АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 15 февраля 2022 года | Дело № А57-26448/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2022 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бондаренко В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Азорновым Г.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Саратовской области в интересах публично-правового образования – Саратовской области в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026400554025 ИНН 6404002036, Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, р.п. Базарный Карабулак), индивидуальному предпринимателю Привалову Е.А. (ОГРНИП 304644917600021 ИНН 644900737621, Саратовская область, город Энгельс), третье лицо: управление Федерального казначейства по Саратовской области (ОРГН1026403343163 ИНН 6450024002) о признании недействительным п. 7.2. муниципального контракта № 01-2020 от 27.11.2020, в части установления гарантийного срока на объект закупки – 2 (два) года, обязании администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и ИП Привалова Е.А. установить гарантийный срок на выполненные работы не менее трех лет, при участии представителя истца - Кольцова Н.Н., удостоверение №266602 от 25.10.2019 года,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился заместитель прокурора Саратовской области в интересах публично – правового образования – Саратовской области в лице министерства строительства и ЖКХ Саратовской области с исковым заявлением к администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, к индивидуальному предпринимателю Привалову Е.А. о признании недействительным п. 7.2. муниципального контракта № 01-2020 от 27.11.2020, в части установления срока представления гарантии качества на выполненные работы – 2 года, обязании администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и ИП Привалова Е.А. установить гарантийный срок на выполненные работы не менее трех лет.
Представитель прокуратуры Саратовской области в судебном заседании поддержал исковые требования и в обоснование привел доводы, аналогичные, изложенным в исковом заявлении, с учетом представленных уточнений.
Представители ответчиков – в судебное заседания не явились, отзывы на исковое заявление не представили.
Представитель третьего лица - управление Федерального казначейства по Саратовской области, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что если в муниципальном контракте не установлен минимальный 3-летний гарантийный срок на результаты выполненных работ, софинансируемых за счет средств субсидии из областного бюджета, это является нарушением бюджетного законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзывах на иск, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Законодатель в ч. 1 ст. 52 АПК РФ установил право прокурора обращаться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе и бюджетного законодательства при исполнении программных мероприятий в рамках программы «Формирование комфортной городская среды».
В рассматриваемом деле прокурор оспаривает п.7.2. муниципального контракта №01-2020 от 27.11.2020, заключенного между администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и индивидуальным предпринимателем Приваловым Е.А.
По данному делу прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах Саратовской области, о чем указал в тексте искового заявления.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного электронного аукциона между администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Привалова Е.А. (Подрядчик) заключен муниципальный контракт №01-2020 от 27.11.2020, по условия которого Подрядчик обязался выполнить работы по изготовлению уличного стенда- Доски почета Базарно-Карабулакского муниципального района, и доставке его на площадку установки, расположенной по адресу р.п. Базарный Карабулак, Базарно-Карабулакского района, Саратовской области, площадь 60 лет Победы в соответствии с техническим заданием (Приложение №1 к контракту) в сроки, указанные в графике производства работ (Приложение №2 к контракту), которые являются неотъемлемой частью контракта.
Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 1.3. контракта).
Согласно пункту 2.13. контракта источником финансирования является Бюджет МО «Базарно Карабулакского муниципального района Саратовской области».
Цена контракта составляет 298968,20 руб. (пункт. 4.1. контракта).
Согласно пункту 7.2. контракта гарантийный срок на выполненные работы составляет 2 года.
Возникшие между сторонами обязательства подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ и условиями заключенного контракта с учетом норм Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 74 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.08.2017 №449-П О государственной программе Саратовской области «Формирование комфортной городской среды» на территории области осуществляется реализация мероприятий по созданию условий для комфортного проживания населения в условиях доступной городской среды.
Согласно п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений области на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, приложения N 5 к государственной программе утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 30.08.2017 N 449-П "О государственной программе Саратовской области "Формирование комфортной городской среды», для получения субсидии из областного бюджета органы местного самоуправления области обязуются, в том числе, обеспечить включение в соглашение о предоставлении субсидии условия об обязательном установлении минимального 3-летнего гарантийного срока на результаты выполненных работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, софинансируемых за счет средств субсидии из областного бюджета.
Условия договора, как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п.3 ч.1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Таким образом, внесение в муниципальный контракт относительно гарантийного срока на условиях, иных по отношению к предусмотренным в п. 6 Правил, противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Таким образом, признание недействительным отдельного пункта 7.2. муниципального контракта № 01-2020 от 27.11.2020 в части установления гарантийного срока на результат работ – 2 (два) года, не влечёт недействительности муниципального контракта, но вместе с тем приводит к восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокуратуры Саратовской области в интересах публично-правового образования Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – удовлетворить.
Признать недействительным п. 7.2. муниципального контракта № 01-2020 от 27.11.2020, в части установления гарантийного срока на результат работ – 2 (два) года.
Обязать Администрацию Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026400554025 ИНН 6404002036, Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, р.п. Базарный Карабулак) и индивидуального предпринимателя Привалова Е.А. (ОГРНИП 304644917600021 ИНН 644900737621, Саратовская область, город Энгельс) установить гарантийный срок на выполненные работы не менее трех лет.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме, через Арбитражный суд Саратовской области.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.Е. Бондаренко