АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-2455/2013
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Волковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балахниной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Товарищества собственников жилья «Агат», город Энгельс, Саратовской области (ОГРН <***>),
к Обществу с ограниченной ответственностью «Адамас», город Энгельс, Саратовской области (ОГРН <***>),
об обязании передать техническую документацию на жилой дом, расположенный в городе Энгельсе по адресу: ул. Зеленый переулок, дом №11,
третьи лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Тепловые системы», город Энгельс, Саратовской области,
Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис-2», город Энгельс, Саратовской области,
Открытое акционерное общество «Единый расчетно-кассовый центр», город Энгельс, Саратовской области,
при участии в судебном заседании:
представителя истца ТСЖ «Агат» по доверенности №1 от 21.02.2013 года - ФИО1,
представителей ответчика ООО «Адамас» по доверенности от 05.03.2013 года - ФИО2, ФИО3,
представителя третьего лица ОАО «ЕРКЦ» по доверенности №1022 от 17.07.2013 года – ФИО4,
представителя третьего лица ООО «Тепловые системы» по доверенности от 10.08.2011 года – ФИО5,
представителя третьего лица ООО «Строй-Сервис-2» по доверенности от 16.04.2013 года – ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников жилья «Агат», город Энгельс, Саратовской области (далее ТСЖ «Агат» - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Адамас», город Энгельс, Саратовской области (далее по тексту ООО «Адамас»-ответчик) об обязании передать техническую документацию на жилой дом, расположенный в городе Энгельсе по адресу: ул. Зеленый переулок, дом №11: технический паспорт на дом; картотеку квартирного и личного учета граждан; карточки регистрации граждан по месту жительства; паспорта на лифты и приборы учета электроэнергии мест общего пользования и тепловой энергии, воды; акты осмотра инженерных коммуникаций и конструкций дома.
В ходе слушания дела № А57- 2455/2013 истец неоднократно уточнял исковые требования, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Согласно уточнений от 26.04.2013 года, истец просил суд обязать ответчика в месячный срок передать техническую документацию на жилой дом №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области: картотеку квартирного и личного учета граждан; карточки регистрации граждан по месту жительства; паспорта на общедомовые приборы учета тепловой энергии и воды; документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества дома за период с 01.01.2008 года по 01.03.2013 года; акт передачи проектной документации после передачи многоквартирного дома в эксплуатацию; поэтажный ситуационный план дома; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме установленной приказом №45 Министерства регионального развития РФ от 01.06.2007г.
Согласно уточнений от 25.07.2013 года, истец просил суд обязать ответчика в месячный срок передать техническую документацию на жилой дом №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области: документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества дома за период с 01.01.2008 года по 01.03.2013 года; акт передачи проектной документации после передачи многоквартирного дома в эксплуатацию - техническую документацию на общедомовое инженерное имущество - боллерную. Взыскать с ООО «Адамас» в пользу ТСЖ «Агат» судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Согласно уточнений от 14.08.2013 года, истец просил суд обязать ответчика в месячный срок передать техническую документацию на жилой дом №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области: акт передачи проектной документации после передачи многоквартирного дома в эксплуатацию - техническую документацию на общедомовое инженерное имущество – боллерную. Взыскать с ООО «Адамас» в пользу ТСЖ «Агат» судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Согласно уточнений от 29.08.2013 года, истец просил суд обязать ответчика в месячный срок восстановить и передать по акту техническую документацию на общедомовое инженерное имущество – бойлерную в жилом доме №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области. Взыскать с ООО «Адамас» в пользу ТСЖ «Агат» судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Согласно последних уточнений, заявленных истцомв ходе судебного заседания 30.08.2013 года, в устной форме, истец - ТСЖ «Агат» просил суд обязать ответчика - ООО «Адамас» передать техническую документацию на общедомовое инженерное имущество, находящееся в жилом доме № 11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области по тепловому узлу для системы горячего водоснабжения, изготовленную в период проектирования и застройки жилого дома. Взыскать с ООО «Адамас» в пользу ТСЖ «Агат» судебные издержки по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей. Устное заявление истца отражено в протоколе судебного заседания, аудиозаписи судебного заседания от 30.08.2013 года, по делу №А57-2455/2013 и приобщено к материалам дела.
Заслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд принял заявленные уточнения.
Определениями от 03.07.2013 года, 01.08.2013 года к участию в деле №А57- 2455/2013 были привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «Тепловые системы», город Энгельс, Саратовской области, Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис-2», город Энгельс, Саратовской области, Открытое акционерное общество «Единый расчетно-кассовый центр», город Энгельс, Саратовской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.
Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статьям 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец иск поддерживает в полном объеме с учетом уточнений.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
В отзыве ответчик указал, что истец ТСЖ «Агат», в процессе передачи дома и технической документации на дом, затягивал и препятствовал приемке документов.
Со стороны ФИО6, ФИО7 в период передачи дома был предъявлен иск в Энгельсский районный суд к ООО «Адамас» и ООО «Строй-Сервис-2» Дело №2-903(1)/2013 о возмещении расходов по производству ремонтных работ, тем самым затягивал передачу дома. Ответчик утверждал, что передал все документы необходимые для обслуживания дома.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, в отзыве на иск, заслушав представителей истца, ответчика, третьих лиц, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
10 июня 2012года собственники помещений жилого многоквартирного дома №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области провели общее собрание, в форме заочного голосования, на котором большинством голосов было принято решение создать Товарищество собственников жилья «Агат», о чем составлен протокол №1, подписанный председателем, секретарем собранием и членами счетной комиссии.
20.01.2013 года собственники помещений жилого многоквартирного дома №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области провели еще одно общее собрание, в форме заочного голосования, на котором большинством голосов было принято решение отказаться от услуг управляющей компании ООО «Адамас» и расторгнуть договор на управление техническое обслуживание санитарное содержание и ремонт общего имущества дома с ООО «Адамас» с 01.01.2013 года, о чем составлен протокол №2, подписанный собственниками помещений.
Решения общего собрания собственником имущества многоквартирного дома от 10.06.2012 года о создании ТСЖ «Агат» оспорено не было и протокол №1 не признан недействительным.
20.12.2012 года вновь избранное ТСЖ «Агат» было зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №7 по Саратовской области, в качестве юридического лица о чем внесена запись в ЕГРЮЛ и выдано свидетельство серия 64 № 003228683.
В соответствии с Уставом, ТСЖ «Агат» создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодека Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что «управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».
В соответствии с пунктом 10 статьи 162Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности товариществу собственников жилья.
Из положений статьи 44 Жилищного кодека Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в. многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом. Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодека Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания.
Кроме того, согласно позиции Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 7677/11 от 22.11.11 года «Анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же
лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с
управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453
Гражданского кодекса)».
24.12.2012 года председателем ТСЖ «Агат» было направлено в ООО «Адамас» уведомление о создании ТСЖ и расторжении договоров управления жилым домом, с приложением выписки из протокола общего собрания. На данное уведомление 25.12.2012 года ООО «Адамас» ответило письмом которым затребовало копии регистрационных документов от ТСЖ «Агат» и просило истца подтвердить полномочия и права на получение документации. После предоставления всех указанных документов ООО «Адамас» готов передать жилой фонд и всю документацию по акту приема передачи.
26.12.2012 года ТСЖ «Агат» направило ООО «Адамас» требование о передаче технической документации на жилой дом №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области, с приложением регистрационных документов, запрошенных ответчиком. Направленное истцом требование о передаче технической документации ответчиком оставлены без удовлетворения.
29.12.2012 года ТСЖ «Агат» повторно направило ООО «Адамас» письмо о намерении самостоятельно вести управление жилым домом и требование о передаче жилого фонда и технической документации на жилой дом №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области. Направленное истцом требование о передаче технической документации ответчиком также оставлены без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
После принятия арбитражным судом к производству искового заявления, ответчик в добровольном порядке передал только часть документов, однако не передал часть технического паспорта на дом, относящегося к технической документации на бойлерную данного жилого дома.
Документацию на бойлерную, находящуюся в подвале дома №11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области и являющуюся частью инженерной общедомовой системы, ответчик не передал, ссылаясь на ее отсутствие, при этом ответчик не представил доказательств, не выдал справки об отсутствии такой документации у него по причине утраты, либо передачи документации другому лицу.
Данное обстоятельство затрудняет обслуживание данной бойлерной со стороны истца.
Представитель ответчика устно в заседании суда ссылался на факт принадлежности крьшной котельной в доме ООО «Тепловые системы», однако 23.08.2013года представитель ООО «Тепловые системы» в судебном заседании пояснил, что данный дом обслуживался ООО «Адамас», в доме есть бойлерная, в состав которой входит пластинчатый теплообменник, она расположена в подвале - это часть общедомовой инженерной системы и не обслуживалась ООО «Тепловые системы» и документы на бойлерную у третьего лица отсутствую.
В материалах дела имеется письменный отзыв третьего лица, в котором ООО «Тепловые системы» сообщает, что техническая документация на общедомовое инженерное имущество- боллерную по адресу: город Энгельс, ул. Зеленый переулок, дом №11 ООО «Тепловые системы» не получали. Данное оборудование никогда не передавалось на баланс ООО «Тепловые системы».
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491) «техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям».
В соответствии с пунктом 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) «в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка – утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. №840);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений».
Кроме того, пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) устанавливает, что «ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом».
Кроме того, в соответствии со ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Из положений п.п. 3.4, 3.5, 4.17, 4.18 СНиП 3.01.04-87 следует, что исполнительная и иная документация, перечисленная в п.п. 3.5 и 4.17, после приемки объекта в эксплуатацию должна храниться у заказчика (застройщика); при наличии единого заказчика (застройщика) - у соответствующих эксплуатационных организаций.
Таким образом, техническая документация, перечисленная в п.п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87, является принадлежностью вновь созданного объекта недвижимости и в случае поступления объекта новому собственнику подлежит передаче непосредственно собственнику или уполномоченному им лицу, в частности управляющей компании.
Пункт 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ определяет, что «проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения…».
В соответствии с п. 1.5.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170) « в состав технической документации длительного хранения входит:
-план участка в масштабе 1:1000 -1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- акт приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализаций, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок».
В соответствии с п. 1.5.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170) «в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции».
В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491) в состав общего имущества включена внутридомовая инженерная система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях,
Исходя из вышеизложенного и в соответствии с п. 7 Организационно методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утверждены Приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000г. № 92) необходимо требовать предоставления схемы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, так как эта схема должна быть представлена теплоснабжающей организации при заключении договора теплоснабжения.
Наличие таких схем (исполнительных чертежей, паспортов тепловой сети и теплопотребляющих установок) является обязанностью абонента (п. 51 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ (утв. приказом Госстроя РФ от 21 апреля 2000 г. № 92).
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г.
№ 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Введенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010г. № 885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета.
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007г. № 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций товариществом, осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а следовательно, и требований закона.
Управляющая компания, утратив полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по упомянутому дому, обязано с переходом этих обязанностей к управляющей компании передать по ее требованию все документы по ведению регистрационного учета для последующего исполнения им возложенных на него законом функций.
Предыдущей управляющей организацией было ООО «Адамас». Несмотря на направленную претензию, документация, связанная с управлением многоквартирного дома, по тепловому узлу для системы горячего водоснабжения, изготовленную в период проектирования и застройки жилого дома, до сегодняшнего дня в полном объеме ТСЖ «Агат» не передана.
Таким образом, отсутствие данной документации создает существенные препятствия в управлении жилым домам.
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что ответчик до настоящего времени не представило суду доказательства передачи технической документации, у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части обязания ООО «Адамас» передать техническую документацию на общедомовое инженерное имущество, находящееся в жилом доме № 11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области по тепловому узлу для системы горячего водоснабжения, изготовленную в период проектирования и застройки жилого дома.
Суд не нашел правовых оснований для удовлетворения иска в части обязания ООО «Адамас» в месячный срок восстановить техническую документацию, поскольку истец не представил доказательств того, что заявленный объем документов может быть восстановлен в месячный срок. По имеющимся материалам дела, суд не может установить точный период времени, в течение которого может быть восстановлена техническая документация и исполнено решение суда.
Суд пришел к выводу о том, что истцом избран не надлежащий способ защиты права, не обеспечивающий надлежащего и эффективного восстановления в судебном порядке его нарушенного права.
Однако выбор способа защиты права и определение предмета иска является правом истца, и Арбитражный Процессуальный кодекс РФ не предоставляет суду право изменять предмет иска по усмотрению суда, с целью использования надлежащего способа защиты права.
В соответствии со ст.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
В процессе рассмотрения дела, истец неоднократно воспользовался правом, предусмотренным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кроме того, истец просит суд взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000руб.
Ходатайство обосновывает договором поручения от 22.02.2013г., расходным кассовым ордером № 01 от 22.02.2013г. на сумму 20 000руб.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов помимо государственной пошлины входят судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Перечень судебных издержек является открытым при условии, что расходы непосредственно связаны с рассмотрением дела в арбитражном суде и понесены лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о судебных расходах, в том числе, о судебных издержках, разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Таким образом, для компенсации соответствующих расходов не требуется предъявления отдельного иска.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007г. №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвоката и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» суд вправе признать расходы на оплату услуг представителя чрезмерными и в отсутствие соответствующих возражений со стороны ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, учитывая возражения ответчика, объем и сложность выполненной представителем истца работы, времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист, продолжительность рассмотрения дела, стоимость оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам, суд приходит к выводу, что заявленные требования о возмещении судебных расходов в размере 20 000 руб. по данному делу явно превышают разумные пределы.
В судебном заседании представитель истца пояснил о выполненной работе в качестве представителя, а именно: составление искового заявления, направление запроса в налоговый орган для получения Выписки из ЕГРЮЛ, участие в судебных заседаниях.
Дело рассматривалось в пяти судебных заседаниях, из них два судебных заседания откладывались в связи с привлечением к участию в деле третьих лиц. Перерывы в судебном заседании вызваны неоднократным заявлением истца об уточнении формулировки исковых требований и вручении их лицам участвующим в деле.
Таким образом, арбитражный суд считает возможным взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом судебные расходы относятся на ответчика в полном объеме, поскольку заявленные неимущественные требования истца признаны судом правомерными.
Истец по чек-ордеру от 21.02.2013 года оплатил госпошлину за подачу искового заявления в сумме 4 000 рублей.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 49, 150, 110,167-170, 174, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Товарищества собственников жилья «Агат» город Энгельс Саратовской области ОГРН <***>, удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Адамас» город Энгельс Саратовской области ОГРН <***> передать Товариществу собственников жилья «Агат» город Энгельс Саратовской области ОГРН <***> техническую документацию на общедомовое инженерное имущество, находящееся в жилом доме № 11 по улице Зеленый переулок в городе Энгельсе Саратовской области по тепловому узлу для системы горячего водоснабжения, изготовленную в период проектирования и застройки жилого дома.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Адамас» город Энгельс Саратовской области ОГРН <***> в пользу Товарищества собственников жилья «Агат» город Энгельс Саратовской области ОГРН <***> расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска, отказать.
Исковые требования в части обязания ООО «Адамас» в месячный срок восстановить техническую документацию, отказать, в остальной части производство по делу, прекратить.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке и сроке, предусмотренном статьями 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сторонам разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области М.А.Волкова