АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
14 марта 2022 года
Дело №А57-22904/2021
Резолютивная часть решения изготовлена 04 марта 2022 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2022 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем К.В. Юрасовой, рассмотрев материалы дела по заявлению Жилищно-строительного кооператива «На Большой Горной»
Заинтересованное лицо:
1. Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов»
2. ФИО1
о признании незаконным изложенное в акте проверки органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 1а/488 от 14.07.2021 решение Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличии в действиях ЖСК «На Большой Горной» нарушения обязательных требований законодательства, а именно: части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в отношении начислений платы за содержание котельной;
о признании незаконным предписания Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов» об устранении нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством при начислении платы за коммунальные услуги № 1п/488 от 14.08.2021
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 22.04.2021, удостоверение адвоката обозревалось,
от Комитета по ЖКХ Администрации МО г. Саратов – ФИО3 по доверенности от 11.01.2021, диплом о ВЮО обозревался,
ФИО1 – лично, паспорт обозревался,
у с т а н о в и л: Жилищно-строительный кооператив «На Большой Горной» обратился в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц, заявленные требования оспорили по основаниям, изложенным в отзыве.
Материалами дела установлено, что на основании распоряжения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 488-р от 25.06.2021 о проведении внеплановой документарной проверки в связи с обращением гражданина Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов» была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЖСК «На Большой Горной» обязательных требований жилищного законодательства, а именно соблюдения требований законодательства при начислении платы «содержание котельной», выставленной собственникам помещений, проживающим по адресу: <...>.
В результате проведенной проверки Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования «Город Саратов»14.07.2021составлен акт проверки № 1а/488, вынесено предписание № 1п/488 об устранении нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством, при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, которым ЖСК «На Большой Горной» предписано следующее: в срок до 14.09.2021, провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений, указанных в акте от 14.07.2021 № 1а/488 и обеспечить соблюдение обязательных требований, установленных частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491:
- произвести перерасчет начисленной собственникам помещений в многоквартирном доме № 215 по ул. Большая Горная г. Саратова платы по статье «содержание жилья (котельная)» в размере 4,00 руб./кв.м с декабря 2020 года, а именно: произвести снятие начисленной платы по данной статье;
- прекратить начисление собственникам помещений в многоквартирном доме № 215 по ул. Большая Горная г. Саратова платы по статье «содержание жилья (котельная)» в размере 4,00 руб./кв.м. до момента устранения выявленных нарушений, указанных в акте от 14.07.2021 № 1а/488.
Предписание выдано на основании выявленных нарушений части 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, пункт 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативным правовым актом признаётся акт государственного органа, органа местного самоуправления, содержащий властные положения, обязательные требования, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц, иные правовые последствия для проверяемого лица.
Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений выдаётся лицу, которое, по мнению административного органа, допустило нарушения обязательных требований или требований, установленных нормативно - правовыми актами.
Из анализа части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
На основании закона Саратовской области от 30.03.2021 № 34-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» отдельными государственными полномочиями Саратовской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.06.2021 № 1485 «Об организации осуществления отдельных государственных полномочий Саратовской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществление указанных отдельных государственных полномочий возложено на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов».
Статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки могут являться обращения в простой письменной форме либо в форме электронных документов.
В связи с поступлением обращения гражданина № 02-53/41 в от 09.06.2021, в соответствии с распоряжением № 488 от 25.06.2021, Комитетом по ЖКХ была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЖСК «На Большой Горной» обязательных требований жилищного законодательства, а именно - соблюдения требований законодательства при начислении платы «содержание котельной», выставленной собственникам помещений, проживающим по адресу <...>».
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов), а именно: плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (часть 8 статьи 156 ЖК РФ).
В уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительныхи паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственностиза нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива (часть 1 статьи 113 ЖК РФ).
Органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива (статья 115 ЖК РФ).
Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (статьи 116, 117 ЖК РФ).
Порядок деятельности правления жилищного кооператива и порядок принятия им решений устанавливаются уставом и внутренними документами кооператива (положением, регламентом или иным документом кооператива). Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива, избирает из своего состава председателя кооперативаи осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (статья 118 ЖК РФ).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ (пункт 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее - Правила № 491).
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (пункты 29, 33 Правил № 491).
В состав общего имущества включается предназначенное для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (пункт 2 Правил № 491).
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством при избранном способе управления многоквартирным домом (жилищно-строительный кооператив (ЖСК) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления ЖСК. Если котельная входит в состав общего имущества, то ее обслуживание должно быть учтено в составе платы за «содержание жилого помещения».
Органами управления ЖСК «На Большой Горной» являются: общее собрание членов кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти; правление кооператива; председатель правления кооператива (пункт 4 Устава ЖСК «На Большой Горной», далее - Устав ЖСК).
На основании решения общего собрания членов жилищно-строительного кооператива доход от его хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные Уставом жилищно-строительного кооператива (пункт 2.5 Устава ЖСК).
В случае если после утверждения ежегодного баланса у кооператива образуются убытки, то члены кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов в размере и сроки, установленные общим собранием членов кооператива. Решение о внесении целевых взносов при необходимости принимает правление и определяет размер и сроки их оплаты (пункт 2.10 Устава ЖСК).
К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) относится, в том числе: утверждение предельных размеров расходования средств на обеспечение деятельности кооператива; утверждение приходно-расходных смет, сметы расходов на содержание кооператива и отчетов об их исполнении.
Решение общего собрания членов кооператива (уполномоченных) оформляется протоколом (пункты 4.1.5, 4.1.6 Устава ЖСК).
Правление кооператива планирует хозяйственную и финансовую деятельность кооператива; распоряжается средствами ЖСК в соответствии с утвержденным бюджетом, сметой доходов и расходов; определяет размер вступительных, паевых, дополнительных паевых и целевых взносов, устанавливает сроки их внесения и направления использования (пункт 4.2.6 Устава ЖСК).
Таким образом, согласно Уставу ЖСК «На Большой Горной» общее собрание членов кооператива утверждает смету доходов и расходов, правление кооператива определяет размер целевых взносов.
Согласно протоколу от 29.09.2020 № 1/2020 на очередном общем собрании членами ЖСК «На Большой Горной» пятым вопросом повестки дня утверждена смета доходов и расходов ЖСК «На Большой Горной» на 2020-2021 годы (приложение № 11 к протоколу).
В данной смете графа «размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома» отсутствует.
В разделе I сметы указаны расходы на содержание и ремонт сданной в эксплуатацию части жилого дома № 215 по ул. Большая Горная, а именно: «обслуживание сетей электроснабжения по договору», «обслуживание лифтов по договору», «освидетельствование лифтов», «страхование лифтов», «обслуживание по договору с Ростелеком (интернет и счетчики)», «фонд оплаты труда», «налоги 30,9%», «содержание офиса», «услуги банка по договору», «продление действия электронной подписи», «текущие расходы», «непредвиденные расходы (2%)».
Итого по разделу I сметы (блок секции А,Б,В,Г) размер расходов указан 26,80 руб./мес. с 1 кв.м. Ниже записи «итого по разделу I сметы (блок секции А,Б,В,Г) 26,80» находится запись «содержание котельной 4,0» (в столбце измерение указано в руб./мес. с 1 кв.м).
Согласно протоколу от 29 сентября 2020 №1/2020 на очередном общем собрании членами ЖСК «На Большой Горной» шестым вопросом повестки дня утвержден размер платы за содержание и ремонт жилья на 2020-2021 год в размере 26,8 руб. с 1 кв.м.
Запись об утверждении размера платы за «содержание котельной» в указанном протоколе отсутствует.
Таким образом, на общем собрании, оформленном протоколом от 29.09.2020 № 1/2020, на основании утвержденных «расходов на содержание и ремонт сданной в эксплуатацию части жилого дома № 215 по ул. Большая Горная», члены кооператива ЖСК «На Большой Горной» утвердили размер платы за содержание и ремонт жилья на 2020-2021 год в размере 26,8 руб./кв.м.; размер платы за «содержание котельной», не вошедшей в состав платы за содержание и ремонт жилья, не утвержден.
При этом в платежных документах, направляемых собственникам помещений многоквартирного дома № 215 по ул. Большая Горная г. Саратова, с декабря 2020 года предъявляется плата «содержание жилья (котельная)» в размере 4,0 руб./кв.м., не вошедшая в состав платы за содержание жилья и не утвержденная органами управления ЖСК «На Большой Горной».
Таким образом, в действиях ЖСК «На Большой Горной» были выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства (части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) при начислении платы «содержание жилья (котельная)», выставленной собственникам помещений, проживающим по адресу: <...>.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание обоснованно, нарушения прав и законных интересов заявителя в рассматриваемом деле выданным предписанием судом не установлено, при указанных обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, обратившегося в суд лица.
Учитывая изложенное, суд применяет положения части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказывает в признании недействительным ненормативного право акта.
Требование заявителя о признании незаконным изложенное в акте проверки от 04.10.2021 решение Комитета по ЖКХ о наличии в действиях ЖСК «На Большой Горной» нарушения обязательных требований законодательства, а именно: части 8 статьи 156 ЖК РФ, пункта 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в отношении начислений платы за содержание котельной, подлежит прекращению на основании следующего.
Результатами проверки являются акт проверки и принятые на основании него документы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Акт проверки не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения правонарушения, и служит одним из доказательств по делу.
Оспариваемый заявителем акт проверки не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, содержит лишь описание выявленных в ходе проверки нарушений.
Учитывая изложенное, в части отражения результатов проведенной внеплановой документарной проверки оспоренный акт проверки свойствами ненормативного правового акта не обладает, не содержит указаний об осуществлении каких-либо властно-обязывающих действий, в связи с чем, требование об оспаривании акта не может являться предметом самостоятельной судебной оценки, а потому производство по требованию заявителя о признании незаконным изложенное в акте проверки решение подлежит прекращению судом на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные заявителем доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на ошибочном толковании требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным предписания Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.07.2021 № 1п/488 отказать.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья А.И. Михайлова