АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 22 марта 2019 года | Дело №А57-27857/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2019г.
Полный текст решения изготовлен 22 марта 2019г.
Арбитражный суд Саратовской области, в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сизовой М.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры г. ФИО1 Саратовской области
заинтересованное лицо:
индивидуальный предприниматель ФИО2
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – ФИО3, удостоверение обозревателя
у с т а н о в и л: Прокуратура г. ФИО1 Саратовской области обратилась с заявлением о привлечении к административной ответственности ИП ФИО2 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено по правилам главы 25 АПК РФ по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Материалами дела установлено, что Прокуратурой города ФИО1 в соответствии с указанием прокуратуры Саратовской области № 7/2-19-2018 от 09.08.2018 совместно со специалистом Западного ТОУ Роспотребнадзора по Саратовской области 28.11.2018 проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей в магазине мясной продукции, расположенном по адресу: ул. Карла Маркса, д. 98, г. Балашов Саратовская область, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проведенной прокуратурой города совместно с Западным ТОУ Роспотребнадзора по Саратовской области проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей в деятельности ИП ФИО4., а именно в магазине мясной продукции, расположенном по адресу ул. Карла Маркса, д. 98 г. Балашов, Саратовской области установлено следующее.
Персоналом магазина периодический медицинский осмотр не пройден, что является нарушением п. 10 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Документы, обеспечивающие прослеживаемость мясной продукции (на колбасные изделия, сердце говяжье замороженное промышленного убоя) представлены не в полном объеме, отсутствуют декларации соответствия, что является нарушением п. 3 ст. 5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ч. 13 ст. 5 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции».
Магазин не обеспечен достаточным набором помещений для соблюдения поточности при поставке, разделке и реализации мяса и мясной продукции, а именно отсутствует отдельный загрузочный вход для поставки товара, отсутствует помещение для подготовки мясной продукции к продаже, весь процесс обвалки, приготовления фарша проводится в одном помещении, в моечном отделении моечных ванн недостаточно, в торговом зале моечная раковина не оборудована, что является нарушением п.п. 1,2 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Отсутствуют емкости для сбора отходов, образующихся в процессе работы, отсутствуют сведения о способе их удаления, что является нарушением ст. 16 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Отсутствует информация о реализуемом фарше, емкость с фаршем не промаркирована, что является нарушением ч. 106 ст. 11 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», п. 13 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Температурный режим в производственных помещениях не контролируется, средствами механической вентиляции производственное помещение не обеспечено, что является нарушением ч. 49 ст. 7 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», п. 2 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Не соблюдается температурный режим хранения продукции, сердце замороженное хранится в одной витрине с охлажденной продукцией при температуре + 3, что является нарушением ч. 95 ст. 9 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», ч. 102 ст. 9 ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», п. 8 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Взвешивание готовой и сырой продукции производится на одних весах, что является нарушением п. 8 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», п. 8.4 СП 2.3.6.1066-01»Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».
В реализации находится легкое, крыло индейки без наличия информации об условиях хранения, сроке годности данной продукции, что является нарушением п.п. 9, 13 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Готовая пищевая продукция хранится в непосредственной близости от сырой продукции, а именно рулет копченый хранится совместно с яйцом куриным и сырой мясной продукцией, что является нарушением п. 8 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
В холодильнике для хранения сырья полутуши и четвертины лежат на полках, что является нарушением ч. 92 ст. 9 ТРТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»
Деятельность магазина мясной продукции, расположенного по адресу ул. Карла Маркса, д. 98, г. Балашов, Саратовская область осуществляется с существенными нарушениями законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения.
04.12.2018г. Административным органом вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в присутствии предпринимателя, который пояснил, что с нарушением согласен.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд основывается на следующем.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Объективная сторона вышеуказанного правонарушения выражается в нарушении требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Закона № 184-ФЗ определяет понятие технического регламента как документа, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 4 статьи 4 ФЗ Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
С 01.07.2013 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должнасопровождатьсятоваросопроводительнойдокументацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 определено, что прослеживаемость пищевой продукции - возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Согласно пункту 9 статьи 17 ТР ТС 021 /2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
Согласно пункту 13 статьи 17 ТР ТС 021/2011 в случае если осуществляется реализация пищевой продукции, не упакованной в потребительскую упаковку, или часть информации о которой размещен; на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести необходимую информацию.
Установление зафиксированных прокуратурой фактов, указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в действиях усматривается вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности.
Доказательств того, что у Предпринимателя отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем, вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Обстоятельства, указанные в постановлении об административном правонарушении, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден. Проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Положения о малозначительности совершенного правонарушения в порядке ст. 2.9. КоАП РФ, а также о возможности назначения санкции в виде предупреждения суд не применяет, т.к. обстоятельства малозначительности в ходе рассмотрения данного конкретного спора судом не установлены. Чрезвычайные обстоятельства не установлены.
Установленные в действиях факты свидетельствуют об угрозе причинения вреда жизни или здоровью потребителей, что исключает возможность применения предупреждения.
В силу статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей.
На основании изложенного, суд находит требование заявителя в части привлечения ИП к административной ответственности подлежащим удовлетворению, в части назначения наказания суд считает необходимым применить минимальный предел штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установленный ч. 1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в размере минимальном - 20 000 рублей.
Руководствуясь 27, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО2, 20.04.1969г.р., место рождения: Саратовская обл., Балашовского района, с. Репное, ИНН <***> ОГРН <***>, регистрирующий орган: МРИ ФНС №19 по Саратовской области, адрес регистрации: <...>, к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
ИНН <***> КПП 645001001 УФК по Саратовской области (Прокуратура Саратовской области л/с <***>) Банк: Отделение Саратов
БИК 046311001 р/с <***> КБК 41511690010016000140
ОКТМО 63701000
Назначение платежа: денежные взыскания.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При неуплате административного штрафа в указанный срок, копия судебного акта о наложении административного штрафа направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путём подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Документ об оплате штрафа представить в суд.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Ю.П. Огнищева