ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-24451/16 от 01.03.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

09 марта 2017 года

Дело №А57-24451/2016

Резолютивная часть решения изготовлена 01 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 09 марта 2017 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем С.О. Черных, рассмотрев дело по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области

Заинтересованные лица:

1. Управление Федерального казначейства по Саратовской области

2. Министерство финансов Саратовской области

о признании недействительным в части п. 1, п. 3 представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области №60-10-26/18-3090 от 15.09.2016г.,

при участии в заседании:

представитель заявителя – ФИО1 по доверенности,

представитель заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности,

представитель Министерства Финансов – ФИО3 по доверенности,

у с т а н о в и л: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с вышеуказанным заявлением.

Представитель Управления федерального казначейства заявленные требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.

Минфин Саратовской области поддержал позицию заявителя.

Материалами дела установлено, что Управлением Федерального казначейства по Саратовской области в соответствии с приказом от 04 июля 2016 года №257 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области проведена плановая проверка.

По результатам проверки Управлением Федерального казначейства по Саратовской области составлен акт выездной проверки министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 16.08.2016. Составлено и направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области представление от 15.09.2016 №60-10-26/18-3090 о выявленных нарушениях, а также о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

Из оспоренного Представления от 15.09.2016 № 60-10-26/18-3090 следует:

Пункт 1.

Содержание нарушения:

«При осуществлении расходов в 2015 году за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, выделенные в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Субсидии), уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области – министерством строительства и ЖКХ Саратовской области не обеспечено софинансирование расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» за счет средств областного бюджета, и как следствие, расходование Субсидий осуществлено при отсутствии софинансирования из областного бюджета.».

Нарушение положений нормативных актов, иных документов:

«В нарушение подпункта б) пункта 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1203, изданных на основании статьи 132 бюджетного кодекса РФ, п.п. 3.4.3, 3.4.7 Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Саратовской области на предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 13.07.2015г. № 07.G22.24.0213, заключенного между Министерством образования и науки РФ и Правительством Саратовской области (далее соглашение от 13.07.2015г. №07.G22.24.0213)».

Перечень документов, подтверждающих нарушение:

«Указанные нарушения подтверждаются отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2016 (форма по ОКУД 0503127), выписками из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03602002840 за 2015г., заявками на кассовый расход (форма по КФД 0531851), платежными поручениями по расходованию Субсидий.».

Дата (период) совершения нарушения 2015г. Нарушение в денежном выражении: 173 077 000руб.

Пункт 3.

Содержание нарушения:

«Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области 29.12.2015г. произведено расходование субсидий с нарушением условий расходования в части софинансирования расходных обязательств субъекта РФ за счет средств областного бюджета, что в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 29.12.2015г.) является бюджетным нарушением, а именно: нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.».

Нарушение положений нормативных актов, иных документов:

«Нарушение подпункта б) пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1203, пунктов 3.4.3, 3.4.7 Соглашения от 13.07.2015г. № 07.G22.24.0213.».

Перечень документов, подтверждающих нарушение:

«Указанные нарушения подтверждаются журналом операций с безналичными денежными средствами за декабрь 2015 года, выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03602002840 за 29.12.2015г., заявкой на кассовый расход (форма по КФД 0531851) от 29.12.2015г. №236-250, платежными поручениями от 29.12.2015г. №236165, 236364-236377.».

Дата (период) совершения нарушения 29.12.2015г. Нарушение в денежном выражении: 85 347 040,77 руб.

Не согласившись с п.п. 1, 3 представления, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обратилось с заявлением в Арбитражный суд Саратовской области.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 г. N 41 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена. Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", переданы Федеральному казначейству.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 № 300 утверждены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (далее - Положение о ФК), (вступили в законную силу 18.04.2016). Согласно указанным изменениям Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (п. 1 Положения о ФК). К полномочиям Федерального казначейства отнесены контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 5.15.1 Положения о ФК), представление в установленном порядке в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением функции органа по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (п. 5.15.8 Положения о ФК).

Согласно части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В части 1 статьи 270.2 БК РФ указано, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 "Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила), Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее -деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

Согласно пункту 68 Правил при осуществлении своих полномочий Федеральное казначейство (территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

На основании поручения Федерального казначейства от 23.06.2016 №17-00-09/8, пункта 4 Правил и приказа Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 04.07.2016 №257 Управлением Федерального казначейства по Саратовской области с 06.07.2016 по 26.07.2016 в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области проведена плановая проверка.

По пункту 1 Представления от 15.09.2016 № 60-10-26/18-3090 установлено следующее.

В заявлении Министерства указано: «По состоянию на 31 декабря 2015 года исполнение бюджета составило 501 971 713,65 рубля, в том числе:

236 367 035,19 рубля - средства федерального бюджета;

265 604 678,46 рубля - средства областного бюджета (в том числе 92 132 007,00 рублей на оплату государственных контрактов; 173 472 670,76 рубля на предоставление денежных компенсаций взамен предоставления жилого помещения). Соответственно, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области во исполнение п.п. 1.2, 3.4.3 Соглашения от 13 июля 2015 г. № 07.G22.24.0213 обеспечило софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации - Саратовской области в объеме 92 132 007,70 рубля, что превысило минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Саратовской области на исполнение расходных обязательств, установленных Соглашением от 13 июля 2015 г. № 07.G22.24.0213».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в том числе подпрограмма 3 «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей». Согласно «Основному мероприятию 3.19.» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» предусмотрено предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203).

Согласно Таблице 32 «Распределение субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2015 год» Приложения 35 к Федеральному закону от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году из федерального бюджета бюджету Саратовской области распределены субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в объеме 173 077,0 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, между Министерством образования и науки Российской Федерации (Министерство) и Правительством Саратовской области (Получатель) заключено Соглашение от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Соглашение от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213).

Согласно пункту 1.2. Соглашения от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 «размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Саратовской области по настоящему Соглашению, составляет 173 077 000,00 рублей. Минимальный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Саратовской области на исполнение расходных обязательств указанного субъекта Российской Федерации, составляет 74 175 900,00 рублей».

Постановлением Правительства Саратовской области от 20.11.2013 № 645-П «О государственной программе Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» утверждена Государственная программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в том числе подпрограмма 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Подпрограмма).

Согласно паспорту Подпрограммы её целью является: обеспечение государственных гарантий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи Подпрограммы: обеспечение финансирования мероприятий подпрограммы для формирования государственного специализированного жилищного фонда области за счет бюджетных и внебюджетных источников; предоставление гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, жилых помещений по договору найма специализированного государственного жилищного фонда области; сокращение сроков ожидания граждан в очереди на улучшение жилищных условий.

Согласно разделу 6 Подпрограммы «Характеристика основных мероприятий подпрограммы» в рамках подпрограммы осуществляются следующие мероприятия:

основное мероприятие 5.1 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений»;

основное мероприятие 5.2 «Предоставление компенсаций взамен предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из изложенного, государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296, Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Соглашением от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 предусмотрено предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области только на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В результате, утвержденные Законом Саратовской области от 05.12.2014 № 172-ЗСО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» расходы в сумме 173 614 700,00 рублей на предоставление компенсаций взамен предоставления жилого помещения детям-сиротам и исполненные расходы в сумме 173 472 670,76 рубля не являются софинансированием расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Саратовской области на исполнение расходных обязательств Саратовской области по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с Приложением 7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2015 год» к Закону Саратовской области от 05.12.2014 № 172-ЗСО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (в редакции, действующей с 24.12.2015 по 31.12.2015) на 2015 год Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области утверждены расходы:

- за счет средств областного бюджета по коду главного распорядителя средств областного бюджета 027 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области», разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1004 «Охрана семьи и детства», целевой статье 5344010 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, из специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции» в объеме 170 226 100,00 рублей;

- за счет субсидий из федерального бюджета по коду главного распорядителя средств областного бюджета 027 «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области», разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1004 «Охрана семьи и детства», целевой статье 5345082 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», виду расходов 410 «Бюджетные инвестиции» в объеме 236 367 035,19 рубля (с учетом субсидий из федерального бюджета в объеме 173 077 000,00 рублей, предоставленных из федерального бюджета в 2015 году, и неиспользованного остатка субсидий из федерального бюджета в объеме 63 290 035,19 рубля (на сумму 3 792 800,00 рублей - остаток неиспользованных субсидий за 2013 год по соглашению от 08.08.2013 № 01-01-06/06-242; на сумму 59 497 235,19 рубля - остаток неиспользованных субсидий за 2014 год по соглашению от 22.07.2014 № 01-01 -06/06-190), образовавшегося по состоянию на 01.01.2015, потребность в котором подтверждена).

По состоянию на 01.01.2016 министерством финансов Саратовской области до министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области доведены бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и показатели кассового плана по расходам областного бюджета на 2015 год в объеме 406 593 135,19 рубля, в том числе:

по КБК 02710045345082412310 в объеме 236 367 035,19 рубля (субсидии из федерального бюджета);

по КБК 02710045344010412310 в объеме 170 226 100,00 рублей (средства областного бюджета).

Согласно первичным учетным документам (заявкам на кассовый расход, платежным поручениям), данным регистров бухгалтерского учета (журналов операций с безналичными денежными средствами), отчетным данным в 2015 году на реализацию подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области произведено расходование средств на общую сумму 328 499 042,89 рубля, в том числе:

- на сумму 236 367 035,19 рубля за счет субсидий из федерального бюджета (из них: на сумму 173 077 000,00 рублей - субсидии, предоставленные по соглашению от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213; на сумму 3 792 800,00 рублей - остаток неиспользованных субсидий за 2013 год по соглашению от 08.08.2013 № 01-01 -06/06-242; на сумму 59 497 235,19 рубля - остаток неиспользованных субсидий за 2014 год по соглашению от 22.07.2014 № 01-01-06/06-190);

- на сумму 92 132 007,70 рубля за счет областных средств.

Средства областного бюджета в сумме 92 132 007,70 рубля перечислены подрядным организациям в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в 2013-2014 годах, из которых: в сумме 68 657 672,20 рубля по 56 контрактам, заключенным в 2013 году; в сумме 23 474 335,50 рубля по 13 контрактам, заключенным в 2014 году.

Согласно пункту 3.4.1. Соглашения от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 «Получатель обязан соблюдать условия, установленные при предоставлении субсидии, в соответствии с правовым актом, указанным в пункте 1.1. настоящего Соглашения».

В соответствии с пунктом 3.4.3 Соглашения от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 «Получатель обязан обеспечить софинансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации в объеме не менее предусмотренного пунктом 1.2. настоящего Соглашения».

Согласно пункту 3.4.7 Соглашения от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213 «Получатель обязан обеспечить расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере не меньше минимального объема бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 1.2. настоящего Соглашения».

В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 к условиям осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником софинансирования которых являются субсидии, относятся:

а) использование субсидий на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил;

б) соблюдение при осуществлении расходов за счет субсидии установленного в соответствии с пунктом 3.2. настоящих Правил уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации».

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведены понятия и термины, которые в нём применяются. Так, бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; обоснование бюджетных ассигнований - документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде); текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Пункт 2 статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) (ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2015 году субсидии бюджету Саратовской области на софинансирование расходных обязательств заключено 13 июля 2015 года, расходы на реализацию подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» заложены в бюджете Саратовской области на 2015 год, что свидетельствует о доведении бюджетных ассигнований на принимаемые в 2015 году обязательства.

Исходя из изложенного, в связи с тем, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в 2015 году за счет средств областного бюджета производилась оплата только по государственным контрактам, заключенным ещё в 2013 и 2014 годах, обязательства по софинансированию мероприятий подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» за счет средств областного бюджета в 2015 году не выполнены.

В результате, в нарушение подпункта б) пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, пунктов 3.4.3., 3.4.7. Соглашения от 13.07.2015 № 07.G22.24.0213, заключенного в соответствии с пунктом 6 статьи 130, пунктами 1, 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области -министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области при осуществлении расходов за счет субсидии из федерального бюджета не обеспечено софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий подпрограммы 5 «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» за счет средств областного бюджета, и как следствие, расходование субсидии из федерального бюджета в сумме 173 077 000,00 рублей осуществлено при отсутствии софинансирования из областного бюджета.

Отклоняется позиция заявителя о том, что доводы Управления Федерального казначейства по Саратовской области об имеющих место нарушениях условий предоставления межбюджетных трансфертов не обоснованы и не соответствуют фактическим обстоятельствам, т.к. в представлении от 15.09.2016 № 60-10-26/18-3090 указываются нарушения условий расходования, а не предоставления  межбюджетных трансфертов.

По пункту 3 Представления от 15.09.2016 № 60-10-26/18-3090 установлено следующее.

Из заявления следует, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и ООО «Компания «Кронверк» в 2015 году были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Окончательный расчет по указанным контрактам за счет средств федерального бюджета произведен министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 29 декабря 2015 года по актам приема-передачи жилых помещений, предоставленных представителем ООО «Компания «Кронверк» в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 28 декабря 2015 года после 12 часов, когда оплата текущей датой была уже невозможна. В целях недопущения кредиторской задолженности при имеющихся объемах финансирования министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области принято решение об оплате указанных актов в следующий банковский день.

Из общей суммы расходов (173 077 000,00 рублей), произведенных в 2015 году за счет субсидии из федерального бюджета, 29.12.2015 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области осуществлены расходы в сумме 85 347 040,77 рубля.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2015 № 406-ФЗ) внесены изменения в статью 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ - настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: «Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)».

Текст Федерального закона от 29.12.2015 № 406-ФЗ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29.12.2015.

В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 29.12.2015) «Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)».

Исходя из изложенного, расходование субсидии из федерального бюджета в сумме 85 347 040,77 рубля с нарушением условий расходования в части софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации за счет средств областного бюджета, произведено министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области 29.12.2015, что в соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 29.12.2015) является бюджетным нарушением, а именно: нарушением условий расходования межбюджетных трансфертов получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, указывает, что по актам приема-передачи жилых помещений от 28.12.2015, расчет после 12 часов текущего дня было провести невозможно.

Однако в соответствии с п.8.5 Приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", прием платежных документов от получателей средств (администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и расчетных документов от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в электронном виде для их исполнения в течение текущего рабочего дня производится в день их поступления в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) до 16-00 часов местного времени.

Фактически, электронные заявки на перечисление денежных средств на общую сумму 85 347 040,77 рублей от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес Управления поступили 29.12.2015 в 10 часов 59 минут.

Таким образом, доводы, приведенные в заявлении, не основаны на правовых нормах, не доказывают незаконность выданного представления от 15.09.2016 № 60-10-26/18-3090.

В соответствии с частью 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган государственного финансового контроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Из оспариваемого представления усматривается, что в нем отражена информация о нарушениях Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области требований бюджетного законодательства, а также указано на необходимость принятия мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем, что свидетельствует о соответствии представления требованиям, предъявляемым к содержанию пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства нарушение прав министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не установлено.

По смыслу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, обратившегося в суд лица.

Нарушения прав не установлено, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Ю.П. Огнищева