ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-24805/08 от 13.05.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-24805/2008

13.05.2009 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Землянниковой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», г. Москва

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконным отказа регистрационной службы в государственной регистрации права хозяйственного ведения и обязании зарегистрировать право

при участии в заседании:

от заявителя - ФИО1, дов. № 2-2645 от 20.08.2008 г.,

ФИО2, дов. № 2-2641 от 20.08.2008 г.,

от заинтересованного лица -  ФИО3, дов. № 7 от 11.01.2009 г.

ФИО4, доверенность от 11.01.2009 г. № 6

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее по тексту ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости – нежилое трехэтажное здание (ДПСП), расположенное по адресу: <...>. Кроме того, заявитель просит обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области зарегистрировать за ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» право хозяйственного ведения на объект недвижимости – нежилое трехэтажное здание (ДПСП), расположенное по адресу: <...>.

В судебное заседание, назначенное на 06.05.2009 г. на 09 час. 30 мин., явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области с заявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении данных требований отказать, по основаниям, изложенным в возражениях (т. 1 л.д.103).

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 13.05.2009 года на 14 часов 40 минут.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 21.09.1999 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись № 64-1.48-315.1999-136.1 о регистрации за региональным государственным предприятием по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» права хозяйственного ведения федеральной собственностью – нежилым трехэтажным зданием общей площадью 352,8 кв.м., Литер А, расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 57).

15.05.2000 года Мэром города Саратова было вынесено постановление № 290-251 «О предоставлении региональному государственному предприятию по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» в аренду сроком на десять лет земельных участков в Кировском районе», в том числе земельного участка площадью 0,0426 га, занимаемого диспетчерским пунктом системы посадки (ДПСП) т. 1 л.д. 75.

22.06.2000 года между Администрацией г. Саратова (Арендодатель) и РГП по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 2083, в соответствии с которым, Арендодатель сдал, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды на 10 лет земельный участок, имеющий кадастровый номер 64:48:03 02 19:38, площадью 426 кв.м., расположенный на территории аэропорта – диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП) т. 1 л.д. 76.

30.10.2000 года Министерством имущественных отношений РФ было вынесено распоряжение № 909-р «О реорганизации государственных унитарных предприятий Единой системы организации воздушного движения РФ, зарегистрированных на территориях Нижегородской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областей».

В соответствии с данным распоряжением региональное государственное предприятие по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» и государственное предприятие по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением «Ульяновский центр управления воздушным движением» реорганизованы в форме их присоединения к государственному унитарному дочернему предприятию «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (т. 1 л.д. 100).

Во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2000 года № 909-р проведена реорганизация в форме присоединения регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» к государственному унитарному дочернему предприятию «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» с передачей всех прав, обязанностей и имущества от реорганизуемого юридического лица правопреемнику, что отражено в сводном передаточном акте от 01.01.2001 года.

В соответствии с передаточным актом от 01.01.2001 года имущество, закрепленное за РГП «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» на праве хозяйственного ведения, является федеральной собственностью и внесено в реестр федерального имущества (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества № 06300071 от 07.10.1999 года).

В соответствии с актом приема-передачи федерального имущества от 01.01.2001 года ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» принимает, в том числе, объект ДПСП инв. № 80006.

30.04.2003 года Министерством имущественных отношений РФ было вынесено распоряжение № 1404-р «О реорганизации федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в форме присоединения к нему государственных унитарных дочерних предприятий, в том числе государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» г. Самара (т. 1 л.д. 97).

Во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 30.04.2003 года № 1404-р была проведена реорганизация в форме присоединения государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к Федеральному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» с передачей всех прав, обязательств и имущества, включая оспариваемые сторонними организациями обязательства от ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» к ФУП «Госкорпорация по ОВД» и 30.04.2003 года составлен передаточный акт (т. 1 л.д. 18).

В соответствии с актом приема-передачи федерального имущества от 30.04.2003 года ФУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» принимает, в том числе, объект ДПСП инв. № 80006, 01.01.69 (т. 1 л.д. 24, 39).

  Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 1143-р от 09.03.2004 года за ФУП «Госкорпорация по ОВД» закреплено на праве хозяйственного ведения федеральное имущество, включенное, в том числе в передаточный акт от 30.04.2003 года по передаче имущества, прав и обязанностей от государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к федеральному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми Федеральное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» преобразовано в порядке правопреемства в Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», о чем выдано свидетельство от 15.07.2004 года серия 77 № 001306026.

В соответствии с Уставом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», утвержденным Распоряжением Федеральной аэронавигационной службы от 15.02.2008 года № 16-р, Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» реорганизовано в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», распоряжениями Министерства имущественных отношений РФ от 30.04.2003 года № 1404-р и от 30.06.2003 года № 2851-р, распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.03.2005 года № 177-р.

Предприятие является правопреемником Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

30.05.2008 года ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 25.12.2007 года, реестровый номер 1-3232, обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области с заявлением (вх. №11/333/2008-242) о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества – здание, общей площадью 369,0 кв.м., расположенное по адресу: <...> (т. 1 л.д. 56).

Для государственной регистрации права хозяйственного ведения были представлены следующие документы:

1) заявление № 11/333/2008-242 от 30.05.2008 года (т. 1 л.д. 56);

2) платежное поручение от 21.05.2008 года № 566;

3) доверенность от 25.12.2007 года;

4) технический паспорт, составленный филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Саратову 20.08.2004 года (т. 1 л.д. 60);

5) эскизный проект от 15.02.2008 года, выданный ООО «АВК-Эксперт» (т. 1 л.д. 74).

10.06.2008 года Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации с 10.06.2008 года по 10.07.2008 года в связи с тем, что передаточный акт от 30.04.2003 года не содержит сведений о правопреемстве в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 89).

Кроме того, как установлено регистрационной службой в ходе правовой экспертизы представленных изменений и дополнений в устав ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД», зарегистрированных постановлением администрации Красноглинского района г. Самары № 1495 от 25.12.2000, ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД» реорганизовано в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2000 года № 909-р и является правопреемником, в том числе, регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» в соответствии со сводным передаточным актом.

Однако, распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2000 года № 909-р и сводный передаточный акт, подтверждающий правопреемство в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...>, в регистрирующий орган не представлены.

Кроме того, в нарушение п. 5 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года № 122-ФЗ в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области были представлены только копии распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 30.04.2003 года № 1404-р, передаточного акта от 30.04.2003 года, распоряжения Министерства имущественных отношений РФ № 1143-р от 09.03.2004 года. Подлинный экземпляр передаточного акта от 30.04.2003 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области не представлен. Также, в регистрационную службу не были представлены надлежаще заверенные копии распоряжений Министерства имущественных отношений РФ № 1404-р от 30.04.2003 года, № 1143-р от 09.03.2004 года и № 2851-р от 30.06.2003 года.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.

В соответствии с п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок и ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219, в случаях, если владельцем права является российское юридическое лицо, в записях Единого государственного реестра прав указываются полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию, код причины постановки на учет, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Однако документы, содержащие вышеуказанные сведения о дате регистрации и наименовании регистрирующего органа, в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области не представлены. Кроме того, не были представлены подлинные экземпляры учредительных документов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» или нотариально удостоверенные копии указанных документов.

При сравнении представленного на государственную регистрацию плана спорного объекта, изготовленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Саратову 20.08.2004 года, с планом данного объекта, хранящимся в архиве регистрирующего органа установлено, что в результате произведенной реконструкции изменилась площадь и границы объекта - возведена пристройка литер А1 площадью 16,2 кв.м.

Однако, заявление о государственной регистрации прекращения права при ликвидации ранее существующего объекта недвижимости площадью 352,8 кв.м. и государственной регистрации права на возникшее в результате преобразования здание площадью 369 кв.м., а также необходимые для осуществления данных регистрационных действий документы, согласно требованиям ст. 16 и ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не представлены.

С учетом изложенного на заявителя была возложена обязанность представить документы, подтверждающие правопреемство в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...>, между региональным государственным предприятием по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» и ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» (распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2000 № 909-р и сводный передаточный акт) или заявления о прекращении права хозяйственного ведения регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» на спорный объект недвижимости.

Кроме того, на заявителя возложена обязанность представить: 1) документы открытия раздела Единого государственного реестра прав на нежилое трехэтажное здание (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенное по адресу: <...>) документы, уточняющие передаточный акт от 30.04.2003 года в части определения площади, адреса, наименования объекта недвижимости; 3) подлинный экземпляр передаточного акта от 30.04.2003 года и сводного передаточного акта; 4) надлежаще заверенные копии распоряжений Министерства имущественных отношений РФ № 1404-р от 30.04.2003 года, № 1143-р от 09.03.2004 года, № 2851-р от 30.06.2003 года, № 909-р от 30.10.2000 года; 5) подлинные экземпляры учредительных документов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» или нотариально удостоверенных копий указанных документов; 6) документы, содержащие сведения о дате регистрации и наименовании регистрирующего органа.

03.07.2008 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области поступило заявление ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 25.12.2007 года, реестровый номер 1-3232, о приостановлении регистрации сроком на 3 месяца с 10.07.2008 года по 10.10.2008 года в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов (т. 1 л.д. 94).

10.07.2008 года Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации с 10.07.2008 года по 10.10.2008 года (т. 1 л.д. 95).

03.09.2008 года в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области поступило заявление ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 25.12.2007 года, реестровый номер 1-3232, о представлении дополнительных документов для государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества – здание, расположенное по адресу: <...> (т. 1 л.д. 96), а именно, были представлены:

1) распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 909-р от 30.10.2000 года;

2) распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 1404-р от 30.04.2003 года;

3) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 005393556 от 09.08.2002 года, выдано МРИ МНС России № 39 по г. Москве;

4) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 77 № 001306026 от 15.07.2004 года, выдано ИМНС РФ по налогам и сборам № 34 по Северо-Западному административному округу г. Москвы;

5) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серия 77 № 0476098 от 16.07.2004 года, выдано ИМНС РФ по налогам и сборам № 14 по САО г. Москвы;

6) устав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 15.02.2008 года, выдан ИФНС России № 14 по г. Москве (нотариальная копия с нотариальной копии);

7) сводный передаточный акт от 01.01.2001 года (с приложениями).

23.10.2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое трехэтажное здание (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенное по адресу: <...>.

В обоснование отказа указано на то, что передаточный акт от 30.04.2003 года не содержит сведений о правопреемстве в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...>. Также регистрационная служба ссылается на не представление подлинных экземпляров учредительных документов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» или нотариального удостоверенных копий указанных документов.

Кроме того, Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области отказывая в государственной регистрации указало на то, что при сравнении представленного на государственную регистрацию плана спорного объекта, изготовленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Саратову 20.08.2004 года, с планом данного объекта, хранящимся в архиве регистрирующего органа установлено, что в результате произведенной реконструкции изменилась площадь и границы объекта - возведена пристройка литер А1 площадью 16,2 кв.м. Однако, заявление о государственной регистрации прекращения права при ликвидации ранее существующего объекта недвижимости площадью 352,8 кв.м. на государственную регистрацию не представлено.

Считая отказ регистрационной службы в государственной регистрации права хозяйственного ведения незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

Предметом рассматриваемого спора является законность действий Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, выразившихся в отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости – нежилое трехэтажное здание (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

Требования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными, являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.

Таким образом, указанными нормами права установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления незаконным являются одновременно   как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В статье 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" изложен порядок проведения государственной регистрации прав, которая включает: прием документов; проведение правовой экспертизы документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество осуществляется регистрирующим органом при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения, требования к которым установлены в статье 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

На основании п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

При этом, суд исходит из того, что поскольку ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обратилось с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения, то ему следовало представить регистрирующему органу документы, подтверждающие тот факт, что заявитель является государственным унитарным предприятием, а спорное имущество было закреплено за ним собственником этого имущества (ст. ст. 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не представление документов, необходимых для регистрации прав, может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав заявителя.

В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если:

- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

- лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

- осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.

В п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что если в течение срока приостановления государственной регистрации прав не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Материалами дела установлено, что в обоснование отказа в регистрации права хозяйственного ведения за ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области ссылается на то, что подлинные экземпляры учредительных документов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» или нотариально удостоверенные копии указанных документов на государственную регистрацию не были предъявлены.

Как следует из расписки в получении документов на государственную регистрацию от 03.09.2008 года (т. 1 л.д. 17), в Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области был представлен Устав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 15.02.2008 года (нотариальная копия с нотариальной копии).

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица  , а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительными документами юридического лица являются Устав, либо учредительный договор и Устав, либо только учредительный договор.

Согласно ст. 79 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-1 верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, если верность копии засвидетельствована в нотариальном порядке или копия документа выдана юридическим лицом, от которого исходит подлинный документ. В последнем случае копия документа должна быть изготовлена на бланке данного юридического лица, скреплена печатью и иметь отметку о том, что подлинный документ находится у юридического лица.

Материалами дела установлено, что копия, с которой снималась копия Устава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»была в соответствии со ст. 79 Основ законодательства о нотариате нотариально заверена.

Следовательно, требования действующего законодательства заявителем были соблюдены и в регистрационную службу представлена надлежащим образом заверенная копия учредительного документа юридического лица - Устав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», утвержденный Распоряжением Федеральной аэронавигационной службы от 15.02.2008 года № 16-р.

Как установлено материалами дела, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости – нежилое трехэтажное здание (ДПСП), расположенное по адресу: <...>, мотивирован также тем, что передаточный акт от 30.04.2003 года не содержит сведений о правопреемстве в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...>.

На основании ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как установлено материалами дела, и данное обстоятельство подтверждается п. 1.1 Устава ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 26.02.2008 года, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» зарегистрировано в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных отношений РФ № 1404-р от 30.04.2003 года, от 30.06.2003 года № 2851-р и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.03.2005 года № 177-р и является правопреемником ФУП «Госкорпорация по ОВД», созданного путем присоединения к нему, в том числе, ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД» на основании передаточного акта от 30.04.2003 года.

Представленными материалами дела установлено, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является универсальным правопреемником реорганизованного в форме присоединения к ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» ФУП «Госкорпорация по ОВД» регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ», что подтверждается распоряжениями Министерства имущественных отношений РФ № 909-р от 30.10.2000 года и № 1404-р от 30.04.2003 года.

Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

По смыслу указанных правовых норм, правопреемство юридического лица, реорганизованного в форме присоединения к нему другого юридического лица, по отношению к правам и обязанностям присоединенного юридического лица имеет универсальный характер.

В силу ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленный на государственную регистрацию права хозяйственного ведения передаточный акт от 30.04.2003 года (т. 1 л.д. 18), суд приходит к выводу, что его содержание соответствует требованиям, установленным законом.

В данном передаточном акте установлено, что во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 30.04.2003 года № 1404-р была проведена реорганизация в форме присоединения государственного унитарного дочернего предприятия «Аэронавигация Центральной Волги» федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к Федеральному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» с передачей всех прав, обязательств и имущества, включая оспариваемые сторонними организациями обязательства от ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» к ФУП «Госкорпорация по ОВД».

При этом, суд исходит из того, что иных требований к содержанию и оформлению передаточного акта, кроме как установленных в п. 1 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрено. Между тем, из содержания данной правовой нормы следует, что в передаточном акте должны быть указаны положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Требований о наличии в передаточном акте сведений, содержащих описание объектов недвижимого имущества, названная правовая норма не содержит.

Факт нахождения спорного объекта в федеральной собственности подтверждается выпиской из реестра федерального имущества по состоянию на 05.07.2007 года, в соответствии с которой установлено, что здание диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), расположенное по адресу: 410010, г. Саратов, Кировский район, аэропорт, ул. Жуковского-25, является федеральной собственностью на основании Распоряжения Минимущества РФ № 1143-р от 09.03.2004 года.

При этом следует отметить, что необходимые технические характеристики спорного объекта содержатся в техническом паспорте объекта градостроительной деятельности от 20.08.2004 года, который был представлен заявителем в регистрирующий орган (т. 1 л.д. 60).

С учетом того, что собственник спорного объекта недвижимости распорядился принадлежащим ему имуществом, передав его в хозяйственное ведение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и оформив свое решение передаточным актом от 30.04.2003 года, суд приходит к выводу, что отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости – нежилое трехэтажное здание (ДПСП), расположенное по адресу: <...>, по тем основаниям, что передаточный акт от 30.04.2003 года не содержит сведений о правопреемстве в отношении нежилого трехэтажного здания (ДПСП) общей площадью 369 кв.м., литер АА1, расположенного по адресу: <...>, является несостоятельным и противоречит представленным в материалы дела документам.

Кроме того, в обоснование отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения указано, что при сравнении представленного на государственную регистрацию плана спорного объекта, изготовленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Саратову 20.08.2004 года, с планом данного объекта, хранящимся в архиве регистрирующего органа установлено, что в результате произведенной реконструкции изменилась площадь и границы объекта - возведена пристройка литер А1 площадью 16,2 кв.м. Однако, заявление о государственной регистрации прекращения права при ликвидации, ранее существующего объекта недвижимости площадью 352,8 кв.м., на государственную регистрацию не представлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уточненные данные об объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и плана объекта или иного документа, предусмотренного настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимого имущества и содержащего описание объекта, либо в случае, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка.

Пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219, установлено, что изменениями в ЕГРП являются сведения, не влекущие за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода прав на него, в частности изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой без изменения внешних границ.

В обоснование отказа в удовлетворении заявления ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о регистрации права хозяйственного ведения, Управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области ссылается на то, что заявителем была произведена реконструкция спорного объекта недвижимости, в результате которой изменились площадь и границы объекта, а именно, возведена пристройка литер А1 площадью 16,2 кв.м. Данный вывод Управлением ФРС по Саратовской области сделан в результате сравнения представленного на государственную регистрацию плана спорного объекта, изготовленного Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Саратову 20.08.2004 года, с планом данного объекта, хранящимся в архиве регистрирующего органа.

Рассматривая данные доводы лиц участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.

Как следует из технического паспорта на объект градостроительной деятельности - диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 60), изготовленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по городу Саратову 20.08.2004 года, общая площадь здания составляет 369 кв.м.

Однако, в архиве регистрирующего органа хранится технический паспорт на объект градостроительной деятельности - диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), расположенного по адресу: <...> (т. 2 л.д. 113), изготовленного Городским бюро технической инвентаризации (приложенного к заявлению 1999 года) из которого следует, что здание с пристройкой литер А имеет общую площадь 352,8 кв.м.

Кроме того, в 1999 году по заявлению РГП «Волгааэронавигация» было зарегистрировано право хозяйственного ведения на объект недвижимости - диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), расположенный по адресу: <...>, общей площадью 352,8 кв.м.

Утверждение заявителя о том, что при обследовании данного помещения была выявлена ошибка в технической документации объекта за счёт учета пристройки, площадью 16,2 кв.м., ранее не учтенной в технической документации регионального государственного предприятия по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ», суд находит не обоснованным, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и установления того факта, что пристройка общей площадью 16,2 кв.м. (как утверждает заявитель) была возведена в 1969 году, судом направлялся запрос в МУП «Городское бюро технической инвентаризации».

Из полученного ответа на данный запрос следует, что литер А1 – основная пристройка, площадью – 16, 2 кв.м., первичная инвентаризация была произведена в 2004 году, год постройки неизвестен.

Кроме того, суд определением от 01.04.2009 года, предлагал заявителю в материалы дела представить инвентарные карточки на объект недвижимости. Однако, данные документы суду также не представлены.

Таким образом, довод заявителя о том, что при обследовании помещения была выявлена ошибка в технической документации объекта за счёт пристройки, площадью 16,2 кв.м., ранее не учтенной в технической документации, не подтверждён ни какими документами.

Также, не подтверждены ни какими документами доводы заявителя о том, что при регистрации права хозяйственного ведения за региональным государственным предприятием по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением, радиотехническому обеспечению полётов и связи «ВОЛГААЭРОНАВИГАЦИЯ» данная пристройка не была учтена.

Представленная в материалы дела Выписка из реестра Федерального имущества по состоянию на 28.01.2005 года (т. 2 л.д. 124), также противоречит Выписке из реестра Федерального имущества по состоянию на 05.07.2007 года (т. 2 л.д. 33), так как в Выписке на 28.01.2005 года площадь здания - диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), расположенного по адресу: <...>, составляет 372 кв.м., а в Выписке на 05.07.2007 года площадь здания - диспетчерского пункта системы посадки (ДПСП), расположенного по адресу: <...>, составляет 369 кв.м.

Кроме того, как указывалось выше, в статье 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" изложен порядок проведения государственной регистрации прав, которая включает: прием документов; проведение правовой экспертизы документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества  .

Внесение записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество осуществляется регистрирующим органом при отсутствии указанных противоречий   и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Учитывая то, что в регистрирующий орган был представлен технический паспорт на объект градостроительной деятельности - диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), расположенный по адресу: <...>, общей площадью 369 кв.м.  , а в 1999 году, по заявлению РГП «Волгааэронавигация», было зарегистрировано право хозяйственного ведения на данный объект недвижимости - диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), расположенный по адресу: <...>, общей площадью 352,8 кв.м.   и к заявлению не приложены документы, исключающие противоречия и указывающие на то, что в технической документации объекта была допущена ошибка, суд находит обоснованным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 27, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области В.В. Землянникова