Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-26757/2009
резолютивная часть решения объявлена 09.02.10г.
решение изготовлено в полном объеме 16.02.10г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Е.В. Пузиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Пузиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II ОАО «РЖД», г. Саратов
к Министерству здравоохранения Саратовской области, г.Саратов,
о признании уведомления Министерства здравоохранения Саратовской области от 28.10.2009г. № 10-06-09/716 незаконным и обязании выдать лицензию
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, дов. от 10.07.09г.,
от заинтересованного лица – ФИО2, дов. от 16.09.09г.
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Негосударственное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД», г.Саратов, с заявлением о признании уведомления Министерства здравоохранения Саратовской области от 28.10.2009г. № 10-06-09/716 незаконным (недействительным) в части отказа в предоставлении НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД» лицензии на осуществлении забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов и обязании Министерства здравоохранения Саратовской области выдать НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II» лицензию на осуществление забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов.
В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 09.02.2010г. до 10 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Материалами дела установлено, что 28.09.2009г. НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II» ОАО «РЖД» в соответствии со ст.9 ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подало в Министерство здравоохранения Саратовской области заявление о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с истечением срока ее действия. К данному заявлению прилагался пакет необходимых документов, предусмотренный ст.9 ФЗ от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Министерство здравоохранения Саратовской области уведомлением от 28.10.2009г. №10-06-09/716 известило НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II ОАО «РЖД» о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и об одновременном отказе в предоставлении лицензии на осуществление забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов на основании ст. 13 Закона российской Федерации от 09.06.1993г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».
Заявитель считает оспариваемое уведомление Министерства здравоохранения Саратовской области в части отказа в предоставлении лицензии на заготовку, переработку и хранение донорской крови и ее компонентов, незаконным и необоснованным. При этом заявитель ссылается на то, что лицензия на право осуществления забора, заготовки, производства и хранения донорской крови и ее компонентов была получена НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД» в 2005г. Орган, выдавший лицензию – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Министерством здравоохранения Саратовской области от 07.05.2008г. № 10-06/22 была проведена проверка соблюдения действующего законодательства при заготовке, переработке и хранении донорской крови и ее компонентов в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД», в ходе которой были выявлены нарушения п.п. «а», «е», «з», «л» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. № 30 «О лицензировании медицинской деятельности». По результатам проведенной проверки Министерством здравоохранения Саратовской области 20.05.2008г. было вынесено предписание № 2345 об устранении выявленных нарушений, которые в последствии были устранены НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II ОАО «РЖД» и проверяющим органом не было ограничено право медицинского учреждения на осуществление деятельности по заготовке, переработке и хранению донорской крови и ее компонентов. Заявитель считает, что НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II ОАО «РЖД» удовлетворяет требованиям ст. 13 Закона РФ от 09.06.1993г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов». НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов II зарегистрировано в качестве бюджетного учреждения с федеральной формой собственности, в связи с чем считает оспариваемое уведомление в части отказа в предоставлении лицензии на осуществление указанной деятельности незаконным.
Представитель Министерства здравоохранения Саратовской области возражает против требований заявителя, указывая на то, что НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II ОАО «РЖД» является негосударственным учреждением, что противоречит требованиям ст. 13 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 (ред. от 24.07.2009) «О донорстве крови и ее компонентов», согласно которой медицинская деятельность по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляется государственными организациями здравоохранения, и в учредительных документах таких организаций заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов должны быть указаны в качестве основной деятельности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица в праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст.71 АПК РФ арбитражный суд, при принятии решения оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Нормативным актом, регулирующим отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации является Закон РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».
Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 09.06.2006 № 5142-1 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в ст.13 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» внесены изменения.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохранения.
Рассматриваемая статья фактически установила правовой статус организаций (медицинских учреждений), занимающихся переливанием крови – это государственные организации здравоохранения.
Указанная статья четко и исчерпывающе устанавливает, что только государственные организации здравоохранения вправе осуществлять заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утв. Постановлением правительства Саратовской области № 386-П от 01.11.07г. Министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет лицензирование, в том числе медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологической медицинской помощи).
Таким образом, Министерство здравоохранения Саратовской области осуществляет лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения.
Как следует из материалов дела, НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов-II» ОАО «РЖД» обратилось именно в Министерство здравоохранения Саратовской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, тем самым, самостоятельно определив себя как учреждение частной системы здравоохранения.
Заявитель в своем заявлении указывает на то, что соответствует требованиям ст.13 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов», поскольку учредителем НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов II ОАО «РЖД», является ОАО «РЖД», имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления в соответствии со ст.296 ГК РФ. При этом заявитель ссылается на то, что в соответствии со ст.2 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта от 27.02.2003г. № 29-ФЗ» имущество федерального железнодорожного транспорта определено как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения). В соответствии с ч.2 ст.3 указанного закона, в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Все акции хозяйствующего субъекта находятся в собственности Российской Федерации. Полномочия акционера возложены на Правительство РФ. Заявитель указывает на то, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в соответствии с действующим законодательством зарегистрировал НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов II ОАО «РЖД» в качестве бюджетного учреждения с федеральной формой собственности.
Указанные доводы заявителя о соответствии его требованиям ст.13 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» отклоняются судом по следующим основаниям.
Статьей 13 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 (ред. от 24.07.2009) «О донорстве крови и ее компонентов» установлено, что государственное и муниципальное имущество, закрепленное за организациями здравоохранения, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, приватизации не подлежит.
Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте предусматривала сохранение в системе железнодорожного транспорта учреждений здравоохранения, связанных с медицинским обеспечением безопасности процесса перевозок, оказанием специализированной медицинской помощи работникам железнодорожного транспорта, членам их семей.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта (в том числе у государственных учреждений здравоохранения) и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктами 1 и 2 статьи 8 указанного закона предусмотрено ограничение оборота имущества единого хозяйствующего субъекта (запрет на передачу в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог, а так же продажу без согласия Правительства Российской Федерации). Учреждения здравоохранения в этих пунктах не указаны. Согласно п.3 ст. 8 настоящего закона единый хозяйствующий субъект вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, не указанным пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Из изложенного следует, что учреждения здравоохранения в соответствии с ФЗ от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» могут стать объектами дальнейшей приватизации.
Протоколом № 1 от 26.01.04г. заседания совета директоров ОАО «РЖД» предусмотрено создание негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона РФ «О некоммерческих организациях» и решением совета директоров ОАО «РЖД» от 30.04.04г. распоряжениями ОАО «РЖД» утверждены Уставы негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД».
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от 03.02.06г. «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД» внесена в ЕГРЮЛ как негосударственное учреждение здравоохранения.
Из пункта 1.1 Устава НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов II ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 25.06.2004г. № 2687р, следует, что Негосударственное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на станции Саратов II открытого акционерного общества «Российские железные дороги» создано на основании решения совета директоров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (протокол заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 26.01.2004г. №1). Учредителем является открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Согласно п.1.7 Устава предметом деятельности Учреждения является: медицинская деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, фармацевтическая деятельность, научно-исследовательская деятельность, а также деятельность по мобилизационной подготовке гражданской обороне, включающая в себя работу с материальными ценностями мобилизационного резерва, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Учредителя.
В соответствии с п.1.8. Устава Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.
Уставом НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Саратов II ОАО «РЖД» не предусмотрена в качестве основной деятельность по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005г. № 627 утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в состав которой не входят негосударственные учреждения здравоохранения, созданные на базе акционерных обществ.
Суд считает, что согласно законодательству об акционерных обществах правовое положение указанного предприятия (ОАО «РЖД») не отличается от правового положения иных коммерческих организаций и лицензирование их подразделений не отличается от лицензирования частных медицинских практик.
Таким образом, негосударственное учреждение здравоохранения «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов II ОАО «РЖД», учредителем которого является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», не соответствует требованиям ст. 13 Закона РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов».
В связи с вышеизложенным, судом не принимаются доводы заявителя о том, что лицензия на право осуществления забора, заготовки, производства и хранения донорской крови и ее компонентов была получена НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД» в 2005г., что станция находится в удовлетворительном состоянии, что проверяющим органом при проведении проверки не было ограничено право медицинского учреждения на осуществление деятельности по заготовке, переработке и хранению донорской крови и ее компонентов.
В соответствии с п.3 ст. 9 Федерального закона от 08 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Таким образом, Министерство здравоохранения Саратовской области правомерно отказало заявителю в предоставлении лицензии на осуществление забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов, соответственно требование заявителя о признании уведомления Министерства здравоохранения Саратовской области от 28.10.2009г. № 10-06-09/716 незаконным (недействительным) в части отказа в предоставлении НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов-II ОАО «РЖД» лицензии на осуществлении забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с тем, что оснований к признанию незаконным уведомления Министерства здравоохранения Саратовской области от 28.10.2009г. № 10-06-09/716 в части отказа в предоставлении НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Саратов II ОАО «РЖД» лицензии на осуществление забора, заготовки и хранения донорской крови и ее компонентов, судом не установлено, соответственно не подлежит удовлетворению требование об обязании Министерства здравоохранения Саратовской области выдать НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Саратов II ОАО «РЖД» лицензию на осуществление забора, заготовки и хранения донорской крови.
Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В. Пузина