АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
12 июля 2022 года
Дело № А57-27075/2021
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2022 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Стожарова Р.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рыбиной Д.В., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, материалы дела по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Москва
к обществу с ограниченной ответственностью «Святославское хлебоприемное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Саратовская область, Самойловский район, с. Святославка
о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции ФИО1 ЮВС в размере 55 855,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 691,73 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 302 руб.,
при участии:
от истца – ФИО2, представитель по доверенности от 13.01.2021;
от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 15.12.2021 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Святославское хлебоприемное предприятие» (далее – ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции ФИО1 ЮВС в размере 55 855,20 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 691,73 руб.
Определением суда от 09 декабря 2021 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем 10 февраля 2022 года судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru.
В судебное заседание явились представители истца и ответчика.
Истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск и дополнительно представленных документах.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исковые требования мотивированы тем, что 09.08.2019 между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «Святославское ХПП» (Пользователь) был заключен договор № 1/150 на подачу и уборку вагонов не железнодорожный путь необщего пользования Общества с ограниченной ответственностью «Святославское Хлебоприемное предприятие» при станции примыкания Святославка Юго-Восточной железной дороги (далее – договор № 1/150 от 09.08.2019).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 договора, Пользователь уплачивает Перевозчику плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности, по ставкам Тарифного руководства.
Время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования оформляется актами общей формы ГУ-23ВЦ.
Пунктом 9 договора установлен срок технологического оборота вагонов.
Договор вступает в силу с 23.08.2019, действует по 22.08.2024 и будет считаться исполненным после выполнения взаимных обязательств и урегулирования всех расчетов между Перевозчиком и Пользователем.
В октябре 2020 года ООО «Святославское ХПП» нарушался предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, что явилось причиной задержки в пути следования на промежуточной станции ФИО1 1 двух поездов, в составах которых находились порожние грузовые вагоны, оформленные по накладным:
индекс поезда 6053-572-6066, накладная № ЭН636795 – вагоны №№ 59941583, 95052270, 95077939; накладная № ЭН636722 – вагоны №№ 59099432, 59099945, 59887554, 95053567, 95053880, 95111357, 95907176, 95054755, 95058434 (всего 12 вагонов).
При этом, в соответствии с приказом № 2531 от 05 октября 2020 года, время начала оставления вагонов 05.10.2020 года - 05.10.2020 15:14.
В соответствии с оперативным приказом № 2576 от 14 октября 2020 года время окончания простоя указанных вагонов – 14.10.2020 20:21.
В связи с действием пунктов 6, 7 Договора от 09.08.2019 № 1/150 на железнодорожном пути необщего пользования количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 10 вагонов, вагоны №№ 95053567, 95054755 были отцеплены от поезда с индексом 6053-572-6066.
В соответствии с приказом № 2663 от 15 октября 2020 года указанные вагоны в поезде с индексом 6053-579-6066 были отставлены 15.10.2020 в 15:34.
В соответствии с приказом 2608 от 17 октября 2020 года, время окончания простоя - 17.10.2020 09:07.
Указанные оперативные приказы о временном отстранении и о подъеме временно отстраненного от движения грузового поезда со станции ФИО1-1 ЮВС жд были составлены начальником Юго-Восточной Дирекции пути управления движением ОАО «РЖД» ФИО4 на основании обращения начальника станции (ДС) Три Острова ЮВС жд ФИО5, в должностные обязанности которого входит исполнять обязанности начальника станции Святославка ЮВС жд.
Нарушение ООО «Святославское ХПП» технологического срока оборота вагонов в спорный период привело к занятости вагонами железнодорожного пути необщего пользования по ст. Святославка, и как следствие к задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции ФИО1 1 из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ООО «Святославское ХПП».
За время задержки вагонов на путях станции ФИО1 1 истцом произведен расчет платы, размер которой составляет 55 855 руб. 20 коп.
От добровольного внесения платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава ответчик отказался, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по основанию пропуска истцом срока исковой давности и иным основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление. В частности, ответчик пояснил, что акты общей формы, фиксирующие факты простоя вагонов, составлены позже нормативного срока, обозначенного в заявке. Акты общей формы об отказе от подписания актов общей формы составлены с грубым нарушением сроков их составления, в связи с чем ответчику не было известно о наличии соответствующих требований. ООО «Святославское хлебоприемное предприятие» невиновно в неприеме вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам того, что действовали конвенционные запрещения на погрузку или экспорт зерна в спорный период. Копии ГУ-46 ВЦ/Э № 094012, 094013, 094014, 094016, 0094017, 096020, 101021, 101022, 103026 имеют совершенно иные даты, чем указано в иске. Кроме того, указанные документы являлись предметом рассмотрения по иску с тем же истцом и ответчиком, с тождественным основанием по делу № А57-21768/2021.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 123 Конституции Российской Федерации, принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.08.2019 между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ООО «Святославское ХПП» (Пользователь) был заключен договор № 1/150 на подачу и уборку вагонов не железнодорожный путь необщего пользования Обществу с ограниченной ответственностью «Святославское Хлебоприемное предприятие» при станции примыкания Святославка Юго-Восточной железной дороги.
Согласно пункту 1 указанного договора, осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, расположенного на продолжении погрузочно-выгрузочного пути № 6, станции Святославка Юго-Восточной железной дороги, локомотивом Перевозчика.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о времени подачи вагонов передается круглосуточно Перевозчиком в лице начальника станции или дежурного по станции Святославка, Пользователю – в лице ответственного работника, по телефону указанному в договоре, не позднее чем за два часа до подачи вагонов.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 14 договора, Пользователь уплачивает Перевозчику плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности, по ставкам Тарифного руководства.
Время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования оформляется актами общей формы ГУ-23ВЦ.
Пунктом 9 договора установлен срок технологического оборота вагонов.
Договор вступает в силу с 23.08.2019, действует по 22.08.2024 и будет считаться исполненным после выполнения взаимных обязательств и урегулирования всех расчетов между Перевозчиком и Пользователем.
В октябре 2020 года ООО «Святославское ХПП» нарушался предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, что явилось причиной задержки в пути следования на промежуточной станции ФИО1 1 двух поездов, в составах которых находились порожние грузовые вагоны, оформленные по накладным:
индекс поезда 6053-572-6066, накладная № ЭН636795 – вагоны №№ 59941583, 95052270, 95077939; накладная № ЭН636722 – вагоны №№ 59099432, 59099945, 59887554, 95053567, 95053880, 95111357, 95907176, 95054755, 95058434 (всего 12 вагонов).
При этом, в соответствии с приказом № 2531 от 05 октября 2020 года, время начало оставления вагонов 05.10.2020 года - 05.10.2020 15:14.
В соответствии с оперативным приказом 2576 от 14 октября 2020 года время окончания простоя указанных вагонов – 14.10.2020 20:21.
В связи с действием пунктов 6, 7 Договора от 09.08.2019 № 1/150 на железнодорожном пути необщего пользования количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 10 вагонов, вагоны №№ 95053567, 95054755 были отцеплены от поезда с индексом 6053-572-6066.
В соответствии с приказом № 2663 от 15 октября 2020 года указанные вагоны в поезде с индексом 6053-579-6066 были отставлены 15.10.2020 в 15:34.
В соответствии с приказом 2608 от 17 октября 2020 года, время окончания простоя - 17.10.2020 09:07.
Указанные оперативные приказы о временном отстранении и о подъеме временно отстраненного от движения грузового поезда со станции ФИО1-1 ЮВС жд были составлены начальником Юго-Восточной Дирекции пути управления движением ОАО «РЖД» ФИО4 на основании обращения начальника станции (ДС) Три Острова ЮВС жд ФИО5, в должностные обязанности которого входит исполнять обязанности начальника станции Святославка ЮВС жд.
Нарушение ООО «Святославское ХПП» технологического срока оборота вагонов в спорный период привело к занятости вагонами железнодорожного пути необщего пользования по ст. Святославка, и как следствие к задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции ФИО1 1 из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ООО «Святославское ХПП».
Факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, подтверждается составленными истцом актами общей формы.
От подписания указанных актов общей формы представитель ООО «Святославское хлебоприемное предприятие» отказался, что удостоверено актами общей формы.
Факты простоя вагонов на станционных путях зафиксированы актами общей формы.
За время задержки вагонов на путях станции ФИО1 1 истцом произведен расчет платы, размер которой составляет 55 855 руб. 20 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. № 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС № 26 от 18.06.2003 (далее - Правила № 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил № 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил № 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 УЖТ РФ предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из части 11 статьи 39 УЖТ РФ следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (действовавшие в спорный период) утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45. Согласно этим правилам акт общей формы составляется на станции назначения для удостоверения в числе прочего задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение.
Вопреки доводам ответчика, указанными Правилами и Уставом не предусмотрен предельный срок составления актов общей формы.
Как следует из материалов дела, 19.07.2019 ООО «Святославское ХПП» было подано заявление о присоединении № 251/18/ИНФ к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД».
Согласно п. 4.2. Соглашения, в рамках настоящих условий ОАО «РЖД» уведомляет Клиента о составлении актов общей формы, составленных в случаях занятия инфраструктуры ОАО «РЖД» по вине Клиента, актов об отказе и отклонения от подписи, путем предоставления прав на просмотр данных актов. При этом время поступления актов в АС ЭТРАН считается временем уведомления.
Доказательств того, что акты общей формы не были своевременно размещены истцом либо доступ к ним у ответчика отсутствовал, в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что ООО «Святославское хлебоприемное предприятие» не виновно в неприеме вагонов железнодорожной станцией назначения по причинам того, что действовали конвенционные запрещения на погрузку или экспорт зерна в спорный период, подлежит отклонению, так как не подтвержден материалами дела, доказательств обоснованности указанного довода ответчиком не представлено. Из материалов дела не усматривается, что конвенционные запрещения, на которые ссылается ответчик, повлияли на задержку нахождения спорных вагонов по накладным № ЭН636795, № ЭН636722, на железнодорожных путях общего пользования.
Довод ответчика о том, что «копии ГУ-46 ВЦ/Э № 094012, 094013, 094014, 094016, 0094017, 096020, 101021, 101022, 103026 имеют совершенно иные даты, чем указано в иске, указанные документы являлись предметом рассмотрения по иску с тем же истцом и ответчиком, с тождественнымоснованием по делу № А57-21768/2021» подлежит отклонению, так как представитель истца в судебном заседании пояснил, что указанные ведомости были приобщены к исковому заявлению для учета вагонооборота и доказательствами по данному делу не являются.
Исковые требования ОАО «РЖД» обосновывает ведомостями ГУ-46 ВЦ/Э № 101023, 103024, 103025, 103026, 103001, 103002, 104003, 104004, 104005, 104006, 105007, 105008, 105027, 105009, 106011.
Так, согласно оформленных и подписанных Грузополучателем указанных ведомостей подачи/уборки вагонов фактически вагоны находились на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Святославское хлебоприемное предприятие» под грузовыми операциями в отношении каждого вагона от 65 часов до 201,30 часов.
Ответчиком также заявлено о применении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
По общему правилу срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, однако законом может быть установлено и иное (статья 196, пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии со статьями 197, 797 ГК РФ, а также статьей 126 УЖТ срок исковой давности по требованиям об оплате провозных платежей, как вытекающий из правоотношений по перевозке грузов по железной дороге, составляет один год и начинает течь со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Основанием для предъявления иска послужили обстоятельства, указанные сторонами в договоре, то есть нахождение не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования в результате их задержки не по вине перевозчика. Следовательно, в данном случае событием, с которым закон связывает начало течения срока исковой давности, является факт простоя вагонов на путях общего пользования в октябре 2020 года (с 5 по 17 октября 2020 года).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня ее начала (пункт 3 статьи 202 ГК РФ).
В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении.
После соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора течение срока исковой давности продолжается (пункт 4 статьи 202 ГК РФ).
Претензия от 03.09.2021 №7976/ЮВ ТЦФТО об оплате начисленной суммы платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования и процентов за пользование чужими денежными средствами в адрес ответчика была направлена 21.09.2021 года.
Ответ ответчика на претензию получен 27.10.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с номером 410000 58 69987 1.
Таким образом, с 21.09.2021 года по 27.10.2021 года течение срока исковой давности приостанавливается в связи с фактическим соблюдением сторонами претензионного порядка урегулирования спора.
Исковое заявление ОАО «РЖД» к ООО «Святославское хлебоприемное предприятие» по данному делу направлено в Арбитражный суд Саратовской области 17.11.2021 года посредством сайта «Мой арбитр», то есть в пределах установленного законом срока давности.
Из статей 307 – 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с нарушением сроков внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2021 по 20.09.2021 в размере 1 691 руб. 73 коп.
При расчете претензионных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами период начала просрочки определен исходя из даты составления в АС ЭТРАН накопительных ведомостей ф. ФДУ-92 по факту начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре и срока на добровольное исполнение обязательства.
Контррасчет требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком не представлен, возражений относительно указанных требований ответчиком не заявлено.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что исковые требования ОАО «РЖД» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Для рассмотрения искового заявления истцом в федеральный бюджет была уплачена государственная пошлина в размере 2 302 рублей 00 коп., о чем свидетельствует представленное в материалы дела платежное поручение № 2115888 от 23.11.2021.
Поскольку исковые требования удовлетворены, судебные расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Москва, удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Святославское хлебоприемное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Саратовская область, Самойловский район, с. Святославка, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Москва, плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 55 855 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.02.2021 по 20.09.2021 в размере 1 691 руб. 73 коп.
Взыскать с общества с ограниченнойответственностью«Святославское хлебоприемное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Саратовская область, Самойловский район, с. Святославка, в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***> ИНН <***>), город Москва, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 302 руб. 00 коп.
Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Р.В. Стожаров