АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
23 марта 2022 года
Дело № А57-22856/2021
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 марта 2022 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Р. Гариповой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча»
Заинтересованные лица:
МРИ ФНС России №8 по Саратовской области
УФНС России по Саратовской области
о признании недействительным решения МРИ ФНС России №8 по Саратовской области от 02.07.2021 г. № 3280, решения УФНС по Саратовской области от 13.09.2021 г.,
при участии:
от ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» - ФИО1 по доверенности от 01.01.2022г., диплом о ВЮО обозревался, ФИО2 по доверенности от 28.12.2020г., диплом о ВЮО обозревался, специалист ФИО3, паспорт,
от УФНС России по Саратовской области - ФИО4 по доверенности от 05.05.2021г., диплом о ВЮО обозревался,
от МРИ ФНС России №8 по Саратовской области - ФИО4 по доверенности от 22.09.2021г., диплом о ВЮО обозревался,
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ЛюксНефтеТрансДобыча» (далее – ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча», налогоплательщик, общество) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №8 по Саратовской области от 02.07.2021 №3280 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», решения Управления ФНС по Саратовской области от 13.09.2021.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В ходе судебного заседания заявитель требования поддержал в полном объеме, с учетом представленных письменных пояснений. В рамках заявленных требований заявитель указывает о неправомерности позиции налогового органа по отказу обществу в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) за октябрь 2020 года на Горючкинском месторождении, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ. Общество указывает, что оно осуществляет добычу ранее списанных в 1969, 1976, 1990, 2014 годах запасов нефти, которые вновь были подсчитаны и поставлены на государственный баланс запасов (далее ГБЗ) в 2011, 2014, 2015 годах, что указывает об отнесении указанных запасов к ранее списанным и соответствует требованиям для применения 0 ставки по НДПИ. По мнению общества, выводы налогового органа о постановке на ГБЗ в 2011, 2014, 2015 годах новых запасов, а не ранее списанных не основаны на законе, что является основанием для отмены оспариваемых решений.
Представители УФНС России по Саратовской области и Межрайонной ИФНС России №8 по Саратовской области заявленное требование оспорили по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России №8 по Саратовской области, в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2020 года, представленной 23.11.2020 ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча».
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 26.02.2021 №1231, который направлен налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и получен - 07.03.2021.
На акт камеральной налоговой проверки ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча», в порядке пункта 6 статьи 100 НК РФ, представлены возражения от 02.04.2021.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика налоговым органом принято решение от 02.07.2021 №3280 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
Указанным решением обществу начислен НДПИ за октябрь 2020 года в сумме 10 370 833,00 руб., применены штрафные санкции в размере 1 037 083,50 руб., начислены пени – 612 743,39 руб.
Не согласившись с решением налогового органа от 02.07.2021 №3280, общество обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Саратовской области. Решением УФНС России по Саратовской области от 13.09.2021 решение налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Саратовской области с заявленными требованиями.
Суд, рассмотрев заявленные требования с учетом положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговым периодом признается календарный месяц (статья 341 НК РФ).
ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» 23.11.2020 представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДПИ за октябрь 2020 года, согласно которой обществом добыта нефть в объеме 1 134,924 тонн, применена налоговая ставка 0 процентов (по подпункту 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ) и исчислена сумма НДПИ к уплате в бюджет в размере 0 рублей.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Из материалов дела следует и судом установлены следующие обстоятельства.
Добыча нефти, в проверяемый период, ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» осуществляло на основании лицензии на пользование недрами от 27.04.2018 №СРТ 01880 НЭ, выданной на срок до 25.07.2051, с целевым назначением и видами работ «для разведки и добычи полезных ископаемых». Согласно приложению к лицензии, в пределах участка недр расположено Горючкинское нефтегазоконденсатное месторождение.
Подсчет запасов нефти по Горючкинскому месторождению выполнен в 1958 году и на государственный баланс запасов поставлено в количестве 5519/1660 тыс. тонн. (геологические/извлекаемые), которое утверждено протоколом ГКЗ СССР №2477 от 20.11.1958.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Следовательно, институты, понятия и термины, не урегулированные налоговым законодательством, регулируются соответствующими отраслями права.
В соответствии со статьями 29 и 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
В приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.11.2013 № 477 «Об утверждении Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов» запасы залежей и месторождений подразделяются на:
геологические запасы - количество нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах, наличие которых в недрах доказано пробной или промышленной эксплуатацией или испытанием скважин, или обосновывается геолого-геофизическими исследованиями;
извлекаемые запасы - часть геологических запасов, которая может быть добыта из залежи (месторождения) за весь срок разработки в рамках оптимальных проектных решений с использованием доступных технологиях учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 НК РФ (понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья) в целях настоящей статьи степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья, добываемого на месторождении углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья на этом месторождении углеводородного сырья (включая потери при добыче) на его начальные запасы (для нефти - начальные извлекаемые запасы).
Из указанных норм следует, что для целей налогообложения учитываются только извлекаемые запасы нефти, отраженные в государственном балансе запасов.
Согласно Государственному балансу запасов списание извлекаемых запасов нефти производились: в 1969 году 1371 тыс. тонн, в 1976 году 12 тыс. тонн, в 1990 году 127 тыс. тонн, в 2014 году 2 тыс. тонн.
В письме Саратовского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» от 11.12.2020 № 07-04/1381 указано, что остаточные запасы Горючкинского месторождения были списаны с ГБЗ в 1969, 1990, 2014 годах (включая пласты тульского, бобриковского, мелекесского и окского горизонтов) в связи с выработкой.
Экспертным заключением от 31.05.2011 №48-11оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по залежи пласта С1bb бобриковского горизонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом №18/474-пр от 10.08.2011) установлено, что в 1990 году запасы были списаны как не подтвердившиеся.
Экспертным заключением от 26.08.2014 №48-11оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пластам II тульского горизонта и IV окского надгоризонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом №18/566-пр от 01.10.2014) подтверждено, остаточные запасы по пласту II тульского горизонта в 1976 году в количестве 240/12 (геологические/извлекаемые) списаны в виду резкого падения дебитов и давлений, дальнейшей нерентабельности добычи. Кроме того, экспертным заключением рекомендовано списать запасы нефти 502/2 тыс.тонн (геологические/извлекаемые) по пласту IV окского надгоризонта в связи с полной выработанностью.
Согласно, представленному в материалы дела, Историческому анализу ресурсной базы Горючкинского месторождения для обоснования возможности добычи нефти, проведенного ЗАО «МиМГО» (Таблица 1) осуществлено списание запасов нефти в связи с «выработкой» по пластам/горизонтам: мелекесские в 1991 году (протокол ЦКЗ МНП от 03.1991), окский в 2014 году (протокол ФАН №15/566-пр от 08.10.2014), бобриковские в 1991 году (протокол ЦКЗ МНП от 03.1991), малевские до 1990 года (ПЗ 1968 г.), а так же в связи с резким падением дебитов и пластового давления по тульским горизонтам в 1968 году.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 № 28, учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях: а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку; б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке погрузке, разгрузке и в местах хранения; в) утраты промышленного значения; г) неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых; д) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России; е) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части.
Из пункта 8 указанной Инструкции следует, что списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «а», «б», «г» пункта 6, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах «в», «д» пункта 6 производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.
Пунктом 12 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265 списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
Следовательно, списание запасов нефти в связи с добычей (извлечения из недр), потерь в процессе добычи, неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и с учета организации, повторная постановка на ГБЗ таких запасов не предусмотрена. Ранее списанные запасы по остальным основаниям могут быть поставлены на государственный баланс, если они были переведены в забалансовые запасы.
По настоящему спору списание запасов нефти по Горючкинскому месторождению осуществлено в 1969, 1990, 2014 годах в связи с неподтверждением при последующих геолого-разведочных работах или полной выработанности (фактической добычей - извлечения из недр), то есть, на момент списания спорные запасы физически отсутствовали и не могли быть поставлены вновь на государственный баланс запасов как ранее списанные в силу положений Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 № 28.
Списание запасов нефти в 1976 году 12 тыс. тонн, в виду резкого падения дебитов и давлений, дальнейшей нерентабельности добычи, так же не могут быть поставлены на государственный баланс, так как не были переведены в забалансовые запасы.
Довод общества, что для применения по НДПИ ставки 0 процентов в положении подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ не предусмотрены основания, по которым учитываются ранее списаны запасы полезных ископаемых судом откланяется, так как по Горючкинскому месторождению не осуществлялось списание запасов, которые можно повторно поставить на государственный баланс, то есть отнести к ранее списанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в 2006 году победителем аукциона на право пользования недрами в пределах Горючкинского участка недр признано ООО «Нефтяная компания «ГеоНефтьТехнология», в связи с чем выдана лицензия на пользование недрами от 26.07.2006 №СРТ 01089 НЭ, с целевым назначением и видом работ «разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Горючкинского участка».
В соответствии с пунктом 3.2 лицензионного соглашения (приложение №1 к лицензии от 26.07.2006 №СРТ 01089 НЭ) в пределах участка расположено Горючкинское нефтегазоконденсатное месторождение, открытое в 1954 году и выведенное в работу в 1956 году. По состоянию на 01.01.2015 на государственном балансе числятся запасы нефти (геологическая/извлекаемая) — 502/2 тыс. тонн. Сведения о ранее списанных запасах, а также предоставление права на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти в лицензионном соглашении отсутствуют.
Кроме того, из лицензионного соглашения и дополнениям к нему от 30.05.2007, от 23.07.2010, от 27.08.2011, 31.07.2012 следует, что владелец лицензии обязуется приступить к разработке месторождения, с проведением сейсморазведочных работ, строительством разведочной скважины и т. д. При этом владелец лицензии не освобождается от остальных обязательств, установленных лицензией на право пользования недрами с целью разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Горючкинского участка.
В силу пункта 4.7 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утверждённых приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2001 № 126, этап разведки месторождения (залежи) завершается получением информации, достаточной для составления технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождений (залежи) газа.
Экспертным заключением от 31.05.2011 №48-11оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по залежи пласта С1bb бобриковского горизонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом №18/474-пр от 10.08.2011) установлено, что после получения лицензии ООО «НК «ГеоНефтьТехнология», выведена из ликвидации скважина №57, проведены сейсморазведочные работы, что послужило основанием для уточнения геологической модели и пересчета запасов по залежи бобриковского горизонта и рекомендовано отразить изменения по графе «разведка» в количестве геологических запасов 539 тыс. тонн, извлекаемых запасов 162 тыс. тонн. В экспертном заключении указано о получении промышленного притока углеводородов.
Экспертным заключением от 26.08.2014 №48-11оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пластам II тульского горизонта и IV окского надгоризонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом №18/566-пр от 01.10.2014) подтверждено, что в результате новых сейсмических данных, впервые подсчитаны начальные запасы нефти тульского II пласта в количестве (геологические/извлекаемые) 497 / 115 тыс. тонн, изменения отражены по графе «разведка». В экспертном заключении указано получении промышленного притока углеводородов.
По пласту IV окский надгоризонт экспертным заключением от 26.08.2014 №48-11оп рекомендовано списать с ГБЗ запасы нефти (геологические/извлекаемые) 502/2 тыс. тонн в связи с полной выработанностью.
Экспертным заключением от 25.08.2015 №322-15оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по пласту IV окского надгоризонта и бобриковского горизонта Горючкинского месторождения (утверждено протоколом от 28.09.2015 №03-18/529-пр) установлено, что по результатам разведки и пересмотром данных по скв.№13, ранее не учтенных в структурных построениях запасы нефти пласта IV окского надгоризонта (C1ok) рекомендованы к постановке на ГБЗ на 01.01.2016 в количестве (геологические/извлекаемые) 83/25 тыс. тонн, по графе «разведка».
Кроме того, после проведенных новых сейсмических данных по результатам испытаний скважин увеличилась площадь нефтеносности залежи бобриковского горизонта, перестроены структурные карты и карта нефтенасыщенных толщин, рекомендовано к постановке на ГБЗ на 01.01.2016 запасов нефти 1086/ 440 тыс. тонн, по графе «разведка».
Из государственных экспертных заключений от 31.05.2011 №48-11оп, от 26.08.2014 №48-11оп, от 25.08.2015 №322-15оп следует, что поставленные на государственный баланс запасы нефти произведены в результате проведенных ООО «Нефтяная компания «ГеоНефтьТехнология» работ по разведке Горючкинского месторождения. При этом изменение запасов нефти в ГБЗ в связи с «переоценкой» и/или «передачей» не осуществлялось.
Следовательно, поставленные на государственный баланс в 2011, 2014, 2015 годах ООО «Нефтяная компания «ГеоНефтьТехнология» по Горючкинскому месторождению запасы нефти не могут относится к ранее списанным и при их добыче налоговая ставка 0 процентов, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, применению не подлежит.
Лицензия на пользование недрами от 26.07.2006 №СРТ 01089 НЭ, выданная ООО «Нефтяная компания «ГеоНефтьТехнология», в порядке пункта 6 статьи 17.1 ООО Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», переоформлена на ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча», являющемуся дочерним обществом (ООО «Нефтяная компания «ГеоНефтьТехнология» владела 100% уставного капитала). В связи с этим ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» выдана лицензия на пользование недрами от 27.04.2018 №СРТ 01880 НЭ, на срок до 25.07.2051, с целевым назначением и видами работ «для разведки и добычи полезных ископаемых».
В приложении № 6 к лицензии от 27.04.2018 №СРТ 01880 НЭ указано, что в соответствии с государственным балансом полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2015 на участке недр Горючкинского месторождения учтены запасы нефти категории А, В, С 1 (геологические/извлекаемые) 691/97 тыс. тонн, категории С2 (геологические/извлекаемые) 215/50 тыс. тонн. Сведения о ранее списанных запасах, а также предоставление права на разведку и добычу ранее списанных запасов нефти в приложениях к лицензии отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265, запасы полезных ископаемых учитываются: за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Из указанного положения следует, что учет полезных ископаемых на государственном балансе (включая списание), по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи, осуществляется в отношении каждого пользователя недр отдельно.
Таким образом, с учетом положений статьи 334, подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ юридическое лицо имеет право на применение ставки 0 процентов, если обществом осуществлялась добыча полезных ископаемых, по которым оно ранее осуществляло списание запасов полезных ископаемых.
В ходе налоговой проверки и судебного разбирательства ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» не представило доказательств, свидетельствующих о списании с государственного баланса запасов нефти, после получения лицензии от 27.04.2018 №СРТ 01880 НЭ.
В материалы дела представлены: Исторический анализ ресурсной базы Горючкинского месторождения для обоснования возможности добычи нефти, проведенного ЗАО «МиМГО» (далее исторический анализ ЗАО «МиМГО»), и экспертное заключение «Анализ разработки Горючкинского нефтегазоконденсатного месторождения Саратовской области по залежам бобриковского (С1bb), тульского II (С1tl), окского IV (C1ok IV) и мелекесского (С2mlk) горизонтов», составленное экспертами ООО ПО «Нефтеспецпроект» (далее экспертное заключение ООО ПО «Нефтеспецпроект»).
Как следует из исторического анализа ЗАО «МиМГО», в таблице 1 приведена информация о том, что на момент консервации Горючкинского месторождения (списания запасов) извлекаемые запасы нефти по мелекесскому горизонту составляли 0 тыс. тонн, по оксому надгоризонту - 2 тыс. тонн, по тульскому горизонту – 11 тыс. тонн, по бобриковсому горизонту - 0 тыс. тонн. При этом на момент расконсервации месторождения (постановки на учет) извлекаемые запасы нефти по мелекесскому горизонту составляли 159 тыс. тонн, по оксому надгоризонту - 25 тыс. тонн, по тульскому горизонту – 115 тыс. тонн, по бобриковсому горизонту - 162 тыс. тонн.
Указанные показатели свидетельствуют о том, что объемы извлекаемых списанных запасов (13 тыс.тонн) значительно ниже объемов в последствии поставленных извлекаемых запасов на учет (461 тыс.тонн), следовательно на ГБЗ были поставлены не ранее списанные запасы полезных ископаемых, а запасы нефти, выявленные в результате геологического и промыслового исследования (разведки).
В соответствии с налоговыми декларациями по НДПИ, представленными ООО «НК «ГеоНефть Технология» и ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» в налоговый орган, с 01.01.2006 по 01.10.2020 добыто нефти по Горючкинскому месторождению 82 679,828 тонн.
Таким образом, размер добытой нефти (по состоянию на 01.10.2020 - до спорного налогового периода) составил 82 679,828 тонн, что значительно превышает размер (13 000 тонн) извлекаемых запасов на момент консервации Горючкинского месторождения (списания запасов), в соответствии со сведениями исторического анализа ЗАО «МиМГО». Данные обстоятельства исключают возможность применения ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» по НДПИ в октябре 2020 года ставки 0 процентов, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Из вышеизложенного следует, что информация ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу, изложенная в письме от 10.02.2022 №02-21/117, что добыча нефти в количестве 85 тыс. т. за период с 01.01.2006 по 01.01.2021 в целом по Горючкинскому месторождению осуществлялась из ранее списанных запасов, не соответствует совокупности и взаимной связи представленных в материалы дела доказательств.
Доводы ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» сводятся в т.ч. к тому, что списание в 1969, 1990, 2014 годах запасов нефти осуществлялось в связи с ухудшением качества запасов полезных ископаемых (включая появление пластовой воды).
При этом обществом не учитывается, что по НДПИ налоговая ставка 0 процентов по добыче ранее списанных запасов, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, ограничено и не применяется в случае ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения.
Согласно экспертному заключению, проведенному ООО ПО «Нефтеспецпроект», экспертами сделан вывод, что ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» ведет добычу нефти из ранее списанных горизонтов выработанного Горючкинского месторождения. Кроме того, залежи после 20-летнего перерыва, в связи с восстановлением пластового давления, восстановились. При этом эксперты не дают оценку запасам нефти Горючкинского месторождения и не опровергают вывод налогового органа о том, что ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» в проверяемый период (октябрь 2020 года) осуществлялась добыча нефти, запасы которой выявлены и поставлены на государственный баланс в результате разведки, а не ранее списанной.
В ходе судебного разбирательства ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» заявлено ходатайство о назначении судебно-геологической экспертизы, в котором общество просило поставить следующие вопросы подлежащие разрешению:
1. Означает ли утверждение о том, что, если запасы были списаны по выработке (сняты с Гос.баланса) в прошлые годы, то фактически на сегодняшний момент их в недрах не осталось?
2. Возможно ли возобновление добычи из ранее списанных горизонтов (интервалов) с Гос.баланса, на которых числились запасы?
3. Действительно ли утверждение, что в настоящее время ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» осуществляет добычу из горизонтов (интервалов), по которым ранее велась добыча, и с которых в прошлые годы были списаны запасы (сняты с Гос.баланса)?
4. Верно ли утверждение, что если произведен пересчет запасов по той же залежи через короткий промежуток времени, то это говорит о том, что это запасы новой залежи (новые запасы)?
Суд, рассмотрев в порядке ст. 159 АПК РФ ходатайство, отклонил его как процессуально необоснованное.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Из содержания статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. При этом из анализа названных правовых норм следует вывод, что назначение либо отказ в назначении экспертизы относится к компетенции суда исходя из конкретных обстоятельств дела и при наличии для того соответствующих оснований.
В пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения законодательства об экспертизе» даны разъяснения, что определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.
По настоящему делу налогоплательщик оспаривает ненормативный акт налогового органа, в связи с несогласием с выводами в применении пониженной ставки в размере 0 % по НДПИ за октябрь 2020 года, предусмотренной подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ, связанной с добычей ранее списанных запасов полезных ископаемых (нефти).
Данные правоотношения регулируются нормами налогового законодательства, а также законодательством регулирующего порядок постановки на учет и списание запасов нефти в государственном балансе запасов. При этом обстоятельства добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых подлежат доказыванию надлежащими доказательствами, полученными в ходе налоговой проверки и представленными сторонами в ходе судебного разбирательства.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Налоговый орган пояснил, что не отрицает осуществление добычи полезных ископаемых (нефти) налогоплательщиком на Горючкинском месторождении из горизонтов (интервалов) ранее ликвидированных скважин.
Добыча поставленных на государственный баланс полезных ископаемых (нефти) в результате проведения работ по разведке, а не ранее списанных запасов, подтверждается анализом действующего законодательства Российской Федерации и доказательствами представленными сторонами в материалы дела.
При этом, обществом были поставлены вопросы и на них получены ответы в экспертном заключении, проведенном ООО «Нефтеспецпроект» по инициативе ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» в досудебном порядке.
Изложенные ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» в ходатайстве вопросы для экспертов по сути сводятся к правовой оценке (правомерности) утверждений, сделанных налоговым органом в оспариваемом решении.
Вопросы, сформулированные обществом, направлены на правовую оценку наличия у общества права по НДПИ на применение налоговой ставки 0%, в порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, ходатайство общества о назначении судебно-геологической экспертизы судом отклонено, так как поставленные перед экспертами вопросы связаны с оценкой права и правовых последствий и имеющихся в материалах дела доказательств.
Совокупность и взаимная связь доказательств, представленных в материалы дела, указывает об отсутствии у ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» оснований для применения по НДПИ налоговой ставке 0 процентов в октябре 2020 года в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ, в отношении нефти налоговая ставка составляет 919 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 НК РФ.
Из декларации, представленной ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча», по НДПИ за октябрь 2020 года следует, что обществом добыта нефть в объеме 1 134,924 тонн. По результатам проверки налогового органа ставка НДПИ за октябрь 2020 года составила 9137,9105 руб. за тонну.
С учетом ставки, действующей в налоговом периоде и объема добытой нефти, сумма заниженного ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» к уплате налога за октябрь 2020 года составила 10 370 833,00 руб.
Факт совершенного налогового правонарушения подтверждается материалами дела, размер начисленных штрафа, по пункту 2 статьи 122 НК РФ, уменьшенный в 2 раза, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, а также пени начислены правомерно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговым органом обоснованно произведено доначисление налога на добычу полезных ископаемых за октябрь 2020 год, начисление соответствующих сумм пени и штрафа.
В соответствии с положениями части 2 статьи 9, частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, в том числе несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в связи с чем в данном случае несогласие общества с установленными налоговым органом обстоятельствами не свидетельствует о недоказанности таких обстоятельств, при отсутствии доказательств обратного.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча».
Нарушения прав заявителя судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ООО «ЛюксНефтеТрансДобыча» требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Саратовской области по настоящему делу от 13.10.2021г., отменить.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева