ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-25065/2009 от 10.02.2010 АС Саратовской области

Арбитражный суд Саратовской области

410031, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов Дело № А57-25065/2009

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2010 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бекетовой О.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Нефтьтранссервис» (Саратовский район Саратовской области)

к Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области (г. Саратов)

о признании недействительным решения налогового органа № 68 от 30.09.2009 г.

при участии в заседании представителей:

заявителя – Великановой О.В., действующей по доверенности № 29 от 08.12.2009 г., Старостина А.И., действующего по доверенности № 26 от 05.11.2009 г.;

Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области – Антроповой Т.В., действующей по доверенности № 03-09/009490 от 02.06.2009 г., Козлова П.А., действующего по доверенности № 03-22/020302 от 25.12.2009 г., Пономаревой Я.А., действующей по доверенности. №655/015 от 17.03.2009 г., Ахмеджанова Р.Р., действующего по доверенности № 03-12/019687 от 15.12.2009 г.,

Управления ФНС по Саратовской области – Уткина Д.И., действующего по доверенности № 05-17/10 от 02.03.2009 г., Хрулевой О.А., действующей по доверенности № 03-09/259 от 15.01.2009 г.

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО «Нефтьтранссервис» с заявлением к Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области о признании недействительным решения № 68 от 30.09.2009 г.

Определением арбитражного суда от 13.01.2010 г. в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Представитель налогового органа заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 09 часов 20 минут 10 февраля 2010 г. Вынесено протокольное определение.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя уточнил заявленные требования и просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 г. в части привлечения ЗАО «Нефтьтранссервис» к налоговой ответственности в виде штрафа за не перечисление налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ за 2006 год в размере 623598 руб., за 2007 г. в размере 319308 руб., за 2008 г. в размере 525496 руб., пени по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 2272634 руб., взыскания недоимки по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 7342011 руб.

Суд находит заявленное ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на органе, принявшем ненормативный акт лежит обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного акта. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67,68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 30.06.2009 г. заместителем начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области Федуловой Е.В. принято решение № 55 от 30.06.2009 г. о проведении выездной налоговой проверки в отношении ЗАО «Нефтьтранссервис» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов:

- налога на прибыль за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- налога на добавленную стоимость за период с 01.04.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- налога на имущество за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- транспортного налога за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- земельного налога за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- водного налога за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г.;

- налога на доходы физических лиц за период с 06.06.2006 г. по 30.06.2009 г.;

- единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 2 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. Копия решения вручена генеральному директору ЗАО «Нефтьтранссервис» Хрулеву М.Ю. 01.07.2009 г., о чем имеется его подпись.

27.07.2009 г. налоговым органом принято решение № 31 от 27.07.2009 г. о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ЗАО «Нефтьтранссервис».

20.08.2009 г. налоговым органом принято решение № 37 от 20.08.2009 г. о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ЗАО «Нефтьтранссервис».

В период времени с 30.06.2009 г. по31.08.2009 г. была проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Нефтьтранссервис» на основании решения налогового органа № 55 от 30.06.2009 г., по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки № 12-72 от 07.09.2009 г., на который были принесены возражения. Копия акта вручена генеральному директору ЗАО «Нефтьтранссервис» Хрулеву М.Ю. 07.09.2009 г., о чем имеется его подпись.

30.09.2009 г. налоговым органом при участии генерального директора ЗАО «Нефтьтранссервис» Хрулева М.Ю. принято решение № 68 от 30.09.2009 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 1468402 руб.:

- по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление (неполное перечисление) налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ за 2006 г. в сумме 623598 руб.;

- по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление (неполное перечисление) налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ за 2007 г. в сумме 319308 руб.;

- по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неперечисление (неполное перечисление) налога с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ за 2008 г. в сумме 525496 руб.

Кроме того, налогоплательщику были начислены пени за неуплату (неполную уплату) налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в сумме 2272634 руб.

Кроме того, налогоплательщику было предложено уплатить недоимку в общей сумме 7415646 руб.:

- по НДС за сентябрь 2006 г. в сумме 73635 руб.;

- по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в сумме 7342011 руб.

Копия решения вручена генеральному директору ЗАО «Нефтьтранссервис» Хрулеву М.Ю. 30.09.2009 г., о чем имеется его подпись.

10.11.2009 г. УФНС России по Саратовской области принято решение по апелляционной жалобе ЗАО «Нефтьтранссервис» на решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым оспариваемое заявителем решение № 68 от 30.09.2009  г. отменено в части доначисления НДС в сумме 73635 руб., соответствующих пени и штрафов, а также в части уменьшенных убытков по налогу на прибыль организаций за 2006 год в сумме 1977965 руб., за 2007 г. в сумме 41508 руб. В остальной части решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009  г. утверждено.

Заявитель не согласился с принятыми налоговым органом решением Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 г. в части привлечения ЗАО «Нефтьтранссервис» к налоговой ответственности в виде штрафа за не перечисление налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ за 2006 год в размере 623598 руб., за 2007 г. в размере 319308 руб., за 2008 г. в размере 525496 руб., пени по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 2272634 руб., взыскания недоимки по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 7342011 руб.,  в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что в  ыводы налогового органа о наличии у ЗАО "Нефтьтранссервис" обязанности по исчислению налога с дохода, полученного иностранной организацией - компанией «Лейфорд Лимитед» и перечислению его в бюджет, противоречат как действующему законодательству РФ, так и международным соглашениям.

Так, в качестве документа, подтверждающего постоянное местопребывание компании «Лэйфорд Лимитед» на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии ЗАО "Нефтьтранссервис" была предоставлена копия свидетельства о регистрации Частной Компании «Лейфорд Лимитед», с проставленным на нем в соответствии с требованиям Гаагской конвенции 1961 года апостилем. Подлинный экземпляр свидетельства о регистрации находится у компании «Лэйфорд Лимитед» и предоставить его на обозрение налогового органа не представляется возможным.

Кроме того, обязанность предоставления подлинного экземпляра этого документа не содержится в Налоговом кодекса РФ. Апостиль был предоставлен в виде подлинного документа (не копии). Также был предоставлен перевод этих документов на русский язык.

В силу статьи 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов {Гаага, 5 октября 1961 г.), единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Выводы налогового органа о том, что представленное ЗАО "Нефтьтранссервис" свидетельство о регистрации на территории иностранного государства не может рассматриваться в качестве подтверждающего документа, со ссылкой на "Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ...", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 г. № БГ-3-23/150, противоречат действующему налоговому законодательству, так как в силу статей 1 и 4 Налоговонр кодекса РФ указанные «Методические рекомендации...» не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Возражения ЗАО "Нефтьтранссервис" по данному вопросу не были приняты налоговым органом при принятии оспариваемого решения.

Необоснованое указание в оспариваемом решении на необходимость применения «Методических рекомендаций...» в связи с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязательная форма документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Между тем, в статье 312 Налогового кодекса РФ имеется указание на форму такого документа - это «подтверждение, заверенное компетентным органом иностранного государства». Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, содержится в Конвенции, являющейся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы, и такой документ ЗАО "Нефтьтранссервис" был предоставлен налоговому органу.

Следовательно, ЗАО "Нефтьтранссервис" не обязано удерживать и перечислять налог с доходов, полученных иностранным контрагентом - компанией «Лейфорд Лимитед» "от источника на территории Российской Федерации.

Кроме того, неправомерно предложение ЗАО "Нефтьтранссервис" уплатить
 недоимку по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в
РФ в сумме 7 342 011 рублей.

Условием для привлечения к налоговой ответственности
 является наличие у налогового агента неисполненной обязанности по перечислению сумм
налога, подлежащих удержанию и перечислению, а поскольку компания «Лейфорд
Лимитед» не является плательщиком налога на территории Российской Федерации в силу
международного соглашения, следовательно, состава налогового правонарушения в
 действиях" ЗАО "Нефтьтранссервис" и оснований для привлечения к налоговой
ответственности у налогового органа не имеется.

Кроме того в случае не исчисления и не удержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика, а не налогового агента по уплате налога считается неисполненной, то есть именно налогоплательщик является должником перед бюджетом.

Налоговые органы возражают против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на заявление. Полагают, что оспариваемое решение вынесено в полном соответствии с требованиями налогового законодательства.

В судебном заседании представители налоговых органов пояснили, что основанием для доначисления налогоплательщику налога с дохода, полученного иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемый налоговыми агентами, за 2006-2008 гг. в сумме 7 342 011 руб., в том числе за 2006 г. в сумме 3 117 993 руб., за 2007 г. в сумме 1 596 540 руб., за 2008 г. в сумме 2 627 478 руб., послужило непредставление ЗАО «Нефтьтранссервис» документов достоверно подтверждающих постоянное место пребывание иностранной Компании «Лейфорд ЛИМИТЕД» на территории Великобритании, в связи с чем признаны неподлежащими применению международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компанией «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 30.11.2005 г. № 01-LL-05, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» предоставляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 7 200 000 $, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данным договором.

Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 30.11.2010 г. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 7,5% годовых. В соответствии с п. 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется 5-го числа каждого месяца в течение всего срока действия договора.

Кроме того, между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компанией «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 14.09.2006 г. № 02-LL-06, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» предоставляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 500 000 $, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данным договором. Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 27.07.2012 г. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 10% годовых. В соответствии с п. 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется с 5-го по 15-е число каждого месяца в течение всего срока действия договора.

Также, между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компанией «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 27.07.2007 г. № 03-LL-07, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» предоставляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 500 000 $, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данньм договором. Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 14.09.2011 г. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 13% годовых. В соответствии с п. 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется 5-го числа каждого месяца в течение всего срока действия договора.

По валютным займам ЗАО «Нефтьтранссервис» перечислен процентный доход от долговых обязательств иностранным организациям за 2006 г. в сумме 15 589 965 руб., за 2007 г. в сумме 7 982 700 руб., за 2008 г. в размере 13 137 392 руб.

Порядок исчисления, удержания и перечисления налоговым агентом налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, урегулирован главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса РФ.

В статье 310 Налогового кодекса РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и удерживаемого налоговым агентом.

Статьей 24 Налогового кодекса РФ на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиком, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 названного Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ.

В отношениях между Российской Федерации и Королевством Великобритания и Северной Ирландии действует Конвенция «об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества, (Москва, 15 февраля 1994 г.)

В соответствии с пунктами 1 статьи 11 названной Конвенции Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами только в этом другом Государстве, если такое лицо фактически имеет право на проценты.

Таким образом, международным соглашением предусмотрено, что полученные доходы в виде процентов иностранной организацией должны облагаться налогами на территории государства, в котором оно постоянно пребывает

Как указано в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ, при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты вьшлаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Порядок оформления и представления документов, подтверждающих постоянное местопребывание иностранных организаций в государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, определен в пункте 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ и пункте 5.3 раздела IIМетодических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 NBr-3-23/150.

Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка: "Подтверждается, что иностранная организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается период)... лицом с постоянным местопребыванием в... (указывается государство)... в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (Указывается иностранное государство)".

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

В случае если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором выдан данный документ.

Такие документы как свидетельство о регистрации на территории иностранных государств не могут рассматриваться в качестве подтверждающих документов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2004 г. N Ф08-6262/04-2401 А).

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен. Однако проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве. в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с подпунктом iпункта 1 статьи 3 Конвенции компетентным органом в Великобритании является служба внутренних доходов или уполномоченный ею представитель.

ЗАО «Нефтьтранссервис» предоставило свидетельство о регистрации регистратором компании Англии и Уэльса частной компании с ограниченной ответственностью Компании «Лейфорд ЛИМИТЕД», выданное Палатой компаний Кардиффа 08.11.2005 г. Апостиль выдан главным государственным секретарем ее Величества по иностранным делам и делам содружества 06.12.2005 г. £lBjHfleieiUiCasa-4i^iocTHjibс английского языка на русский язык переведены Компанией «Агентство переводов «Атлас» без нотариального удостоверения.

Представленный налогоплательщиком документ не отвечает вышеперечисленным требованиям и не подтверждает постоянного место пребывания иностранной организации Компании «Лейфорд ЛИМИТЕД» для целей применения соответствующих международных договоров (соглашений) РФ, регулирующих вопросы налогообложения, при налогообложении доходов таких организаций у источника выплаты в РФ.

В силу статьи 81 Основ нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

В материалы дела заявителем представлен никем не заверенный перевод на русский язык свидетельства о регистрации Компании «Лейфорд ЛИМИТЕД» и апостиля, в связи с чем, указанные документы нельзя признать доказательствами по делу, отвечающим требованию допустимости.

Ссылка заявителя на положения статьи 226 Налогового кодекса РФ является необоснованной, поскольку данная норма регулирует порядок исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц.

Исследовав материалы дела, проверив доводы сторон и выслушав в судебном заседании доводы и возражения представителей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ЗАО «Нефтьтранссервис» требований, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органов, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела установлено, что между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 30.11.2005 №01-LL-05, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» представляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 7200000 долларов США, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данным договором. Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 30.11.2010. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 7,5 % годовых. В соответствии с пунктом 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется 5-го числа каждого месяца в течение всего срока действия договора.

Кроме того, между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 14.09.2006 г. №02-LL-06, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» представляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 500000 долларов США, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данным договором. Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 27.07.2012. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 10 % годовых. В соответствии с пунктом 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется с 5-го по 15-е числа каждого месяца в течение всего срока действия договора.

Между ЗАО «Нефтьтранссервис» и Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» заключен договор займа от 27.07.2007 г. №03-LL-07, в соответствии с которым Компания «Лейфорд ЛИМИТЕД» представляет ЗАО «Нефтьтранссервис» заем в виде 500000 долларов США, а ЗАО «Нефтьтранссервис» обязуется возвратить сумму займа в порядке и на условиях, установленных данным договором. Пунктом 3.1. договора установлено, что ЗАО «Нефтьтранссервис» погашает заем единовременным платежом 14.09.2011. Согласно п. 4.1. данного договора, по займу устанавливается годовая процентная ставка в размере 13 % годовых. В соответствии с пунктом 4.4. данного договора, выплата процентов ЗАО «Нефтьтранссервис» осуществляется 5-го числа каждого месяца в течение всего срока действия договора.

По вышеуказанным договорам займа налогоплательщиком уплачены проценты: в 2006 г. в сумме15589965 рублей, в 2007 г. в сумме7982700 рублей, в 2008 г. в сумме13137392 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, в валюте выплаты дохода.

Согласно пункту 2 статьи 310 Налогового кодекса РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 настоящего Кодекса (подпункт 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 312 Налогового кодекса РФ, при представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в абзаце первом пункта 1 этой статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено представление налоговому агенту подтверждения, заверенного компетентным органом иностранного государства. Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, содержится в Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961, являющейся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Налогоплательщиком в подтверждение местонахождения иностранной организации в налоговый орган и в материалы дела была представлена в качестве документа, подтверждающего постоянное местопребывание компании «Лэйфорд Лимитед» на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии копия свидетельства о регистрации Частной Компании «Лейфорд Лимитед», с проставленным на нем в соответствии с требованиям Гаагской конвенции 1961 года апостилем.

Кроме того, обязанность предоставления подлинного экземпляра этого документа не содержится в Налоговом кодекса РФ.

Апостиль был предоставлен в виде подлинного документа (не копии). Также был предоставлен перевод этих документов на русский язык.

В силу статьи 3 Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов {Гаага, 5 октября 1961 г.), единственной формальностью, соблюдение которой может быть потребовано для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Выводы налогового органа о том, что представленное ЗАО "Нефтьтранссервис" свидетельство о регистрации на территории иностранного государства не может рассматриваться в качестве подтверждающего документа, со ссылкой на "Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодексаРФ", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 г. № БГ-3-23/150, противоречат действующему налоговому законодательству, так как в силу статей 1 и 4 Налогового кодекса РФ указанные «Методические рекомендации...» не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Судом был направлен судебный запрос от 08.02.2010 г. нотариусу г. Саратова Учанину В.В. о предоставлении сведений о том, заверял ли нотариус Учанин В.В. справку о регистрации Компании «Лейфорд Лимитед», зарегистрированный в реестре за № 691 от 05 февраля 2010 г.

09 февраля 2020 г. от нотариуса г. Саратова Учанина В.В. поступил ответ № 29 на судебный запрос, из которого следует, что 05.02.2010 г. по реестру № 691 нотариусом нотариального округа город Саратов Саратовской области было совершено следующее нотариальное действие: засвидетельствована подлинность подписи переводчика Рябовой Ольги Александровны на переводе с английского языка на русский язык текста документа о компании № 5615430 от 08.11.05 «Лейфорт Лимитед», которая была зарегистрирована, согласно закона о компаниях от 1985 года как общество с ограниченной ответственностью, выдано в регистрационной палате г. Кардифф 30.09.09 г. Вт. Стивене, с апостилем проставленным в Лондоне 06.10.09 г. Министерством Иностранных Дел стран содружества её Величества за № 1292308.

Судом также был направлен судебный запрос от 01.02.2010 г. нотариусу г. Москвы Милевскому В.Г. о предоставлении сведений о том, заверял ли нотариус Милевский В.Г. справку о регистрации Компании «Лейфорд Лимитед», зарегистрированной в реестре за № 8-28879 от 28 октября 2009 г.

09 февраля 2020 г. от нотариуса г. Москвы Милевского В.Г. поступил ответ № 323 на судебный запрос, из которого следует, что 28 октября 2009 года в реестре за № 8-28879 нотариусом города Москвы Милевским В.Г., была засвидетельствована подлинность подписи переводчика Волковой Александры Сергеевны на переводе с английского языка на русский язык закона «О компаниях» от 1985 года, компания № 5615430, компания «Лейфорд Лимитед», апостиль в Лондоне 06.10.2009 года, № 1292308.

Кроме того, необоснованно указание в оспариваемом решении на необходимость применения «Методических рекомендаций...» в связи с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязательная форма документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

В статье 312 Налогового кодекса РФ имеется указание на форму такого документа - это «подтверждение, заверенное компетентным органом иностранного государства». Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, содержится в Конвенции, являющейся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы, и такой документ ЗАО "Нефтьтранссервис" и был предоставлен налоговому органу.

Следовательно, у ЗАО "Нефтьтранссервис" отсутствовала обязанность по удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранным контрагентом - компанией «Лейфорд Лимитед» "от источника на территории Российской Федерации.

Кроме того, необоснованно предложение налогового органа налогоплательщику уплатить недоимку по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в сумме 7 342 011 руб.

Условием для привлечения к налоговой ответственности
 является наличие у налогового агента неисполненной обязанности по перечислению сумм
налога, подлежащих удержанию и перечислению, а поскольку компания «Лейфорд
Лимитед» не является плательщиком налога на территории Российской Федерации в силу
международного соглашения, следовательно, состава налогового правонарушения в
 действиях «ЗАО "Нефтьтранссервис» и оснований для привлечения к налоговой
ответственности у налогового органа не имеется.

В силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами являются лица, на которых налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Налогоплательщиками же в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи Налогового кодекса РФ.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.

В случае не исчисления и не удержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика, а не налогового агента по уплате налога считается неисполненной, то есть именно налогоплательщик является должником перед бюджетом.

Согласно пункту 4 статьи 24 и пункту 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном Налоговым кодексам РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Таким образом, как правильно посчитал суд первой инстанции, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом последний становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы.

В соответствии с пунктом 9 статьи 226 Налоговым кодексом РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, таким образом, оспариваемое решение в части уплаты неудержанного налога и начисления пени неправомерно.

При таких обстоятельствах, решение  Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 г. в части привлечения ЗАО «Нефтьтранссервис» к налоговой ответственности в виде штрафа за не перечисление налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ за 2006 год в размере 623598 руб., за 2007 г. в размере 319308 руб., за 2008 г. в размере 525496 руб., пени по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 2272634 руб., взыскания недоимки по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 7342011 руб. следует признать недействительными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что при подаче заявления ЗАО «Нефтьтранссервис» была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. платежным поручением № 317 от 12.10.2009 г., ему необходимо выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 3000 рублей на основании подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 13.11.2009 г. были приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до рассмотрения дела по существу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать   решение Межрайонной ИФНС № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 г. в части привлечения ЗАО «Нефтьтранссервис» к налоговой ответственности в виде штрафа за не перечисление налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ за 2006 год в размере 623598 руб., за 2007 г. в размере 319308 руб., за 2008 г. в размере 525496 руб., пени по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 2272634 руб., взыскания недоимки по налогу с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в размере 7342011 руб. недействительным.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 13.11.2009 г. в виде приостановления исполнения решения Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области № 68 от 30.09.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до рассмотрения дела по существу.

Возвратить ЗАО «Нефтьтранссервис» государственную пошлину в сумме 3000 руб., оплаченную платежным поручением № 317 от 12.10.2009 г.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-260 АПК РФ путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-277 АПК РФ путем подачи кассационной жалобы в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.В. Бобунова