Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-24274/2009
Резолютивная часть решения оглашена 13 января 2010 года
Полный текст решения изготовлен 18 января 2010 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Альковой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тимаковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по исковому заявлению Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова
к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главное управление внутренних дел по Саратовской области, г. Саратов
третье лицо: ФИО1, г. Саратов
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании: истец и третье лицо не явились, извещены надлежащим образом, от ответчика: ФИО2, по доверенности № 1/1601 от 01.12.2009 года.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова обратилось в арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению внутренних дел по Саратовской области о взыскании 69444 рублей ущерба, причиненного незаконными действиями органов внутренних дел.
Исковое заявление мотивировано неправомерной выдачей гражданину удостоверения ветерана боевых действий, что повлекло для истца переплату гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Определением арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО1.
Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. Неявка в судебное заседание истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не препятствует разрешению спора в их отсутствие.
При данных обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истца и третьих лиц, так как представленных документов достаточно для рассмотрения спора.
Ответчик в отзыве на исковое заявление просило в удовлетворении требований отказать по основаниям изложенным в отзыве на иск.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил, что ГУ УВД по Саратовской области в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» ФИО1, выдано удостоверение о том, что он является ветераном боевых действий, и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №119-ФЗ от 29.12.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований») часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).
В соответствии с п.п. 4 п. 1 и п. 6 ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах» право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. № 294 в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с п. 17 Перечня документов рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона от 12 января 1995г., принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. № 59-27. В соответствии с п. 8 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В соответствии с п. 2.1. Порядка в том случае если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005г. отсутствовали, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявления ФИО1 о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 26.04.2005 и выданного ГУВД Саратовской области 15.11.2004 года удостоверения «Ветеран боевых действий» серии РМ № 0030917, ФИО1 с 01.01.2005 была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах».
Представленное ФИО1 удостоверение соответствуют форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. №7 63 для категории граждан-ветеранов боевых действий. Таким образом, при назначении ЕДВ у истца не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.
В соответствии с п. 2.1. Порядка, ст. 23.1. Федерального закона «О ветеранах», ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ ФИО1 решением от 17.05.2005г. назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005г. в размере 650,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг).
01.08.2005г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005г. № 419 размер ЕДВ ФИО1 с 01.08.2005г. составил 689,00 рублей (без учета стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 16.08.2005г. ФИО1 обратился в УПФР в Фрунзенском районе г. Саратова с заявлением об отказе от набора социальных услуг, то с 01.01.2006г. размер ЕДВ ФИО3 составил 1166,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
01.04.2006г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006г. № 165 размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2006г. составил 1265,11 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 16.08.2006г. ФИО1 обратился в УПФР в Фрунзенском районе г. Саратова с заявлением об отказе от набора социальных услуг, то с 01.01.2007г. размер ЕДВ ФИО1 составил 1265,11 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
01.04.2007г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007г. № 181 размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2007 г. составил 1359,99 рублей (с учетом стоимости набора социальны услуг).
01.04.2008г. в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона РФ от 01.03.2008 г. № 18-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 с 01.04.2008 г. составил 1476,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
01.07.2008г. в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона РФ от 14.07.2008 г. № 110-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 01.07.2008 г. составил 1503,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
01.04.2009г. в соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона РФ от 28.04.2009 г. № 72-ФЗ) размер ЕДВ ФИО1 01.04.2009г. составил 1699,00 рублей (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Согласно пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 07.05.2004г. № 282, основанием для выдачи удостоверения сотрудникам, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 на основании приказа командующего Объединенной группировкой (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ о производстве дополнительных выплат за каждый день фактического участия в боевых операциях, который, также, подтверждает факт участия сотрудника в контртеррористической операции. Таким образом, сам факт нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона основанием к выдаче удостоверения не является.
ГУВД по Саратовской области на основании поступившего из Приволжского УВД на транспорте письма проведена служебная проверка по факту выдачи удостоверения «ветеран боевых действий», в ходе которой установлено, что приказы о выполнении ФИО1 задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона отсутствуют. Другие данные о фактическом его участии в КТО также отсутствуют.
Служебной проверкой было установлено, что удостоверение ФИО1 было выдано на основании списка, утвержденного заместителем начальника Приволжского УВД на транспорте, в котором ФИО1 значился как принимавший участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Таким образом, удостоверение «ветеран боевых действий» ФИО1 было выдано необоснованно.
20.08.2009 года в адрес УПФ РФ поступило уведомление ГУВД по Саратовской области №15/3-1799 от 14.08.2009 года о том, что удостоверение «Ветеран боевых действий» серии РМ № 0030917 выданное ГУВД Саратовской области 15.11.2004 года, признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета.
Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУВД Саратовской области удостоверения, что в сумме составило 69444 рублей.
27.10.2009 г. в адрес ГУВД по Саратовской области и МВД РФ заказным письмом с уведомлением истцом направлялась претензия с предложением погасить в течение 7 дней, с даты получения претензии, сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты.
На дату подачи искового заявления ответа о намерении погасить сумму излишне выплаченной ЕДВ от ГУВД не поступало, сумма не погашена.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».
При предъявлении требования о возмещении убытков, должны быть доказаны:
- факт причинения убытков;
- наличие вины в причинении вреда;
- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности, в виде возмещения вреда, и причиненными убытками;
- размер убытков.
Наличие подлежащих возмещению убытков должно быть доказано лицом, предъявляющим требования об их возмещении. Возмещению подлежат убытки, явившиеся непосредственным и неизбежным следствием нарушения должником обязательства или причинения вреда.
Применение гражданско-правовой ответственности лица в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе (причинение убытков, виновные действия причинителя вреда, причинная связь между виновными действиями причинителя вреда и причиненными убытками). Удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности всех указанных выше фактов.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. № 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Учитывая, что УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУВД Саратовской области неправомерно выданным, то, налицо, причинение Управлению ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова причинение материального вреда в размере 69444,20 рублей, который в свою очередь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть возмещен в полном объеме.
При рассмотрении дела суд руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которым «на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов».
Согласно п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно приложению № 6 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова убытки в размере 69444,20 рублей.
В удовлетворении требований предъявленных к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области - отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области В.А. Алькова