Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
08 февраля 2010 года
Дело № А57-26122/2009
город Саратов
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сероштановой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1, Саратовская область, Вольский район
к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области, город Саратов
о признании незаконным решения государственного органа
при участии в предварительном судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, по паспорту,
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность №16-10/3156 от 05.10.2009г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился ФИО1 с заявлением к Министерству экономического развития и торговли Саратовской области о признании незаконным решения о несоответствии заявки ФИО1 условиям и критериям предоставления гранта на создание собственного бизнеса в рамках Постановления Правительства Саратовской области от 15 мая 2009 года №186-П.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 15.05.2009 года № 186-П «О предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 года» в Министерство экономического развития и торговли была подана заявка на предоставление гранта вместе с пакетом документов.
По итогам рассмотрения заявки Министерство экономического развития и торговли Саратовской области письмом от 09 ноября 2009 года за № 16-6/3539 сообщило, что рабочая группа приняла решение о несоответствии заявки условиям и критериям предоставления гранта на создание собственного бизнеса на основании пункта «б» части 14 Положения, утвержденного названным выше Постановлением.
ФИО1 не согласился с решением Министерства экономического развития и торговли Саратовской области и обратился в суд с данным заявлением, обосновывая свои требования тем, что Министерством экономического развития не указано, в чем конкретно выразилось несоответствие сведений действительности или в чем выразилось ненадлежащее оформление. Полагает, что документы поданы в полном соответствии с постановлением Правительства № 186-П, все сведения в них соответствуют действительности, они являются надлежащим образом оформленными.
Министерство экономического развития и торговли Саратовской области заявленные требования считает необоснованными по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 мая 2009 года № 186-П утверждено «Положение о предоставлении из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 года».
Названное Положение (далее - Положение) устанавливает процедуру предоставления из областного бюджета субсидии на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса (далее - субсидия) в рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа), категории получателей, цели, условия предоставления и порядок возврата указанной субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
Субсидия предоставляется субъектам малого предпринимательства на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Получателем субсидии являются индивидуальные предприниматели и юридические лица - производители товаров, работ, услуг, вновь зарегистрированные и действующие не более одного года со дня государственной регистрации, отвечающие условиям, установленным статьями 4, 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - субъекты малого предпринимательства), и:
а) представившие все необходимые документы для получения субсидии, предусмотренные пунктом 9 названного выше Положения;
б) не имеющие просроченную задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) обеспечивающие долевое участие в размере не менее 5 процентов в финансировании бизнес-проекта собственными средствами, в том числе денежными средствами, выделяемыми центром занятости населения гражданину, признанному в установленном порядке безработным, на организацию предпринимательской деятельности.
Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган следующие документы (далее - заявка):
а) заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению к Положению;
б) для юридических лиц - копии учредительных документов и всех изменений к ним, копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов);
в) для индивидуальных предпринимателей - копию документа, удостоверяющего личность, копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с предъявлением оригиналов);
г) копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя и главного бухгалтера, при наличии соответствующих должностей;
д) копию документов, подтверждающих получение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, или об окончании курсов обучения основам ведения предпринимательской деятельности, включая курсы, организованные центрами занятости населения (с предъявлением оригиналов), или справку учреждения высшего профессионального образования или среднего профессионального образования о том, что учредитель субъекта малого предпринимательства (индивидуальный предприниматель) является студентом последнего курса указанного учреждения;
е) копию удостоверения аспиранта - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются аспиранты образовательных учреждений высшего профессионального образования (с предъявлением оригиналов);
ж) копию студенческого билета и зачетной книжки - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования или среднего профессионального образования (с предъявлением оригиналов);
з) документ работодателя, подтверждающий установление на предприятии гражданину, являющемуся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем), обратившемуся за субсидией, неполного рабочего времени, временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы - если учредителем субъектов малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) являются лица, находящиеся под угрозой увольнения;
и) документ городского, районного центра занятости населения подтверждающий, что гражданин, являющийся учредителем субъекта малого предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) до даты государственной регистрации имел статус безработного;
к) справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам на дату подачи заявки;
л) бухгалтерский баланс (форма N 1) и отчет о прибылях и убытках (форма N 2) за предшествующий год и на последнюю отчетную дату - для заявителей, применяющих общую систему налогообложения (если деятельность уже ведется);
м) годовую налоговую декларацию и (или) налоговую декларацию на последнюю отчетную дату - для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения (если деятельность уже ведется);
н) бизнес-проект по форме, установленной уполномоченным органом;
о) копии документов, подтверждающих вложение заявителем в реализацию бизнес-проекта собственных и заемных средств в размере, предусмотренном бизнес-проектом, (копии выписок с расчетного счета и платежных поручений, заверенных банком, копии квитанций к приходно-кассовым ордерам, копии товарных и кассовых чеков с приложением договоров, заверенных начинающим предпринимателем и других документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы) или документов, подтверждающих наличие данной суммы на лицевом или расчетном счете заявителя (копию сберегательной книжки или выписку с расчетного счета, заверенную банком).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие указанным в ст. 4 Закона № 209-ФЗ условиям.
Частью 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип предусматривает, что для получения того или иного вида поддержки субъект малого или среднего предпринимательства должен будет обращаться в компетентный государственный или муниципальный орган с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, 30 сентября 2009 года индивидуальным предпринимателем ФИО1 в адрес Министерства экономического развития и торговли Саратовской области было подано заявление на получение субсидии на предоставление гранта на создание собственного бизнеса. Для получения субсидии на рассмотрение рабочей группы были представлены следующие документы: заявление на получение субсидии, копия паспорта, Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, Справка с Государственного учреждения Центр занятости населения города Вольска от 21.09.2009 о признании безработным с 18.09.2009года, Диплом ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина», Справка №30574 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 18 сентября 2009 года с приложенными платежными поручениям об оплате налогов и пеней от 28.09.2009 года, сберегательная книжка с остатком на счете 4 000 рублей, товарные чеки на общую сумму 890 рублей и квитанции из ОАО «НВКбанк» о наличии денежных средств в сумме 11 000 рублей на расчетном счете ИП ФИО1, Бизнес-проект на получение гранта на создание собственного бизнеса: «Организация производства и реализации неоновых композиций в г. Вольске и в г.Балакове».
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет регистрацию представленных субъектами малого предпринимательства заявок по мере их поступления в специальном журнале в день подачи заявок.
Судом исследован представленный заинтересованным лицом журнал регистрации СМП, подавших заявки на получение грантов на создание бизнеса и установлено, что согласно данному журналу заявка индивидуального предпринимателя ФИО1 зарегистрирована 30 сентября 2009 года под номером 343.
Комплексную оценку представленных документов и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленным нвышеназванным Положением, законодательством Российской Федерации и законодательством области, осуществляет рабочая группа по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - рабочая группа), созданная приказом уполномоченного органа, с привлечением представителей общественных организаций предпринимателей области. На заседаниях рабочей группы в первоочередном порядке рассматриваются заявки приоритетной целевой группы учредителей субъектов малого предпринимательства.
Общий срок рассмотрения рабочей группой заявки не может превышать 30 календарных дней со дня окончания срока приема документов (пункты 11 и 12 Положения).
В пункте 5 Положения определена приоритетная целевая группа получателей субсидии – это учредители субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), являющиеся аспирантами, студентами последнего курса образовательных учреждений высшего или среднего профессионального образования, безработными, зарегистрированными в установленном порядке, лицами, находящимися под угрозой увольнения.
Из представленной в материалы дела справки Государственного учреждения Центр занятости населения города Вольска от 21.09.2009 года следует, что ФИО1 зарегистрирован в службе занятости с 18.09.2009 года, признан безработным с 18.09.2009 года (л. д. 59).
Во исполнение определения суд об истребовании документов Государственное учреждение Центр занятости населения города Вольска сообщило, что ФИО1 обратился в ГУ ЦЗН гор. Вольска за получением государственной услуги по трудоустройству 18.09.2009 года, был признан безработным и ему назначено пособие по безработице в размере 850 рублей в месяц (л. д. 73).
Согласно свидетельству о государственной регистрации серия 64 № 002717160 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 18 сентября 2009 года внесена запись о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя (л. д. 39).
Приказом Государственного учреждения Центр занятости населения города Вольска № 09041794 от 22.09.2009 года прекращена выплата пособия по безработице ФИО1 с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 22.09.2009 года в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона о занятости населения, согласно которой занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (л. д. 83).
В результате исследования всех представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу, что ИП ФИО1 не относится к приоритетной целевой группе получателей субсидии.
Документы, опровергающие данное обстоятельство, заявителем не представлены.
Следовательно, рабочая группа оценку представленных ФИО1 документов и проверку их на соответствие условиям и критериям, установленным названным Положением, правомерно производило по общим основаниям.
Судом установлено, что на мероприятие «Предоставление субъектам малого предпринимательства субсидий (грантов) на создание собственного бизнеса» в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Саратовской области на 2008 – 2010 годы» выделено бюджетных средств в размере 74,936 млн. рублей: из них 14,987 млн. рублей из областного бюджета, 59,949 млн. рублей из федерального бюджета.
В первом этапе было предоставлено 128 грантов на общую сумму 38125,5 тыс. рублей, на оставшиеся средства в размере 36 810,5 тыс. рублей был объявлен прием документов с 03 сентября по 05 октября 2009 года. За данный период времени подано 722 заявки, что подтверждается журналом регистрации СМП, подавших заявки на получение грантов на создание бизнеса, который исследован в судебном заседании. Замечания и дополнения по исследованному журналу не поступили.
Как уже отражено выше, ФИО1 обратился в уполномоченный орган – Министерство экономического развития и торговли Саратовской области - 30.09.2009 года.
Уполномоченным органом в материалы дела представлены: приказ Министерства экономического развития и торговли Саратовской области № 257 от 01.04.2009 года «О рабочей группе по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 год», приказ № 702 от 03.11.2009 года о внесении изменений в вышеназванный приказ, протокол № 5 заседания рабочей группы по вопросам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от 05.11.2009 года, из которого следует, что заявки и документы, представленные ИП ФИО1 являлись предметом рассмотрения рабочей группы, комиссия пришла к выводу о невозможности отнесения его заявки к приоритетной группе, поскольку представлены сомнительные подтверждающие документы – справка из Центра занятости населения ФИО1 от 18.09.2009 года, при том, что свидетельство о регистрации ИП ФИО1 также от 18.09.2009 года.
Рабочей группой из 307 заявок, претендующих на отношение к приоритетной, поддержано рабочей группой 73 заявки на сумму 21 463,5 тыс. рублей.
На оставшуюся сумму в размере 15347,0 тыс. рублей рассматривались проекты по дате подачи заявки. Рабочей группой установлено, что из заявок, поданных по 23 сентября 2009 года, включительно 51 заявка соответствует требованиям законодательства по предоставлению грантов на сумму 15278,0 тыс. рублей.
Как уже отражено выше, ИП ФИО1 заявка подана 30.09.2009 года, в связи с чем рабочей группой принято решение об отказе в предоставлении гранта на создание собственного бизнеса.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд полагает, что заявителем избран не надлежащий способ защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных ИП ФИО1 требований о признании незаконным решения Министерства экономического развития и торговли Саратовской области и обязании пересмотра гранта на создание собственного бизнеса – отказать.
Выдать ИП ФИО1 справку на возврат госпошлины из бюджета в размере 100 рублей как излишне уплаченной.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 181 АПК РФ.
Судья: А. В. Калинина