АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
25 апреля 2018 года
Дело № А57-27204/2017
Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2018г.
Полный текст решения изготовлен 25.04.2018г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.А. Сыпченко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ПКФ «ТОР-ПЛАСТ»
Заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
Межрайонная ИФНС России №8 по Саратовской области
о признании решения № 5030А об отказе в государственной регистрации от 07.04.2017г., принятого МРИ ФНС №19 по Саратовской области, незаконным
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.11.2017г.,
от МРИ ФНС России №19 по Саратовской области – ФИО2 по доверенности от 05.09.2017г.
от УФНС России по Саратовской области – ФИО2 по доверенности от 27.06.2017г.
от МРИ ФНС России №8 по Саратовской области – ФИО3 по доверенности от 23.06.2016 №04-17/093;
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «ПКФ «ТОР-ПЛАСТ» с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ: о признании решения № 5030А об отказе в государственной регистрации от 07.04.2017г., принятого МРИ ФНС №19 по Саратовской области, незаконным; об обязании МРИ ФНС РФ № 19 по Саратовской области в порядке восстановления нарушенного права принять решение о государственной регистрации юридического лица - ООО «Тор-Пласт» в связи с его ликвидацией на основании поданного 31.03.2017 г. заявления и внести в Единый государственный реестр юридический лиц запись о государственной регистрации ООО «Тор-Пласт» в связи с его ликвидацией; о признании безнадежной к взысканию согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ задолженности ООО «Тор-Пласт» перед бюджетом в размере 588,79 руб. Также, заявитель просил взыскать с Межрайонной ИФНС РФ № 19 по Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тор-Пласт» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб., расходы на услуги представителя в размере 6500 руб.
Заинтересованные лица требования оспорили.
Суд рассмотрев спор, исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО «Тор-Пласт» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.05.2001 г.
19.12.2016 г. единственным участником Общества – ФИО4 принято решение о добровольной ликвидации Общества. Ликвидатором назначена ФИО4 18.01.17г. в Вестнике государственной регистрации произведена публикация принятого решения.
29.03.2017 г., согласно расписке о принятии документов, в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации: внесение в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Инспекцией принято решение от 29.03.2017г. о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
30.03.2017 г., согласно расписке о принятии документов, в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией, а именно: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; Решение от 29.03.17г., подписанное учредителем, об утверждении ликвидационного баланса; ликвидационный баланс (составленный в форме упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности) с датой утверждения отчетности 29.03.2017; документ об уплате государственной пошлины.
07.04.2017 Инспекцией принято решение 5030А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи ликвидацией.
Отказ в регистрации ликвидации мотивирован тем, что согласно сведениям, предоставленным Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, юридическое лицо - ООО "Тор-Пласт" имеет задолженность по налогам и сборам в размере 588,87 руб.
Межрайонная ИФНС РФ № 8 по Саратовской области в письме от 06.04.2017г. № 05-17/007632@ сообщила МРИ ФНС РФ № 19 по Саратовской области о наличии задолженности в сумме 588,79 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что МРИ ФНС РФ № 19 по Саратовской области допущена опечатка в оспоренном решении при указании суммы задолженности (копеек), а именно: задолженность составляет – 588,79 руб.
Данное обстоятельство подтверждено всеми налоговыми органами.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в порядке апелляционного производства в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 02.08.2017, жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 07.04.2017 № 5030А об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи ликвидацией, Общество обратилось за защитой своих прав в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, задолженность в размере 588,79 руб. является безнадежной к взысканию, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
На основании пункта 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Порядок государственной регистрации ликвидации, а также документы, представляемые в регистрирующий орган, установлены ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотрен пунктом 1 статьи 21 Закона 129-ФЗ, а именно:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
Из изложенного следует, что при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может и не должно быть ликвидировано кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, с принятием и вступлением в силу поправок в ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 23 Закона N 129-ФЗ у регистрирующих органов имеется обязанность по проведению проверок достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ, до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения в реестр иных данных, не связанных с изменением устава.
С учетом совокупности изложенных норм, на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных ст. 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что в рамках контрольных мероприятий, в регистрирующий орган поступила информация от Межрайонной ИФНС России N 8 по Саратовской области, согласно которой, Общество имеет задолженность по налогам и сборам в размере 588,79 руб. согласно сведениям лицевой карточки (штраф за 2007 г. по налогу на прибыль в размере 100 руб.; недоимка по налогу на имущество в размере 247 руб., пени по налогу на имущество в размере 241,79 руб.).
В адрес общества выставлялись требования:
№ 5145 от 09.10.08г. – налог на прибыль штраф 100 руб.
№ 57110 от 24.08.08г. – налог на имущество 44 руб.
№ 56772 от 28.04.07г. – налог на имущество 56 руб.
№ 62238 от 30.06.09г. – налог на имущество 32 руб.
№ 87046 от 10.11.08г. – налог на имущество 42 руб.
№ 100675 от 25.11.09г. – налог на имущество 29 руб., пени 50,64 руб.
Иные требования налоговым органом не представлены.
В адрес общества принимались решения по ст. 46 НК РФ (о взыскании за счет денежных средств):
№ 7835 от 25.05.07г. (на основании требования № 56772 от 28.04.07г. – налог на имущество 56 руб.),
№ 14070 от 11.11.2008г. (на основании требования № 5145 от 09.10.08г. – налог на прибыль штраф 100 руб.).
Иные решения налоговым органом не представлены.
При этом, суд учитывает, что государственная регистрация промежуточного ликвидационного баланса была произведена решением от 29.03.17г. № 4358А.
На основании изложенного регистрирующий орган пришел к выводу о том, что ликвидационный баланс Общества, содержащий информацию об отсутствии кредиторской задолженности в строке 1520 показатель 0 и не содержащий сведений о задолженности перед бюджетом в размере 588,79 руб., является недостоверным.
В данном случае судом установлено, что вышеуказанная задолженность (2007-2009г.г.) является безнадежной к взысканию.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пункте 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании пункта 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 52 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в основе требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление.
Из представленных в ходе судебного разбирательства письменных пояснений Межрайонной Инспекции № 8 следует, что задолженность перед бюджетом у налогоплательщика образовалась в 2007-2009 г.г.
В связи с истечением срока хранения документов кроме вышеуказанных требований и решений, иные документы по взысканию задолженности представить не представляется возможным.
Так, по части требований решения налогового органа о взыскании задолженности не представлены.
По двум требованиям приняты решения о взыскании задолженности за счет денежных средств в 2007-2008г.г.
Направление инкассовых поручений в связи с истечением сроков хранения документации ни налоговый, ни банк не подтверждают.
Решения о взыскании задолженности за счет иного имущества общества не представлены.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В данном случае учитывая наличие представленных налоговым органом документов, принимая во внимание положение статей 45, 46, 47, 70 НК РФ, арбитражный суд считает, что сроки для взыскания вышеуказанной задолженности истекли и инспекцией утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом, МРИ ФНС N 8 по Саратовской области фактически не оспаривается безнадежность спорных сумм ко взысканию.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что задолженность в размере 588,79 руб. является безнадежной к взысканию. Сведения об указанной задолженности в связи с этим подлежат исключению из лицевого счета налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи ликвидацией.
Обществом заключен договор на оказание юридических услуг в рамках настоящего дела с ФИО1 от 01.02.2018г. на сумму 6500 руб.
Представитель принимал участие в заседаниях суда первой инстанции.
Согласно расходному ордеру от 05.03.2018г. общество выплатило ФИО1 5 655 руб., а п/п от 05.03.18г. № 1 перечислило за него НДФЛ в бюджет в сумме 845 руб.
Поскольку при выплате вознаграждения представителю налог на доходы физических лиц подлежал удержанию непосредственно из дохода, а уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, то удержанный и перечисленный в бюджет налог на доходы физических лиц не является расходами лица, участвующего в деле, в данном случае - расходами общества.
Налоги и страховые взносы, начисленные с суммы вознаграждения, выплаченного представителям на основании гражданско-правовых договоров на оказание юридических услуг, к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, не относятся.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с заинтересованного лица начисленного с суммы вознаграждения представителя заявителя налога на доходы физических лиц в сумме 845 рублей. Аналогичный вывод изложен в Определении ВАС РФ от 10.06.2013 N ВАС-6666/13 по делу N А50-20651/2011.
При этом суд руководствуется статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Информационными письмами Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Чрезмерности расходов не установлено и не заявлено.
Судебные расходы распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС РФ № 19 по Саратовской области от 07.04.2017 г. № 5030А «Об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией».
Признать безнадежной к взысканию согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ задолженность ООО «Тор-Пласт» перед бюджетом в размере 588,79 руб.
В порядке восстановления нарушенного права обязать Межрайонную ИФНС РФ № 19 по Саратовской области принять решение о государственной регистрации юридического лица - ООО «Тор-Пласт» в связи с его ликвидацией на основании поданного 31.03.2017 г. заявления и внести в Единый государственный реестр юридический лиц запись о государственной регистрации ООО «Тор-Пласт» в связи с его ликвидацией.
Взыскать с Межрайонной ИФНС РФ № 19 по Саратовской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тор-Пласт» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб., расходы на услуги представителя в размере 5 655 руб. В остальной части заявления о взыскании расходов отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева