АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Саратов
Дело № А57-2691/10
Резолютивная часть решения
объявлена 06.04.10г.
Решение изготовлено в полном объеме
08.04.10г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовым В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО «Промресурс» г. Пугачев
к Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Саратовской области
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от представителя заявителя – ФИО1, председатель ликвидационной комиссии, паспорт <...> от 16.05.06г.
от представителя заинтересованного лица – ФИО2, дов. от 04.08.09г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Промресурс» с заявлением о признании недействительным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.01г. № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов от 18.01.10г.
В судебное заседание явились представители сторон.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель налогового органа требования заявителя оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 06.04.10г. до 10 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как усматривается из материалов дела, учредителем ООО «Промресурс» от 13.10.09г. № 2 принято решение о ликвидации ООО «Промресурс», назначена ликвидационная комиссия.
13.10.09г. Общество уведомило налоговый орган о принятии решения о ликвидации юридического лица.
19.10.09г. налоговый орган внес в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО «Промресурс» приняло решение о ликвидации, в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
05.11.09г. в «Вестнике государственной регистрации» опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ООО «Промресурс».
28.12.09г. ООО «Промресурс» составлен и участником общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
15.01.10г. в ЕГРЮЛ внесены сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
11.01.10г. Обществом составлен и участником общества утвержден ликвидационный баланс.
12.01.10г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
18.01.10г. налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.01г. № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для отказа явилось то, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 в связи с отсутствием в нем ИНН заявителя; ликвидационный баланс от 11.01.10г. не содержит сведений о наличии задолженности по обязательным платежам перед бюджетом (согласно акта выездной налоговой проверки ООО «Промресурс» № 65 от 10.12.09г. сумма доначисленного НДС составляет 2494 тыс. руб.) Так как представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, он считается не представленным.
Заявитель не согласен с указанным решением налогового органа, считает его незаконным, ссылаясь при этом на то, что Обществом представлены в налоговый орган все документы, предусмотренные ст. 21 Закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Представленное заявителем в налоговый орган заявление содержит паспортные данные заявителя, удостоверено подписью заявителя, которая засвидетельствована в нотариальном порядке. Закон РФ № 129-ФЗ не содержит условий, согласно которым отсутствие в заявлении ИНН заявителя может расцениваться как непредставление заявления. Ликвидационный баланс представлен вместе с заявлением и содержит достоверные сведения, поскольку соответствует актам совместной сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам № 1569 по состоянию на 28.12.09г., № 1591 по состоянию на 01.01.10г., № 1635 по состоянию на 13.01.10г. Данные акта проверки от 10.12.09г. не могут быть включены в ликвидационный баланс 2009г., поскольку задолженность должна быть зафиксирована в решении налогового органа, которое является ненормативным правовым актом и может быть оспорено.
Представитель налогового органа заявленные требования оспорил и пояснил, что налоговым органом в связи с началом процедуры ликвидации ООО «Промресурс» с 16.10.09г. по 07.12.09г. проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества, по результатам которой выявлены нарушения за 2007г., составлен акт № 65 от 10.12.09г. и вынесено решение от 19.02.10г. Проверкой установлено, что у ООО «Промресурс» имеется недоимка по НДС в размере 2494971 руб. Таким образом, по мнению представителя налогового органа, представленный заявителем ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения. Кроме того, заявитель не указал в заявлении ИНН заявителя, все графы заявления должны быть заполнены. Налоговый орган считает, что поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ООО «Промресурс» имеется непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не может быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным, в связи с чем, Инспекция правомерно отказала в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд пришел к следующему выводу.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен в главе 7 Закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
На основании п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61-65 ГК РФ.
В соответствии со статьями 61-63 ГК РФ в случае принятия учредителем (участниками) юридического лица решения о его ликвидации назначенная ликвидационная комиссии (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения, в том числе и о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела, ООО «Промресурс» зарегистрировано 15.08.06г. в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Саратовской области.
Учредителем ООО «Промресурс» является ФИО1.
13.10.09г. учредителем Общества принято решение о ликвидации юридического лица, назначена ликвидационная комиссия.
В ЕГРЮЛ 19.10.09г. налоговым органом внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Информация о ликвидации ООО «Промресурс» 05.11.09г. опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации", вып. № 43. Кредиторам предлагалось заявить в двухмесячный срок требования.
28.12.09г. ООО «Промресурс» составлен и участником общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
Регистрирующим органом 15.01.10г. внесена запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Обществом составлен и участником общества 11.01.10г. утвержден ликвидационный баланс.
Обществом в регистрирующий орган 12.01.10г. представлено заявление формы Р16001 с комплектом документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица (ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины, справка из Пенсионного фонда Российской Федерации).
18.01.10г. налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.01г. № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Основанием для отказа явилось то, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 в связи с отсутствием в нем ИНН заявителя; ликвидационный баланс от 11.01.10г. не содержит сведений о наличии задолженности по обязательным платежам перед бюджетом (согласно акта выездной налоговой проверки ООО «Промресурс» № 65 от 10.12.09г. сумма доначисленного НДС составляет 2494 тыс. руб.)
Материалами дела установлено, что налоговым органом после получения 13.10.09г. от Общества уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, с 16.10.10г. назначена выездная налоговая проверка ООО «Промресурс» при ликвидации налогоплательщика за период деятельности Общества с 15.08.06г. по 30.09.09г.
Выездная налоговая проверка деятельности Общества проведена в период с 16.10.09г. по 07.12.09г., по результатам которой составлен акт проверки № 65 от 10.12.09г. Проверкой установлены нарушения, а именно неуплата НДС в размере 2494971 руб.
Проведение выездной налоговой проверки при ликвидации налогоплательщика прямо предусмотрено ст. 89 НК РФ и имеет целью окончательно определить размер задолженности налогоплательщика по обязательным платежам до его исключения из реестра, для предъявления ему соответствующих требований.
По акту выездной налоговой проверки от 10.12.09г. выявлена задолженность Общества по НДС за 2007г. в сумме 2494971 руб., т.е. образовавшаяся до принятия Обществом решения о его ликвидации, за прошедшие периоды его деятельности.
Заявитель утверждает, что не знал о существующей задолженности по НДС, доначисленной актом выездной налоговой проверки от 10.12.09г. № 65.
Суд исходит из следующего.
Ликвидатором ФИО1 в публикации объявления о предстоящей ликвидации ООО «Прмресурс» в журнале «Вестник государственной регистрации» от 05.11.09г. указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: <...>.
04.12.09г. налоговым органом по указанному адресу Обществу направлено уведомление о вызове налогоплательщика для подписания и вручения справки об окончании выездной налоговой проверки и составления акта по результатам проверки.
Указанное письмо возвращено в налоговый орган с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
В судебном заседании вскрыт почтовый конверт № 00521 от 05.12.09г., в котором обнаружено уведомление от 04.12.09г. № 10-18/31923.
14.12.09г. налоговым органом по указанному адресу Обществу направлено письмо с вложением справки о проведенной выездной налоговой проверки, акта выездной налоговой проверки № 65 от 10.12.09г., уведомления ликвидатору об имеющейся задолженности.
Указанное письмо возвращено в налоговый орган с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
В судебном заседании вскрыт почтовый конверт № 01927 от 15.12.10г., в котором обнаружены справка о проведенной выездной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки № 65 от 10.12.09г., уведомление ликвидатору об имеющейся задолженности.
Из изложенного следует вывод о том, что ликвидатор Общества уклонялся от получения корреспонденции и требований кредиторов, которые могут обращаться и заявлять свои требования по адресу, указанному в публикации журнала «Вестник государственной регистрации» от 05.11.09г.
Факт того, что ликвидатору Общества было известно о проведении проверки, подтверждает письмо ООО «Промресурс» от 14.12.09г., согласно которому Общество просит налоговый орган вернуть бухгалтерские документы, в связи с окончанием проверки.
Таким образом, заявитель, зная о проведении налоговой проверки, начатой 16.10.09г., утверждает 11.01.10г. ликвидационный баланс и 12.01.10г. обращается с заявлением в регистрирующий орган о государственной регистрации прекращения своей деятельности в связи с ликвидацией.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна принимать меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомлять о ликвидации юридического лица.
В силу части 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.
По смыслу ст. 64 ГК РФ погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами осуществляется ликвидируемым лицом самостоятельно, а не по требованию налогового органа.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Таким образом, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Пунктом 3 статьи 22 Закона РФ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определено, что документы, предусмотренные статьей 21 Закона, предоставляются в регистрирующий орган по окончанию процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В материалах дела отсутствуют доказательства исполнения этой обязанности в полной мере.
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
Представленный Обществом ликвидационный баланс не содержит сведений о наличии задолженности по налогам перед бюджетом, поскольку из представленного акта выездной налоговой проверки № 65 от 10.12.09г. следует наличие у Общества задолженности по НДС в сумме 2494971 руб. за 2007г., что не позволяет считать расчеты с кредиторами завершенными. У налогового органа имеются сведения о наличии задолженности по налоговым платежам, тогда как Обществом в налоговый орган представлен ликвидационный баланс с иными показателями.
Отсутствие у Общества кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи заявления о ликвидации опровергается актом от 10.12.09г., составленным по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой выявлена задолженность по НДС в сумме 2494971 руб., которая образовалась в 2007г., то есть до принятия Обществом решения о ликвидации.
Поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у Общества имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс не является достоверным.
Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении ВАС РФ от 16.07.09г. по делу № 8486/09.
Довод Общества об установлении указанной задолженности по истечении срока, установленного для предъявления требований кредиторов, отклоняется судом, поскольку проверка Инспекцией соблюдения Обществом налогового законодательства осуществлена в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации Общества. В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 224 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
Согласно пункту 2 статьи 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при обнаружении недостаточности стоимости имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Таким образом, при выявлении задолженности в период осуществления хозяйственной деятельности Общества до принятия им решения о ликвидации, отказ в государственной регистрации ликвидации является обоснованным, а сведения об отсутствии задолженности перед бюджетом, указанные в ликвидационном балансе, недостоверными. Задолженность выявлена в результате налоговой проверки до обращения общества с заявлением о ликвидации, и неправомерно не включена в ликвидационный баланс.
Общий порядок предоставления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 Федерального закона № 129-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 названной статьи требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования утверждены постановлением N 439 от 19.06.2002, согласно которому заявление о государственной регистрации, юридического лица при его ликвидации представляется по форме Р16001.
В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявитель своей подписью подтверждает достоверность сведений содержащихся в заявлении о государственной регистрации.
Пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 предусматривает, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии)".
Наличие у заявителя идентификационного номера налогоплательщика подтверждается выпиской из ЕГРИП от 10.03.10г., имеющейся в материалах дела.
Поскольку заявитель не заполнил графу о его идентификационном номере, данный факт налоговый орган правомерно оценил, как недостоверность сведений в представленном заявителем при регистрации заявлении.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что регистрирующий орган обоснованно отказал в государственной регистрации ликвидации ООО «Промресурс».
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области
Е.В. Пузина