ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-26757/16 от 10.05.2017 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

15 мая 2017 года

Дело №А57-26757/2016

Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2017 года

Полный текст решения изготовлен 15 мая 2017 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крестиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Энгельс Саратовской области

Заинтересованные лица:

Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, г.Энгельс Саратовской области,

Администрация Энгельсского муниципального района, г.Энгельс Саратовской области,

о признании недействительным и отмене Постановления Администрации ЭМР от 05.08.2016 пода №3060 об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 года №3683 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, дом №1а,

о признании недействительным Распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, ул. Демократическая, дом №1а, от 11.08.2016 года №310-р,

об обязании Администрацию Энгельсского муниципального района, Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района устранить допущенные нарушения прав ФИО1

при участии:

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 26.10.2015 года,

от Администрации Энгельсского муниципального района – ФИО3, по доверенности от 09.01.2017 года,

от Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района – ФИО4, по доверенности от 30.12.2016 года,

установил: в арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 г. № 3060 об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 г. № 3683 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: <...>», о признании недействительным распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город <...> от 11.08.2016 г. № 310-р, обязать устранить допущенное нарушение прав.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что снятие земельного участка с кадастрового учета не подпадает под основание для отказа в предоставлении земельного участка на основании п. 1ч. 8 ст. 3 9.11 ЗК РФ, в связи с чем, действия Администрации ЭМР и Комитета по земельным ресурсам не соответствуют закону; оснований для отмены ранее согласованной Схемы расположения земельного участка не имелось. По мнению заявителя, действия муниципальных органов, выразившиеся в принятии оспариваемых ненормативных актов, противоречат требованиям ЗК РФ, прямо создают препятствия в реализации его прав ФИО1, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, Администрация Энгельсского муниципального района возражают против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании руководствуясь ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом был объявлен перерыв до 10.05.2017 г. 15 час. 00 мин. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам по правилам главы 24 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № 3683 от 21.07.2015г. была утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 кв.м. из земель населенных пунктов и был присвоен адрес: <...>, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях реконструкции входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные).

Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской от 25.03.2016г. №99/2016/2810362 и был присвоен кадастровый номер 64:50:010512:191 с разрешенным использованием «магазины».

11.01.2016 года в администрацию Энгельсского муниципального района поступило обращение ФИО1 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв.м. с разрешенным использованием «под магазин» по ул.Демократическая, д.1а в г.Энгельсе. Указанное обращение для рассмотрения по существу было направлено в Комитет по земельным ресурсам Администрация Энгельсского муниципального района.

Распоряжением Председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района №83-р от 09.03.2016г. ИП ФИО1 было отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Посчитав данный отказ не законным, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам Администрация Энгельсского муниципального района (далее - Комитет) от 09.03.2016 N 83-р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.12.2016 по делу №А57-15176/2016, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции, суд отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1

16 июня 2016 года ИП ФИО1 повторно обратился с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

05.08.2016 г. № 3060 было издано постановление администрации Энгельсского муниципального района «Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 г. № 3683 « Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам от 11.08.2016 года N 310-p было отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010512:119.

В качестве оснований для отказа указано следующее – границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Полагая, что распоряжение от 11.08.2016 года №310-р, а также постановление от 05.08.2016 пода №3060 нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными решений, действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

На основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно части 1 статье 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу статьи 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Положения статей 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации определяют полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений, как регуляторов этих отношений в пределах своей компетенции, и как собственников земельных участков, которыми они вправе управлять и распоряжаться.

Статьей 23 Устава Энгельсского муниципального района установлено, что администрация Энгельсского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Энгельсского муниципального района. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Администрацией Энгельсского муниципального района принято Постановление от 23.11.2015г. № 5795, которым утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельного участка без проведения торгов" (далее Административный регламент).

Из положений п. 2.2. Административного регламента следует, что решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от имени администрации Энгельсского муниципального района принимает председатель комитета по земельным ресурсам в форме муниципального правового акта - распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам; договор купли-продажи (аренды, безвозмездного пользования) земельного участка от имени муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области подписывает председатель комитета по управлению имуществом.

Таким образом, администрация Энгельсского района является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Предпринимателю 21.07.2015г. постановлением №3683 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 78 кв.м. из земель населенных пунктов с местоположением: <...>, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (ж-2) для использования в целях: «реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)».

Согласно схеме сформирован и 30.09.2015 года поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенный по адресу: <...>. В разделе 11 кадастровой выписке от 25.03.2016 указано разрешенное использование «магазины».

ИП ФИО1 обратился в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о проведении аукциона на право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенного по адресу: <...>.

В заявлении о проведении аукциона цель использования земельного участка указана: «магазины».

Между тем, заявитель при формировании земельного участка указывал цель «реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)».

При согласовании предоставления земельного участка с новым разрешенным использованием с управлением обеспечения градостроительной деятельности, был получен ответ, в соответствии с которым согласно проекту планировки территории города Энгельса, в границах улица Лесозаводская-улица Ленина-берег реки Волга- улица Водная, цель использования земельного участка «магазин» не соответствует данному проекту планировки, что подтверждается письмом управления обеспечения градостроительной деятельности от 27.06.2016 года, Выкопировкой из проекта планировки территории города Энгельса в границах: улица Лесозаводск4ая – улица Ленина – берег реки Волги – улица Водная (Фрагмент «Чертеж планировки территории»), стр.127 дела, а также Выкопировкой из Правил землепользования и застройки (Фрагмент карты градостроительного зонирования), стр.126 дела, Правилами землепользования и застройки, стр.119-125 дела.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 7 названного Кодекса виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

В подпункте 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в связи с тем, что при формировании земельного участка и утверждении Схемы были не соблюдены положения п.п.3, 4 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ, орган муниципального контроля в порядке ст.48 Федерального закона № 131-ФЗ в рамках свои полномочий обоснованно отменил ранее вынесенное постановление № 3683 от 21.07.2015 г. об утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом при рассмотрении настоящего дела учитывается также, что предпринимателем при обращении с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка изменена цель использования земельного участка, заявленная им при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем, комитетом по земельным ресурсам была аннулирована схема расположения земельного участка, утвержденная постановлением администрации ЭМР от 21.07.2015 года №3683.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04).

На основании вышеизложенного, суд считает правомерным постановление 05.08.2016 г. № 3060 администрации Энгельсского муниципального района «Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 г. № 3683 « Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отмена постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка соответствует закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.

Основанием для отказа комитетом по земельным ресурсам, от 11.08.2016 года N310-p в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010512:119, послужило то, что границы спорного земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:

- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.

В силу части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 64:50:010512:191, усматривается, что данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 30.09.2015г. и снят с кадастрового учета 10.08.2016г.

Таким образом, земельный участок, являющийся объектом правоотношения, на момент вынесения Распоряжения от 11.08.2016 г. № 31-р об отказе в проведении аукциона – отсутствовал в ГКН.

В силу статьи 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Несоответствие проектной документации на строительство градостроительному плану земельного участка в соответствии с положениями части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, в случае проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды в отношении спорного земельного участка с испрашиваемой целью использования «под магазины», учитывая противоречие цели использования проекту планировки территории города Энгельса в границах: улица Лесозаводская-улица Ленина-берег реки Волга-улица Водная, строительство магазина на указанном земельном участке в последующем не представляется возможным, то есть использовать земельный участок в тех целях, для которых этот земельный участок будет приобретен на праве аренды будет невозможно.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 г. № 3060 об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 г. № 3683 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: <...>», о признании недействительным распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город <...> от 11.08.2016 г. № 310-р, обязать устранить допущенное нарушение прав – отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.

Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного

суда Саратовской области Т.И. Викленко