АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 15 июля 2019 года | Дело №А57-27905/2018 |
Резолютивная часть решения оглашена 08 июля 2019года
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2019года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Бобуновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крайновой К.Н., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Саратов
к Саратовской региональной общественной Физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» (ИНН <***> ОГРН <***>), Саратовская область, г. Балаково
о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» (ИНН <***>, местонахождение: <...>) в доход областного бюджета гранта в форме субсидии в размере 32 536 877 (тридцать два миллиона пятьсот тридцадь шесть тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей 62 копейки
при участии в судебном заседании представителей: истца - ФИО1, по доверенности от 11.01.2019 г., ответчика – ФИО2 по доверенности от 23.05.2019 г., ФИО3, ордер, на обозрение суда представлено удостоверение адвоката; Кукушкина Р.В. - председателя
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области с исковым заявлением, с учетом уточнений на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» в доход областного бюджета гранта в форме субсидии в размере 32536877 рублей 62копейки.
В судебное заседание, назначенное на 08.07.2019г. на 17.00час., явились представители сторон.
Истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Ответчик просит отказать в иске по основаниям, изложенном в отзыве.
Как следует из материалов дела, в декабре 2017года в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014г. №550-П Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области были проведены конкурсы на предоставление грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин).
По результатам конкурса Общественная организация Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» была признана победителем.
Размер гранта по конкурсу, проводимому с 4 по 15 декабря 2017года, определен в сумме 14000000руб.
Согласно приказу Министра молодёжной политики и спорта Саратовской области был подписан приказ №689 от 15.12.2017г.
15.12.2017г. между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области и Общественной организацией Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» было заключено соглашение №Г2-10-17 о предоставлении из областного бюджета гранта иной некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
Согласно п.1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 14000000руб. на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) – волейбол, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
Пунктом 4.1 соглашения установлено, что в случае установления факту нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в следующем порядке:
Министерство издает приказ о возврате гранта получателем гранта в областной бюджет;
В течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного абзацев вторым настоящего пункта, министерство направляет получателю гранта письменное требование о возврате гранта с приложением копии указанного приказа платежных реквизитов для осуществления возврата гранта;
Получатель гранта обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, возвратить грант в областной бюджет;
Если в течение срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, получатель гранта не возвратил грант в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет в соответствующий суд исковое заявление для взыскания средств в судебном порядке.
Размер гранта по конкурсу, проводимому с 25 по 28 декабря 2017года, определен в сумме 19000000руб.
Согласно приказу Министра молодёжной политики и спорта Саратовской области был подписан приказ №738 от 28.12.2017г.
28.12.2017г. между Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области и Общественной организацией Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» было заключено соглашение №Г3-10-17 о предоставлении из областного бюджета гранта иной некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.
Согласно п.1.1 соглашения Министерство предоставляет из областного бюджета грант на сумму 19000000руб. на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) – волейбол, а Организация обязуется использовать грант по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
Пунктом 4.1 соглашения установлено, что в случае установления факту нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, грант подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в следующем порядке:
Министерство издает приказ о возврате гранта получателем гранта в областной бюджет;
В течение 7 календарных дней со дня издания приказа, предусмотренного абзацев вторым настоящего пункта, министерство направляет получателю гранта письменное требование о возврате гранта с приложением копии указанного приказа платежных реквизитов для осуществления возврата гранта;
Получатель гранта обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, возвратить грант в областной бюджет;
Если в течение срока, установленного абзацем четвертым настоящего пункта, получатель гранта не возвратил грант в областной бюджет, министерство в течение 30 календарных дней со дня истечения указанного срока направляет в соответствующий суд исковое заявление для взыскания средств в судебном порядке.
Денежные средства были перечислены истцом на расчетный счет ответчика платежными поручениями: №3130 от 15.12.2017г. на сумму 11396978руб.55коп.; №3260 от 26.12.2017г. на сумму 2603021руб.45коп.; №3260 от 26.12.2017г. на сумму 19000000руб., а всего на сумму 33000000руб.
По состоянию на 31.12.2017г. между истцом и ответчиком был составлен акт сверки взаимных расчетов за период 2017год, в соответствии с которым установлено, что по отчетам за декабрь 2017года (29.12.2017года) к учету приняты суммы в размере 13536877руб.62коп. и 19000000руб., а всего по указанным соглашениям принято к учету 32536877руб.60коп.
Сумма в размере 463122руб.38коп. к учету по отчетам не принята и подлежит возврату в бюджет.
22.08.2018г. платежным поручением №387 денежные средства в сумме 463122руб.38коп. были возвращены ответчиком в бюджет на расчетный счет истца.
Министерством в рамках предусмотренных обязанностей по осуществлению контроля за использованием средств гранта, в 2018году на основании приказа №421 от 18 января 2018года был проведен финансовый контроль соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.
В соответствии со справкой по результатам финансового контроля от 06 апреля 2018года установлено, что нарушены условия предоставления гранта, поскольку по состоянию на 01 ноября 2017года у организации имелась задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области издан приказ от 11 апреля 2018года №249 «О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям».
В адрес Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017году (исх.№01-01-28/2062 от 18.04.2018года).
01 июня 2018годв сторонами был согласован график возврата субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2017году, согласно которому организация обязалась возвратить в областной бюджет гранты на общую сумму 33000000руб. равными платежами по 8250000руб. ежемесячно за период сентябрь-декабрь 2018года.
На сегодняшнюю дату возврат субсидий в областной бюджет организацией не произведен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области с иском к Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» о взыскании в доход областного бюджета грант в форме субсидии в размере 32536877 рублей 62копейки.
Выслушав мнения сторон по делу, исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы физической культуры и спорта отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлено, что Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта, не могут противоречить настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, а именно: материально-техническое обеспечение, в том числе, обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ); содействие развитию спорта высших достижений и профессионального спорта (пункт 4 части 2 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определен перечень субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации, к каковым относятся в том числе, и спортивные клубы.
Согласно статье 19 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятельность (часть 1). Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления посредством:
1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных сооружений и иных объектов спорта;
2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений, являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственностью;
3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые установлены нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Таким образом, финансирование Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» производилось за счет средств областного бюджета в соответствии с вышеизложенным, а также на основании статей 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ и Положения о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 сентября 2014 года № 550-П.
Согласно ч.1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Бюджетным кодексом, постановлением Правительства Саратовской области от 24.09.2014г. №550-П утверждено Положение о порядке предоставления грантов некоммерческим организациям (в том числе, государственным учреждениям), не являющимся казенными учреждениями, на развитие на территории области отдельных видов спорта (спортивных дисциплин) (далее – Положение о порядке предоставления грантов).
Положением о предоставлении грантов установлено, что: грант предоставляется на безвозмездной основе в рамках реализации подпрограммы «Физическая культура и спорт» государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спора, туризма и молодежной политики на 2014г.-2020г.» в пределах средств, предусмотренных законом Саратовской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, на поддержку некоммерческих организаций (в том числе, государственных учреждений), не являющихся казенными учреждениями. Грант предоставляется в целях развития на территории области отдельных видов спорта (в том числе, спортивных дисциплин).
В соответствии с п.3 Положения о порядке предоставления грантов, получателями грантов могут быть некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Саратовской области.
Отбор некоммерческих организаций, имеющих право на получение грантов, проводится на конкурсной основе.
Согласно п.5.5 Положения о порядке предоставления грантов для участия в конкурсе некоммерческие организации представляют в Министерство заявление на получение гранта с приложением необходимых документов.
Для участия в конкурсе необходимы следующие документы: реестр документов, Выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее, чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления на получение гранта; справка из налогового органа обо всех имеющихся открытых расчетных счетах заявителя; справка из налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; копии учредительных документов и всех изменений к ним; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; копии учредительных документов (в редакции Постановления Правительства Саратовской области от 16.11.2017г. №578-П); копии документов, подтверждающих назначение на должность руководителя заявителя и главного бухгалтера (при наличии соответствующей должности); смета расходов; информационное письмо, подписанное руководителем заявителя; информационное письмо, подтверждающее непроведение ликвидации заявителя и отсутствие решения арбитражного суда о признании заявителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанное руководителем заявителя; справка на бланке заявителя, подписанная руководителем заявителя и главным бухгалтером (при наличии соответствующей должности), об отсутствии ареста или обращения взыскания на имущество заявителя.
В соответствии с п.5.9 Положения о порядке предоставления грантов основаниями для отказа в предоставлении гранта являются: недостоверность представленной некоммерческой организацией информации; несоответствие представленных некоммерческой организацией документов требованиям, определенным пунктами 5.5, 5.6 или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пунктах 5.5, 5.6 Положения о предоставлении грантов; несоответствие некоммерческой организации требованиям, установленным пунктами 4,4.1 Положения о порядке предоставления грантов.
Согласно п.4.1 (в редакции постановления Правительства Саратовской области от 16.11.2017г. №578-П) у некоммерческой организации не первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе на получение гранта, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ходе проверки обоснованности предоставления некоммерческой организации гранта установлено, что Министерством был предоставлен грант на основании заявки. Поданной с нарушением установленных требований и нарушения проведения конкурсного отбора, что повлекло за собой нарушение условий предоставления субсидий.
Решением комиссии по проведение конкурсного отбора некоммерческих организаций, претендующих на получение гранта, рекомендовано признать победителем конкурса организацию – заявителя, которая в дальнейшем на основании приказа Министерства определена как победитель конкурсного отбора на предоставление гранта – Общественная организация Балаковского района Саратовской области «Протон-БАЭС».
В ходе проверки документов, представленных на получение гранта клубом «Протон-БАЭС», установлено, что клуб «Протон-БАЭС» направило в адрес Министерства заявку на получение гранта с приложением документов для участия в конкурсе. Однако в нарушение п.4.1 Положения о порядке предоставления грантов, справка №16554 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам предоставлена на 22.12.2017г., №16210 о состоянии расчетов на 26.10.2017г. с отсутствием неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о порядке предоставления грантов при подаче заявки на конкурс на получение гранта на развитие отдельных видов спорта в декабре 2017года следовало представить справку из налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов на 01.11.2017г.
Согласно справке №17026 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов Общественная организация Балаковского района Саратовской области «Волебольный клуб «Протон-БАЭС» по состоянию на 01 ноября 2017г. имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, что не оспаривается ответчиком.
Согласно ответу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Саратовской области на запрос Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области от 04.07.2019г. по состоянию на 01 ноября 2017гда СРО ФСО «ВК «Протон» имеет задолженность по налогам и сборам.
Таким образом, в нарушение п.4,4.1,5.8 Положения о порядке предоставления грантов в 2017г. клубу «Протон-БАЭС» неправомерно предоставлено из областного бюджета грант в форме субсидии в сумме 33000000руб.
Следовательно, некоммерческая организация клуб «Протон-БАЭС» не должна была быть допущена к участию в конкурсном отборе, так как для участия в конкурсе у нее не было необходимого документа, представляемого на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка на участие в конкурсном отборе, а именно: справка из налоговго органа об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Кроме того, при проведении контрольных мероприятий выяснилось, что у данного конкурсанта на дату представления вышеуказанной справки имелась реальная непогашенная задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, что подтверждает невозможность ее допуска для участия в конкурсе.
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Кировского района г.Саратова о назначении административного наказания от 14 декабря 2018года по делу №5-625/2018 министр молодежной политики и спорта Саратовской области ФИО4 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000руб.
Министерством молодежной политики и спорта Саратовской области издан приказ от 11 апреля 2018года №249 «О возврате в областной бюджет грантов, предоставленных некоммерческим организациям».
В адрес Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» направлено требование о возврате субсидии, предоставленной из средств областного бюджета в 2017году (исх.№01-01-28/2062 от 18.04.2018года).
01 июня 2018года сторонами был согласован график возврата субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2017году, согласно которому организация обязалась возвратить в областной бюджет гранты на общую сумму 33000000руб. равными платежами по 8250000руб. ежемесячно за период сентябрь-декабрь 2018года.
График возврата субсидий подписан Министром молодежной политики и спорта Саратовской области ФИО5 и председателем правления Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волебольный клуб «Протон-БАЭС» ФИО6
В судебном заседании представитель Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС» ФИО6 не отрицал подписание указанного графика возврата субсидий.
Довод ответчика относительно подписания графика возврата субсидий со стороны Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волебольный клуб «Протон-БАЭС» ФИО6 неуполномоченным лицом в связи с избранием 24 мая 2018года нового руководителя – председателя правления ФИО7, о чем приложена выписка из ЕГРЮЛ на 04 марта 2019года на СРО ФСО «ВК «Протон», не принимается судом в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 183 Кодекса при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (пункт 2 статьи 183 Кодекса).
Поскольку график возврата субсидий подписан неуполномоченным лицом со стороны ответчика, в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительными сделками по признаку ничтожности, как противоречащие статьям 53, 160, 362 ГК РФ.
Подписание договора не лицом, обладающим соответствующими полномочиями, является основанием для проверки сделки на ее недействительность, а не незаключенность.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления, и нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять именно порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий.
Следует отметить, что условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии.
Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
Недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии, а относится к нарушениям, связанным с использованием средств субсидии.
Таким образом, поскольку судом установлено нарушение условий предоставления субсидий Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН-БАЭС», при котором бюджетные средства подлежат возврату, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В процессе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до принятия решения Кировским районным судом г.Саратова по делу №2а-/2019 по административному исковому заявлению Общественной организации Балаковского района Саратовской области «Волейбольный клуб «ПРОТОН» к Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области о признании незаконным требования о возврате грантов, предоставленных из средств областного бюджета в 2017году, подписанное министром молодежной политики и спорта Саратовской области от 20.11.2018г. №01-0128/6445, основанное на приказе министра молодежной политики и спорта Саратовской области №641 от 16.11.2018г.
Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 названного Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Критерием для определения невозможности рассмотрения дела при рассмотрении вопроса о приостановлении производства по делу является наличие существенных для дела обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
По смыслу указанных норм невозможность рассмотрения спора следует признавать подтвержденной, если находящиеся в производстве арбитражного суда дела или рассматриваемый вопрос связаны с другим делом арбитражного суда, и если это имеет преюдициальное значение по вопросам об обстоятельствах, которые надо установить арбитражному суду в отношении лиц, в нем участвующих.
При этом обязанность приостановить производство по делу по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связана не с фактом наличия в производстве суда другого дела, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по этому другому делу.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 18167/07, данная норма направлена на устранение конкуренции между судебными актами по делам с пересекающимся предметом доказывания.
В силу требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды первой устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств и подлежащих применению норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области с исковым заявлением о взыскании с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» в доход областного бюджета гранта в форме субсидии в размере 32536877 рублей 62копейки.
22 февраля 2019года Саратовская региональная общественная физкультурно-спортивная организация «Волейбольный клуб «ПРОТОН» обратилась в Кировский районный суд г.Саратова с административным исковым заявлением к Министерству молодежной политики и спорта Саратовской области о признании незаконным требования о возврате грантов, предоставленных из средств областного бюджета в 2017году, подписанное министром молодежной политики и спорта Саратовской области от 20.11.2018г. №01-0128/6445, основанное на приказе министра молодежной политики и спорта Саратовской области №641 от 16.11.2018г.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 и статьи 6.1 АПК РФ справедливое разбирательство дела предполагает не только беспристрастность суда, но и осуществление судопроизводства в разумные сроки.
В данном случае приостановление производства по делу ведет к необоснованному затягиванию арбитражного процесса и не способствует выполнению арбитражным судом задач судопроизводства, сформулированных в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд не находит оснований для приостановления производства по делу №А57-27905/2018.
Руководствуясь статьями 167-171,177,180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ответчику, Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН» (ОГРН <***>), г.Балаково в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу отказать.
Взыскать с Саратовской региональной общественной физкультурно-спортивной организации «Волейбольный клуб «ПРОТОН»» (ОГРН <***>), г.Балаково в пользу Министерства молодежной политики и спорта Саратовской области (ОГРН <***>), г.Саратов в доход областного бюджета грант в форме субсидии в размере 32536877,62руб.
Реквизиты для перечисления субсидий: УФК по Саратовской области(Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области л/с <***>) ИНН <***> КПП 645201001 р/с <***> в отделении Саратов г. Саратов БИК 046311001 ОКТМО 63701000 КБК 026 1103 5611214ДООО 632. Назначение платежа: возврат гранта по соглашениям от 15 декабря 2017 года № ГЗ-10-17, от 28 декабря 2017 года № Г2-10-17 на л/с |026О1ОО11 (026 1103 5611214Д000 632 242).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение Арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Е.В.Бобунова