ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-25111/09 от 15.12.2009 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

18 декабря 2009 года Дело № А57-25111/2009

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2009 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Викленко Т.И., рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» (г.Саратов)

к Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Саратовской области (г.Саратов)

об оспаривании постановления № 2945-16 от 03.11.2009 г. по делу об административном правонарушении

при участии в судебном заседании представителей:

- заявителя: ФИО1 по доверенности № 1-7 от 01.12.2009 г., ФИО2 по доверенности № 1-7097 от 01.12.2009 г.;

- от административного органа: ФИО3 по доверенности № 1978/ВИ от 27.11.2009 г., ФИО4 по доверенности № 1847/ВИ от 10.12.2008 г.

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии» (далее – ОАО «Саравиа») с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 2945-16 от 03.11.2009 г., вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Саратовской области (далее – Управление, административный орган).

Представители заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, представители ОАО «Саравиа» оспорили заявление по основаниям, изложенным в отзыве.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв с 08.12.2009 г. до 15.12.2009 г., о чем суд вынес протокольное определение. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела и, заслушав участников процесса, суд установил следующее.

На основании распоряжения № 348р от 02.10.2009 г. Управлением в период с 07.10.2009 г. по 30.10.2009 г. проводилась плановая выездная проверка в отношении ОАО «Саравиа».

В ходе указанной проверки проверяющими должностными лицами были выявлены нарушения в сфере атмосферного воздуха и при эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.

Результаты проверки оформлены Актом № САР-49 от 29.10.2009 г.

Усмотрев в действиях проверяемого лица признаки нарушения ст.34 и ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), должностным лицом Управления был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 2945-10 от 29.10.2009 г.

03.11.2009 г. государственным инспектором Управления ФИО5 по итогам рассмотрения протокола по делу об административном правонарушении № 2945-10 от 29.10.2009 г. в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, действующей на основании доверенности № 1-6166 от 03.11.2009 г., вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 2945-16.

В соответствии с указанным постановлением ООО «Саравиа» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении № 2945-16 от 03.11.2009 г., ООО «Саравиа» оспорило его в арбитражном суде.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В оспариваемом постановлении указано, что Обществом не соблюдаются требования природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны подземных вод от загрязнения в результате хозяйственной деятельности на территории ОАО «Саравиа», а именно:

- проектная и техническая документация на создание сети режимных скважин на территории авиаотряда и территории склада ГСМ п.Зоринский отсутствуют;

- скважины № 1 и № 3 на территории авиаотряда находятся в неудовлетворительном состоянии, заилены и забиты (информационный отчет по проведению годичного цикла мониторинга грунтовых вод на территории ОАО «Саравиа» за 2007 и 2008 годы, исполнитель ООО «Вирей»;

- на территории склада ГСМ п. Зоринский из трех наблюдательных скваоюин в наличии - размещение и состояние наблюдательных скважин не соответствуют методическим рекомендациям по проведению режима подземных вод скважины рассредоточены не по всей территории, кондукторы скважин имеют высоту от 0,5 до 1 метра, тогда как должно быть 1-1,2 м., бетонные оголовки на скважинах отсутствуют.

По мнению административного органа, указанные нарушения не позволяют объективно судить о степени загрязнения подземных вод и их состоянии, т.е. осуществлять производственный экологический контроль, являются нарушением требования ст.ст.34,67 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, которыми предусмотрено проведение хозяйствующим субъектом мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности».

Аналогичный текст содержится в Протоколе по делу об административном правонарушении № 2945-10 от 29.10.2009 г.

В соответствии со ст.34 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. К мероприятиям по охране окружающей среды относится и мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), т.е. комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 177 от 31.03.2003 г. предусмотрено, что экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, водных объектов...

Часть 3 ст.63 Закона № 7-ФЗ предусматривает, что информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации , органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и мероприятий по охране окружающей среды.

Статья 67 Закона 7-ФЗ предусматривает, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Из отзыва административного органа следует, что из информационного отчета по проведению годичного цикла мониторинга подземных вод на территории ОАО «Саравиа» за 2008 г. ООО «Верей» было рекомендовано провести восстановление скважин № 1 и № 3. и при осуществлении плановой проверки было установлено неудовлетворительное состояние указанных скважин, выявленные факты не позволяют объективно судить о степени загрязнения подземных вод и их состоянии и о качественном проведении хозяйствующим субъектом мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Административный орган утверждает, что «…проектная и техническая документация на создание сети режимных скважин на территории авиаотряда и территории склада ГСМ п. Зоринский отсутствует»,  ссылаясь при этом на Положение об охране подземных вод, утв. МИНГЕО СССР 15.08.1984 г., МИНВОДХОЗОМ СССР 24.07.1984 г., МИНЗДРАВОМ СССР 17.07.1984 г.

Суд считает данную ссылку на нормативный акт несостоятельной поскольку данное Положение утратило силу на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса Российский Федерации».

Статьей 4 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного Кодекса Российский Федерации» установлено, что «со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Водным Кодексом РФ определено, что водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты (статья 5 Кодекса).

Статьей 7.1. Водного Кодекса РФ установлено: «Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом».

Согласно ст.1 Водного Кодекса РФ «пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов»; «водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами».

Материалы дела не содержат доказательств того, что ОАО «Саравиа» является собственником либо пользователем подземных водных объектов.

Статьей 59 Водного Кодекса РФ установлено, что «Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты». Обязанность по проведению мониторинга подземных водных объектов на юридических лиц не возлагается.

Статьей 30 Водного Кодекса РФ предусмотрено проведение государственного мониторинга водных объектов. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 36 Водного Кодекса РФ установлено, что «Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, должностных лих исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов), устанавливается Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

На основании вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что у ОАО «Саравиа» отсутствует обязанность по проведению мониторинга подземных вод.

При этом, как усматривается из материалов дела, ОАО «Саравиа» до настоящего времени осуществляет контроль за состоянием грунтовых вод на территории предприятия, проводит отбор проб воды из скважин. Результаты анализа воды соответствуют всем установленным нормам, что подтверждается информационным отчетом ООО «Верей» по проведению годичного цикла мониторинга грунтовых вод на территории ОАО «Саравиа» за 2008 год.

Таким образом, ОАО «Саравиа» при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдает экологические требования - в соответствии с требованиями ст.ст. 34, 67 Закона «Об охране окружающей среды» проводит производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), соблюдает установленные требования в области охраны окружающей среды окружающей среды.

По факту проводимого контроля ОАО «Саравиа» до настоящего времени регулярно направляло информацию о состоянии производственных объектов службы ГСМ в Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Замечания контролирующих органов относительно эксплуатации складов ГСМ в ОАО «Саравиа» отсутствуют.

Исследовав довод Управления о том, что заявителем не соблюдаются требования природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны подземных вод от загрязнения в результате хозяйственной деятельности на территории ОАО «Саравиа», суд считает необоснованным, так как административным органом не указано: какими конкретными нормативными документами установлены перечисленные в постановлении об административном правонарушении требования природоохранного законодательства Российской Федерации в части охраны подземных вод, не соблюдение которых вменяется ОАО «Саравиа». Текст, изложенный в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении № 2945-16 полностью продублирован текстом, содержащимся в протоколе по делу об административном правонарушении №2945-10 от 29.10.2009 г.

В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В ходе судебного разбирательства доказательства, опровергающие доводы заявителя, суду административным органом предоставлены не были.

Суд считает, что при таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.8.1, 24.5, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, статьями 202-206, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования - удовлетворить.

Признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении № 2945-16 от 03.11.2009 г., вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора) по Саратовской области в отношении Открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии».

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества «Саратовские авиалинии» - прекратить.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию или в кассационную инстанцию в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Арбитражного

суда Саратовской области Т.И. Викленко