АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 11 октября 2016 года | Дело № А57-22742/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 11 октября2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крестиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции материалы дела по заявлениюо привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 4000 рублей
заинтересованное лицо: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (город Саратов), ИНН <***>, ОГРН <***>
при участии в судебном заседании представителей:
стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Государственного автодорожного надзора по Саратовской области с заявлениемо привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с выявленными правонарушениями согласна.
Согласно ч.4 ст.137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства участников процесса и непоступление от участников процесса возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель имеет лицензию № ВА226069 от 07.09.2011 г. на право осуществления перевозок пассажиров, выданную УГАДН по Саратовской области.
Имея специальное разрешение на перевозку пассажиров (лицензию), предприниматель осуществляет регулярные перевозки пассажиров.
02.09.2016 г. УГАДН по Саратовской области была проведена проверка индивидуального предпринимателя по вопросу соблюдения обязательных требований при осуществлении перевозки пассажиров.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий:
- ИП ФИО1 не представлены листы собеседований с водителями, что нарушает п.9-11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016г. № 59.
- Учет дорожно-транспортных происшествий ИП ФИО1 не ведется, что нарушает требования п. 15 Правил учета ДТП, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995 г. и Приказа Минтранса РФ № 22 от 02.04.1996 г.
- ИП ФИО1 сверка с органами ГИБДД не проводится, что нарушает требования п. 18 Правил учета ДТП, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 647 от 29.06.1995 г. и Приказа Минтранса РФ № 22 от 02.04.1996 г.
- ИП ФИО1 не предоставлены документы, регламентирующие сроки проведения планового ТО, что нарушает п. 27 Приказа Минтранса РФ №7 от 15 января 2014г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», ст. 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения».
Указанные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении № 010000388 от 02.09.2016 г., действия ИП ФИО1 квалифицированы по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав событие административного правонарушения, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В части 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно ст.8 названного Закона, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, лицензионные требования и условия устанавливаются положением о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензионные требования и условия для перевозки пассажиров автомобильным транспортом определены в п.4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 г.
В соответствии с п.4 названного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктами 9-11 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016г. № 59, в случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками. В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом). Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование). Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет.
В нарушение названных норм ИП ФИО1 не предоставлены листы собеседований с водителями.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.1995г. «Об утверждении правил учета ДТП», владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортного средства утверждена Приказом Минтранса РФ № 22 от 02.04.1996г. «О форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ № 647 от 29.06.1995г. «Об утверждении правил учета ДТП», владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Такой учет ИП ФИО1 в нарушение указанных норм не ведется.
В силу пункта 27 Приказа Минтранса РФ № 7 от 15 января 2014г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.
Транспортное средство, техническое состояние которого не соответствует требованиям безопасности, установленным Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 <1>, не может допускаться к выполнению перевозок пассажиров и грузов без устранения выявленных несоответствий и повторного контроля технического состояния.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона № 196 от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В нарушение вышеуказанных норм ИП ФИО1 не предоставлены документы, регламентирующие сроки проведения планового ТО.
Факт допущенных правонарушений установлен материалами дела и по существу не оспаривается предпринимателем. Вместе с тем, для установления состава административного правонарушения необходимо наличие всех его составляющих, в том числе наличие вины.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
Кроме того, статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.
При этом часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Административным органом в рассматриваемом случае доказана вина предпринимателя в совершенном административного правонарушении, в подтверждение состава административного правонарушения в действиях предпринимателя представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № 010000388 от 02 сентября 2016 года, акт проверки от 02 сентября 2016 года № 265.
Таким образом, суд, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовав и оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к выводу о виновном поведении привлекаемого к административной ответственности лица.
Оснований, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, соблюден.
Процессуальные нормы КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя – административным органом соблюдены.
На основании изложенного, при отсутствии отягчающих вину обстоятельств, суд считает правомерным привлечение ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде санкции нижнего предела, 3 000 руб.
Руководствуясь ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь ИП ФИО1, 04.08.1954 г.рождения, уроженку г. Красный Кут, зарегистрированную с налоговом органе в качестве предпринимателя 12.10.2006 г., ИНН <***>, проживающую по адресу: <...> – к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Реквизиты для оплаты штрафа: наименование получателя платежа – УФК МФ РФ по Саратовской области, УГАДН по Саратовской области, ИНН <***>, КПП 645201001, ОКАТО 63701000, Банк получателя: отделение Саратов г. Саратов, счет получателя: 40101810300000010010, Код бюджетной классификации – 10611690040046000140, УИН 10660442160100003889.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п.п.4.1 п.4 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области, в Арбитражный суд Поволжского округа по правилам, установленным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко