АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 23 мая 2017 года | Дело №А57-24915/2016 |
Резолютивная часть решения оглашена 16 мая 2017г.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2017г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Мещеряковой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Ю.А., после перерыва – секретарем судебного заседания Виноградовой А.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску Муниципального унитарного предприятия «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балашов, (ОГРН <***>; ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1, Саратовская область, г. Балашов (ИНН <***>) о взыскании задолженности за период с 01.06.2013 по 01.06.2016 в сумме 973 494 руб. 19 коп.,
При участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2, представитель по доверенности от 13.02.2017 г.;
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности № 1 от 08.12.2016 г.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11 по 16 мая 2017г.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области (далее - МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - ИП ФИО1) о взыскании задолженности, образовавшейся в результате самовольного присоединения к центральным сетям водоснабжения за период с 02.06.2013г. по 01.06.2016г. в размере 1331134,17 руб.
Определением от 13.12.2016г. суд в порядке ч.1 ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уменьшение суммы исковых требований: истец просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01.06.2013г. по 01.06.2016г. в размере 973494,19 руб.
Исковые требования основаны на бездоговорном потреблении ответчиком питьевой воды, и следовательно ненадлежащем исполнении обязательств по ее оплате в порядке и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Истец поддержал исковые требования с учетом уточнений.
Ответчик возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве на иск, заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Из искового заявления следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2010 года по делу №А57-6063/2009 муниципальное унитарное предприятие Балашовского муниципального района Саратовской области «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области (сокращенно: МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.03.2013 года по делу №А57-6063/2009 конкурсным управляющим утвержден ФИО4, член НП «Союз менеджеров и антикризисных управляющих». Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.09.2016 года по делу №А57-6063/2009 конкурсное производство продлено.
МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет отпуск питьевой воды, прием и очистку сточных вод.
11.08.2015г. между МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов и ООО «АМС» был заключен договор на оказание услуг, по которому ООО «АМС» обязалось оказать услуги по подготовке практических применимых предложений и рекомендаций по снижению потребления электрической энергии, обусловленного работой сетей водоснабжения Заказчика, а также по снижению неучтенных потерь воды в сетях водоснабжения заказчика. По результатам работ ООО «АМС» заказчику были предоставлены отчеты о выполненных работах: этапы 1, 2, 3 и 4 (итоговый отчет). В соответствии с указанными в отчетах ООО «АМС» рекомендациями по снижению неучтенных потерь воды в сетях водоснабжения на МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов 23 мая 2016г. конкурсным управляющим ФИО4 был издан приказ №9к «О реализации рекомендаций ООО «АМС».
Во исполнение указанного приказа сотрудниками МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов 01.06.2016г. был выявлен факт незаконного использования воды из центральной системы водоснабжения ИП ФИО1, а именно 01.06.2016г. в ходе осуществления проверки объекта (автомойки), расположенного по адресу: <...> инженером ПТО ФИО5 установлено, что холодное водоснабжение на данном объекте функционирует, установлен прибор учета, на котором обнаружен магнит, а антимагнитная наклейка отсутствует, что означает самовольное пользование системами водоснабжения, безучетное потребление воды. Данный объект принадлежит ИП ФИО1
Между тем, возражая против удовлетворения иска, в отзыве ответчик указывает, что истцом нарушен порядок проведения проверки, акт о самовольном присоединении к системам водоснабжения от 01.06.2016г. составлен истцом в одностороннем порядке без надлежащего уведомления и вызова ответчика, с нарушением порядка фиксирования факта бездоговорного потребления; при проверке сам ИП ФИО1 или его полномочный представитель не присутствовали, акт не подписывали, от подписания акта не отказывались; факт отказа полномочного представителя ответчика от подписания акта не подтвержден и не засвидетельствован двумя незаинтересованными лицами; в акте отсутствуют сведения о дате предыдущей проверки, о приборах учета на момент составления акта, объяснения потребителя или иного лица, осуществляющих бездоговорное потребление ресурса. Также ответчик, в опровержение довода истца о самовольном пользовании системой водоснабжения, ссылается на то, что подключение к системе водоснабжения была выполнено законно на основании выданных истцом технических условий, при этом монтаж водопровода и установка водосчетчика были произведены работниками истца и полностью оплачены.
Согласно п. 1. ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 1. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
Под самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644).
В соответствии с п. 2. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Порядок и условия определения объема безучетного и бездоговорного потребления ответчиком в спорный период регулировались Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года №442 (далее - Правила №442).
Бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей (абзац 8 пункт 2 Правил №442).
Согласно пунктам 192, 193 Правил № 442, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
Таким образом, акт о неучтенном потреблении может считаться достоверным и достаточным подтверждением неучтенного потребления только при соблюдении вышеуказанных императивных требований к его содержанию. Акт должен содержать определенные и понятные сведения о способе, которым потребитель осуществил безучетное потребление.
Кроме того, пунктом 148 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 предусмотрено, что абонент, транзитная организация обеспечивают беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения. Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами.
Уполномоченные представители организации водопроводно-канализационного хозяйства или представители иной организации допускаются к водопроводным, канализационным сетям и сооружениям на них, приборам учета и иным устройствам, местам отбора проб при наличии служебного удостоверения (доверенности) или по заранее направленному абоненту, транзитной организации списку с указанием должностей проверяющих. В случае, если доступ предоставляется для проверки по итогам проверки составляется двусторонний акт, в котором фиксируются результаты проверки, при этом один экземпляр акта должен быть направлен абоненту, транзитной организации не позднее 3 рабочих дней со дня его составления. При этом абонент, транзитная организация имеют право присутствовать при проведении организацией водопроводно-канализационного хозяйства всех проверок, предусмотренных настоящим разделом (пункт 149 названных Правил).
Следовательно, исходя из системного толкования указанных норм права, для проведения мероприятий по проверке объектов абонента, требуется предварительное уведомление абонента о дате и времени проверки.
Судом установлено, что акт от 01.06.2016 года был составлен истцом в одностороннем порядке без надлежащего уведомления и вызова ответчика, в отсутствие ответчика или его представителя, с нарушением порядка фиксирования факта бездоговорного потребления. Данный акт ни самим ИП ФИО1, ни его представителем не подписывался, факт отказа ИП ФИО1 или его представителя от подписания акта не подтвержден и не засвидетельствован двумя незаинтересованными лицами; в акте отсутствуют сведения о способе бездоговорного потребления, дате предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществляющих бездоговорное потребление ресурса. При этом, довод истца о получении акта ИП ФИО1 свидетельствует лишь о его вручении ответчику, а не о присутствии его при проведении проверки.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, составление акта о безучетном потреблении не были произведены истцом с соблюдением требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Абонент обязан производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 5 и статья 13 Закона об энергосбережении).
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В отсутствие приборов учета энергетических ресурсов определение количества энергии должно осуществляться не произвольным методом, а с применением расчетного способа, установленного законом.
В соответствии с пунктом 57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (Правила №167) количество израсходованной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости воды 1,2 м/с с момента обнаружения, а объем водоотведения при этом равным объему водопотребления.
В силу статьи 20 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее - Правила N 776).
Судом установлено, что истец при расчете задолженности за потребленную воду руководствовался п. 14, 15, 16 Правил №776.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 776 коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета принятого сторонами как коммерческого.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (пункт 15 Правил N 776).
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета (подпункт "б" пункт 16 Правил N 776).
По смыслу пунктов 16, 17 и 49 Правил N 776 в случаях самовольного пользования централизованными системами водоснабжения количество израсходованной питьевой воды исчисляется методом учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное пользование, но не более чем за 3 года.
Метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемый на основании показаний прибора учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа такого прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и не применяется в случаях применения контрольных (параллельных) приборов учета.
Ответчик заявил, что пользовался холодным водоснабжением на законных основаниях, согласно счету №640 от 26.09.2012г. оплатил работы по монтированию водопровода к гаражу №1, расположенному по адресу: <...>, которые были проведены на основании технических условий №29 на водоснабжение от 28.09.2012г., выданных МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов. 01.12.2012г. для учета объема потребленной воды специалистами МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов был установлен водосчетчик СГВ -15 № 26293465 (дата производства 19.2012г.) с показателями 00001 м3.
Согласно п.8.3.1 паспорта ПДЕК 407223.002 ПС на установленный счетчик межповерочный интервал при работе счетчиков на холодной воде установлен - 6 лет, следовательно, следующая поверка счетчика должна быть произведена 01.12.2018г.
Ответчик утверждает, что антимагнитную наклейку на счетчике СГВ -15 № 26293465 д.п. 03.09.2012г. никто не удалял, поскольку установка антимагнитной наклейки не предусмотрена п. 16 паспорта ПДЕК 407223.002 ПС; опломбирование, проведенное работниками МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов в 2012г. не нарушено, счетчик проверен, никакого внешнего воздействия на счетчик не оказывалось, счетчик исправен, оплата за водоснабжение произведена на сумму 8769,21 руб.
Определением суда от 13.03.2017г. по делу № А57-24915/2017 была назначена техническая экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Полиграм-Эксперт».
Из заключения экспертов общества с ограниченной ответственностью «Полиграм-Эксперт» ФИО6 и ФИО7 следует, что счетчик воды СГВ-15 заводской №26293465 является исправным; на корпусе счетного механизма отсутствовала антимагнитная пломба; присутствует повреждение бумажного трафарета лицевой панели счетного механизма, что создает визуальный эффект присутствия лопины на счетном механизме; определить причины и время (период) возникновения дефектов (недостатков) счетчика не является возможным, так как эксплуатация прибора происходит в агрессивной среде (пар, потоки холодного воздуха).
Таким образом, из выводов экспертного заключения следует, что счетчик воды СГВ-15 заводской №26293465 исправен; повреждение на счетном механизме счетчика отсутствует.
Истцом экспертное заключение не оспорено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств вмешательства в работу прибора учета, установленного у ответчика, подтверждающих факт безучетного потребления электроэнергии ответчиком, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении с настоящим исковым заявлением в суд истцом было заявлено ходатайство об отсрочке оплаты государственной пошлины. Данное ходатайство было судом удовлетворено.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме с учетом положений статей 333.17, 333.22, пункта 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 22470 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 22470 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций в сроки и порядке, установленные ст.ст. 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.