Арбитражный суд Саратовской области
410031, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, дом 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-24043/2011
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2012г.
Полный текст решения изготовлен 23 января 2012г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бекетовой О.Д, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» (сокращенное наименование ООО ПКФ «Экс-Форма»), с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области, ОГРН 1026403675407
Заинтересованное лицо:
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным и отмене постановления № 327 от 08.11.2011г. заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. о привлечении ООО Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000руб., прекращении производства по делу
при участии в заседании представителей:
заявителя – Целовальникова А.Б.– по дов. от 01.11.2011г. (паспорт обозревался);
заинтересованного лица – Крючковой Ю.В. – по дов. № 60-01-56/3193 от 26.12.2011г.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 327 от 08.11.2011г. заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. о привлечении ООО Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 40000руб., прекращении производства по делу.
Дело слушается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица оспорили заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке статей 152-166, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Саратовской области Тихоновой И.В. по информации Центрального Банка Российской Федерации проведена внеплановая проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в отношении ООО ПКФ «Экс-Форма», расположенного по адресу с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области, ул. Школьная, д. 13 за период с 01.01.2011г. по 28.02.2011г. Проверка начата 07.10.2011г., окончена 10.10.2011г.
В результате проведенной проверки установлено, что ООО ПКФ «Экс-Форма» (Поставщик) заключило контракт внешнеторговой поставки № 07-л/11 от 26.01.2011г. с компанией «KlinomHoidingLtd», BritishVirginIsland(Покупатель, Британские Виргинские острова) о том, что поставщик обязуется поставить, а покупатель обязуется и принять и оплатить продукцию на сумму 117500,00 долларов США, в количестве, ассортименте, по ценам и в соответствии с техническими условиями, указанными в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Паспорт сделки № 11020001/2748/0013/1/0 оформлен в Саратовском филиале ОАО «Банк Москвы» 01.02.2011г.
Согласно условиям контракта Покупателем 31.01.2011г. был произведен платеж в сумме 117500,00 долларов США согласно ведомости банковского контроля.
Согласно пункту 3.14 Инструкции ЦБР от 15.06.2004г. №117-И документы, указанные в пункте 3.5 вышеуказанной Инструкции, в том числе оформленный паспорт сделки (ПС), должны были быть представлены ООО ПКФ «Экс-Форма» в установленном банком ПС порядке и в согласованной банком ПС срок, не позднее дня осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту, т.е. в срок не позднее 31.01.2011г.
Фактически паспорт сделки № 11020001/2748/0013/1/0 оформлен в Саратовском филиале ОАО «Банк Москвы» 01.02.2011г.
Таким образом, ООО ПКФ «Экс-Форма» не обеспечило своевременное оформление паспорта сделки, что является нарушением пункта 3.14 Инструкции ЦБР от 15.06.2004г. № 117-И.
10.10.2011г. старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Саратовской области Тихоновой И.В. составлен акт проверки.
10.10.2011г. старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Саратовской области Тихоновой И.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования № 327, копия которого направлена в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» 11.10.2011г. заказным письмом с уведомлением, что подтверждается ксерокопией уведомления о получении письма ООО ПКФ «Экс-Форма» 26.10.2011г. (л.д. 98).
12.10.2011г. заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» вынесено извещение о явке в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, каб. 514 на 24.10.2011г. на 11 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административных правонарушениях, которое направлено в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» 12.10.2011г. заказным письмом с уведомлением, что подтверждается ксерокопией уведомления о получении письма ООО ПКФ «Экс-Форма» 26.10.2011г. (л.д. 103).
20.10.2011г. заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» вынесено уведомление телеграфом о явке в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, каб. 514 на 24.10.2011г. на 11 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административных правонарушениях.
24.10.2011г. заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» вынесено уведомление телеграфом о явке в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, каб. 514 на 27.10.2011г. на 11 час. 00 мин. для дачи объяснений и составления протокола об административных правонарушениях.
27.10.2011г. старшим контролером-ревизором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Саратовской области Тихоновой И.В. в присутствии законного представителя ООО ПКФ «Экс-Форма» Зазули Н.В. в отношении ООО ПКФ «Экс-Форма» составлен протокол об административном правонарушении № 327, которым Обществу вменяется в вину совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копия которого вручена законному представителю ООО ПКФ «Экс-Форма» Зазуле Н.В. 27.10.2011г. под роспись и направлена в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» заказным письмом 27.10.2011г., что подтверждается ксерокопией уведомления о получении письма ООО ПКФ «Экс-Форма» 08.11.2011г. (л.д. 119).
27.10.2011г. заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и назначено на 08.11.2011г. на 11 час. 10мин. по адресу: г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114, каб. 507, копия которого направлена в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» 27.10.2011г., заказным письмом с уведомлением, что подтверждается ксерокопией уведомления о получении письма ООО ПКФ «Экс-Форма» 08.11.2011г. (л.д. 117).
08.11.2011г. заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. в присутствии законного представителя ООО ПКФ «Экс-Форма» Зазули Н.В. вынесено постановление о назначении административного наказания №327, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей, копия которого направлена в адрес ООО ПКФ «Экс-Форма» 08.11.2011г., заказным письмом с уведомлением, что подтверждается ксерокопией уведомления о получении письма ООО ПКФ «Экс-Форма» 14.11.2011г. (л.д. 128).
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что между ООО ПКФ «Экс-Форма» и компанией «KlinomHoldingLtd.», BritishVirginIslands заключен контракт внешнеторговой поставки № 07-к/11 от 26.001.2011г. В соответствии с контрактом ООО ПКФ «Экс-Форма» обязалось поставить, а компания принять и оплатить поставляемую продукцию не позднее пяти банковских дней со дня вступления в силу контракта. Контракт дотирован 26.01.2011г. Однако проект данного контракта со стороны ООО ПКФ «Экс-Форма» был подписан и направлен компании посредством электронной связи 28.01.2011г. Ответное письмо с акцептом условий договора направлено компанией посредством электронной связи и получено ООО ПКФ «Экс-Форма» 01.02.2011г. Как следует из выписки банка по валютному счету № 40702840600541000600 зачисление валютных средств по данному контракту на счет ООО ПКФ «Экс-Форма» произошло 31.01.2011г., однако, фактически ООО ПКФ «Экс-Форма» не имело возможности оформить ПС 31.01.2011г. поскольку указанный выше валютный счет не оснащен электронной системой «Клиент-банк», которая позволяет отследить поступление на счет средств on-line в реальном времени и выписка о поступлении на счет формируется по итогам истекшего дня. Выписка о поступлении валютных средств по контракту за 31.01.2011г. была получена ООО ПКФ «Экс-Форма» лишь 01.02.2011г. Просрочка предоставления документов произошла по объективным причинам. Учитывая, что указанное правонарушение не повлекло существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам государства, необходимо применить норму статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью и освободить общество от административной ответственности. Производство по делу прекратить.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает, в отзыве на заявление указал, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, обжалуемое постановление вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства. С учетом особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного контроля допущенные заявителем административные правонарушения не являются малозначительными. В удовлетворении заявления просит отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд основывается на следующем.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В целях проверки соблюдения административным органом установленного порядка привлечения к ответственности в судебном заседании исследованы: акт проверки от 10.10.2011г., определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 327 от 10.10.2011г., протокол об административном правонарушении № 327 от 27.10.2011г., определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.10.2011г.
Все вышеперечисленные документы приняты с соблюдением норм административного законодательства.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона №173-ФЗ от 10.12.2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В пункте 4 статьи 5 Закона указано, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 20 Закона № 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с данным Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Федеральным законом.
Согласно Указанию Центрального Банка российской Федерации от 10.12.2007г. № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются документы, требования о предоставлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) и Положением Банка России от 01.06.2004г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П). К таким документам относятся:
- справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и в пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению N 258-П;
- справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Справка о подтверждающих документах установлена Центральным банком Российской Федерации в качестве формы учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, Указанием от 10.12.2007г. № 1950-У, вступившим в законную силу 27.01.2008г.
Таким образом, с момента введения в действие Указания ЦБ РФ от 27.01.2008г., упомянутая справка и подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции для оформления ПС резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы:
-два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (пункт 3.5.1);
- контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору) (пункт 3.5.2);
- разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации (пункт 3.5.3);
- иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления ПС в порядке, установленном настоящей Инструкцией (пункт 3.5.4).
Таким образом, обязанность по оформлению паспорта сделки возникает не позднее дня осуществления первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательств по контракту в любой форме.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, утвержденных Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное после 27.01.2008г., образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве объективной стороны административных правонарушений обществу вменено нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Материалами дела установлено, что в соответствии с требованием пункта 3.14 Инструкцией Банка России от 15.06.2004г. №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок», указанные в пункте 3.5 вышеуказанной Инструкции, в том числе оформленный паспорт сделки (ПС), должны были быть представлены ООО ПКФ «Экс-Форма» в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее дня осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту, т.е. в срок не позднее 31.01.2011г.
Фактически паспорт сделки № 11020001/2748/0013/1/0 оформлен в Саратовском филиале ОАО «Банк Москвы» – 01.02.2011г.
Следовательно, ООО ПКФ «Экс-Форма» не соблюдены требования пункта 3.14 Инструкции № 117-И, а именно ООО ПКФ «Экс-Форма» не обеспечило своевременное оформление паспорта сделки.
Непредставление либо несвоевременное представление документов препятствует выполнению контрольных мероприятий, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимым признаком состава административного правонарушения является вина лица. На основании части 2 этой же статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" обязанность предоставления отчетности по проводимым валютным операциям возложена на резидента, осуществляющего эти операции, невыполнение перед этими резидентами своих обязанностей их контрагентами (в том числе таможенным брокером) не освобождает этих резидентов от ответственности за несвоевременное исполнение возложенных на них законом обязанностей.
При таких обстоятельствах, вывод административного органа о наличии в действиях ООО ПКФ «Экс-Форма» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Федеральным законом от 16.11.2011г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» введена часть 6.1, которой за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Поскольку Федеральный закон от 16.11.2011г. № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» опубликован на портале www.pravo.qov.ru 17.11.2011г., следовательно он начал действовать с 27.11.2011г.
Согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, суд считает необходимым применить закон, улучшающий положения заявителя и изменить постановление государственного органа в части назначения наказания.
Общество, не отрицая факта нарушения сроков представления в банк ПС подтверждающих документов, вместе с тем, полагает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным, поскольку правонарушение совершено не умышленно.
Как следует из пункта 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусматривает, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Судом установлено, что срок нарушения представления соответствующих подтверждающих документов составил один день.
Кроме того, в рассматриваемом случае объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
В силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" объектом охраны являются интересы государства в сфере реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка. Правонарушение образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области валютного регулирования и контроля, отсутствие должного контроля за действиями ответственных лиц.
Наличие в рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших обществу в соблюдении требований закона, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, арбитражным судом не установлено.
В связи с чем, арбитражный суд при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу об отсутствии основания для квалификации совершенного Обществом правонарушения как малозначительного. Соответственно оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Довод представителя заявителя о прекращении производства по делу не можетт быть принят судом, поскольку исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, установлен частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такими обстоятельствами являются: отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, установившего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Как видно из вышеперечисленного, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, перечисленные в пункте 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поэтому дело не может быть прекращено.
Протокол об административном правонарушении составлен в рамках сроков, предусмотренных статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом проверен порядок привлечения к ответственности и установлено, что процессуальных нарушений, не позволяющих привлечь общество к ответственности, не допущено.
Требования, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении административным органом соблюдены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляемый со дня обнаружения правонарушения на момент вынесения решения судом не истек.
Обстоятельства совершенного правонарушения и степень вины правонарушителя исследованы арбитражным судом в полном объеме.
Как разъяснено в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», оспариваемое ООО ПКФ «Экс-Форма» постановление административного органа о привлечении к административной ответственности следует признать незаконным и изменить в части назначения штрафа в сумме 40000рублей и назначить наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167-170, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» (сокращенное наименование ООО ПКФ «Экс-Форма»), с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области, ОГРН 1026403675407 – удовлетворить в части.
Признать незаконным постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Вощенко В.В. от 08.11.2011г. № 327 по делу об административном правонарушении и изменить в части назначения административного наказания. Назначить наказание обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Экс-Форма» в виде предупреждения.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Е.В.Бобунова