ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-22654/2009 от 13.01.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-22654/2009

Резолютивная часть оглашена 13 января 2010 г.

Полный текст изготовлен 20 января 2010 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Провоторовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патуевой О.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Саратовоблгаз», г. Саратов

заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов

о признании решения налогового органа в части недействительным

при участии в заседании:

от заявителя - Открытого акционерного общества «Саратовоблгаз» – Быкова Е.В., по доверенности от № 02/129 от 31.12.2008 г., Вахлаева Е.В., по доверенности № 02/22 от 31.12.2009 г.

от заинтересованных лиц: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области – Кузьменко А.С., по доверенности № 02-08/005780 от 12.06.2009 г., Толстова И.В., по доверенности № 02-08/б/н от 31.08.2009 г.;

от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – Кулявцева С.Н., по доверенности № 05-17/9 от 02.03.2009 г.

установил :

Открытое акционерное общество «Саратовоблгаз» (далее – ОАО «Саратовоблгаз», заявитель) обратилось в арбитражный суд с уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа № 09/08 от 30.06.2009 г. в части:

- пункта 1.1 решения о начислении налога на прибыль в сумме 1 483 783,13 руб.;

- пункта 1.2 решения о начислении налога на прибыль в сумме 39 804 руб.;

-   пункта 1.3 решения о начислении налога на прибыль в сумме 2 778,29 руб.;

- пункта 2.1 решения о начислении НДС в сумме 1 086634 руб., пени в сумме 48 875,34 руб., привлечении Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 165 873 руб.;

-   пункта 2.5 решения о начислении НДС в сумме 29 853 руб., пени в сумме 1 380,66 руб., привлечении Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 165 873 руб.;

- пункта 4.2 решения частично о начислении транспортного налога в сумме 9 578 руб.;

-   пункта 4.3 решения частично о начислении транспортного налога в сумме 369 руб., пени в сумме 36 руб., привлечении Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 73,80 руб.;

- пункта 4.4 решения о начислении транспортного налога в сумме 2250 руб.;

-   пункта 5.1 решения о начислении земельного налога в сумме 101 912 руб., пени в сумме 20442 руб. и привлечении Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 20 382 руб.

Представитель ОАО «Саратовоблгаз» в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители налогового органа возражают против удовлетворения заявленных обществом требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в соответствии со ст. 89 Налогового Кодекса РФ была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Саратовоблгаз» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, установленных в соответствии с законодательством РФ за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007; налога на доходы физических лиц за период с 27.09.2007 по 16.09.2008.

По результатам проверки выявлены нарушения налогового законодательства, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 03.06.2009 №07/08. Общество, воспользовавшись правом, предоставленным п. 6 ст. 100 Налогового Кодекса РФ, представило свои возражения.

В ходе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений Общества, налоговым органом было принято решение от 30.06.2009 № 09/08 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового Кодекса РФ, п.2 ст.119 Налогового Кодекса РФ, в виде штрафа в общем размере 1 107 020 руб., и доначислены налоги в общей сумме 7 770 439 руб., в том числе: единый социальный налог (далее - ЕСН) - 18 347 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 3 309 869 руб., налог на прибыль - 4 073 373 руб., налог на имущество - 229 608 руб., транспортный налог - 30 880 руб., земельный налог -108 362 руб., а также пени в общей сумме 225 733,53 руб.

ОАО «Саратовоблгаз» в соответствии с п. 5 ст. 101.2 Налогового Кодекса РФ обратилось в УФНС по Саратовской области с апелляционной жалобой. Решением УФНС России по Саратовской области от 10.09.2009 г. апелляционная жалоба была удовлетворена в части.

ОАО «Саратовоблгаз», считая решение налогового органа № 09/08 от 30.06.2009 г. неправомерным в части: начисления налога на прибыль в сумме 1 483 783,13 руб.; начисления налога на прибыль в сумме 39 804 руб.; начисления налога на прибыль в сумме 2 778,29 руб.; начисления НДС в сумме 1 086634 руб., пени в сумме 48 875,34 руб., привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 165 873 руб.; начисления НДС в сумме 29 853 руб., пени в сумме 1 380,66 руб., привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 165 873 руб.; начисления транспортного налога в сумме 9 578 руб.; начисления  транспортного налога в сумме 369 руб., пени в сумме 36 руб., привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 73,80 руб.; начисления транспортного налога в сумме 2250 руб.; начисления земельного налога в сумме 101 912 руб., пени в сумме 20442 руб., привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 20 382 руб., обратилось в суд с настоящими требованиями.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области считают, что заявителем допущена неполная уплата налогов, вследствие установленных в ходе проведенной проверки нарушений, в соответствии с чем, решение в оспариваемой налогоплательщиком части является законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.

По пункту 1.1 решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 483 783,13 руб.; пункту 2.1 решения в части начисления НДС в сумме 1 086634 руб., пени в сумме 48 875,34 руб., привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 165 873 руб.;

Налоговый орган считает, что обществом в нарушение п. 13 ст. 40, ст. 249 Налогового Кодекса РФ, а также п.п. 1 п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 154 Налогового Кодекса РФ неправомерно занижены доходы от реализации услуг по транспортировке природного газа в результате неправильного применения тарифов на транспортировку газа конечным потребителям по группам потребления, утвержденных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, что привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и неполной уплате налога (п. 1.1 решения); занижению налоговой базы по Налогу на добавленную стоимость (НДС) и неполной уплате налога.

Общество ссылается на то обстоятельство, что ОАО «Саратовоблгаз» не оказывает услуги непосредственно Потребителям, ОАО «Саратовоблгаз» оказывало услуги по транспортировке газа не конечному Потребителю, а ООО «Саратовская газовая компания», на основании заключенного с ним договора, которое в свою очередь осуществляет поставку газа Потребителям на основании заключенных с ними договоров поставки газа. Группа потребителей устанавливается непосредственным поставщиком - ООО «Саратовская газовая компания» и потребителем без участия ОАО «Саратовоблгаз», в связи с чем, общество не имело возможности оценить правильность применения тарифов объемных групп по всем договорам поставки. Отнесение потребителя к другой группе, руководствуясь п.44, 46 методических указаний должно было быть проведено ООО «Саратовская газовая компания» при наличии правовых оснований. Отношения по взаиморасчетам между ООО «Саратовская газовая компания» и ОАО «Саратовоблгаз» должны регулироваться не методическими указаниями, а условиями заключенных договоров. Кроме того, поставка газа МУП «Заволжское ЖКХ» и МУП «Объединение ЖКХ Красноармейского района» осуществлялась менее года и не превысила объемов установленных для определенной для указанных лиц договором группы потребителей.

Суд приходит к выводу, о признании оспариваемого решения налогового органа по п. 1.1 и п. 2.1 частично недействительным, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 246 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно статье 249 Налогового Кодекса РФ, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с п.1 ст. 39 Налогового Кодекса РФ и п.1 ст. 146 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового Кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового Кодекса РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно «Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», тарифы на транспортировку газа подлежат государственному регулированию.

Согласно п. 12 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам № 142-3/1 от 26.10.2004 г. (период действия: с 07.12.2004г. по 02.11.2006г.), № 186-э/З от 15.08.2006 г. (период действия: с 03.11.2006г. по 27.10.2007г.) тариф на транспортировку газа до конечных потребителей устанавливается дифференцированно по группам потребителей, которые разделяются на группы в зависимости от объемов потребления газа: 1-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа свыше 100 млн. м.3 в год; 2-я группа - конечные потребители от 10 до 100 млн. м.3 в год включительно; 3-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа до 10 млн. м.3 в год включительно; 4-я группа - население.

Согласно пункта 44 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам № 88-Э/1 от 28.10.2003 г., пункта 46 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам № 186-э/З от 15.08.2006 г., в случае, если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети данной газораспределительной организации выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случая, когда это происходит вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе определяется в соответствии с данным пунктом Методических указаний.

При изучении отчетов о реализации природного газа за 2006-2007 гг. было установлено, что во вторую группу потребления попали организации, потребившие природный газ за год менее 10 млн. м.3, а именно:

В 2006 году:

- В/Ч 63629 ФГ КЭУ 259 ЭТК --938,167 тыс. м.3;

- Заволжское ЖКХ МУП Советского района - 8 023,822 тыс. м.3;

- МУП Объединение ЖКХ Красноармейского района - 9 693,694 тыс. м3.

В 2007 году:

- Энгельсская КЭЧ - 8 363,382 тыс. м.3;

- ООО «Коммунальные системы» - 7 184,199 тыс. м.3;

- МУП «Марксовские тепловые сети» - 8 091,960 тыс. м.3;

- МУП Объединение ЖКХ Красноармейского района - 5 904,720 тыс. м.3;

- В/Ч 96688 п. Горный - 9 545,286 тыс. м.3;

- ООО «Стройком» - 5 165,295 тыс. м.3.

Обществом при выставлении счетов-фактур за транспортировку природного газа по вышеуказанным потребителям применялся тариф 2-й группы потребления. В то время, как исходя из фактического потребления природного газа за 2006-2007 г. вышеуказанные организации подлежали отнесению к 3-ей группе конечных потребителей, с применением соответствующих тарифов, увеличивающих стоимость оказанных услуг по транспортировке газа, и соответственно налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что ОАО «Саратовоблгаз» и ООО «Саратовская газовая компания» произведена сверка расчетов, в которых ООО «Саратовская газовая компания произвела корректировку стоимости оказанных услуг по транспортировке газа потребителям из второй группы в третью.

Между тем, налоговым органом не учтено, что потребление газа МУП «Объединение ЖКХ Красноармейского района», МУП «Заволжское ЖКХ»в 2006, 2007 г. составляло не полный год. В соответствии с п. 13 Методических указаний, при отсутствии данных по потреблению за полный год отнесение по группам производится в перерасчете на год.

Информационным письмом ФСТ по тарифам от 30.12.2008 г. № НБ-7906/9 разъяснено, что в случае заключения договора на неполный календарный год годовой договорный объем определяется в перерасчете на год путем деления договорного объема транспортировки газа на количество полных месяцев действия договора и умножения полученной величины на 12.

В перерасчете объема потребленного газа на год потребители - МУП «Объединение ЖКХ Красноармейского района» и МУП «Заволжское ЖКХ» не вышли за пределы 2- ой группы по транспортировке газа, установленные при заключении договора. Следовательно, основания для отнесения к 3-ей группе потребления у налогового органа отсутствовали.

Поэтому, вывод налогового органа о том, что обществом занижены доходы от реализации услуг по транспортировке природного газа в результате неправильного применения тарифов на транспортировку газа конечным потребителям МУП «Объединение ЖКХ Красноармейского района» и МУП «Заволжское ЖКХ» неправомерны. В связи с чем, решение налогового органа по п. 1.1 в части доначисления обществу налога на прибыль в сумме 542 889 руб. 60 коп. и по п. 2.1 в части начисления НДС в сумме 407167 руб. 24 коп., исходя из стоимости оказания услуг по транспортировке газа указанным потребителям следует признать недействительным. В этой связи, неправомерность начисления к уплате НДС в сумме 407 167 руб. 24 коп. влечет признание недействительным решения налогового органа по п. 2.1 в части начисления пени за несвоевременную уплату НДС от этой суммы и штрафа по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в сумме 81433 руб. 44 коп. (20% от неуплаченной суммы налога).

В части остальных потребителей указанных выше по данному эпизоду вывод налогового органа о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и НДС в результате неправильного применения обществом тарифов на транспортировку газа конечным потребителям по группам потребления, утвержденных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти обоснован, доначисление налогов произведено правомерно.

Доводы налогоплательщика о том, что ОАО «Саратовоблгаз» не имело возможности определения правильности применения тарифов по группам потребителей по всем договорам поставки, судом не принимаются. Общество располагало всеми необходимыми для этого сведениями.

Из материалов выездной налоговой проверки следует, что организация ОАО «Саратовоблгаз» имеет копии ежемесячных Отчетов о реализации газа потребителям ООО «Саратовская газовая компания» за 2006-2007 год, в котором содержатся сведения: № договора поставки газа (в том числе оказание услуг по его транспортировке, заключенный ООО «Саратовская газовая компания» с каждым потребителем), наименование потребителя (покупателя), его ИНН, наименование ГРС. Кроме того, в отчетах указан код потребления, группа потребленных услуг. Сведения об объемах поставленного газа содержатся в Отчете о реализации газа потребителям в разрезе заключенных договоров поставки газа конкретному потребителю за отчетный месяц.

В соответствии с пунктами 2.3 Договоров транспортировки газа, заключенных между ОАО «Саратовоблгаз» и ООО «Саратовская газовая компания», изменение объемов транспортировки газа для всех Покупателей производится Поставщиком. В соответствии с пунктами 6.1 и 6.2 Договоров за 2006г. и 2007 г. на транспортировку газа, оплата услуг по транспортировке газа производится по тарифам, установленным ФСТРФ для групп покупателей, в том числе и для населения. Основанием для расчетов является объем природного газа, транспортируемого покупателям, указанного в актах, оформленных в соответствии с данным договором.

Таким образом, ОАО «Саратовоблгаз» непосредственно участвует в определении стоимости оказанных услуг в зависимости от групп потребителей, а также в перерасчете выручки от реализации услуг по транспортировке газа из расчета тарифа для групп потребителей и не может быть освобождено от обязанности правильного исчисления и полной уплаты налогов.

По пункту 1.2 решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 39804 руб.; пункту 2.5 решения в части начисления НДС в сумме 29853 руб., пени от этой суммы и штрафа по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в сумме 5970 руб. 60 коп.

Налоговый орган посчитал, что общество в нарушение ст. 252, п. 1. ст. 254 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, п.1, 2, 7 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г. необоснованно завысило в 2006 году расходы организации в сумме 165 853,72 рублей - стоимость природного газа, приобретенного налогоплательщиком для восполнения потерь газа при его транспортировке вследствие не герметичности соединений газового оборудования (в т.ч. газопроводов); а также неправомерно в нарушение п.п. 1 п. 2 ст. 171 Налогового Кодекса РФ завысило налоговые вычеты в части сумм НДС от стоимости природного газа, не используемого для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и фактически не понесенные в сумме 29 853 руб.

Основанием данных выводов послужило следующее обстоятельство:

В 2006 г. ОАО «Саратовоблгаз» приобретало природный газ у ООО «Саратовская газовая компания» для покрытия потерь, которые возникают при транспортировке природного газа. В июле 2006 г. в филиале тресте Базарный Карабулакмежрайгаз произошло несоответствие между произведенным расчетом потерь и фактическими потерями. Принятые к учету потери газа в объеме 135,900 тыс. м.3 по филиалу тресту Базарный Карабулакмежрайгаз фактически понесены не были.

Согласно книге продаж за июль 2006 г. цена за природный газ по потерям за июль 2006 г. составила 1 220,41 руб. за 1 000 м.3, с учетом которой, стоимость природного газа по потерям составила 165853,72 руб.

Данная сумма, по мнению налогового органа не могла быть учтена в расходах при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а также для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС или для перепродажи.

Корректировок по потерям природного газа в объеме 135,900 тыс. м.3 в актах транспортировки в 2006-2007 гг. по филиалу тресту Базарный Карабулакмежрайгаз обществом не производилось, уточненная налоговая декларация по НДС за июль 2006г. обществом не подавалась.

Вследствие чего, обществу был доначислен налог на прибыль в сумме 39804 руб. и НДС в сумме 29853 руб. Также к уплате обществу были начислены пени от суммы доначиленного НДС и штраф по ст. 122 Налогового Кодекса РФ за неуплату НДС в сумме 5970 руб. 60 коп.

Между тем, налоговым органом не было принято во внимание, что данное несоответствие произошло в связи с технической ошибкой. В приложении № 2 к акту приема-передачи газа за июль 2006г. к договору поставки газа на собственные, технологические нужды и потери № 46-3-0003/06 от 01.01.2006г. обществом был ошибочно уменьшен объем потерь газа на газопроводах в зоне производственной деятельности «Вольскмежрайгаз» в размере 135,900 м.3 и одновременно увеличен объем потерь газа в филиале-тресте Базарный Карабулакмежрайгаз также на 135,900 мЗ.

В 2006 г. Общество включало в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, сумму затрат по объему газа по статье «Потери» не отдельно по филиалам-трестам, а в целом по Обществу согласно объему газа по строке «Потери» в акте приема-передачи газа к договору № 46-3-0003/06 от 01.01.2006г. Расшифровка объема газа по строке «потери», указанного в акте, по филиалам-трестам отражалась в Приложении № 2 к акту.

Техническая ошибка при обработке показателей «потери» в двух филиалах-трестах, а именно: в филиале-тресте «Базарный Карабулакмежрайгаз» увеличен объем на 135,900 тыс. мЗ и в филиале-тресте «Вольскмежрайгаз» уменьшен объем на 135,900тыс. мЗ, не повлияла на общий объем газа по строке «потери» 403,463 тыс. мЗ в акте приема-передачи газа к договору № 46-3-0003/06 от 01.01.2006г. за июль 2006г.

Учитывая, что в бухгалтерском, и в налоговом учете учтены затраты по объему газа 403,463 тыс. мЗ по статье «Потери» в июле 2006г., а также то, что общий объем потерь газа в целом по сетям ОАО «Саратовоблгаз» по договору № 46-3-0003/06 от 01.01.2006г. в июле 2006г. остался неизменным - 403,463 тыс. м.3., у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу налога на прибыль и НДС по данному эпизоду.

В этой связи решение налогового органа по пункту 1.2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 39804 руб. и пункту 2.5 в части начисления НДС в сумме 29853 руб., пени от этой суммы и штрафа по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в сумме 5970 руб. 60 коп. следует признать недействительным.

По п. 4.2 решения налогового органа в части доначисления транспортного налога в сумме 9 578 руб.

Налоговый орган посчитал, что обществом в нарушение ст. 358 Налогового Кодекса РФ при исчислении суммы транспортного налога не были учтены автотранспортные средства, числящиеся на учете в Управлении ГИБДД и Инспекции Гостехнадзора г. Саратова, Саратовского и Татищевского района, а именно: автотранспортные средства – ВАЗ 21213 номерной знак 3377 САГ, ВАЗ 21061 номерной знак 3376 САГ, АУДИ 100 номерной знак А 014 АО 64 и ГАЗ 3110 номерной знак В 725 МК 64. Неуплата налога по данным транспортным средствам составила – 9 578 руб.

Общество указало, что данные транспортные средства не числятся на балансе общества в течение четырех лет, факт снятия автотранспортных средств с учета подтверждается ответами РЭО ГИБДД УВД по г. Саратову на запросы общества.

Судом сделан запрос в Управление ГИБДД ГУВД по Саратовской области по факту представления в налоговый орган данных о зарегистрированных за ОАО «Саратовоблгаз» автотранспортных средств.

В ответе на запрос № 7/8-7002 от 07.12.2009 г. Управление ГУВД по Саратовской области сообщило, что 09.10.2008 года Управлением ГИБДД за исх. 7/8-5454 был дан ответ на запрос ИФНС № 09-01-19/9040 от 15.09.2008 года о составе транспортных средств, зарегистрированных за ОАО «Саратовоблгаз». В состав транспортных средств были ошибочно включены а/м: ВА321213 н/з 3377САГ; ВА321061 н/з 3376САГ; Ауди 100 н/з А014АО64 ранее снятые ОАО «Саратовоблгаз» с учета и в настоящее время зарегистрированные за третьими лицами (копии карточек учёта прилагаются); а/м ГА33110 н/з В725МК64 за ОАО «Саратовоблгаз» не регистрировался. Представление данной информации было обусловлено ошибками в автоматизированном учёте зарегистрированных транспортных средств.

Таким образом, доначисление транспортного налога по данным транспортным средствам произведено необоснованно. Решение налогового органа по п. 4.2 в части доначисления транспортного налога в сумме 9 578 руб. является недействительным.

По п. 4.3 решения налогового органа в части начисления транспортного налога в сумме 369 руб., пени в сумме 36 руб., привлечении Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 73,80 руб.;

Налоговый орган считает, что обществом допущено занижение транспортного налога в сумме 490 руб. в результате не включения в налоговую декларацию по транспортному налогу за 2006г. данных по автомобилю ВАЗ 21093 н/з В301ЕР. Расчет налога произведен налоговым органом с учетом мощности двигателя указанного автомобиля - 70 л.с., ставки налога – 7.

Общество указало, что налоговым органом при доначислении налога не учтены авансовые платежи по налогу на данное транспортное средство в сумме 369 руб.

Судом установлено, что обществом согласно п.2.1 ст.362 Налогового Кодекса РФ были исчислены и уплачены суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (490 руб.: 4 =122,5руб.)

ОАО «Саратовоблгаз» согласно расчетам по авансовым платежам по транспортному налогу исчислило и уплатило: авансовый платеж за 3 месяца в размере 123 руб. (п. 17 раздела 2 на странице 3 налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 3 месяца 2006г.); авансовый платеж за 6 месяцев в размере 123 руб. (п. 17 раздела 2 на странице 4 налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 6 месяцев 2006г.) и авансовый платеж за 9 месяцев в размере 123 руб. (п. 17 раздела 2 на странице 4 налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 9 месяцев 2006г.). Всего обществом уплачено авансовых платежей на сумму 369 руб.

В налоговую декларацию за 2006г. указанный автомобиль ОАО «Саратовоблгаз» не включило.

Между тем, налоговым органом при принятии решения в оспариваемой части не были учтены указанные суммы авансовых платежей, с учетом которых неуплата транспортного налога по автомобилю ВАЗ 21093 составила 121 руб. (490-369)

Таким образом, налоговым органом необоснованно доначислен транспортный налог в размере 369 руб., составляющий сумму уплаченных обществом авансовых платежей. В связи с чем, решение налогового органа по п. 4.3 в указанной части суд признает недействительным.

По п. 5.1 решения налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 101 912 руб., пени в сумме 20442 руб. и привлечения Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в сумме 20 382 руб.

Налоговый орган считает, что общество в нарушение ст. 390 Налогового Кодекса РФ, п. 2.6. Решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005 г. № 65-615 не в полном объеме исчислило и уплатило земельный налог в сумме 101912 руб., в том числе за 2006 год – 50 956 руб. и за 2007 год – 50 956 руб.

ОАО «Саратовоблгаз» при уплате налога на землю по земельному участку по адресу г. Саратов ул. Вольская, 130 применяло удельный показатель кадастровой стоимости земель поселений в соответствии с гр. 10(1497,92 руб./м.кв) приложения 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003г. № 6-П.

Налоговый орган считает, что следовало применять удельный показатель кадастровой стоимости земель поселений в соответствии с гр.8 (5434,28 руб./м.кв) указанного нормативного акта - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса.

Исходя из анализа перечисленных в группе 10 приложения 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003г. № 6-П категорий земельных участков, к данной группе относятся земельные участки под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянками), под объектами связи. Указанное исключение относится к земельным участкам под объектами транспорта.

Между тем, основными видами деятельности Общества в соответствии с Уставом и свидетельством Госкомстата России являются: распределение газообразного топлива; производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи; производство общестроительных работ по возведению зданий; транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки и прочие виды экономической деятельности, связанные с транспортировкой природного газа. По существу, общество осуществляет промышленную деятельность.

Осуществление такого рода деятельности, как бытовое обслуживание, работа на автозаправочных и газонаполнительных станциях, работа как предприятие автосервиса, Уставом Общества не предусмотрено, такая деятельность обществом не осуществляется.

На территории земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, ул. Вольская, 130, находится здание гаража и здание технической мастерской для автотранспорта.

Земля, занимаемая объектами недвижимости налогоплательщика по адресу: г. Саратов, ул.Вольская, 130, является землями под промышленными

Объектами. Поэтому, расчет налога на землю произведен обществом в соответствии с требованиями законодательства.

Доначисление земельного налога, а также начисление пени и привлечение Общества к ответственности по ст. 122 Налогового Кодекса РФ за неуплату земельного налога по п. 5.1 решения в оспариваемой части произведено налоговым органом неправомерно.

Решение налогового органа по п. 5.1 в части доначисления земельного налога в сумме 101 912 руб., пени в сумме 20442 руб. и штрафа по ст. 122 Налогового Кодекса РФ в сумме 20 382 руб. следует признать недействительным.

Требования налогоплательщика в части признания недействительным решения налогового органа № 09/08 от 30.06.2009 г. по пункту 1.3 в части начисления налога на прибыль в сумме 2 778,29 руб. и по пункту 4.4 в части начисления транспортного налога в сумме 2250 руб. удовлетворению не подлежат.

По пункту 1.3 решения налогового органа в части начисления налога на прибыль в сумме 2 778,29 руб.

Налоговый орган считает, что обществом в нарушение п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ неправомерно завышены расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации в сумме 11 576,2 руб. по начисленной амортизации по имуществу, не признаваемому амортизируемым в целях исчисления налога на прибыль. Данное нарушение повлекло доначисление налога на прибыль за 2006-2007 в сумме 2 778,29 рублей. 

Общество указало, что в 2001-2002 годах у общества числился филиал - Управление «Газстройкомплект», имущество которого в соответствии с Уставом подлежало учету как на отдельном балансе, так и балансе Общества. В соответствии с учетной политикой ОАО «Саратовоблгаз» бухгалтерский учет осуществлялся бухгалтерией, как в обществе, так и в филиалах Общества. При составлении ликвидационного баланса за 1 квартал 2002 года по филиалу - Управлению «Газстройкомплект» сальдо по счетам бухгалтерского учета основных средств было передано в бухгалтерию Исполнительного Аппарата Общества. Также было передано сальдо по забалансовым счетам налогового учета основных средств - Н05.01 (первоначальная стоимость ОС в налоговом учете) и Н05.02 (амортизация ОС в налоговом учете). В связи с чем, общество считает ошибочным вывод налогового органа о необходимости включения в затраты сумм накопленной налоговой амортизации в 1 квартале 2002 года при оприходовании сальдо филиал - треста с учетом требований п.1 ст.256 НК РФ.

Суд считает решение налогового органа в данной части правомерным, а доводы налогоплательщика документально не подтвержденными.

В соответствии с п.1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль организаций признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 рублей (в 2002-2007).

С введением в действие гл.25 НК РФ налогоплательщик обязан на 01.01.2002 отразить в налоговом учете стоимость объектов, относящихся к амортизируемому имуществу в классификации и оценке в соответствии с новым порядком налогообложения.

В соответствии с п.п.3 п.2 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", по состоянию на 01.01.2002, при определении налоговой базы переходного периода налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по метод начисления, обязан включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ.

В частности, с 01.01.2002 из состава амортизируемого имущества исключены объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НКРФ, первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляла менее 10 тыс.руб. (включительно) или срок эксплуатации которых менее 12 месяцев.

В соответствии с п. 7.1. ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001г. № 110-ФЗ, если налогоплательщик, определявший до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки и перешедший с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления, по базе переходного периода получил превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в размере, не превышающем сумму от списания на расходы недоамортизируемой части основных средств стоимостью не свыше 10 тысяч рублей или со сроком полезного использования не более 12 месяцев, признается расходом налогоплательщика от переходного периода, который подлежит отнесению на расходы, включаемые в налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в течение пяти лет с даты вступления главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации в силу.

Согласно дат ввода эксплуатацию и балансовой стоимости спорного имущества, списание затрат должно было быть произведено Обществом в том периоде, в котором было принято на учет имущество (в 2002-2003) (так как указанные объекты не относятся к объектам основных (стоимость менее 10 тыс.руб.), или включено состав расходов базы переходного периода по имуществу, введенному в эксплуатацию в 2000 г. .

В ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиком были представлены регистры налогового учета по начислению амортизации основных средств, инвентарные карточки по форме ОС-6. При изучении налоговых регистров было установлено, что в 2006 и в 2007 году имело место начисление амортизации по основным средствам, имеющим первоначальную балансовую стоимость менее 10 000 руб., то есть по имуществу, не признаваемому амортизируемым в силу п.1 ст.256 НК РФ.

Ссылка Заявителя на то обстоятельство, что при составлении ликвидационного баланса за 1 квартал 2002 года по филиалу — Управлению «Газстройкомплект» в бухгалтерию Исполнительного Аппарата Общества были переданы сальдо по счетам бухгалтерского учета основных средств и сальдо по забалансовым счетам налогового учета основных средств — Н05.01 (первоначальная стоимость ОС в налоговом учете) и Н05.02 (амортизация ОС в налоговом учете), и, следовательно, Общество не обязано было включать в затраты суммы накопленной налоговой амортизации в 1 квартале 2002 года при оприходовании сальдо филиал - треста, не состоятельны.

В инвентарных карточках учета объектов основных средств отражена дата ввода в эксплуатацию и балансовая стоимость имущества. Списание затрат должно было быть произведено в том периоде, в котором было принято на учет имущество (или включено в базу переходного периода).

По п. 4.4 решения налогового органа в части начисления транспортного налога в сумме 2250 руб.

Налоговый орган считает, что Обществом в нарушение п.1 ст.361, п. 1,2,3 ст.362, п.2 ст.363.1 Налогового Кодекса РФ занижен транспортный налог за 2006-2007 г.г. в сумме 2250 руб. в результате не включения автомобиля ЗИЛ 431 регистрационный № 9161 С АХ и ЗИЛ 131 регистрационный № В 648 ВЕ.

Общество считает данные выводы налогового органа необоснованными, так как указанные транспортные средства не числились на балансе общества в указанный период, были списаны в связи с износом с баланса в 2006 году.

Суд считает, что решения налогового органа в данной части правомерным, а доводы налогоплательщика несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии со ст.358 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и  другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные

средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Приказу Общества от 19.02.2007 №01-1/234 в связи с полным физическим износом, непригодностью для дальнейшего использования и нецелесообразностью ремонта списаны с баланса филиал - треста «Ершовмежрайгаз» автомобиль ЗИЛ 131 (рег. № В 648 ВЕ) 1991 г.выпуска инвентарный № 50404, ЗИЛ 431 (рег. № 9161САХ) 1992 выпуска, инв. №50474. Согласно данным бухгалтерского учета общества автомобили ЗИЛ 431 (рег. № 9161САХ) и ЗИЛ 131 (рег.№ В 648 ВЕ) списаны с баланса общества в декабре 2006.

Между тем, согласно данным Управления ГИБДД по Саратовской области указанные транспортные средства сняты с учета только 02.03.2007, что не оспаривается Обществом.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 №126) собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника, утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности на транспортные средства либо при прекращении права собственности на транспортные средства в ином предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Снятие с учета осуществляется в порядке, установленном Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 27.01.2003 № 59.

В связи с тем, что в рассматриваемый период 2006-2007 г.г. по данным Управления ГИБДД по Саратовской области указанные автотранспортные средства были зарегистрированы за обществом и были сняты с учета только в марте 2007 г. доначисление транспортного налога по данным автомобилям произведено налоговым органом правомерно.

Уплата транспортного налога не поставлена в зависимость от фактической возможности использования транспортных средств и даты их списания с баланса общества.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в части:

- пункта 1.1 решения по начислению налога на прибыль в сумме 542889 руб. 60 коп.;

- пункта 1.2 решения по начислению налога на прибыль в сумме 39 804 руб.;

- пункта 2.1 решения по начислению НДС в сумме 407167 руб. 24 коп., пени от этой суммы и штрафа в сумме 81433 руб. 44 коп.;

-   пункта 2.5 решения по начислению НДС в сумме 29 853 руб., пени от этой суммы и штрафа в сумме 5970 руб. 60 коп.;

- пункта 4.2 решения по начислению транспортного налога в сумме 9 578 руб.;

-   пункта 4.3 решения по начислению транспортного налога в сумме 369 руб., пени в сумме 36 руб. и штрафа в сумме 73 руб. 80 коп.;

-   пункта 5.1 решения по начислению земельного налога в сумме 101 912 руб., пени в сумме 20442 руб. и штрафа в сумме 20 382 руб.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Т.В. Провоторова