Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов
10 апреля 2013 года Дело № А57-252/2013
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2013 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Т.А. Лескиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном разбирательстве материалы дела по заявлению
Открытого акционерного общества «Саратовский авиалинии» (г. Саратов),
заинтересованные лица:
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Самара),
Саратовская транспортная прокуратура (г. Саратов)
о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 137-12 от 13.12.2012 года о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании
представителей заявителя ФИО2 (доверенность №1-29 от 10.01.2013 года, ФИО3 (доверенность от 12.04.2011 года),
представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора – не явился,
представителя Саратовской транспортной прокуратуры Сотникова А.А. (служебное удостоверение)
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Саратовские авиалинии» (далее по тексту ОАО «СарАвиа» или Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 137-12 от 13.12.2012 года о назначении административного наказания, вынесенного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора или административный орган) в отношении ОАО «СарАвиа» по ч.1. ст.11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объёме.
Представитель Саратовской транспортной прокуратуры высказал возражения против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах.
Представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в судебное заседание не явился.
УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора о времени и месте проведения судебного разбирательств апо настоящему делу извещено надлежащим образом в соответствии со ст.123 АПК РФ.
УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в арбитражный суд представлено ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствии представителя.
Арбитражным судом на основании ч.2 ст.156, ст.159 АПК РФ указанное ходатайство УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора удовлетворено.
На основании ч.3 ст.156, ч.2 ст.210 АПК РФ арбитражным судом настоящее дело рассмотрено по существу в отсутствии представителя УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, извещённого надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Материалами дела установлено, что ОАО «СарАвиа» является владельцем объекта транспортной инфраструктуры аэропорта Саратов-Центральный, а также средств воздушных судов типа ЯК-42.
На основании обращения председателя Комитета транспорта Саратовской области в период с 29 октября по 27 ноября 2012 года Саратовской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ОАО «Саратовский авиалинии».
В ходе проверки было установлено, что ОАО «СарАвиа» в соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 23.06.2011 года №АН1.06-2273 в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта РФ от 21.02.2011 года № 62 «О порядке установления количества и категорий и критериев категорирования субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта РФ от 21.01.2011 года № 22 «О порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» объекту транспортной инфраструктуры – аэропорту «Саратов-Центральный» присвоена вторая категория (реестровый номер №АРП0611082 от 09.06.2011).
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами в соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 05.08.2011 года №8.06-349 эксплуатируемым Обществом воздушным суднам также присвоена вторая категория (данные по реестровым номерам в ходе проверки не представлены).
Федеральным агентством воздушного транспорта результаты оценки уязвимости для ОАО «Саратовские авиалинии» в отношении аэропорта Саратов (Центральный) утверждены 27.02.2012 года, для воздушных судов - 30.12.2011 года.
По направленным заявлениям Федеральным агентством воздушного транспорта Обществу соответствующие планы обеспечения транспортной безопасности утверждены 28.08.2012 года.
ОАО «Саратовские авиалинии» приказом от 27.01.2012 года № 32 назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах и воздушных судах ОАО «Саратовские авиалинии», 16.04.2012 года утверждена номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, приказом от 20.06.2012 года № 276 функции подразделений транспортной безопасности возложены на службу авиационной безопасности общества.
Таким образом, проверкой установлено, что Обществом силы обеспечения транспортной безопасности определены путем издания внутренних локальных правовых актов, и подтверждены уполномоченным органом исполнительной власти – Федеральным агентством воздушного транспорта – путем утверждения 28.08.2012 года соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, у Общества возникла правовая обязанность, предусмотренная п. 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта, по осуществлению специальной профессиональной подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Подобная подготовка проведена Обществом на момент проверки (26.11.2012 года) только в отношении главного специалиста по транспортной (авиационной) безопасности ФИО4, что подтверждено соответствующим удостоверением. Заместитель генерального директора по авиационной безопасности, начальник службы авиационной безопасности, заместитель начальника службы авиационной безопасности, заведующая бюро пропусков, инженеры по СТС, начальники смены службы авиационной безопасности, инструктора, ведущие инспектора, водитель автомобиля, операторы пульта централизованного наблюдения, старшие инспектора, инспектора, старшие контролёры-инспектора, контролёры-инспектора, а также должностные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах ОАО «СарАвиа» не прошли специальную профессиональную подготовку по транспортной безопасности, в ходе проверки соответствующие удостоверения о прохождении специальной профессиональной подготовки не были представлены, а также не представлены заключенные Обществом с аккредитованными в установленном порядке организациями на проведение соответствующей подготовки.
Представленный Обществом договор на проведение обучения сотрудников предполагает проведение обучения по заявкам Общества, которые в период с 28 августа по 26 ноября 2012 Обществом образовательному учреждению не подавались.
В связи с установленными фактами, Саратовская транспортная прокуратура в ходе проверки пришла к выводу о том, что ОАО «СарАвиа» осуществляется эксплуатация объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств без выполнения возложенных на Общество обязанностей по проведению профессиональной подготовке работников в сфере обеспечения транспортной безопасности.
По результатам проверки заместителем Саратовского транспортного прокурора в присутствии представителя ОАО «СарАвиа» ФИО5, действовавшего по доверенности №1-8360 от 27.11.2012 года, 27.11.2012 года было вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО «СарАвиа» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ. При вынесении указанного постановления представителю ОАО «СарАвиа» ФИО5, действовавшему по доверенности №1-8360 от 27.11.2012 года, были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.ст. 25.1., 25.4. КоАП РФ ст.51 Конституции РФ. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2012 года была вручена представителю ОАО «СарАвиа» ФИО5, что подтверждается наличием его подписи в постановлении.
Саратовской транспортной прокуратурой постановление от 27.11.2012 года о возбуждении в отношении ОАО «СарАвиа» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ и материалы проверки в соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ были направлены для рассмотрения в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора 03.12.2012 года было вынесено определение №276-07/12 о назначении времени и места рассмотрения в отношении ОАО «СарАвиа» дела об административном правонарушении.
Посредством факсимильной связи ОАО «СарАвиа» 12.12.2012 года представило в УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора объяснения №21-8722, в которых изложило свои возражения по существу установленных в ходе проверки обстоятельств, а также заявило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «СарАвиа» в отсутствии представителя в связи с невозможностью его явки.
13.12.2012 года государственным транспортным инспектором отдела НОАБПАСиПОП УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора были рассмотрены постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2012 года и материалы проверки и было вынесено постановление №137-12, в соответствии с которым ОАО «СарАвиа» было назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Постановление №137-12 от 13.12.2012 года было направлено административным органом в адрес ОАО «СарАвиа» заказной корреспонденцией и получено Обществом 24.12.2012 года. Доказательств обратного арбитражному суду не представлено.
Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении №137-12 от 13.12.2012 года, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением. При этом заявитель указывает на то, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, поскольку действующим законодательством не урегулированы порядок подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, срок и необходимое количество таких специалистов, а также в оспариваемом постановлении административный орган не указал, какие конкретно требования Приказа Минтранса РФ №40 от 08.02.2011 года не были исполнены ОАО «СарАвиа». Кроме того, Общество указало на пропуск административным органом срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5. КоАП РФ, поскольку в оспариваемом постановлении административный орган указал, что административное правонарушение выявлено 26.06.2012 года.
В соответствии со статьёй 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 208 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Арбитражным судом установлено, что заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 137-12 от 13.12.2012 года подано заявителем в арбитражный суд, в срок, предусмотренный ст.30.3. КоАП РФ и ст.208 АПК РФ, то есть в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, изучив действующее законодательство, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 11.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственностью за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Частью 1 статья 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 14.35, частью 1 статьи 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 19.28, 19.29, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ.
В соответствии с положением «О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации №398 от 30.07.2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с КоАП РФ считаются правомочными рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Федеральным законом от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту Закон о транспортной безопасности или Федеральный закон №16-ФЗ), Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» (далее по тексту приказ Минтранса РФ № 40 или Требования по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта) установлены требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов воздушного транспорта.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 вышеуказанного Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Применительно к объектам воздушного транспорта вышеуказанные требования по обеспечению транспортной безопасности установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта».
В соответствии с требованиями п. 5.13. Требований по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Толкование указанной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что в персонал сил обеспечения транспортной безопасности включается в том числе персонал субъекта транспортной инфраструктуры, указанный в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (п. 5.6.4 Требований), а также персонал, привлеченный к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности.
Соответственно, все категории указанного персонала определяются для субъекта транспортной инфраструктуры при утверждении плана обеспечения транспортной безопасности.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Саратовские авиалинии» приказом от 27.01.2012 года № 32 назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах и воздушных судах ОАО «Саратовские авиалинии», 16.04.2012 года утверждена номенклатура должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, приказом от 20.06.2012 года № 276 функции подразделений транспортной безопасности возложены на службу авиационной безопасности общества.
Таким образом, Обществом силы обеспечения транспортной безопасности определены путем издания внутренних локальных правовых актов, и подтверждены уполномоченным органом исполнительной власти – Федеральным агентством воздушного транспорта – путем утверждения 28.08.2012 года соответствующих планов обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем, у Общества возникла правовая обязанность, предусмотренная п. 5.13 Требований по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта, по осуществлению специальной профессиональной подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Однако в ходе проверки было установлено, что специальная профессиональная подготовка сил обеспечения транспортной безопасности ОАО «СарАвиа» была проведена только в отношении главного специалиста по транспортной (авиационной) безопасности ФИО4, что подтверждено соответствующим удостоверением, у остальных должностных лиц, поименованных в вышеуказанных внутренних локальных правовых актах Общества, соответствующие удостоверения о прохождении специальной профессиональной подготовки отсутствовали, а также не представлены заключенные договоры с аккредитованными организациями на проведение соответствующей подготовки.
Представленный обществом договор на проведение обучения сотрудников предполагает проведение обучения по заявкам общества, которые в период с 28 августа по 26 ноября 2012 обществом образовательному учреждению не подавались.
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, а также требования к образовательным программам реализуемым, образовательными учреждениями.
Требования по установлению конкретных сроков освоения образовательных программ в силу указанного закона устанавливаются в соответствии ч. 7 ст. 9 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».
Применительно к гражданской авиации Федеральным агентством воздушного транспорта приказом от 11.04.2012 № 177 опубликован перечень авиационных учебных центров, осуществляющего подготовку авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации.
В указанном перечне, в том числе указано НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» (№ 33), где подготовку в сфере транспортной безопасности в отношении 1 специалиста осуществляло ОАО «Саратовские авиалинии».
В соответствии с п. 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности воздушного транспорта субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Федеральным агентством воздушного транспорта результаты оценки уязвимости для ОАО «Саратовские авиалинии» в отношении аэропорта Саратов (Центральный) утверждены 27.02.2012 года, для воздушных судов 30.12.2011 года.
Соответственно правовая обязанность реализовать планы обеспечения транспортной безопасности для общества должна быть реализована до 27.08.2012 для аэропорта, 30.06.2012 – для воздушных судов.
Персонал субъекта транспортной инфраструктуры, указанный в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС (п. 5.6.4 Требований), а также персонал, привлеченный к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности, которые относятся к силам обеспечения транспортной безопасности указывается в соответствующих номенклатурах и организационно-распорядительных документах, являющихся неотъемлемым приложением к плану обеспечения транспортной безопасности.
Соответственно, к моменту истечения срока реализации планов обеспечения транспортной безопасности 27.08.2012 Обществом должны были быть приняты меры по специальной профессиональной подготовке сил обеспечения транспортной безопасности, что сделано Обществом только в отношении 1 специалиста, в отношении иных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности специальная профессиональная подготовка не реализована.
Таким образом, ОАО «СарАвиа» осуществлялась эксплуатация ОТИ и ТС без выполнения возложенных на Общество обязанностей по проведению профессиональной подготовки работников в сфере обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных п.5.13. Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 года №40, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Административный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1. КоАП РФ. Вина Общества в совершении правонарушения заключается в непринятии всех зависящих от него мер для своевременного выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, а именно: не осуществило специальную профессиональную подготовку сотрудников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объектах предприятия.
В связи с нарушением Обществом установленных Федеральным законом от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 года № 40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» требований по осуществлению специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности Саратовской транспортной прокуратурой правомерно было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2012 года и УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора вынесено постановление №137-12 от 13.12.2012 года о привлечении ОАО «СарАвиа» к административной ответственности по ч. 1 ст.11.15.1. КоАП РФ.
Административным органом вина ОАО «СарАвиа» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, доказана.
Административным органом нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности материалами дела не установлено.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что факт совершения ОАО «СарАвиа» административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.11.15.1. КоАП РФ, доказан материалами административного дела.
Частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.10. КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьёй 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении материалов дела не установлены обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность.
Таким образом, наложенный на заявителя административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1. ст.11.15.1. КоАП РФ, в размере 30000 рублей применён с учётом фактических обстоятельств дела в пределах санкции статьи, является низшим пределом санкции указанной статьи.
Согласно правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Момент совершения длящегося правонарушения связан с его обнаружением, независимо от того, в какое время было начато противоправное действие (бездействие).
С учётом изложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что вменённое в вину ОАО «СарАвиа» административное правонарушение является длящимся.
Частью 2 статьи 4.5. КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Арбитражным судом из материалов настоящего дела установлено, что днём обнаружения вменённого в вину ОАО «СарАвиа» административного правонарушения является 26.11.2012 года, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2012 года.
Таким образом, срок привлечения ОАО «СарАвиа» к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления не истёк.
Указание в оспариваемом постановление днём обнаружения совершённого ОАО «СарАвиа» административного правонарушения 26.06.2012 года арбитражный суд признаёт технической ошибкой, поскольку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2012 года днём обнаружения административного правонарушения, совершённого ОАО «СарАвиа» указано 26.11.2012 года.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным и подлежащим отмене постановления № 137-12 от 13.12.2012 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей, вынесенного УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления № 137-12, вынесенного в отношении ОАО «Саратовские авиалинии» государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОАБПАСиПОП Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) ФИО6 13 декабря 2012 года, о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.А. Лескина