ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-25071/07 от 29.10.2008 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г.Саратов ул.Бабушкин взвоз д.1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Саратов дело № А57-25071/07-45

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Лесина Д.В.,

при ведении судьей протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

Общества с ограниченной ответственностью «Экспертиза капитала», город Саратов

заинтересованные лица:

- Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, г.Саратов

- Министерство финансов Российской Федерации, г.Москва

- Федеральная служба судебных приставов, г.Москва

о признании незаконными действий УФСПП по Саратовской области в части организации и размещения заказов а также заключения государственных контрактов на оказание услуг по оценки имущества,

о взыскании с УФСПП по Саратовской области 159910 рублей в качестве возмещения убытков (упущенной выгоды), а при отсутствии денежных средств с казны РФ в лице Минфина РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Лапшев С.Е.,

от заинтересованных лиц:

УФССП, ФССП России – Филиппова С.М.,

Минфин – Федюкина А.А.

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Экспертиза капитала» с заявлением о признании недействительными размещения заказов и заключение УФСПП по Саратовской области государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, для нужд УФССП Саратовской области в 2007 году и уникальными номерами закупок 248к-1498 и 265к-185, информация о которых размещена на официальном сайте; о признании незаконными действий УФССП в части организации и размещения заказов, а также заключения государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, для нужд УФССП Саратовской области в 2007 году с уникальными номерами закупок 248к-1498 и 265к-1865; о признании незаконными действий главного судебного пристава Саратовской области Орлова В.А., в части организации и размещения заказов, а также заключения государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, для нужд УФССП Саратовской области в 2007году с уникальными номерами закупок 248к-1498 и 265к-1865; о взыскании с УФСПП по Саратовской области а при отсутствии денежных средств с казны РФ в лице Минфина РФ 159910 рублей в качестве возмещения убытков (упущенной выгоды), о взыскании с казны РФ в пользу ООО «Экспертиза капитала» 159910 рублей в качестве возмещения убытков (упущенной выгоды) в результате нарушения прав заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оценки арестованного имущества.

Заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ заявлен отказ от заявленных требований в части признания незаконными действий главного судебного пристава Саратовской области Орлова В.А. по организации и размещению заказов, а также заключению государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, для нужд УФССП Саратовской области в 2007 году с уникальными номерами закупок 248к-1498 и 265к-1865. Судом 27.08.2008 указанный отказ ООО «Экспертиза капитала» от части заявленных требований принят как соответствующий законодательству и производство по делу в данной части прекращено.

Определением суда от 27.08.2008г. требования ООО «Экспертиза капитала» о признании недействительными размещения заказов и заключение Управлением ФССП России по Саратовской области государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества, арестованного в процессе исполнительного производства, для нужд УФССП России по Саратовской области в 2007 году с уникальными номерами закупок 248к-1498 и 265к-1865, информация о которых размещена на официальном сайте, и требования ООО «Экспертиза капитала» о взыскании с казны РФ в пользу ООО «Экспертиза капитала» 159910 рублей в качестве возмещения убытков (упущенной выгоды) в результате нарушения прав заявителя на осуществление предпринимательской деятельности в сфере оценки арестованного имущества, в соответствии с пунктом 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса РФ выделены в отдельные производства.

В связи с чем, требования заявителя рассматриваются в части требований о признании незаконными действий УФСПП по Саратовской области в части организации и размещения заказов а также заключения государственных контрактов на оказание услуг по оценки имущества, и о взыскании с УФСПП по Саратовской области 159910 рублей в качестве возмещения убытков (упущенной выгоды), а при отсутствии денежных средств с казны РФ в лице Минфина РФ

В обоснование своего заявления о признании незаконными действий УФССП в части организации и размещения заказов, а также заключения государственных контрактов на оказание услуг по оценке имущества и о возмещении убытков в сумме 159910 руб. ООО «Экспертиза капитала» указывает на невозможность территориальным органам службы судебных приставов РФ выступать в роли государственного заказчика услуг по оценке имущества должников, поскольку оплата услуг по оценке финансируется не из федерального бюджета ввиду содержащихся в конкурсной документации иных источников оплаты, и создания необоснованных препятствий заявителю для осуществления им предпринимательской деятельности по оценке арестованного имущества в рамках исполнительных производств в период действия государственных контрактов по закупкам 248к-1498 и 265к-1865 (с 30.03.07 по 31.12.07). Заявитель указывает, что УФСПП по Саратовской области не соблюдена установленная Законом процедура размещения заказов.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

Довод заявителя о существовании гражданско-правовых отношений по Договору № 3/01-30 от 28.06.2004 между ООО «Экспертиза капитала» и ГУ ФССП по Саратовской области по оказанию услуг по оценке арестованного имущества не соответствует обстоятельствам дела. Как следует из пунктов 8.2, 8.3, 8.4 Договора №3/01-30 от 28.06.2004 срок его действия был установлен сторонами один год с момента подписания, который мог быть пролонгирован по соглашению сторон. Пролонгация договора действительна только в случае оформления ее соответствующим протоколом (соглашением), который подписывается оценщиком и заказчиком.

Согласно ст.65 АПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Истец не представил доказательств, подтверждающих пролонгацию сторонами указанного Договора в установленном договором порядке. Более того, 21.04.2005 между теми же сторонами – ООО «Экспертиза капитала» и ГУ ФССП по Саратовской области - был заключен другой договор по тому же предмету – оказание услуг по оценке арестованного имущества, который был расторгнут по инициативе ГУ ФССП по Саратовской области. Последнее истцом не оспаривается.

При таких обстоятельствах, оснований считать о существовании в 2007году гражданско-правовых отношений (договорных обязательств) между ООО «Экспертиза капитала» и ГУ ФССП по Саратовской области по Договору №3/01-30 от 28.06.2004 г. не имеется. Данные обстоятельства заявлялись истцом по другому иску и были предметом судебного разбирательства (дело № А57-20214/07-33 по иску ООО «Экспертиза капитала» о признании незаконными действий (бездействия) руководителя УФССП России по Саратовской области по ограничению осуществления предпринимательской деятельности Общества, а также по восстановлению положения Общества в рамках не расторгнутого Договора №3/01-30 от 28.06.2004г.). Кроме того, в рамках дела №А-57-9842/06-20 суд также пришел к выводу об отсутствии договорных отношений по Договорам №3/01-30 от 28.06.2004 и №01-41/4-8 от 21.04.05 г. По этой причине суд отказал в удовлетворении иска о взыскании убытков (упущенной выгоды) по Договору №3/01-30 от 28.06.2004.

В силу ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, довод истца о существовании гражданско-правовых отношений на основании Договора №3/01-30 от 28.06.2004г. не нашел своего фактического и законного обоснования. Согласно ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд защитой своих нарушенных прав и законных интересов, судебной защите подлежат лишь нарушенные права и интересы. Следовательно, у истца отсутствует право на получение каких-либо доходов (упущенной выгоды) по Договору №3/01-30 от 28.06.2004 Материально – правовыми основаниями возмещения вреда (убытков) являются взаимосвязанные положения ст.ст.16,1064 и 1069 ГК РФ.

В силу ст.1064 ГК РФ убытки подлежат возмещению только в случае наличия следующих фактических обстоятельств: 1) наступление вреда,2) незаконность действий, причинная связь между 1 и 2 элементами, 3) вина причинителя вреда. Отсутствие какого-либо из составляющих также исключает возможность удовлетворения иска о возмещении убытков.

Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований, а согласно ст.68 АПК РФ обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными доказательствами, иными подтверждаться не могут.

При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления юридически значимыми обстоятельствами являются соответствие действий указанных органов действующему законодательству и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со ст.5 ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном указанным законом, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В силу ст.82 ФЗ-119 «Об исполнительном производстве» расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение указанных действий средства федерального бюджета, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, в которые включены и расходы по оплате специалистов по оказанию услуг по оценке в рамках исполнительного производства. Указанные нормы императивны и расширительному толкованию не подлежат. В этой связи, доводы заявителя о том, что расходы по исполнительному производству не финансируются из федерального бюджета не соответствуют действующему законодательству и опровергаются представленными суду доказательствами. В извещении о проведении конкурса источником финансирования прямо указан федеральный бюджет.

Статья 3 ФЗ-94 от 21.07.2005г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» указывает, что под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственного заказчика. Судебный пристав-исполнитель, назначая своим постановлением специалиста для проведения оценки арестованного имущества, действует от имени Российской Федерации как должностное лицо, состоящее на государственной службе. Требования законодательства об исполнительном производстве и ФЗ-94 от 21.07.2005г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчиком УФССП по Саратовской области соблюдены.

Согласно Приказу Минюста РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ранее Приказу Минюста РФ от 03.12.2004г. №187) УФССП по Саратовской области является уполномоченным государственным органом, который осуществляет оценку и учет арестованного и изъятого имущества, а также проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа ФССП России в установленной сфере деятельности. В этой связи объявление конкурса на размещение государственного заказа на заключение государственных контрактов на оказание услуг по оценке арестованного имущества в 2007 году соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ООО «Экспертиза капитала». Объявление конкурса в силу закона является публичной офертой. Истцом не представлено доказательств непринятия или отклонения его заявки на участие в конкурсе, проведенном ответчиком.

Из представленных УФССП по Саратовской области доказательств усматривается, что извещение о проведении конкурсов № 248К-1498 было опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень «Конкурсные торги» № 4 (248) от 05.02.2007 и соответственно извещение №265К-1865 было опубликовано в том же печатном издании за №21 (265) от 04.06.2007, что подтверждается представленном суду на обозрение подлиннике бюллетеня (копия приобщена к материалам дела), а также Договором №3833 от 22.01.2007, заключенным между ООО «Экспертиза капитала» и ГУ ФССП (ответчиком) об оказании услуг по публикации информаций о проводимых конкурсах, актами выполненных работ по публикации извещений № 248 и 265, счет-фактурами № 3557 от 06.02.2007 и №37032 от 04.06.2007, платежными поручениями об оплате оказанных услуг по публикации.

В соответствии со ст.21 ФЗ-94 от 21.07.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчик информацию в отношении конкурсов размещает на официальном сайте и публикует в официальном печатном издании.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №229-р официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет определен сайт с адресом www.zakupki.gov.ru. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за ведение сайта определено Минэкономразвития. Таким образом, Правительство Российской Федерации делегировало все полномочия по ведению, модернизации, техническому обновлению, архивированию информации сайта www.zakupki.gov.ru, в том числе по присваиванию адресов и указаний ссылок в рамках официального сайта www.zakupki.gov.ru. Минэкономразвития РФ в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002-2010 г.г.» была проведена разработка новых средств программного обеспечения официального сайта www.zakupki.gov.ru.

Начиная 16.06.2008 года действует обновленная версия официального сайта www.zakupki.gov.ru.

Минэкономразвития РФ разъяснило пользователям официального сайта 03.06.2008 письмом №7410-АП/Д05 о том, что вся ранее размещенная (до 16.06.08) на сайте www.zakupki.gov.ru информация о конкурсах может быть получена посредством открытия ссылки адреса «Начальная версия официального сайта» на официальном сайте с адресом www.zakupki.gov.ru.

Как указано Минэкономразвития РФ на сайте www.zakupki.gov.ru, термин «начальная версия официального сайта» - официально действующая до 16 июня 2008 г. версия официального сайта по адресу www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, сведения об извещении о проведении конкурсов 248К-1498 и №265К-1865 содержащиеся на oldpgz.economy.gov.ru, находятся на начальной версии сайта www.zakupki.gov.ru.

Нормы ФЗ-94 от 21.07.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не возлагают на заказчика, конкурсную комиссию обязанности получения официального подтверждения о факте размещения извещения о проведении конкурса, равно как и другой, предусмотренной названным законом информации, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Кроме того, УФССП по Саратовской области, выступая заказчиком и размещая информацию о проведении конкурса в 2007 году, заведомо не мог знать о модернизации официального сайта www.zakupki.gov.ru в 2008 году. По этой причине получение сведений о конкурсах 248К-1498 и №265К-1865 посредством доступа к ссылке «Начальная версия сайта www.zakupki.gov.ru», расположение их уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за ведение сайта Минэкономразвития на сайте oldpgz.economy.gov.ru без согласия заказчиков, не свидетельствует о незаконности действий УФССП как заказчика при размещении извещения о проведении конкурсов 248К-1498 и №265К-1865.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные ООО «Экспертиза капитала» требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных ООО «Экспертиза капитала» требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Судья Д.В. Лесин