АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 31 мая 2016 года | Дело № А57-26015/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - Степура С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ ФИО1, с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области
заинтересованные лица – Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (с. Натальино Балаковского района Саратовской области); Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (г. Балаково Саратовской области), общество с ограниченной ответственностью «Гис-Агро Балаково»
о признании незаконным бездействие Администраци и Натальинского муниципального образования, Балаковского муниципального района, Саратовской области, выразившегося в не совершении юридически значимых действий, предусмотренных положения п.4 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года, по заявлению индивидуального предпринимателя глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, о реализации преимущественного права на заключение договора купли-продажи земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Сельскохозяйственная артель «Хлебновская», кадастровый номер 64:05:000000:6;
об обязании Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района, Саратовской области устранить допущенное нарушение путем совершения всех необходимых юридически значимых действий, предусмотренные п.4 ст. 12 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 года, а именно: принять решение об условиях продажи 58\382 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Сельскохозяйственная артель «Хлебновская», кадастровый номер 64:05:000000:6 направить ИП ФИО2 КФХ ФИО1, проект договора купли-продажи 58\382 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Сельскохозяйственная артель «Хлебновская», кадастровый номер 64:05:000000:6 в пяти дневной срок, с даты принятия решения об условиях продажи 58\382 земельных долей.
при участии в судебном засеаднии: от заявителя – ФИО3, представитель по доверенности от 01.04.2015 г., сроком на три года, от Администрации Натальинского муниципального образования – ФИО4, представитель по доверенности №01-11/7 от 11.01.2016 г., сроком до 31.12.2016 г., ФИО5, представитель по доверенности №01-11/5 от 11.01.2016 г., сроком до 31.12.2016 г.; от ООО «Гис-Агро Балаково» - представитель не явился, извещен; от Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами – представитель не явился, извещен;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 с вышеуказанным заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (с.Натальино Балаковского района Саратовской области), Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (г.Балаково Саратовской области), общество с ограниченной ответственностью «Гис-Агро Балаково».
В обоснование заявленных требований ИП глава КФХ ФИО1 ссылается на то, что администрацией неправомерно бездействовало по рассмотрению заявлений Главы ИП КФХ ФИО1 от 17.08.2015, 21.09.2015 и от 08.10.2015 года и как следствие в незаключении договора купли-продажи земельной доли, поскольку ФИО1, как участник долевой собственности на земельный участок, имеет преимущественное право на заключение такого договора купли-продажи.
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, ООО «Гис-Агро Балаково» возражают против удовлетворения заявленных требований, считают действия администрации соответствующими требованиям Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области считает требования ИП главы КФХ ФИО1 правомерными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 14 час. 15 мин. 24.05.2016г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявитель обратился с ходатайством об отложении рассмотрения дела для представления дополнительных доказательств по делу, а именно информации отделения Почты России о наличии договора на оказание почтовых услуг почтовой связи, заключенного между администрацией Натальинского МО и ФГУП «Почта России», а также для представления материалов проверки прокуратуры по жалобам на нарушения законодательства о предоставлении земельных долей.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что оценка доказательств производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд полагает, что по делу собрано достаточно доказательств, позволяющих достоверно установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного и обоснованного рассмотрения данного спора по существу, а именно, проверить соответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, вынесшего оспариваемое постановление, а также установить, нарушены ли права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также, как следует из материалов дела, заявление ИП главы КФХ ФИО1 принято к производству арбитражного суда 16.11.2015 года. Учитывая длительный срок рассмотрения спора, в течение которого заявитель имел возможность представить все возможные доказательства, суд считает, что заявленное ходатайство ведёт к затягиванию рассмотрения дела, в связи с чем, данное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Как следует из материалов дела, в 2007 году администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение о формировании земельных участков, из исходного земельного участка с кадастровым номером 64:05:000000:6, в счет 79 (семидесяти девяти) невостребованных земельных долей, в границах бывшего СХА «Хлебновская», с последующей передачей указанных земельных участков в аренду сельхозтоваропроизводителям района.
Так, постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области № 1316 от 20 апреля 2007 года КФХ ФИО6 переданы в аренду сроком на 11 (одиннадцать) месяцев следующие земельные участки;
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060602:0001, площадью 138,4673 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060602:0002, площадью 254,8813 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060602:0003, площадью 390,8174 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060602:0004, площадью 47,1922 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 6^:05:060602:0005, площадью 100.2488 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060602:0006, площадью 43,0419 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
- земельный участок с кадастровым номером 64:05:060401:0001, площадью 45,6004 га, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство (пашня), адрес объекта: Саратовская область, Балаковский район, Новониколаевское муниципальное образование.
На основании постановления главы администрации БМО №1316 от 20.04.2007 года между Комитетом по управлению имуществом Балаковского муниципального образования Саратовской Области (Арендодатель) и ФИО6 (Арендатор) заключены договоры аренды земельных участков № 354, № 355, № 353, № 352, № 351, № 350, № 349.
Указанные договоры аренды земельных участков заключены сроком на 11 (одиннадцать) месяцев с 20.04.2007 г. по 19.03.2008 г.
Поскольку по истечении указанных сроков арендатор продолжал использовать переданные ему в аренду земельные участки, действие таких договоров было возобновлено на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 ГК РФ.
В дальнейшем, ФИО6, уступил права по договорам аренды земельных участков № 354, № 355, № 353, № 352, № 351, № 350, № 349 от 17.08,2007 году ФИО1, который одновременно является ИП главой КФХ.
Решениями Балаковского районного суда Саратовской области в 2014 году, признано право собственности Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, на 71\379 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственных угодий, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, общей площадью 65188000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская», кадастровый номер 64:05:000000:6. каждая доля состоит из 172040 кв.м., из них пашни- 128860 кв.м , сенокосов - 4130 кв.м, пастбищ 39050 кв.м. Каждая доля состоит из 172040 кв.м., из них пашни - 128860 кв.м , сенокосов - 4130 кв.м, пастбищ 39050 кв.м.
Право общей долевой собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке, что подтверждается регистрационными записями в ЕГРП за № 64-64-03\142\2014-301 от 19.12.2014 года, №64-64-03\148\2014-270 от 29.12.2014 года, № 64-64\005-64\005\031\2015-118\2 от 20.04.2015 года, №64-64\005-64\005\072\2015-489\2 от 22.09.2015 года.
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области на основании ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», размещает в районной газете «Балаковские вести» № 51 Д(3847) от 23.12.2014г. и № 17 Д9(3883) от 28.04.2015 года информационные сообщения о намерении продать земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская», кадастровый номер 64:05:000000:6, сельскохозяйственной организации или КФХ, использующим данный земельный участок, находящийся в долевой собственности.
ИП ФИО2 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обращается в орган местного самоуправления Натальинского МО с заявлением от 16.03.2015 года о намерении приобрести 79\379 невостребованных земельных долей СХА «Хлебновская» из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:05:000000:6, ссылаясь на то, что указанные земельные доли фактически используется в деятельности КФХ.
По результатам рассмотрения заявления ИП главы КФХ ФИО1 Администрацией Натальинского муниципального образования вынесено постановление от 27.04.2015 № 40 «О предоставлении ФИО1 в собственность за плату 11/379 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:05:000000:6». Между Администрацией Натальинского МО Балаковского муниципального района Саратовской области и ИП главой КФХ ФИО1 заключен договор купли-продажи № ИД\5-15 от 28.04.2015 года.
Также, по результатам рассмотрения заявления ИП главы КФХ ФИО1 Администрацией Натальинского муниципального образования вынесено постановление от 29.04.2015 № 41 «О предоставлении ФИО1 в собственность за плату 10/379 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:05:000000:6». Между Администрацией Натальинского МО Балаковского муниципального района Саратовской области и ИП главой КФХ ФИО1 заключен договор купли- продажи № ИД6-15 от 29.04.2015 года.
Право собственности ФИО1 было зарегистрировано в ЕГРП в установленном законом порядке. 15.05.2015 года ИП ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 64-АД № 660516, которое подтверждает, что у него возникло право собственности на 21\379 земельную долю в праве общей долевой собственности, на земельный участок с кадастровым номером 64:05:000000:6.
31.07.2015 произведена государственная регистрация за Администрацией Натальинского образования Балаковского муниципального района Саратвоской области права общей долевой собственности, доля в праве 36/379 на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6 сельскохозяйственных угодий – земельная доля площадью 172040 кв.м., из них пашни- 128860 кв.м., сенокосов - 4130 кв.м., пастбищ 39050 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, общей площадью 65188000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская». В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 31.07.2015 серии 64-АД №688369 (л.д. 56 т. 2).
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в газете «Балаковские вести» от 06.08.2015г., выпуск № 31Д (3912), проинформировала о возможности приобретения земельных долей, расположенных на территории Натальинского МО СХА «Хлебновская», сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими земельный участок, находящейся в долевой собственности.
17.08.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о направлении в его адрес проекта договора купли-продажи на оставшиеся 58\379 земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, без проведения торгов по цене определенной, как произведение 15 процентов кадастровой стоимости, одного квадратного метра площади, соответствующей размеру этой земельной доли, на основании п.4 ст. 12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), в силу тех обстоятельств, что его первоначальное заявление от 16.03.2015 года не реализовано в полной мере.
09.09.2015 года администрация Натальинского МО направила в адрес ИП КФХ ФИО1 письмо за исходящим № 09-16/886, из содержания которого следует, что заявление ИП КФХ ФИО1 от 17.08.2015 года не подлежит реализации в силу тех обстоятельств, что ИП глава КФХ ФИО1 в адрес администрации Натальинского МО, не направил соответствующие заявление на приобретение невостребованных земельных долей принадлежащих Натальинскому МО, а также не представил документы, подтверждающие его правовой статус специального субъекта, являющегося сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством и использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по назначению.
21.09.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением № 56 о выкупе земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СХА «Хлебновская».
22.09.2015 произведена государственная регистрация за Администрацией Натальинского образования Балаковского муниципального района Саратвоской области права общей долевой собственности, доля в праве 76/379 на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6 сельскохозяйственных угодий – земельная доля площадью 172040 кв.м., из них пашни- 128860 кв.м., сенокосов - 4130 кв.м., пастбищ 39050 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, общей площадью 65188000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская». В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 04.12.2015 серии АА 029098 (л.д. 57 т. 2).
01.10.2015 года в газете «Балаковские вести», выпуск № 39Д (3928), Администрацией была опубликована информация о возможности приобретения земельных долей, расположенных на территории Натальинского МО СХА «Хлебновская» сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящейся в долевой собственности.
08.10.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 также обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением, о выкупе земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СХА «Хлебновская».
Заявитель считает, что Администрация незаконного бездействовало по рассмотрению заявлений Главы ИП КФХ ФИО1 от 17.08.2015, 21.09.2015 и от 08.10.2015 года по существу и как следствие в незаключении до настоящего времени договора купли-продажи земельной доли, что послужило основанием для обращения в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке вопроса о законности оспариваемого решения подлежат выяснению полномочия вынесшего это постановление органа и наличие оснований для вынесения такого решения.
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что настоящий закон устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ продажа земельных долей земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права покупки доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Без проведения торгов продажа земельных участков осуществляется в случаях, указанных в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 9).
Пунктом 1 статьи 12 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, регулирующей особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, установлено, что к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе право на передачу имущества другим лицам права владения и пользования имуществом. Право собственности подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации (статьи 131, 223 ГК РФ).
Исходя из системного толкования п. 1 ст. 250 Гражданского кодекса РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, орган местного самоуправления обязан предложить сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности с муниципальным образованием, приобрести долю муниципального образования на условиях абз. 1 ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Таким образом, только сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок, обладают исключительным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Однако это право ограничено сроком в шесть месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельную долю.
Буквальное содержание абзаца первого пункта 4 статьи 12 Закона позволяет органу местного самоуправления не продавать свою долю. Однако согласно абзацу второму пункта 4 статьи 12 Закона в течение месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на долю орган местного самоуправления обязан опубликовать информацию о ее продаже. Сельскохозяйственная организация или КФХ, использующее общедолевой участок, вправе купить эту долю в течение пяти месяцев со дня опубликования такой информации: в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на долю исходя из абзаца первого пункта 4 статьи 12 Закона за вычетом одного месяца на опубликование такой информации исходя из абзаца второго пункта 4 статьи 12 Закона. Если такая продажа не состоялась, то орган местного самоуправления обязан выделить такую долю в участок в ближайшие шесть месяцев, то есть в течение года со дня возникновения права муниципальной собственности на нее (абзац третий пункта 4 статьи 12 Закона) с учетом пункта 8 статьи 13 Закона.
Следовательно, исходя из общих принципов права, а также буквального толкования изложенных выше норм, право органа местного самоуправления продать долю возникает с момента регистрации права, а возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или КФХ с момента публикации в средствах массовой информации о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в соответствии со ст. 11 ЗК РФ, относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2).
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случае, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления опросов местного значения исходя из интересов населения с учетом, исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Как указано выше, 31.07.2015 произведена государственная регистрация за Администрацией Натальинского образования Балаковского муниципального района Саратовской области права общей долевой собственности, доля в праве 36/379 на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6 по адресу (местоположение) объекта: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в газете «Балаковские вести» от 06.08.2015г., выпуск № 31Д (3912), проинформировала о возможности приобретения земельных долей, расположенных на территории Натальинского МО СХА «Хлебновская», сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, использующими земельный участок, находящейся в долевой собственности.
17.08.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением о направлении в его адрес проекта договора купли-продажи на оставшиеся 58\379 земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, без проведения торгов по цене определенной, как произведение 15 процентов кадастровой стоимости, одного квадратного метра площади, соответствующей размеру этой земельной доли, на основании п.4 ст. 12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), в силу тех обстоятельств, что его первоначальное заявление от 16.03.2015 года не реализовано в полной мере.
09.09.2015 года администрация Натальинского МО направила в адрес ИП КФХ ФИО1 письмо за исходящим № 09-16/886, из содержания которого следует, что заявление ИП КФХ ФИО1 от 17.08.2015 года не подлежит реализации в силу тех обстоятельств, что ИП глава КФХ ФИО1 в адрес администрации Натальинского МО, не направил соответствующие заявление на приобретение невостребованных земельных долей принадлежащих Натальинскому МО, а также не представил документы, подтверждающие его правовой статус специального субъекта, являющегося сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством и использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по назначению.
Согласно представленного заявления от 17.08.2015 года (л.д.31 т.1) усматривается, что приложение в заявление не указано, документы не были представлены. Заявитель данный факт не отрицает, но считает, что весь пакет документов был представлен при первоначальном заявлении 16.03.2015 года и повторно представлять нет необходимости.
Из содержания заявления от 17.08.2015 года следует, что основанием для его подачи послужила произведенная государственная регистрация права собственности за Администрацией Натальинского МО по состоянию на 10.08.2015 года. Право органа местного самоуправления продать долю возникает с момента регистрации права, а возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или КФХ с момента публикации в средствах массовой информации о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных законом (в данном случае после 06.08.2015 года).
Арбитражный суд считает, что после государственной регистрации права собственности 31.07.2015 последующая процедура является самостоятельной и не связанна с процедурой приобретения доли по заявлению ФИО1 от 16.03.2015 года, соответственно после государственной регистрации права 31.07.2015 года в силу п. 4 статьи 12 Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заявитель должен обратится с заявлением на приобретение невостребованных земельных долей, а также не представить документы, подтверждающие его правовой статус специального субъекта, являющегося сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством и использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по назначению.
Частью 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено перечень сведений, которые необходимо указывать в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3).
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" определены признаки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаны организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", и крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом о фермерском хозяйстве.
В п. 4 письма Минэкономразвития от 25.11.2011 N Д23-4894 разъяснено, что в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами, в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
21.09.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением № 56 о выкупе земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СХА «Хлебновская» с приложением документов согласно указанного приложения.
22.09.2015 произведена государственная регистрация за Администрацией Натальинского образования Балаковского муниципального района Саратвоской области права общей долевой собственности, доля в праве 76/379 на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6 сельскохозяйственных угодий – земельная доля площадью 172040 кв.м., из них пашни- 128860 кв.м., сенокосов - 4130 кв.м., пастбищ 39050 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения животноводства, сенокошения и выпаса скота, общей площадью 65188000 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Саратовская область, Балаковский район, сельскохозяйственная артель «Хлебновская». В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 04.12.2015 серии АА 029098 (л.д. 57 т. 2).
01.10.2015 года в газете «Балаковские вести», выпуск № 39Д (3928), Администрацией была опубликована информация о возможности приобретения земельных долей, расположенных на территории Натальинского МО СХА «Хлебновская» сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим земельный участок, находящейся в долевой собственности.
08.10.2015 года ИП ФИО2 КФХ ФИО1 также обратился в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области с заявлением, о выкупе земельных долей, в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 64:05:000000:6, расположенный по адресу: Саратовская область, Балаковский район, СХА «Хлебновская».
В силу части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Администрация в арбитражный суд представила письмо от 16.10.2015 года № 09-16/995, направленное в адрес ФИО1, на обращения от 21.09.2015 и от 08.10.2015 года, где указано, что в связи с наличием двух заявлений о выкупе доли Администрацией будет проведена процедура формирования земельных участков из долей в праве общей долевой собственности с целью их последующей реализации. Данное письмо направлено простой корреспонденцией, что подтверждается Журналом регистрации исходящей корреспонденцией, Инструкцией по делопроизводству в Администрации Натальинского муниципального образования.
Заявитель отрицает факт получения данного письма, в доказательства представил приказ о назначении внутренней проверочной комиссии от 20.05.2016г., акт проведения внутренней проверки от 23.05.2016г., приказ от 19.07.2013 о назначении ответственных лиц за корреспонденцию, Справка инспектора отдела кадров ФИО7 о непоступлении корреспонденции от Администрации Натальинского муниципального образования, справки отделений почтовой связи с.Хлебновка и с.Новозахаркино о непоступлении заказной корреспонденции. Однако, арбитражный суд отмечает, что представленные доказательства свидетельствуют о неполучении заказной корреспонденции, в данном случае письмо администрацией направлено простой корреспонденцией.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождает заявителя от предусмотренной статьей 65 Кодекса необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Однако, в ходе рассмотрения дела арбитражным судом не установлен факт бездействия Администрации по рассмотрению заявлений ИП ФИО1
Действия по рассмотрению обращений 21.09.2015 и от 08.10.2015 в порядке и сроки, установленные земельным законодательством и Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией произведены. По результатам рассмотрения заявлений администрацией были приняты решения, выраженные в письме от 16.10.2015г. ИП ФИО1 вправе в установленном законом порядке обжаловать указанное решение администрации.
На основании вышеизложенного оснований у суда не имеется для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением предпринимателем была произведена оплата государственной пошлины в размере 3000 руб. на основании платежного поручения от 07.04.2015 № 103.
Статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными сумма государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, излишне оплаченная государственная пошлина в сумме 2700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО2 ИП КФХ ФИО1 (с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области) отказать.
Возвратить ФИО2 ИП КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) государственную пошлину в размере 2700 рублей, излишне уплаченную платежным поручением №103 от 07.04.2015 года. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259, 273-276 АПК РФ путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура