ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-25033/11 от 26.03.2012 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-25033/11

26 марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2012 года

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2012 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания

М.Н. Фроловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,

заинтересованные лица:

арбитражный управляющий Аладышева Л.А. (г. Саратов),

специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Ю.Н. Филиппова

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии

от заявителя – Филиппова Ю.Н. (доверенность № 33 от 10.01.2012 г.),

от заинтересованного лица – не явился,

специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Ю.Н. Филиппова – лично (служебное удостоверение)

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее по тексту Управление Росреестра по Саратовской области) обратилось с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Аладышеву Людмилу Анатольевну по ч. 3 ст. 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.

Арбитражный управляющий Аладышева Л.А. в судебное разбирательство не явилась, своего представителя не направила, отзыв не представил. О времени и месте проведения судебного разбирательства арбитражный управляющий Аладышева Л.А. извещена надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ.

На основании ч.3 ст.205, ч.3 ст.156 АПК РФ настоящее дело рассмотрено по существу в отсутствии арбитражного управляющего Аладышевой Л.А., извещённой надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Материалами дела установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по делу № А57-5271/2010 Открытое акционерное общество «ЗАГС-сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по вышеуказанному делу конкурсным управляющим ОАО «ЗАГС-сервис» утверждена Аладышева Людмила Анатольевна.

Должностным лицом Управления Росреестра по Саратовской области на основании поступившего определения Арбитражного суда Саратовской области от 30.08.2011 года по делу №А57-5271/2009, которым установлено, что конкурсным управляющим Аладышевой Л.А. в период с 16.06.2010 года не проводила собрания кредиторов ОАО «ЗАГС-сервис» и не предоставляла отчет о своей деятельности, 05.10.2011 года было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.13. КоАП РФ.

При проведении административного расследования по результатам ознакомления с материалами дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО «ЗАГС-сервис» было установлено, что в нарушение нормы, содержащейся в п. 1 ст. 143 Федерального закона, «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 года (далее по тексту Федеральный закон №127-ФЗ) предусматривающей, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное, арбитражным управляющим Аладышевой Л.А. в период времени с 16.06.2010 года по 05.10.2011 года не проводились собрания кредиторов ОАО «ЗАГС-Сервис» и не предоставлялись отчеты о своей деятельности.

29.11.2011 года должностным лицом Управления Росреестра по Саратовской области по результатам проведённого административного расследования в отношении арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.14.13. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях статьями 202-203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росреестра по Саратовской области направило в Арбитражный суд Саратовской области указанный протокол с материалами административного дела и обратилось с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, изучив действующее законодательство, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Часть 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Часть 3 статьи 23.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с требованиями ст.26.1. КоАП РФ, ст. 205 АПК РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит: имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с п. 10. ч. 2 ст. 28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.13. КоАП РФ.

Правительство РФ Постановлением № 52 от 03.02.2005 года «О регулирующем органе, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установило, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба.

Вышеуказанное Постановление № 52 от 03.02.2005 года по настоящее время не отменено и является действующим.

Согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Новая редакция Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», определяющая понятия регулирующего органа и органа по контролю (надзору), не повлекла за собой изменения функций Федеральной регистрационной службы.

Частью 3 статьи 22.3. КоАП РФ установлено, что в случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

В целях реализации части 4 статьи 28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях Приказом Министерства Экономического развития РФ № 178 от 14.05.2010 года утверждён перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

На основании изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области полномочий по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, выражается в неисполнении арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Условием привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, является доказанность следующих обстоятельств: фактов невыполнения арбитражным управляющим правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законом; факта совершения им противоправных действий по невыполнению указанных правил; виновности в совершении этих действий (бездействия); наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) арбитражного управляющего и невыполнением процедур банкротства.

В силу п.4 ст.20.3. Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии со ст.129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;

привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

В соответствии с ч.1 ст.143 Федерального закона № 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 127-ФЗ участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.10.2009 № 395 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Управление Росреестра по Саратовской области осуществляет контроль (надзор) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражным судом из материалов административного дела установлено, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по делу № А57-5271/2010 ОАО «ЗАГС-сервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по вышеуказанному делу конкурсным управляющим ОАО «ЗАГС-сервис» утверждена Аладышева Л.А..

В период времени с 16.06.2010 года по 05.10.2011 года арбитражный управляющий Аладышева Л.А. не проводила собрания кредиторов ОАО «ЗАГС-сервис» и не предоставляла отчет о своей деятельности. Доказательств обратного арбитражному суду не представлено.

Таким образом, конкурсным управляющим нарушены требования Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 года при осуществлении полномочий конкурсного управляющего ОАО «ЗАГС-сервис» .

Факты нарушения конкурсным управляющим п. 1 ст. 143 Федерального закона № 127-ФЗ подтверждаются документами, представленными в материалы дела.

На основании вышеизложенного, суд пришёл к выводу о том, что в действиях арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.14.13. КоАП РФ, выразившегося в нарушении им в период осуществления обязанностей конкурсного управляющего ОАО «ЗАГС-сервис» п. 1 ст. 143 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 года.

Вина арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13. КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 29.11.2011 года, а также решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по делу №А57-5271/2010, определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2010 года по делу №А57-5271/2010, определением от 30.08.2011 года по делу №А57-5271/2010.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Согласно ч.3 ст.4.5. КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

На основании изложенных выше фактов Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области на законных основаниях возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13. КоАП РФ в отношении арбитражного управляющего Аладышевой Л.А..

Административным органом вина арбитражного управляющего Аладышевой Л.А. в совершении правонарушения доказана.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено.

Суд считает, что правовые основания для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения отсутствуют.

Согласно статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния, должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса, является неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 20.3. Закона о банкротстве установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении конкурсного управляющего к исполнению своих публично- правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период введения процедуры конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедуры конкурсного производства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.04.2005 N 122-О указал, что положения части 3 статьи 14.13 Кодекса, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.

Допущенные конкурсным управляющим правонарушения, установленные судом, посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота в Российской Федерации.

Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение названных правовых норм было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля арбитражного управляющего при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры конкурсного производства (статья 2.1 Кодекса).

Исходя из изложенных обстоятельств, у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для применения к возникшим правоотношениям статьи 2.9 КоАП РФ.

При рассмотрении материалов дела не установлены обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность.

В силу частей 1 и 2 ст. 4.1. КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд находит подлежащим удовлетворению требование заявителя о привлечении арбитражного управляющего Аладышевой Людмилы Анатольевны к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей, что является низшим пределом санкции статьи.

Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь арбитражного управляющего Аладышеву Людмилу Анатольевну, зарегистрированную по адресу: г. Саратов, ул. Кузнечная, д.11/21, кв.112, ОГРН 304645033000285, ИНН 645000285854, к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях с наложением штрафа в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257- 260, 273- 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.

При неуплате административного штрафа в указанный срок, копия судебного акта о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.

Реквизиты для оплаты суммы штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК по Саратовской области

(Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области)

ИНН получателя 6455039436/645501001

КПП 645501001

Код ОКАТО 63401000000 (городской округ г. Саратов)

р/с 40101810300000010010

Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области

БИК 046311001

КБК 321 1 16 90040 04 0000 140

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Т.А. Лескина