ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А57-28378/2022 от 21.07.2023 АС Саратовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

28 июля 2023 года

Дело №А57-28378/2022

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2023 года.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Стожарова Р.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рыбиной Д.В., рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, материалы дела по исковому заявлению акционерного общества «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов,

третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (ОГРН <***>), город Саратов,

о взыскании задолженности за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66 549 шт. на сумму 1 896 646,50 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 31 966,47 руб.,

при участии: от истца – ФИО1, по доверенности от 12.02.2022г., от ответчика – ФИО2, по доверенности от 01.11.2022г., иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание арбитражного суда не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось акционерное общество «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (ОГРН <***>), город Саратов, о взыскании задолженности за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66 549 шт. на сумму 1 896 646,50 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 31 966,47 руб.

Заявлений по статьям 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддерживает исковые требования.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Третье лицо представило отзыв на иск.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, отзыве ответчика и третьего лица на иск, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17.01.2020 между АО «Почта России» и Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области заключен государственный контракт № 20АО-6.4.8.1/8/у ИКЗ 202645504965064550100100110015310244.

Согласно пункту 1.1. Государственного контракта Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (Заказчик) поручает, а АО «Почта России» (Исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - РПО) с использованием электронных сервисов (Программное изделие «Судебная корреспонденция», Почта России - личный кабинет отправителя), согласно Приложению № 1 к Контракту «Спецификация».

Приложением № 1 к Государственному контракту определен объем и стоимость оказываемых услуг - пересылка простых уведомлений о вручении внутренних РПО в количестве 175 000 шт., общая стоимость 4 987 500 руб.

Согласно п. 2.2. Государственного контракта общая сумма, подлежащая уплате Заказчиком Исполнителю по данному контракту составляет 4 987 500 руб., включая НДС 20%.

Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует в срок до 31 декабря 2020 года (п. 9.1).

Услуги по государственному контракту оказаны Истцом Ответчику в полном объеме, в установленный срок, без претензий, сторонами государственного контракта подписаны акты об оказании услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений № 055012у00000078 от 31.01.2020 в количестве 51356 шт. на общую сумму 1463646,00 руб., включая НДС 20%, № 055012у00000265 от 29.02.2020 в количестве 36454 шт. на общую сумму 1 038 939,00 руб., включая НДС 20%, № 055012у00000601 от 31.03.2020 в количестве 72715 шт. на общую сумму 2072377,50 руб., включая НДС 20%, № 055012у00000856 от 30.04.2020 в количестве 14475 шт. на общую сумму 412537.00 руб., включая НДС 20%. Указанные услуги оплачены Ответчиком платежными поручениями № 201 от 26.02.2020, № 261 от 04.03.2020, № 550 от 20.05.2020, № 588 от 28.05.2020.

Кроме того, в течение срока действия государственного контракта, а именно в период с 01.05.2020 по 31.05.2020, истец по заданию Ответчика продолжил оказывать последнему услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей сверх установленных государственным контрактом объема услуг и цены. В данный период времени Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области передал Истцу для обработки, пересылки, доставки простые уведомления о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66549 шт. на общую сумму 1 896 646,50 руб. (в т. ч. НДС), т.е. исходя из текущих Потребностей совершил фактические действия по сдаче простых уведомлений в отделения почтовой связи в целях получения услуг почтовой связи от Истца. Данные услуги оказаны по тарифам, утвержденным приказом АО «Почта России» от 09.12.2019 № 152-п, размещенным в общем доступе на официальном сайте АО «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://ww.pochta.ru/support/post-rules/tariffs, и указанным в Государственном контракте.

Продолжение оказания услуг почтовой связи в рассматриваемом случае было направлено на поддержание и защиту охраняемых законом публичных интересов.

Факт оказания и приемки услуг подтверждается подписанным Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области Реестром оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, согласно которому услуги выполнены полностью и в срок, ответчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Ответчик не произвел оплату истцу фактически оказанных в период с 01.05.2020 по 31.05.2020 услуг в размере 1 896 646,50 руб., в т.ч. НДС.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.05.2021 №Ф64-10/1950, врученная нарочно 21.05.2021. Между тем ответчик не уведомил истца о результатах ее рассмотрения и не оплатил сумму задолженности.

В связи с неисполнением ответчиком в добровольном порядке обязанности по оплате оказанных услуг, истец обратился в суд с исковыми требованиями.

В отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что на территории региона образованы и действуют 134 судебных участка мировых судей. Мировыми судьями области рассматривается более 85 % от общего числа дел, рассмотренных судами общей юрисдикции в области.

На протяжении длительного периода времени АО «Почта России», в лице УФПС Саратовской области (далее - АО «Почта России») и Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (далее - Комитет) взаимодействуют по вопросам оказания услуг по пересылке судебных почтовых отправлений. Почтовая пересылка судебной корреспонденции посредством механизмов АО «Почты России» является основным способом оповещения участников процесса о времени и месте судебного заседания, а также направления судебных актов. На сегодня общая стоимость оказанных услуг составляет более 120 миллионов рублей.

Вся хозяйственная деятельность комитета осуществляется в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон). Согласно положениям Закона государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные пользователи средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственных или муниципальных контрактов. Согласно пункту 2 статьи 8 Закона запрещает совершение заказчиком, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссией, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Бюджет области на 2020 год был принят Законом области от 26 ноября 2019 года № 130-ЗСО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - Закон о бюджете). После вступления в законную силу Закона о бюджете до комитета и других главных распорядителей бюджетных средств - исполнительных органов власти Министерством финансов области доводится информация и лимитах бюджетных обязательств, которые позволяют заказчику сформировать и разместить в единой информационной системе «Госзакупки» план-график закупок на финансовый год. На 2020 год информация о лимитах бюджетных обязательств была доведена финансовым органом 27 декабря 2019 года, незамедлительно был сформирован и опубликован план-график закупок Комитета на 2020 год.

В рамках плана-графика закупок на 2020 год между Комитетом и АО «Почта России» было заключено 11 государственных контрактов на общую сумму 69,5 миллионов рублей:

По всем вышеперечисленным контрактам 2020 года были подписаны двухсторонние акты, без претензий, осуществлена оплата в полном объеме.

Кроме того, ответчик в отзыве на исковое заявление указывает на то, что иные способы расчетов не предусмотрены государственными контрактами. Все учетные документы, используемые сторонами государственных контрактов, оформляются, ведутся в бухгалтерской программе «1С Бухгалтерия», истец же в обоснование своих требований приводит сведения, взятые из онлайн-сервиса «Личный кабинет юридического лица» (далее - Сервис). Данный сервис расположен в сети «Интернет» на портале предприятия и предназначен для организации массовых почтовых отправлений и позволяет пользователям подготовить к отправке письменную корреспонденцию и посылки, подлежащие отправке от имени контрагента. Данный сервис может пополняться информацией с обеих сторон независимо от сроков отчетных периодов, информация об отправке корреспонденции также корректируется в течении всего времени существования сервиса. Информация «Личного кабинета юридического лица» не может быть использована для составления финансовых отчетов и тем более закладываться в основу взаимных расчетов. В государственных контрактах использование Сервиса оговаривается в разделе «Предмет договора» как способ формирования отправления и его дальнейшего отслеживания отправителем.

Министерство финансов Саратовской области в представленном отзыве ссылается на то, что ссылку истца на пункт 4 статьи 51.1 Федерального Закона «О связи», согласно которому при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика. Таким образом, министерство финансов считает, что оператор связи имеет право приостановить и (или) прекратить оказание услуг при наличии согласия в письменной форме государственного заказчика. Однако, истец не уведомил государственного заказчика о предоставлении последним согласия в письменной форме о приостановлении и (или) прекращении оказания услуг. Такое согласие государственного заказчика в материалах дела отсутствует.

Кроме того, Министерство финансов Саратовской области указывает на то, что согласно статье 29 Федерального закона Российской Федерации № 176-ФЗ «О почтовой связи» плата за услуги почтовой связи определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона, цена контракта является твердой. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается. Однако, доказательств, свидетельствующих о согласовании сторонами в установленном Законом № 44-ФЗ порядке дополнительных услуг по Контракту, а также наличие исключительных обстоятельств, позволяющих сторонам заключить договор путем неконкурентного способа закупки, истцом не представлено, безотлагательный характер дополнительных услуг, выполнение их в целях предотвращения большего ущерба не подтверждены.

Изучив материалы дела, доводы сторон суд приходит к следующим выводам.

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Суд оценил условия договора в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и признал заключенную сторонами сделку как договор возмездного оказания услуг.

Отношения в области оказания услуг почтовой связи регулируются ФЗ «О связи», в соответствии с пунктом 1 статьи 44 которого на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг осуществляется с применением общих положений о подряде и положений о бытовом подряде, если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).

Оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (пункт 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Таким образом, подписанный сторонами договора акт приемки выполненных работ без замечаний имеет юридическую силу, является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и порождает обязанность заказчика по оплате выполненных работ.

Одним из основных признаков договорных правоотношений является их эквивалентность и взаимное распределение прав и обязанностей участников сделки.

В соответствии со статьями 779, 780, 781 ГК РФ обязательственное правоотношение по договору возмездного оказания услуг состоит из двух основных встречных обязательств, определяющих тип этого договора: обязательства исполнителя оказать услуги надлежащего качества и обязательства заказчика уплатить обусловленную договором цену в порядке, предусмотренном сделкой (статья 328 ГК РФ).

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В подтверждение выполненных работ истец представил реестр оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений за период 01.05.2021 по 31.05.2021, подписанный представителями сторон спора.

Подписанный ответчиком реестр оказанных услуг свидетельствуют о выполнении истцом предусмотренных условиями договора обязательств и принятии последним этих работ без замечаний и возражений.

Как установлено судом при исследовании фактических обстоятельств дела и пояснений истца, факт оказанных услуг и их стоимость подтверждены представленными в материалы дела реестром оказанных услуг, подписанным сторонами без возражений относительно объема, качества и стоимости оказанных услуг; ответчиком не оспорен.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что обязательство заказчика по оплате оказанных услуг наступило.

Поскольку в ходе судебного разбирательства ответчиком доказательств исполнения обязательств по оплате в полном объеме оказанных услуг суду не представлено, исковое требование о взыскании задолженности за оказанные услуги подлежит удовлетворению.

Довод Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области о необоснованном использовании для расчета размера исковых требований данных из онлайн-сервиса «Личный кабинет» по причине отсутствия в сервисе финансовых форм отчетности, использовании его только для формирования почтового отправления и его дальнейшего отслеживания, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на ошибочном толкований условий государственного контракта № 20АО-6.4.8.1/8/у ИКЗ 202645504965064550100100110015310244 от 17.01.2020 (далее по тексту — Государственный контракт).

В личном кабинете отправителя размещается вся основная информация о взаимодействии с оператором почтовой связи. Отправителю предоставляются возможности подключения сервисов, управления ими, отслеживания статистики почтовых отправлений, пользования всевозможными услугами, подачи обращений. На главной странице личного кабинета доступны важные уведомления, инфографика по отправлениям и ключевые сервисы - отслеживание, отправка регистрируемых почтовых отправлений, поиск отделений по карте. Для использования личного кабинета отправителю необходимо пройти процедуру регистрации на сайте.

Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, выступая государственным заказчиком в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» формирует закупочную документацию для размещения заказа по оказанию услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, в том числе проект государственного контракта и осуществляет в соответствии с установленной процедурой закупку, по результатам которой определяет исполнителя услуг и заключает с ним государственный контракт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Вместе с тем при проведении государственной закупки Исполнитель услуг не устанавливает условия государственного контракта, а только принимает их.

В рассматриваемом случае между сторонами 17.01.2020 заключен государственный контракт № 20АО-6.4.8.1/8/У ИКЗ 202645504965064550100100110015310244 (далее по тексту - Государственный контракт).

Согласно п. 1.1. Государственного контракта Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (именуемый «Заказчик») поручает, а АО «Почта России» (именуемый «Исполнитель») принимает на себя обязательства по оказанию Заказчику услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - РПО) с использованием электронных сервисов (Программное изделие «Судебная корреспонденция». Почта России - личный кабинет отправителя), согласно Приложению № 1 к Контракту «Спецификация».

Таким образом, государственным контрактом закреплено обязательное использование сторонами электронных сервисов (Программное изделие «Судебная корреспонденция», Почта России - личный кабинет отправителя) при оказании Заказчику услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений.

Довод Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области о том, что в период с 01.05.2020 по 30.05.2020 было оказано услуг по приему, обработке, пересылке простых уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, якобы, на сумму 831 060 руб. согласно выгруженному им файлу из личного кабинета, противоречит ранее подписанному Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области реестру оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, представленной истцом расшифровке оказанных Комитету по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период: 01.05.2020 - 31.05.2020, а также фактическим обстоятельствам.

Реестр оказанных услуг ответчика не содержит полные сведения об оказанных в спорный период услугах, так как из него ответчиком удалены даты отправки для исключения возможности идентификации полноты сведений об оказанных услугах за период с 01.05.2020 по 31.05.2020. В представленном ответчиком реестре номер последней партии отправки в мае 2020 года указан 37025, что не соответствует номеру последней партии отправки - 39151, отраженному в подписанном сторонами Реестре оказанных услуг по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений за период за период с 01.05.2020 по 31.05.2020, и в личном кабинете. Согласно данным подписанного сторонами Реестра партия отправки за номером 37025 зарегистрирована 18.05.2020 в ОПС 410012, что не может являться подтверждением полноты оказанных услуг за май 2020 года в представленных Комитетом по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области сведениях.

Таким образом, представленный ответчиком реестр оказанных услуг не соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств.

Ссылка ответчика об оплате услуг на сумму 831 060 руб., якобы, платежными поручениями от 11.08.2020 № 998 и от 12.08.2020 №1008 противоречит указанному в них назначению платежа (платежное поручение от 11.08.2020 № 998 назначение платежа - 036 0105 9120001500 244 221 018 БО:30020 02602002750)110 лс036019911 Опл. по акту 055012у00001517 от 31.07.2020 г. Г/к 20АО-6.4.8.1/806 от 03.06.2020 г. Уведомления 07.20 г. В т. ч. НДС 20% - 288895-00; платежное поручение от 12.08.2020 №1008 назначение платежа - (036 0105 9120001500 244 221 018 БО:30020 02602002750)110 лс036019911 Опл. по акту 055012у00001292 от 30.06.2020 г. Г/к 20АО-6.4.8.1/806 от 03.06.2020 г. Уведомления 06.20 г. В т. ч. НДС 20% - 416632-00), так как платежным поручением от 11.08.2020 № 998 на сумму 1 733 370,00 руб. производится оплата услуг за июль 2020 года, а платежным поручением от 12.08.2020 № 1008 на сумму 2 499 792,00 руб. -оплата услуг за июнь 2020 года.

Таким образом, в указанные платежи оплата услуг за май 2020 года не входит.

Довод третьего лица о том, что цена контракта является твердой и оказание дополнительных услуг с превышением его цены не было согласовано сторонами, в связи с чем оператор связи имел право приостановить и (или) прекратить оказание услуг при наличии согласия в письменной форме государственного заказчика, отклоняется судом.

В силу прямого указания закона: статьи 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», статьи 426 ГК РФ, договор на оказание услуг почтовой связи является публичным во всех случаях, вне независимости от того, является ли пользователь государственным заказчиком или коммерческой организацией; обязательность заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги связи, означает и недопустимость одностороннего отказа оператора связи от исполнения договора.

Кроме того, законодательство Российской Федерации о связи содержит императивный запрет на одностороннее приостановление и прекращение оказания услуг связи для нужд органов государственной власти без письменного согласия заказчика.

Заключение Государственного контракта произведено сторонами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях обеспечения услугами почтовой связи Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области.

Согласно статье 10.3. Закона Саратовской области от 16.03.1999 № 12-ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Саратовской области» организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти области, обеспечивающим деятельность мировых судей, за счет средств областного бюджета.

Как указывает истец, исходя из п. 1 и п. 3 Положения о Комитете по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 апреля 2009 г. № 134-П, Комитет по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим организационное (кадровое, информационное, правовое, финансовое) обеспечение деятельности мировых судей Саратовской области, а также финансовое обеспечение деятельности государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр обслуживания судебных участков мировых судей Саратовской области»; Комитет обладает правами юридического лица, самостоятельный баланс, имеет лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке.

Учитывая основные цели, задачи и функции Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области, а также условия Государственного контракта, услуги почтовой связи оказывались для нужд государства по обеспечению условий для осуществления правосудия.

Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и Правилами оказания услуг связи.

Согласно пункту 4 статьи 51.1 ФЗ «О связи» при исполнении государственных контрактов на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанные государственные контракты, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме государственного заказчика.

Таким образом, приостановление и (или) прекращение оказания услуг связи для нужд таких органов государственной власти не зависит от волеизъявления оператора связи, а обусловлено наличием письменного согласия государственного заказчика, которое должно быть представлено государственным заказчиком в каждом конкретном случае, в том числе при истечении срока действия государственного контракта.

Из норм ГК РФ, Закона № 44-ФЗ, не следует, что исчерпание лимита (предельной цены) государственного контракта, влечет освобождение заказчика от обязанности оплатить фактически потребленные им услуги сверх цены контракта.

Письменного уведомления о прекращении оказания услуг почтовой связи после завершения срока действия Государственного контракта от Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области в адрес истца не поступало, что ответчик в ходе рассмотрения дела не отрицал.

Вывод о невозможности исполнителя односторонними действиями прекратить оказание услуг связи, и обязательность их оплаты заказчиком, в том числе, в случае превышения цены контракта, подтверждается разъяснениями, содержащимися пунктом 23 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, из которого следует, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства следует не возможность для исполнителя односторонними действиями, прекратить исполнение при превышении его максимальной цены.

Согласно пункту 21 вышеназванного Обзора, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате оказанных услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены, в случаях, когда из закона следует, что оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.

Таким образом, у истца отсутствовали законные основания для прекращения оказания услуг почтовой связи для обеспечения правопорядка.

Продолжение оказания услуг по контракту, несмотря на превышение его цены, в данном случае направлено на поддержание и защиту охраняемых законом публичных интересов.

Аналогичные правовые подходы выработаны судами, напр., в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу № А40-128725/2019, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.07.2021 по делу № А40-153432/2020.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление акционерного общества «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва, удовлетворить.

Взыскать с Комитета по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, в пользу акционерного общества «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва, задолженность за оказанные в период с 11.05.2020 по 31.05.2020 услуги по отправке простых уведомлений о вручении внутренних почтовых отправлений для нужд участков мировых судей в объеме 66 549 шт. на сумму 1 896 646,50 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 31 966,47 руб.

Выдать исполнительный лист.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления решения в законную силу.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Р.В. Стожаров