстановлению нарушенных прав и охраняемых интересов.
В связи с поступившим отказом от заявленных требований в части признания незаконным Решения от 27.06.2019 г. №64-0-1-239/3002/2019-682 64/239/002/2019-767 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...>, суд прекращает производство по делу в данной части.
В отношении заявленных требований об обязании управления осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости — нежилое здание (трансформаторная подстанция), общей площадью 58,4 кв.м., находящейся на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050372:45, по адресу: <...> на основании заявления от 21 марта 2019 года и представленных документов, - суд отказывает в их удовлетворении.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В части отказа от заявленных требований о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Саратовской области № 64-0-1-239/3002/2019-682 64/239/002/2019-767 от 27.06.2019г. производство по делу прекратить.
В удовлетворении заявленных АО «НЭСК» требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева