ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-25106/14 от 03.03.2015 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

06 марта 2015 года

Дело № А57-25106/2014

Резолютивная часть решения оглашена – 03.03.2015 года

Полный текст решения изготовлен – 06.03.2015 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В.В.,                        при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседание ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления центрального банка Российской Федерации

Заинтересованные лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», г. Люберцы Московская область

ФИО2, г. Саратов

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО3, доверенность от 29.09.2014 года; ФИО4, доверенность от 29.09.2014 года;

от ФИО2 – ФИО2, паспорт.

от ООО «Росгосстрах» – ФИО5, доверенность от  29.12.2014 г.

У С Т А Н О В И Л:

Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления центрального банка Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В судебное заседание, назначенное на 24.02.2015 года на 12 час. 00 мин., явились   представители  заявителя и заинтересованных лиц.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Росгосстрах» оспорил заявленные требования, считает их незаконными и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

ФИО2 поддержала требования заявителя в полном объёме.

В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 03.03.2015 г. до 16 час. 00 мин.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что 16 июня 2014 года в адрес Главного управления Центрального банка  Российской Федерации  по  Саратовской области (далее  ГУ Банка России по Саратовской области) поступило обращение гр. ФИО2 по поводу неверного применения ООО "Росгосстрах" коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (коэффициент КБМ).

В ходе осуществления государственного надзора за деятельностью ООО "Росгосстрах" и на основании запрошенных у ООО "Росгосстрах" документов (запрос № 18-34/15641 от 22.07.2014) административным органом установлено, что 16.05.2014 года между ООО "Росгосстрах" и ФИО2 заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ССС № 0673519884 в отношении транспортного средства - Volkswagen Tiguan,  государственный регистрационный знак - Р3120Н64, сроком действия с 16.05.2014 г. по 15.05.2015 г.

При заключении договора ОСАГО ССС № 0673519884  ООО "Росгосстрах" присвоил класс вождения в отношении лиц, допущенных к управлению (ФИО2,  ФИО6) равный 4, что в соответствии с таблицей применения коэффициента КБМ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739, соответствует значению коэффициента КБМ = 0,95.

В ответе от 08.08.2014 г. вх. № 11225, на запрос административного органа страховщик не представил сведений о наличии страховых выплат по страховым случаям в отношении лиц, допущенных к управлению ФИО2,  ФИО6

В результате административным органом сделан вывод о нарушении ООО "Росгосстрах" пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и пункта 3 Примечаний к пункту 3 Постановления № 739 от 08.12.2005 г. «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Полагая, что ООО "Росгосстрах" осуществляет деятельность по страхованию с нарушением лицензионных требований и условий, административный орган 10.11.2014 года составил в отношении Общества протокол № 63-14-Ю/0034/1020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Лицензирование страховой деятельности в силу пункта 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим отношения в этой сфере деятельности.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Общество внесено в Единый государственный реестр субъектов страхового дела за регистрационным номером 977 и осуществляет свою деятельность на основании лицензии С N 097750, выданной Федеральной службой страхового надзора 07.12.2009.

В статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) определено, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы); страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования; страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке; страховые тарифы - ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

Статьей 1 Закона N 40-ФЗ также установлено, что договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 40-ФЗ страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются в соответствии с этим же пунктом как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Страховые тарифы в силу пункта 6 названной статьи обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Закона N 40-ФЗ установлено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Страховые тарифы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление N 739).

В пункте 3 данного Постановления установлены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).

В примечании к пункту 3 Постановления N 739 определено, что информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее - информация).

Также согласно примечанию к данному пункту коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата (пункт 2 раздела 1 постановления Правительства N 739).

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 267-ФЗ) установлено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона N 40-ФЗ и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В данном случае, между обществом и гражданином ФИО2 16.05.2014 года заключен договор ОСАГО серии ССС № 0673519884, к управлению транспортным средством допущены: ФИО2 и ФИО6 Страховая премия по договору была рассчитана обществом в размере 2 738 руб. 74 коп. с учетом применения КБМ = 0,95.

Ранее, между ФИО7 и обществом в период с 19.04.2013 по 18.04.2014 был заключен договор ОСАГО от 18.04.2013 серии ВВВ № 0640546538, по которому количество страховых случаев, в течении срока его действия, не указано.

Оба договора были заключены в отношении одного и того же транспортного средства.

При этом, при заключении договора страхования серии ССС № 0673519884 страховщик не принял во внимание сведения о предыдущих договорах ОСАГО, не обратился в нарушении указанных выше норм в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, и соответственно не применил для расчета страховой премии понижающий коэффициент.

Общество не оспаривает, что при исчислении страховой премии по указанному договору им был неправильно применен коэффициент КБМ.

В связи с этим, является обоснованный вывод банка о нарушении обществом положений пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований и условий осуществления страховой деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

            Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные участвующими в деле лицами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив соблюдение заявителем процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» состава вмененного административного правонарушения.

Указанный вывод суда подтверждается имеющимися в деле материалами, в том числе: договором страхования серия ВВВ № 0640546538, договором страхования серия ССС № 0673519884, протоколом об административном правонарушении от 10.11.2014 года, письмом ООО «Росгосстрах» от 07.08.2014 г. № 18988/16, направленным в адрес ФИО2

            Поскольку, согласно ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, влекущих административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отнесены к компетенции судьи, Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления центрального банка Российской Федерации правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности.

            В силу ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях  размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При этом в Особенной части данного Кодекса административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с этим при квалификации объективной стороны состава правонарушения необходимо исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

При этом целью законодательства о защите прав потребителей является защита и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

При указанных обстоятельствах, вмененное обществу правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуг надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, посягает на права потребителя, и соответственно срок для привлечения к ответственности в данном случае составляет один год.

   Суд считает подлежащим отклонению довод Общества о неправильной квалификации вменяемого административного правонарушения, которое следовало квалифицировать по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, работе, услуге, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия по непредоставлению потребителю льгот и преимуществ, установленных законом. При этом указанная норма не конкретизирует, льготы и преимущества какой именно сферы деятельности. Заинтересованным лицом же совершены действия, нарушающие именно лицензионные требования, что подпадает под действие части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом характера административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Саратовской области (Отделение Саратов); БИК Банка получателя: 046311001; Банк получателя: Отделение Саратов; счёт получателя: № 40101810300000010010; ИНН <***>; КПП Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения Отделения Саратов: 645402001; Код ОКТМО: 63701000; КБК 99911690010016000140; «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»; УИН – 99906300101114000346; ЕИП – 25027089703502701001.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025003213641, ИНН <***>, находящееся по адресу: 140002, <...> (дата регистрации: 18.11.2002 г., регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Московской области) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа: УФК по Саратовской области (Отделение Саратов); БИК Банка получателя: 046311001; Банк получателя: Отделение Саратов; счёт получателя: № 40101810300000010010; ИНН <***>; КПП Центрального банка Российской Федерации по месту нахождения Отделения Саратов: 645402001; Код ОКТМО: 63701000; КБК 99911690010016000140; «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет»; УИН – 99906300101114000346; ЕИП – 25027089703502701001.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                   В.В. Землянникова