ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-2358/2022 от 10.08.2022 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

15 августа 2022 года

Дело №А57-2358/2022

резолютивная часть решения оглашена 10.08.2022 года

решение изготовлено в полном объеме 15.08.2022 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумуковым И.Р., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Калганова Игоря Николаевича, ОГРНИП 320645100022163, ИНН 644801828437

к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, 410012, Саратовская область, Саратов город, Университетская улица, зд 45/51, стр 1, ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996

третье лицо: Министерство финансов Саратовской области, 410042, Саратовская область, Саратов город, Московская улица, 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341

о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение и взыскании средств субсидии

при участии в судебном заседании представителей: истца – Слепухина С.С. по доверенности от 26.01.2022 г., а/у на обозрение суда, Калганова И.Н. паспорт обозревался, ответчика - Новикова М.В. - по дов. от 21.02.2022г., диплом, паспорт на обозрение суда

У С Т А  Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Калганов Игорь Николаевич с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, третье лицо: министерство финансов Саратовской области  об обязании в течение пяти дней со дня вынесения решения суда заключить с ИП Калгановым И.Н. дополнительное соглашение о предоставлении субсидии на сумму 3 614 158 руб. 56 коп. к соглашению от 05 октября 2021 года № 10-2021-70222; взыскании с Министерства сельского хозяйства Саратовской области в пользу Калганова Игоря Николаевича недоплаченную субсидию в размере 3 614 158 руб. 56 коп., затраты на оплату госпошлины в размере 41 071.

В судебное заседание, назначенное на 10.08.2022г. на 13час.30мин., явились представители сторон и ответчик, Калганов И.Н.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.

Неявка в заседание арбитражного суда третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени разбирательства дела, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявлений по статьям 24,47,48,49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67,68,75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддерживает исковые требования.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо в отзыве на иск просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, в отзыве и пояснениях ответчика, третьего лица, заслушав истца и его представителя, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, ИН Глава КФХ Калганов И.Н. является сельскохозяйственным товаропроизводителем и осуществляет деятельность в области растениеводства, включая закладку и уход за многолетними насаждениями.

05 октября 2021 года между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и индивидуальным предпринимателем Калгановым Игорем Николаевичем заключено соглашение №10-2021-70222 о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области.

В соответствии с п.2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Представителю как получателю средств бюджета Саратовской области.

Вышеуказанное соглашение заключено на основании Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 11 марта 2016 года № 99-П.

Согласно указанному положению Ответчик является главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в форме субсидий (п. 2).

Согласно порядку, установленному в п. 10 Положения, по результатам рассмотрения заявок на предоставление субсидий министерство принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 настоящего Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов. Решение министерства формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии.

Свои исковые требования истец основывает на том, что 01 октября 2021 года Министерством утвержден реестр получателей субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники № 6, в котором под номером 9 значится ИП Глава КФХ Калганов И.П. с утвержденной общей суммой субсидии к выплате 7 827 600 рублей, а также общей суммой субсидии к выплате в пределах лимитов бюджетных обязательств в размере 4 213 441 рубль 44 копейки.

Истец считает, что основанием для определения размера предоставляемой субсидии является реестр, утверждаемый Министерством по результатам рассмотрения заявок претендентов. На основании указанного реестра осуществляется заключение соглашения о предоставлении субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных по состоянию на дату утверждения реестра, а дополнительное предоставление субсидий осуществляется в случае увеличения министерству лимитов бюджетных обязательств в пределах сумм, утвержденных ранее реестром.

Как указывает истец, в декабре 2021 года Министерству были увеличены лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем Калганов И.Н. обратился к ответчику с заявлением о заключении дополнительного соглашения к соглашению о предоставлении субсидии на сумму 3 614 158 рублей 56 копеек.

В связи с тем, что Министерство отказало Калганову И.Н. в заключении дополнительного соглашения со ссылкой на отсутствие факта увеличения лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году, истец обратился в суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, суд установлено следующее.

В рамках постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021) субсидии предоставляются в форме отбора путем запроса предложений: на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники; на возмещение части затрат на поддержку производства зерновых и зернобобовых культур.

Согласно   пункту    15    постановления   Правительства   Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021) субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство полного комплекта необходимых документов.

Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается индивидуально, исходя из ставки субсидии на 1 гектар посевной площади, исходя из порядка очередности для лимитирования к выплате с учетом лимитов бюджетных обязательств, выделенных в рамках определенного направления субсидирования (приложение № 1, № 12 к приказу минсельхоза Саратовской области от 04.02.2022 № 27-пр).

По результатам рассмотрения заявок министерство принимает решение о признании участников отбора соответствующих требованиям, установленным пунктами 4, 7 настоящего Положения, представивших документы, предусмотренные пунктами 8, 9 настоящего Положения, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов. Решение министерства формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии (пункт 10 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021).

Результатом рассмотрения заявок с необходимым документами на отбор служит заключение соглашения о предоставлении средств субсидии в текущем финансовом году (пункт 9, 4 абзац пункта 14 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021)).

ИП глава КФХ Калганов И.Н. под номер 9 был утвержден реестром №6 в качестве получателя субсидии по направлению субсидирования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с суммой субсидии к выплате 5961600рублей за 82,8 Га и 1 866 000 рублей за 62,2 Га (7 826 600 рублей), с суммой фактического предоставления в рамках лимитов бюджетных обязательств                          2 347 441,44 рублей за 82,8 Га и 1 866 000 рублей за 62,2 Га, всего -4 213 441,44 рублей.

Министерством сельского хозяйства Саратовской области с ИП главой КФХ Калгановым И.Н. было заключено соглашение от 05.10.2021 № 10-2021-70222 о предоставлении субсидии на сумму 4 213 441,44 рублей на основании заявления о предоставлении субсидии от 13.09.2021 на сумму 4 213 441,44 рублей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в рамках данного реестра на общую сумму                             12 499 691,44 рублей.

Данная сумма субсидии к выплате в размере 4 213 441,44 рублей была получена ИП главой КФХ Калгановым И.Н., что подтверждается платежным поручением №635095 от 07.10.2021г.

Согласно   пункту    12   постановления   Правительства   Саратовской области от 11.03.2016 №99-П (ред. от 28.07.2021) между Министерством сельского хозяйства Саратовской   области   и получателем  субсидии  может  быть  заключено дополнительное соглашение к соглашению (в том числе о расторжении соглашения)   в   соответствии   с   типовыми  формами, установленными министерством  финансов  Российской   Федерации,   в   случаях изменения реквизитов сторон и (или) исправления технических ошибок, а также в случае уменьшения (увеличения) министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Из   смысла   положения   пункта   12   постановления   Правительства Саратовской области от 11.03.2016 №99-П (ред. от 28.07.2021) заключение дополнительного    соглашения  к    ранее    заключенному   соглашению Министерством сельского хозяйства Саратовской области и получателем субсидии является правом ответчика, а не его обязанностью.

Дополнительное соглашение заключается в течение 5 рабочих дней со дня обращения получателя субсидии, содержащего предложения о внесении изменений в соглашение или о расторжении соглашения.

При этом, данные требования к порядку проведения отбора и его участникам, результатом которого выступают соглашения о предоставлении средств субсидии, распространяются и на дополнительные соглашения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Каждый   отбор   по   распределению   средств   субсидии   среди   его участников   осуществляется    в   соответствии    с   лимитами   бюджетных обязательств Министерством сельского хозяйства Саратовской области, что определено подпунктом 2.1 типового соглашения о предоставлении субсидии (приказ Минфина Саратовской области от 30.12.2016г. №579 (ред. от 19.06.2017г.).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ лимиты бюджетных обязательств представляют собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетная роспись является документом, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом (статья 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ).

Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Приказом Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 (ред. от 30.12.2020) установлен порядок составления, утверждения и внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета, бюджетные росписи главных распорядителей средств областного бюджета, лимиты бюджетных обязательств и кассовый план и о методологии прогнозирования временных кассовых разрывов.

Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на финансовый год и на каждый год планового периода в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сводной росписью, бюджетными росписями главных распорядителей на финансовый год и на плановый период, по расходам с указанием кодов и наименований разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, а также направлений (пункт 10 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Отдел исполнения Минфина Саратовской области не позднее чем за пять рабочих дней до начала очередного финансового года формирует и доводит до главных распорядителей уведомления о бюджетных ассигнованиях по расходам областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 4 и 4а к приказу Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 (пункт 7 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Главные распорядители (главные администраторы источников) не позднее чем за три рабочих дня до начала очередного финансового года на основании доведенных министерством уведомлений, указанных в пункте 7 настоящего приказа Минфина Саратовской области, формируют и утверждают:

а)      бюджетную роспись по расходам областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 6 и 6а к настоящему приказу Минфина Саратовской области соответственно;

б)    бюджетную роспись по источникам финансирования дефицита областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по формам согласно приложениям № 7 и 7а к настоящему приказу Минфина Саратовской области соответственно.

Разделом 3 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226 определены правила внесения изменений в сводную роспись, бюджетные росписи главных распорядителей, лимиты бюджетных обязательств и кассовый план.

Внесение изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план в течение финансового года осуществляется Минфином Саратовской области посредством внесения изменений в них (пункт 24 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

При этом, внесение изменений в сводную роспись осуществляется Минфином Саратовской области в связи с:

-принятием законов области о внесении изменений в закон о бюджете;

-поступлением в Минфином Саратовской области письменных ходатайств главных администраторов бюджетных средств с предложениями по внесению изменений в сводную роспись по основаниям, установленным статьями 217 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, статьей 7.2 Закона Саратовской области от 16 января 2008 года № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области», либо установленных отдельными положениями закона области об областном бюджете (пункт 25 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ установлено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе:

-       в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем
финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов
за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;

-        случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах средств, необходимых для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых
являлись такие субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с требованиями, установленными настоящим кодексом.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись уменьшение     бюджетных     ассигнований,  предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного (муниципального) долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете не допускается.

Внесение изменений в лимиты бюджетных обязательств и кассовый план осуществляется министерством по мере поступления доходов и источников, соответствующих письменных ходатайств главных администраторов бюджетных средств (пункт 26 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Предложения по внесению изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам и по источникам представляются главными распорядителями, главными администраторами источников в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде с использованием автоматизированного удаленного рабочего места в отраслевой отдел министерства (пункт 30 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

В случае, если в ходатайстве предлагается уменьшение бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, то оно должно содержать обязательство главного распорядителя о недопущении образования кредиторской задолженности по уменьшаемым бюджетным ассигнованиям (пункт 25 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

В случае если внесение изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам обусловлено увеличением безвозмездных или иных поступлений, имеющих целевое назначение (за исключением расходов по предоставлению межбюджетных трансфертов местным бюджетам, распределение которых утверждается соответствующими изменениями в закон о бюджете), отраслевые отделы министерства на основании данных главных администраторов доходов областного бюджета одновременно с подготовкой уведомлений по внесению изменений в сводную роспись, лимиты бюджетных обязательств, кассовый план по расходам осуществляют подготовку соответствующих уведомлений об изменении показателей кассового плана по доходам и (или) по источникам (пункт 31 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 № 226).

Решения о внесении изменений в сводную роспись в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, принимаются министром финансов области и оформляются путем формирования в установленном порядке соответствующих уведомлений.

В силу пункта 32 приказа Минфина Саратовской области от 14.12.2012 №226 отраслевой отдел Минфина Саратовской области на основании письменного ходатайства главного администратора бюджетных средств подготавливает:

а)   два экземпляра уведомления об изменении бюджетных ассигнований
по расходам на текущий финансовый год и (или) на плановый период по
формам согласно приложениям № 19, 19а к настоящему положению
соответственно;

б)  два экземпляра уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам на текущий финансовый год по форме согласно приложению № 20 к настоящему Положению и (или) два экземпляра уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств на плановый период по форме согласно приложению № 20а к настоящему положению;

в)   два экземпляра уведомления об изменении бюджетных ассигнований
по источникам на текущий финансовый год и (или) на плановый период по
формам согласно приложениям № 21, 21а к настоящему положению
соответственно;

г)   два экземпляра уведомления об изменении показателей кассового
плана по доходам на текущий финансовый год по форме согласно
приложению № 22 к настоящему положению.

Таким образом, внесение изменений в сводную роспись осуществляется по причине изменения объема бюджетных ассигнований путем увеличения или уменьшения лимитов бюджетных обязательств, либо сохранения объема бюджетных ассигнований путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств.

При перераспределении лимитов бюджетных обязательств не требуется внесение изменений в закон о бюджете, поскольку пределы доведенных бюджетных ассигнований не изменяются.

При увеличении или уменьшения лимитов бюджетных обязательств требуется внесение изменений в закон о бюджете, так как объем ранее бюджетных ассигнований изменяется.

В случае субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, в 2021 году имело место перераспределение средств субсидии в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год, на иные направления расходования областного бюджета.

В 2021 году объем бюджетных ассигнований по субсидированию возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, не менялся, внесение изменений в закон области о бюджете в последнем квартале 2021 года по этому направлению не происходило.

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021) каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств Минсельхоза Саратовской области.

Министерством сельского хозяйства  Саратовской области согласно закону области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в рамках реализации подпрограммы 1 «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции,    сырья    и    продовольствия»    государственной    программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 29 декабря 2018 года № 750-П.

Пунктом 5 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П среди прочих направлений субсидирования предусмотрено возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

26 декабря 2020 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено соглашение № 082-09-2021-154 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2021 - 2023 годах на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Согласно пункту 2.1 настоящего соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Саратовской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 445 663 146 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2 данного соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Саратовской области в рамках обусловленного соглашения, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 89 %, составляет в 2021 году не более 396 640 200 рублей.

Объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил 161 771 011,24 рублей - по коду БК: R 5021 и коду строки 0101 (приложение № 1 к соглашению от 26.12.2020 № 082-09-2021-154).

15 октября 2021 года между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области было заключено дополнительное соглашение № 082-09-2021-154/3 в связи с внесением изменений в приложение № 1 к соглашению.

Согласно обновленным данным в содержании приложения № 1 к соглашению от 26.12.2020 № 082-09-2021-154 изменился объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования   на   возмещение   части   затрат   на   закладку   и   уход   за многолетними   насаждениями,   включая   питомники,   который   составил 168 811 210,77 рублей - по коду БК: R5021 и коду строки 0101.

В уведомлении о лимитах бюджетных обязательств и показателях кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год от 20 декабря 2020 года обозначено, что лимит бюджетных обязательств за 2021 год по направлению субсидирования по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, составил в размере 159 991 530,12 рублей по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R.5021 (раздел 0405) с разбивкой на 2,3,4 квартал по показателям кассового плана.

Совокупный объем лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета на 2021 год по направлению расходов на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования -                       2 161 086 600 рублей.

На протяжении 2021 года происходило изменение лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в пределах нормативного размера средств субсидии по расходам областного бюджета на 2021 год путем перераспределения лимитов бюджетных обязательств с одной строки на другую строку БК КЦСР, в том числе по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R5021.

Данные изменения отражены по коду БК КЦСР: 5Г 1 01 R 5021 в соответствующих уведомлениях об изменении лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана по расходам областного бюджета на 2021 год (уведомления от 29.01.2021 № 393, от 29.01.2021 № 1-394, от 02.07.2021 № 7-21, от 02.07.2021 № 7-22, от 16.07.2021 № 7-105, от 16.08.2021 № 7-106, от 12.11.2021 № 11-187, от 12.11.2021 № 11-189, от 08.12.2021 № 12-78, от 08.12.2021 № 12-79).

Во исполнение публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» по письменным ходатайствам минсельхоза Саратовской области Минфином Саратовской области осуществлялось перераспределение лимитов бюджетных обязательств.

Каждый отбор по распределению средств субсидии среди его участников осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств минсельхоза Саратовской области, что определено подпунктом 2.1 типового соглашения о предоставлении субсидии (приказ Минфина Саратовской области от 30.12.2016 № 579 (ред. от 19.06.2017).

По результатам рассмотрения заявок Министерство сельского хозяйства  Саратовской области принимает решение о признании участников отбора, соответствующих требованиям, установленным постановлением Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П, представивших соответствующие документы, получателями субсидии и ранжирует получателей субсидии в соответствии с датой и временем представления заявки и документов.

Решение Министерством сельского хозяйства  Саратовской области формируется в форме утверждения реестра получателей субсидии (пункт 10 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П).

Согласно реестрам № 1, 6 ИП глава КФХ Калганов И.Н. является получателем субсидии в 2021 году из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

Всего за период 2021 года по предоставлению субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, утверждено 7 реестров.

Последний реестр получателей субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, был утвержден 29.12.2021г.

05.10.2021г. между Министерством сельского хозяйства Саратовской области и Главой КФХ Калгановым И.Н. было заключено соглашение на представление из бюджета Саратовской области в 2021г. субсидии в целях возмещения затрат получателя, связанных с возмещением части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники.

В соответствии с пунктом 2.1 данного соглашения размер субсидии в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных представителю как получателя средств бюджета Саратовской области. По кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели указанные в разделе 1 настоящего соглашения, составил в 2021г. 4213441,44 руб.- по коду БК 009 0405 5Г 1 09 R5021 811.

Данные средства субсидии были получены истцом в полном объеме.

Таким образом, с  момента доведения средств субсидии до получателя субсидии обязательства со стороны Министерством сельского хозяйства Саратовской области  в рамках заключенного соглашения между сторонами были исполнены в полном объеме. Дополнительные обязательства по дофинансированию в будущем размера субсидии истцу  Министерство не несет.

Дополнительные соглашения в связи с увеличением размера субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, с иными получателями субсидии не заключались.

В настоящее время бюджетные средства на покрытие данных мероприятий по субсидированию распределены среди участников отбора.

В 2021 году осуществлялось перераспределение средств субсидии в связи с образованием экономии в ходе исполнения областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования, предусмотренных на текущий финансовый год.

При этом, объем бюджетных ассигнований по субсидированию возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, не менялся, внесение изменений в закон области о бюджете в последнем квартале 2021года по этому направлению не происходило.

При таких обстоятельствах, Министерством сельского хозяйства Саратовской области обоснованно было отказано истцу в заключении дополнительного соглашения к соглашению от 05.10.2021 №10-2021-70222 по дополнительному субсидированию агротехнологических мероприятий в связи с увеличением Минсельхозу Саратовской области ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, право на заключение дополнительного соглашения к соглашению в случае уменьшения (увеличения) минсельхозу Саратовской области ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств является правом минсельхоза Саратовской области (пункт 12 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П).

В случае увеличения лимитов бюджетных обязательств минсельхоз Саратовской области не обязан заключать дополнительное соглашение с обратившимся получателем субсидии о выделении ему дополнительных средств субсидии. Данная обязанность не установлена бюджетным законодательством, увеличение лимитов бюджетных обязательств не предполагает целевой характер распоряжения денежными средствами субсидии на доплату к субсидии получателей субсидии, ранее поименованных в реестре таких получателей. Увеличенные денежные средства субсидии Министерством сельского хозяйства Саратовской области могут быть использованы более рационально и оперативно в ином направлении для исполнения публичных нормативных обязательств в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области». Поэтому заключение дополнительного соглашения о выделении дополнительных средств субсидии получателю субсидии может быть излишним и нецелесообразным.

Кроме того, в пункте 7 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021) установлено, что одним из условий предоставления субсидии выступает условие об отсутствии у участника отбора, предоставляющего документы для получения субсидии, просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Саратовской областью.

Данные требования по порядку и условий соблюдения предоставления субсидий распространяются и на дополнительные соглашения, являющиеся неотъемлемой счастью соглашения о предоставлении средств субсидии.

В случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидий, выявленного, в том числе, по фактам проверок, проведенных Министерством сельского хозяйства Саратовской области и уполномоченным органом государственного финансового контроля (пункт 17 постановления Правительства Саратовской области от 11.03.2016 № 99-П (ред. от 28.07.2021), Минсельхоз Саратовской области осуществляет меры по возврату средств субсидии.

Как следует из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области было проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» в 2020 году, в министерстве сельского хозяйства Саратовской области», в ходе которого были установлены следующие нарушения: в нарушение требований пунктов 2, 3, 11 и 18 Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в области развития мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области, утверждённого постановлением Правительства Саратовской области от 11.05.2016 № 211-П (далее - Положение №211-П) и пункта 1.3. Приложения («Размер и условия
представления субсидии из областного бюджета на государственную поддержку в области развития мелиорации сельскохозяйственных земель Саратовской области») к Положению № 211-П Министерство ненадлежащим образом исполнило свои обязанности по проверке предоставленных индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Калгановым Игорем Николаевичем (далее - ИП Калганов) документов на их соответствие установленным требованиям на получение в 2020 году субсидии в целях возмещения части затрат из областного бюджета до 70 процентов от затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на культуртехнические мероприятия, на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот при условии фактически произведённых ими расходов в текущем финансовом году и предыдущем финансовом году, неправомерно приняло к возмещению часть расходов (документы) ИП Калганова по Договору на выполнение культуртехнических работ участков для выращивания плодовых и ягодных культур от 01.05.2020 б/н (далее - Договор от 01.05.2020), а также неправомерно перечислило в 2020 году на счёт ИП Калганова часть субсидии на общую сумму 1238647,75 рублей.

На основании проведенной проверки Счетной палатой Саратовской  области в адрес министерства сельского хозяйства Саратовской области был направлено предписание об осуществлении необходимых мероприятий по обеспечению возврата индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Калгановым Игорем Николаевичем, в областной бюджет неправомерно полученных в 2020 году средств субсидий в порядке, предусмотренном Положением № 187-П и Положением № 211-П соответственно.

03.11.2021г. Министерством сельского хозяйства Саратовской области в адрес ИП Калганова И.Н. было направлено требование о возврате неправомерно полученной в 2020г. субсидии в размере 1238647,75 руб.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в ГК РФ (пункт 2 статьи 307 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 307.1 Гражданского кодекса РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ денежное обязательство перед публично-правовым образованием определяется в качестве обязанности должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований.

Исходя из этих положений, денежное обязательство трактуется как обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию, в том числе, в случае нарушения порядка, условий и целей предоставления субсидии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Постановления Правительства Саратовской области от 31.01.2015 № 25-П при нарушении получателем субсидии условий предоставления субсидии на основании письменного требования минсельхоза Саратовской области субсидии подлежат возврату в установленном добровольном порядке в областной бюджет в течение 90 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

Таким образом, обязанность получателя субсидии по возврату в областной бюджет предоставленной субсидии у получателя субсидии- ИП Главы КФХ ИП Калганова И.П. возникла 11.11.2021г., в момент получения требования от 03.11.2021 № 04-03-17-6390.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с приказом от 03.11.2021 № 289-пр о принятии мер по возврату средств субсидии денежная сумма в размере 1 238 647,75 рублей истцом до сих не возвращена.

В связи с тем, ИП глава КФХ Калганов И.Н. имеет просроченную задолженность по возврату в областной бюджет субсидий в размере 1 238 647,75 рублей в рамках ранее заключенного соглашения, то заключение дополнительного соглашения к соглашению от 05.10.2021 № 10-2021-70222 неправомерно и необоснованно.

              С учетом изложенного, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

            В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110,167-171,176,177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В иске отказать.

            Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

            Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке и сроке, предусмотренном статьями 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                     Е.В.Бобунова