АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 09 ноября 2016 года | Дело № А57-23397/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев судебном заседании дело по заявлениюУправления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Саратов
заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Саратов
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ с административным приостановлением деятельности на срок девяносто суток
при участии в судебном заседании: заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом; от заинтересованного лица – ФИО1 лично на основании паспорта (паспорт обозревался);
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Государственного автодорожного надзора по Саратовской области с заявлениемо привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на срок девяносто суток за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Согласно ч.4 ст.137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства участников процесса и непоступление от участников процесса возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО1 имеет лицензию № АСС-64-404952 от 07.10.2008г. на право осуществления перевозок пассажиров, выданную УГАДН по Саратовской области. Осуществляет перевозки пассажиров.
УГАДН по Саратовской области на основании приказа от 08.09.2016г. № 987 в отношении ИП ФИО1 была проведена проверка соблюдения обязательных требований, регламентирующих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.
При осуществлении 12.09.2016 года проверки были выявлены следующие нарушения, допущенные ИП ФИО1:
- индивидуальным предпринимателем ФИО1 не предоставлены листы собеседований с водителями;
- индивидуальным предпринимателем ФИО1 мероприятия по совершенствованию навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП не проведены;
- Индивидуальным предпринимателем ФИО1 не осуществляется сверка данных о ДТП в ГИБДД;
- Индивидуальным предпринимателем ФИО1 не организован контроль за периодическим медицинским осмотром водителей.
Также в ходе проверки установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области № А57-26358/2015 от 10.12.2015г. ИП ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 12.09.2016г. № 277.
12 сентября 2016 года государственным инспектором ОААН УГАДН по Саратовской области ФИО2 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 010000421 действия предпринимателя квалифицированы по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
В порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Исследовав событие административного правонарушения, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно ст.8 названного Закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ, утверждённым Постановлением Правительства РФ, лицензионные требования и условия устанавливаются положением о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензионные требования и условия для перевозки пассажиров автомобильным транспортом определены в п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 г
В соответствии с п.4 названного Положения лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;
в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);
е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха;
ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с п.5 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 г., осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «А», «Г» - "И" пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 г., имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.03.2015г. №59 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Данный Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - профессиональный отбор, транспортные средства), и их профессионального обучения.
В соответствии с пунктом 9 Порядка в случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование) – пункт 10 Порядка.
Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет (пункт 11 Порядка).
В ходе проверки административным органом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не предоставлены листы собеседований с водителями.
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить обязательные медицинские осмотры и мероприятия по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Однако индивидуальным предпринимателем ФИО1 мероприятия по совершенствованию навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП не проведены.
В соответствии с п.12 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014г. № 7, субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н.
Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации предусматривает обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей (п.1.5).
В ходе проверки административным органом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не организован контроль за периодическим медицинским осмотром водителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, которые содержат следующие положения:
Владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения (пункт 15).
Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 16).
Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт 17).
Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт 18).
В ходе проверки административным органом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не осуществляется сверка данных о ДТП в ГИБДД.
Вина предпринимателя ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 12.09.2016 №010000421, актом проверки от 12.09.2016 № 277. Согласно объяснениям, отраженным в протоколе и заявлении, предприниматель с нарушениями согласен.
Как было указано выше решением Арбитражного суда Саратовской области № А57-26358/2015 от 10.12.2015г. ИП ФИО1 ранее привлекался к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
По мнению суда, выявленное нарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, при вынесении протокола об административном правонарушении Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области были соблюдены.
Таким образом, заявителем представлены доказательства совершения предпринимателем правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области в соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях правомерно составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Поскольку, согласно ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, влекущих административную ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, отнесены к компетенции судьи, Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области правомерно обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предпринимателя объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а также принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины предпринимателя в совершении правонарушения.
Таким образом, суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правомерному выводу, что указанные обстоятельства свидетельствует о грубом нарушении предпринимателем лицензионных требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Применение вида и размера административного наказания за конкретное правонарушение зависит от санкции соответствующей нормы КоАП РФ и учитываемых при назначении наказания обстоятельств, доказательства, в подтверждении которых могут быть представлены как административным органом, так и привлекаемым к ответственности лицом.
Максимальным наказанием за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности - мера административного наказания, выраженная во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, либо в случае совершения административного правонарушения, в том числе, в области общественной безопасности.
Данные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В рассматриваемом случае арбитражный суд считает возможным назначить наказание за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.1, ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, 15.05.1955года рождения, уроженца г.Саратова, зарегистрированного по адресу: <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), к административной ответственности по части 4 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Решение о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 206, 257, 260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа - УФК МФ РФ по Саратовской области, УГАДН по Саратовской области, ИНН – <***>, КПП 645201001, ОКТМО - 63701000, Банк – отделение Саратов г. Саратов, счет получателя 40101810300000010010, БИК 046311001, КБК 10611690040046000140, УИН 10660442160100004214.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура